Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура социологического знания и система категорийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Категории как элементы базисного знания выступают в роли своеобразных методологических принципов по отношению к частнотеоретическим понятиям и терминам. Это вполне правдоподобно, поскольку категории выступают, во-первых, знанием существенным и всеобщим, т.е. воплощают в себе богатство особенного, индивидуального и отдельного, во-вторых — родовым понятием, а родовое понятие согласно принципам диалектики есть закон. Например, в политической экономии категория абстрактного труда конкретизируется через совокупность специфических частнотеоретических понятий: «субстанция стоимости», «рабочее время», «общественно необходимый труд». В социологии же данная категория конкретизируется через совокупность иных понятий, например обеднение содержания работы, степень ее монотонности и однообразия, одностороннее развитие личности в условиях узкоспециализированного труда и т.д. То же самое справедливо и для других категорий труда. Так, категория труд вообще, или простой процесс труда, которая присуща всем общественно-экономическим формациям, раскрывается через систему таких понятий, как организация и условия труда, предмет, средства, методы и субъект труда. Шлике В.Ф. Об исходных посылках материалистического понимания истории в работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» // Философские науки. 1981. № 3. С. 53. Капустин А.П. Споры о путях изложения диалектики (обзор) // Вопросы философии. 1979. № 6. С 168. Точно так же и частнотеоретические понятия по отношению к научным терминам выполняют функцию объяснительных принципов. Термины — это прежде всего прикладной, инструментально-технический уровень знания. Если категории имеют неограниченное множество определений (в качестве которых выступают частнотеоретические понятия), а понятия — ограниченную, четко фиксированную область определений (в роли таковых выступают уже научные термины), то термины имеют одно-единственное значение. С изменением определения термина меняется его название. К терминам в социологии труда относят «текучесть кадров», «социально-психологический климат», «уровень квалификации», «сплоченность коллектива» и др. Изменение же определения понятия, переход к новому понятию не уничтожает, а обогащает его содержание. Свою роль объяснительного принципа социологическая категория выполняет таким образом, что через соотнесение с ней частнотеоретические понятия приобретают новые определения, раскрывают неизвестные стороны. Так, «частичный труд» раскрывается через обращение не только к таким же по уровню обобщения понятиям, как «механизация и автоматизация труда», но и к более высоким категориям («абстрактный труд», «разделение труда», «содержание труда»). Присущая категории многозначность смысла — благодаря тому, что она отражает единство субъективной и объективной диалектики, — позволяет обнаружить новые тенденция, по-новому понять тот же частичный труд, наделив его некоторыми из признаков, входящих, например, в определение категории «абстрактный труд». В результате такого восхождения частичный труд понимается как односторонний, незавершенный, абстрактный труд. В отличие от категорий и понятий научные термины, входящие в состав социологического знания, не играют роль объяснительных принципов. Хотя они привлекаются для описания реальных явлений, но в ином качестве — в роли социальных показателей и индикаторов. Так, термин «текучесть кадров» может привлекаться к объяснению термина «нестабильность коллектива» в значении рядоположенного с другими социальными факторами, например состоянием психологического климата. Логический анализ содержания исходного понятия открывает в нем другое понятие, а весь процесс подчиняется правилу определенной последовательности движения от простого к сложному, от более абстрактного к более конкретному. Таким образом, «в системе категорий материалистической диалектики каждая категория занимает определенное место, вся система образует своеобразную ступенчатую лестницу... и чем более высокое место на этой лестнице занимает категория, тем содержательнее и значительнее она в науке»25. Принцип системности при рассмотрении философских категорий предполагает критерий их организации, упорядочения, субординации. В 1970— 1980-е гг. в литературе предлагались самые различные способы классификации и систематизации категорий исторического материализма, который выступал в качестве общесоциологической теории26. При этом нередко Ситковский Е.П. «Философские тетради» В.И. Ленина и современность // Философские науки. 1985. № 4. С. 30. См. работы В.П. Тугаринова, В.П. Рожина, В.Ж. Келле, Г.Г. Караваева, А.И. Вербина, А.Е. Фурмана, М.Н. Алексеева, B.C. Барулина, М.Н. Булатова, П.В. Алексеева, Ю.К. Плетникова и др. допускались методологические просчеты, к примеру одни и те же категории приписывались различным группам: «базис» и «надстройка» приписывались то к философским, то к социологическим категориям. Некоторые авторы предлагали делить социолого-философские категории на следующие группы: 1) категории, при помощи которых общество характеризуется как целостное образование; 2) категории, характеризующие отдельные сферы общественной жизни; 3) сравнительные или парные категории; 4) категории состояния27. К сожалению, в литературе, посвященной социологии, уровень категориального знания, принципы и способы его построения, логика и законы перехода от одного уровня к другому рассматривались крайне недостаточно. В основном социологи предпочитали изучать частнотеоретические механизмы роста научного знания. Сложилась парадоксальная ситуация: социологи фактически игнорировали категориальный аппарат своей науки, а философы, как бы компенсируя этот недостаток, выдвигали такое множество противоречивых подходов к его построению, что скорее затрудняли, нежели облегчали социологам решение их задач. Так, Ю.К. Плетников, негативно оценивая увлечение советских философов формально-логическими упражнениями, приводил примеры игры в понятия: авторы предлагали в статьях самые невероятные классификации, выделяя категории парные, соотносительные, однопорядковые, разнопорядковые и др.28 Проникновение философских категорий в социологию и попытка на категориальном фундаменте выстроить здание общей социологической теории имели ряд несомненных плюсов. Во-первых, философские категории обширно использовали Вебер, Зим-мель, Теннис и некоторые другие европейские социологи, главным образом немецкие. Благодаря этому советская социология не утратила родственных связей с общеевропейской традицией, в отличие от американской социологии, которая напрочь порвала эти связи, увлекшись количественной методологией и эмпирикой. Во-вторых, категории, использовавшиеся советскими социологами в качестве первокирпичиков, обладали богатейшим содержанием и гносеологическими возможностями, которых мы и сегодня до конца понять не смогли. Категории напоминают вселенную во вселенной. Такой образ использовали советские физики, описывая мир субатомных частиц. В свернутом и закодированном виде в категориях присутствует история всей человеческой культуры. Сколько определений, трактовок и теорий общества, человека и личности, цивилизации, бытия, культуры, познания, вечности и других категорий возникало в мировой истории начиная с античности? Одних только определений культуры насчитывается более 500. Они не только выражают субъективный взгляд на проблему того или иного автора, но также и дух конкретной исторической эпохи, менталитет нации или социальной группы, традиции научной школы или научной дисциплины. Все это в свернутом виде содержится в социолого-философской категории. исторический материализм как социально-философская теория. М., 1982. Плотников Ю.К. Проблемы дальнейшей разработки теоретической системы исторического материализма// Философские науки. 1981. № 4. С. 13. В-третьих, благодаря употреблению категорий социология сохраняет свой пограничный статус, выступая одновременно как наука гуманитарная и естественная. Именно этого требовал от нее М. Вебер, полагая, что в ней должны органично соединяться возможности математических и статистических процедур с ценностным и социокультурным знанием. На уровне понятий эти возможности частично утрачиваются, а на уровне терминов они и вовсе исчезают. Здесь, на нижнем этаже социологического здания, царят точность, верифицируемость, валидность, математика, индикаторы, выборки, репрезентативность и т.п. Здесь утрачивается связь с категориями, а вместе с ними и с философией. Той самой философией, из недр которой вышла социология и родственницей которой она до сих пор остается. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Как мы выяснили, познание представляет собой процесс получения новой информации о мире, а знания — это его результат. Из одного пункта научный поезд отправился, а в другой пришел; еще можно сказать так: каков процесс, таков и результат. Если не постарались в ходе познавательного процесса, то нечего надеяться на хороший результат. А процесс, как мы помним, включает и логику, и интуицию, и озарения, и заблуждения. Потому можно предположить, что и результат таких действий будет далеко не однородным. Действительно, система научного знания крайне гетерогенна, т.е. в ней можно обнаружить самые разные формы знания: эмпирические факты, законы и закономерности, статистические тенденции, принципы, гипотезы, формализованные и неформализованные теории, квази- и псевдотеории и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.225 (0.007 с.) |