Символический интеракционизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символический интеракционизм



Немалый вклад в развитие интерпретативной социологии внесли симво­лический интеракционизм и социальная психология, получившие наиболь­шее развитие в США в первой половине XX в.

Отличительной чертой ранней американской социологии является ярко выраженная гуманистическая направленность и склонность к социальному реформаторству общества. Тому в немалой степени способствовало то об­стоятельство, как уже говорилось, что очень многие из основателей амери­канской социологии были священниками либо сыновьями священников. Анализ биографий, проведенный в 1927 г. Л. Бернгардом и П. Бэкером, по­казал, что более 70 социологов из 260 обследованных в прошлом являлись священниками либо закончили религиозную школу. Евангелическая страсть и моралистическая риторика, в тона которой окрашивались произведения ранних американских социологов, объясняются их социальным происхож­дением и полученным образованием. Лидеры и первого, и второго поколе­ния американских социологов поддерживали прочные связи с христианской церковью. Один из первых социологических факультетов в 1894 г. открылся в Католическом университете США.

Первый курс по методам социального исследования в 90-е гг. XIX в. в Америке предложил в Чикагском университете бывший священник Ч. Хен-дерсон.

Лестер Уорд (1841—1913), считающийся одним из основателей американ­ской социологии, полагал, что человеческое существо раздвоено между миром природного и миром социального. Таким же раздвоенным оказа­лось и общество. В нем одновременно царствуют слепые законы естествен­ного отбора, заставляющие людей не щадить друг друга в конкурентной борьбе, и разумные законы добра, основанные на высоких гуманистичес­ких ценностях.

Общество, согласно другому классику американской социологии Уильяму Самнеру (1 840—1910), необходимо рассматривать в социокультурном контек­сте, основой которого выступают социальные нормы, традиции и обычаи. Обычаи (folkways) напоминают правила приличия, например требование пользоваться ножом и вилкой. Они различаются у разных народов и куль­тур. Нравы (mores) — более строгий вид норм. Они составляют групповую

мораль, или нравственность. К ним относятся требования уважать старших, помогать родственникам. Нравы включают философские и этические оцен­ки поступков. На обычаях и нравах основываются «естественные» институ­ты, например религия, семья, собственность, а на законах — «предписанные» институты (банки, система выборов).

Еще большее развитие интерпретативная перспектива получила в симво­лическом интеракционизме — первом собственно американском теоретичес­ком течении в социологии.

У символического интеракционизма имеется немало предшественников, и не только на американском континенте. Классик немецкой социологии рубежа XX в. Георг Зиммель (1 858—1918) утверждал, что общество не являет­ся жесткой структурой, где накрепко спаяны между собой учреждения, ин­ституты, классы, группы. Общество состоит из тех социальных событий, которыми наполнены будни простых людей. Общество превращается в про­цесс, постоянное созидание социальной реальности в повседневных актах жизнедеятельности людей.

В ряду основателей символического интеракционизма упоминают амери­канского социального философа Джорджа Герберта Мида (1864—1931), его современника социолога Чарльза Кули (1 864—1929) и, наконец, их предше­ственника психолога Уильяма Джеймса (1842—1910).

Выражение «символический интеракционизм» ныне обозначает несколько направлений социологии и социальной психологии. Оно было пущено в об­ращение в 1937 г. одним из учеников и последователей Мида Гербертом Блу-

мером (род. в 1910), который позднее стал главой второго поколения символичес­кого интеракционизма. Сам Мид пола­гал, что самое существенное у чело­века — это его владение языком. Способ­ность говорить делает его социальным существом. Он хотел укоренить психоло­гию в социальной действительности, по­этому считается, что интеракционизм по­явился как часть социальной психологии. Социальное взаимодействие в сим­волическом интеракционизме мыслит­ся как исполнение человеком разнооб­разных ролей. В зависимости от того, какую социальную маску надевает на себя человек, тем он и становится в данный момент. В известном на весь мир эксперименте П.Г. Цимбардо студентов всего на две недели превратили в уз­ников и надзирателей, но они настолько вжились в свои роли, начав пресле­довать, избивать и ненавидеть друг друга, что эксперимент, проводившийся в настоящей тюрьме, пришлось через неделю прекратить.

Таким образом, студенты приняли участие в своего рода ролевой игре, це­лью которой было выяснить, как сыгранная роль отразится на поведении и переживаниях людей. Игра была спланирована так, что участники ничего не подозревали. Их забирали ночью, они не знали, где находятся, эксперимент проходил непрерывно каждый день и каждую ночь, испытуемые не имели контактов с внешним миром.

«Тотальный институт», как назвал тюрьму в 1961 г. один из лидеров ин-теракционизма Эрвин Гоффман, целиком поглотил испытуемых. Они забыли прежние привычки, стереотипы и нормы поведения и полностью перевоп­лотились. Иными словами, в своих переживаниях и действиях студенты пре­вратились в заключенных и надзирателей.

Так в социальном процессе формируется то, что интеракционисты назы­вают «своим Я» (англ. «Self»), т.е. способность воспринимать себя как дей­ствующее лицо. Способность осознавать свое «Я» развивается в социальной жизни посредством того, что Мид называет «взятием на себя роли» или «при­нятием отношения других к себе самому». Человек становится действующим лицом благодаря тому, как реагируют на него другие лица. Если мальчику с детства внушать, что он плохой, то он становится таковым. В эксперименте одни студенты превратились в настоящих надзирателей не потому, что так хотели они, а потому, что другая группа студентов воспринимала их и отно­силась к ним именно как к надзирателям.

Второе поколение символических интеракционистов во главе с Г. Блумером начиная с 30-х гг. провело не только теоретическую, но и большую исследова­тельскую работу, опираясь в основном не на традиционные количественные методы, тесно связанные с математической статистикой, а на качественные, ориентирующиеся преимущественно на интервью, наблюдение и эксперимент, которые не обязательно завершаются построением статистических таблиц.

В ходе такой работы выяснилось, что никакой объективной реальности, одинаковой для всех людей, никогда не существовало и не существует. Одно и то же событие в передаче его разными людьми выглядит совершенно по-разному. У каждого человека есть собственная интерпретация социальной реальности, которую он сам постоянно создает и пересоздает, наполняет смыслом и значениями, в которой живет только он сам и которая оказывает решающее влияние на его роли и поступки.

Индивид является созидателем окружающего мира и придает ему смысл. Человек выступает одновременно субъектом и объектом для самого себя. Как субъект человек творит свое социальное окружение, а как объект испытывает воздействие этого окружения на себя. Посредниками здесь выступают значи­мые другие, прежде всего самые близкие ему люди. В отличие от них незнако­мые люди, не имеющие конкретного лица и превратившиеся в «людей» или «народ» вообще, называются «обобщенными другими». «Обобщенный другой» у Мида обозначает общество как абстрактное целое, как систему институтов, в которых приходится участвовать людям: семья, образование, религия, эко­номические и политические институты. Для успешной социализации необхо­димы оба компонента — «значимые другие» и «обобщенные другие», по отно­шению к которым ребенок по-разному дистанцирован.

Интеракционисты считают, что общество не обладает тем, что можно было бы назвать объективной структурой. Общество следует понимать как по­стоянно происходящее взаимодействие между миллионами индивидов, каж­дый из которых несет свой смысл, имеет свои намерения и дает миру свою интерпретацию событий. Ни человек, ни общество не являются статичными, и то и другое следует понимать как процесс. И индивидуальное, и коллектив­ное действия создаются посредством того, что действующие индивиды ин­терпретируют ситуацию, а не благодаря тому, что какие-то внешние дви­жущие силы вызывают определенное поведение индивидов.

По мнению социального философа Джорджа Мида, который и заложил основы интеракционизма, сознательное «Я» вырастает из социального про­цесса. Социализация и взросление человека понимается как «обретениероли». Окружающие человека объекты становятся носителями смысла, они оказы­ваются связанными с тем, что мы называем символами.

Один из важных принципов интеракционизма — принцип обретения общ­ности в разговоре — предполагает, что человек создается только в процессе социального взаимодействия, прежде всего речевого, но не до и не после него. Возникающая в ходе такого взаимодействия общность, или социальность, составляет суть человеческой природы, без и вне которой индивид ничто.

Многие идеи Мида совпадали с установками так называемой культур­ной школы, лидером которой признавался советский психолог Л.С. Вы­готский, считавший, что если лишить ребенка многообразия исполняе­мых ролей, он лишается и своего интеллекта, и возможности развивать самосознание.

В числе тех, кто внес серьезный вклад в развитие символического инте­ракционизма, называют также У. Томаса, Р. Парка, Г. Блумера, Э. Хьюза, А. Стросса, Г. Бекера, Т. Шибутани, М. Куна, Т. Партленда, К. Берка, Э. Гоффманаидр. Наибольший успех сопутствовал интеракционизму в 1970-1980-е гг., когда получают широкое признание такие родственные направ­ления, как социальная феноменология и этнометодология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.007 с.)