Психологическая антропология 

 

 

 

 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая антропология



Как уже говорилось, многие ученые не видят разницы между социологи­ей и антропологией, считая вторую разновидностью первой. Так, классик антропологии Лесли Уайт, видевший в культуре только материальную сис­тему объектов и символов, которая настолько сильно определяет поведение людей, что различия между индивидами отступают на второй план, отрицал принципиальную разницу между социологией и антропологией.

Разумеется, это крайняя и неверная точка зрения. У сторонников погло­щения антропологии социологией есть непримиримые враги, также не чуж­дающиеся экстремистских лозунгов. Представители психологической ант­ропологии, в частности Ф. Бокк, полагают, что, поскольку антропологии никуда не деться от изучения человека и его внутреннего мира и поскольку она относится, как и психология, к разряду поведенческих наук, то не сле­дует разграничивать две науки и антропологию надо считать подотраслью психологии. Соединительным мостом между ними является психологичес­кая антропология.

Эезка

Странные законы археологии

Законы археологии теплей

есущественно, где будет раскапываться пер-й квадрат, в любом случае будет найдено:ожее место турецкого периода, ели три кандидата наук с полевым стажем лет разобьют сетку квадратов на раскопе, по-iee обнаружится неисправимая ошибка. правка. Ошибка обнаружится только при на­гний отчета.

зли профессиональный геодезист со стажем 5оты 39 лет будет нанят в следующем сезо-то сетка квадратов вновь будет разбита с не-фавимой ошибкой.

правка 1. Если второй профессиональный дезист будет нанят (за ОЧЕНЬ высокую пла-для проверки работы первого геодезиста, ТО ка окажется верной с точностью до 0,005%. правка 2. При написании отчета все равно юнится, что сетка разбита с неисправимой ибкой.

и одна конструкция, выявленная в пределах копа, не может получить окончательной интер-тации до тех пор, пока сохраняются бровки, тальку все наиболее важные части скрыты. 1равка. Когда бровки сняты, конструкция все но не может получить интерпретации.

• Наименее опытный начальник участка с наи­менее обученной командой всегда сделает наи­более важное открытие.

Поправка 1. Он или она, не зная, что это такое, не сделает записи в полевом дневнике. Поправка 2. Как только возникает ошеломляю­щее понимание того, что это открытие не было ни описано, ни сфотографировано, ни нанесе­но на план, появится инспекция из Отдела Древ­ностей.

Поправка 3. Именно в тот момент, когда Вы искренне пытаетесь объясниться с Заведующим Отдела Древностей, появится вольнонаемный рабочий с половиной свежерасколотой микен­ской пиксиды и спросит: «А что это такое?».

Наиболее опытный начальник участка с наи­более профессиональной командой способен на еще более глупые ошибки. ■ Когда появляется необходимость выявить наиболее важный уровень залегания построй-

Психологическая антропология (psychological anthropology) — междисцип­линарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики лю­дей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.д.4|

Относительно времени зарождения этой дисциплины единого мнения не существует: одни авторы полагают, что она возникла во второй половине

XIXв. на пересечении психологии и этнографии, другие уверены, что она возникла в 20—30-х гг. XX в. в США и первоначально именовалась «культу­ра и личность». Первая точка зрения будет правильной, если считать созда­ние особой дисциплины, «психологии народов», провозглашенное в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, не историческим предшественником пси­хологической антропологии, а ее ранней фазой. На основе сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры сторонники «психологии на­родов» пытались раскрыть природу «народного духа», выражающего психи­ческое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одно­временно их самосознание. В начале XX в. свод подобных идей, концепций, эмпирических находок, а часто и домыслов нашел обобщение в 10-томной «Психологии народов» В. Вундта. Новый этап наступил в первой четверти

XX в., когда благодаря книгам М. Мид, Р. Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза идеи пси­хологической антропологии приобрели не только широкую популярность, но и подлинно научную основу. Правда, современное название — «психологичес­кая антропология» — новая наука получила только в 1970-е гг. В 20—50-е гг.

ки, выясняется, что техник сбежал с лаборант­кой.

Поправка 1. Если вы решите сделать упомяну­тую работу самостоятельно, поскольку зани­мались этим неоднократно, то получаться бу­дет не лучше, чем у самого неопытного сотруд­ника.

Поправка 2. Факт, что все то, что можно было испортить, испорчено, будет особенно оче­виден, поскольку незадолго до этого Вы объясняли нескольким присутствующим сту­дентам, как следует прослеживать уровни построек.

• Если N начальникам участков выдается неко­торое количество неких орудий, то выяснится, что количество необходимых орудий составля­ет точно № 1.

Поправка. Если же количество начальников уча­стков и количество орудий необъяснимым обра­зом совпадает, то при возвращении орудий на склад выяснится, что их количество не превы­шает № 1.

Особые законы

Постулат Гезера

Все структуры исчезают в бровках.

Поправка Ланса:...и никогда не появляются с

Другой стороны.

Закон Вулли

Неважно, где будет размещен отвал, все равно там придется раскапывать позднее.

Закон плавающего репера

В любом археологическом сезоне геодезист обнаружит, что нулевой репер предыдущего сезона ошибочен на ±50 см.

Закон Шехема

Наиболее важное открытие всегда появляется в конце археологического сезона и должно быть засыпано, чтобы подвергнуться исследованию в следующем сезоне.

Дополнение 1. Упомянутое открытие не будет обнаружено в следующем сезоне. Дополнение 2. Если упомянутое открытие обна­ружено в следующем сезоне, то выяснится, что это не что иное, как современное вторжение в слой.

Дополнение 3. Если упомянутое открытие все же утрачено, то в анналах археологии будет запи­сано, что археологи совершили величайшее от­крытие экспедиции в упомянутое время, но эти идиоты попросту вышвырнули его.

Источник: веб-сайт Археология.ru: http:// www.archaeology.ru/folklore/baiki/zak.html

Источник: Сектор археологической теории и информатики: http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8l0l/

в ней доминировало направление «культура и личность», которое разраба­тывали М. Мид, А. Кардинер, Э. Сепир, Р. Бенедикт и др. Внимание этих авторов в основном было сосредоточено на процессах социализации и ин-культурации, т.е. на приобретении человеком социально значимого культур­ного опыта. В 30—40-е гг. в моду вошли кросс-культурные исследования, в центре которых находились «национальный характер» и «модальная лич­ность». В течение всего развития психологической антропологии в XX в. теоретическую тематику и концептуальную моду задавали не антропологи, а психологи, имевшие гораздо более мощные теоретические наработки. Вот почему в 1930—1950 гг. психологическая антропология практически отожде­ствлялась с неофрейдистской теорией культуры и личности, пытавшейся вывести свойства национального характера из так называемой «базовой», или «модальной», личности, которая, в свою очередь, ассоциировалась с типич­ными для данной культуры методами воспитания детей. Одновременно с психоанализом в психологическую антропологию проникли идеи гештальт-психологии, бихевиоризма, когнитивной психологии, а позже — теории информации и коммуникации, социолингвистики. Сегодня психологичес­кая антропология стремится оправдать свое название междисциплинарной науки, выйти из тени психологии, интегрировать самые разные науки, со­здать фундаментальные концепции, отражающие ее собственный предмет и специфику.

Американский исследователь Ф. Бокк систематизировал основные шко­лы, парадигмы и направления, сформировавшиеся в рамках психологичес­кой антропологии, в табличной форме (табл. 2).

Психологическая антропология отличается от смежных дисциплин — общей и социальной психологии — скорее предметом, нежели методами исследования. В общей психологии главными являются закономерности пси­хических процессов, обусловленность их врожденными свойствами; в соци­альной психологии в центре внимания находятся психические и социопси-хические процессы, обусловленные непосредственным социальным окруже­нием, прежде всего малой группой; в психологической антропологии интерес вызывают личностные черты, обусловленные не врожденными чертами и не принадлежностью к малой группе, а принадлежностью к более широкому контексту — к конкретной культуре. Для большинства психологических ан­тропологов люди разной культуры имеют разную психологию. Они пытают­ся объяснить значение культуры для таких психологических процессов, как восприятие, познание, запоминание.

Психологическая антропология во многом выполнила наказ К. Леви-Стросса — ограничить предмет антропологии бессознательными действия­ми. Но, выполнив его, психологическая антропология в 70-е гг. оказалась в методологическом тупике: оказалось, что культурное и психологическое невозможно изучать в неразрывном единстве. «Если вычесть постмодерни­стскую критику, которая была скорее публицистикой, беллетристикой, но не наукой, то антропология раскололась на две составляющие: символическую антропологию и когнитивную антропологию»42. В самом деле, психоанализ увлекает антропологов в сферу аффектов, иррационального, либидо, бессоз-

Лурье СВ. Современная психологическая антропология // http://ethnopsyhology.narod.ru/study/ contemporary/index.htm

Таблица 2 Основные школы в психологической антропологии43

 

 

 

Школа Подход и годы его существования Лидвры и ведущие представители
Психоаналитическая антропология Ортодоксальный (1910- Фрейд, Рохейм, Флюгель, Ференци
Поздний фрейдизм (1930 - Фромм, Эриксон, Беттлхейм, Лебарр, Деверье
Культура и личность Конфигуралисты (1920-1940) Бенедикт, Сепир, М. Мид, Барноу, Холлуэл
Базисная и модальная лич­ность (1935-1955) Кардинер, Линтон, Дюбойс, Уоллес, Гладвин
Национальный характер (1940 - Клакхоун, Бейтсон, Горер, Каудхилл, Инкелье
Кросс-культурный (1950- Вайтинг, Спайро, Левайн, Спиндлер, Эдгертон, Манро, Д'Андраде
Социальная структура и личность Матеоиалистический (1848- Маркс, Энгельс, Бухарин, Годелье
Позиционалисты (1890 - Веблен, Вебер, Мертон
Интеракционисты (1930 - Дж.Мид, Гоффман, Гарфинкель
Когнитивная антропология Примитивный менталитет (1870- Тайлор, Леви-Брюль, Боас, Леви-Стросс
Девелопментальный (1920- Пиаже, Кули, Прайс-Уилльямс, Виткин
Этносемантический (1960 - Гонклин, Фрейк, Кей, Берлин, Ханн
Поведенческая Гуманистическая экология (1970- Эркман, Макгрей
Социобиология (1975 - Вильсон, Бараш
Самость и эмоции (1947- Мэрфи, Швейдер, Левайн, Лутц

нательного опыта детства. Иными словами, как пишет Т. Шварц, «он за­ставляет нас искать сексуальные проявления и проявления агрессии, удоволь­ствия, страдания, стремления к смерти. Он предлагает теорию культуры, которую он понимает как причину и как результат действия психологичес­ких защитных механизмов»44. Но культура, как и общество, вовсе не сводит­ся к бессознательным действиям.

Психологическая антропология в неоценимом долгу перед психиатрией и психоанализом. Такие клиницисты, как 3. Фрейд, А. Кардинер, Э. Эрик­сон, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Рохейм, оказали на ее теорию и практику серь­езное влияние. Однако психологическая антропология не является клини­ческой наукой, она имеет дело с большим числом индивидов, которые яв­ляются нормальными, не страдающими определенными болезнями представителями общества. Сравнивая различные общества и народы, этой науке так или иначе приходится прибегать к кросс-культурным методам, которые выводят ее за рамки психологии. По мнению некоторых авторов,

43 Источник: Bock P.K. Rethinking Psychological Anthropology. N.Y., 1988.

Schwartz T. Anthropology and Psychology // New direction in Psychological Anthropology / Ed. by T. Schwartz, G.M. White, K.A. Lutz. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. P. 333.

психологическая антропология не должна сводиться к психологии индиви­да, ей следует избегать психоанализа при интерпретации культуры45.

В рамках психологической антропологии получают сегодня право на су­ществование такие направления и тематические разделы, как антропология эмоций, антропология личности, психоаналитическая антропология, психи­атрическая (клиническая) антропология, символическая антропология, ког­нитивная антропология и др.

ПРИКЛАДНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Во второй половине XX в. начала активно развиваться прикладная антро­пология — совокупность знаний, полученных при изучении различных куль­тур, ориентированных на решение практических задач, возникающих сегодня перед обществом. Она занимает особое место в системе научного знания, так как, в отличие от фундаментальных направлений антропологии, вектор ко­торых устремлен в прошлое, целиком посвящена решению современных проблем. Например, используя сведения физической антропологии, специ­алисты-прикладники помогают конструировать кабины самолетов, корабель­ные кубрики и рабочие станки, удобные для человека.

Согласно официальному определению Общества прикладной антрополо­гии (США)46 прикладная стратегия представляет собой научное изучение принципов контроля над отношениями людей между собой и широкий спектр приложения этих принципов к практическим программам. Другими словами, прикладная антропология — это применение таких антропологи­ческих методов, как включенное наблюдение и этнографическое интервью, а также теорий к практическим проектам, призванным оказать помощь кли­ентским группам.

Прикладные антропологи работают исследователями, преподавателями, консультантами в банковском деле, маркетинге, рекламе, здравоохранении, образовании, менеджменте, службах миграции и занятости и т.д. Во многом благодаря им правительства индустриальных держав научились бережно от­носиться к культурной самобытности развивающихся стран и прогнозиро­вать негативные последствия, к которым приводит столкновение культур. В 1960—70-е гг., когда не учитывались данные антропологии, министры по­лагали, что индустриальный мир делает добро, помогая отсталым африкан­ским странам: 1) увеличивать производство продукции благодаря механиза­ции сельского хозяйства и переходу к фермерству; 2) увеличивать денежную массу в стране за счет перехода с внутреннего потребления к экспорту сельхозтоваров на международный рынок; 3) создавать рынок дешевой ра­бочей силы, способствуя ее миграции из деревни в город и развитию круп­ной промышленности. Хотя авторы данного международного проекта исхо­дили из добрых побуждений, они не понимали культурной специфики и воспринимали традиционное общество с точки зрения западного бизнесме-

anncisL. К. Hsu. Psychological Anthropology in the Behavioral Sciences. Handbook of International and tercultural Communication // Molefi K.A. and William B.G. (eds.). Newbury Park. L., New Delhi: Sage blication, 1989. P. 9-10. iat is Applied Anthropology? // http://www.colorado.edu/AppAnth/HPSfAA/about/applied.shtml

на. Представителей традиционного общества, живших при первобытном строе, заставляли обучаться новым социальным ролям, осваивать азы фер­мерской экономики и техники. Результаты оказались самыми плачевными. Экспорт сахара и кофе на внешний рынок в больших количествах привел к падению цен на сырье, материальное благополучие людей не возросло. Ме­ханизация привела к разорению мелких фермеров, поскольку экономичес­ки рентабельными оказались лишь крупные хозяйства. В города потянулись толпы безработных, где для них не были готовы рабочие места. Демократи­ческие институты, создаваемые по американским образцам, так и не смогли укорениться в аборигенной культуре. Возросли экономическая нестабиль­ность и социальная поляризация. Как следствие, число гражданских войн и политических переворотов резко увеличилось. В 1990-е гг. западные страны стали относиться к странам третьего мира с гораздо большим вниманием, учитывая их культурные особенности и опираясь на помощь социологов и антропологов.

В рамках прикладной антропологии, как уже говорилось, выделились в самостоятельные направления две дисциплины: культурная экология и па­леоэкология.

Современные отрасли прикладной антропологии. В последнее время стали активно развиваться новые области антропологических исследований, кото­рых прежде не существовало: экологическая антропология, инвайроменталь-ная антропология, антропология действия.

Экологическая антропология. Периодический орган эколого-антропологов «Журнал экологической антропологии» («Journal of Ecological Anthropology») заявил себя как междисциплинарная научная трибуна, предоставляющая слово специалистам в области гуманистической экологии, биоэкологии, палеоэкологии, социоэкологии приматов и др. Проблема эволюции тради­ционной медицины, использующей дикорастущие травы в качестве средства лечения человека, стала сегодня одной из основных тематических областей экологической антропологии. Ученых интересует, как примитивные племена и древнейшие цивилизации, например майя, выбирали, классифицировали, определяли свойства целебных трав. Сравнивая тибетскую медицину с тра­диционной медициной кельтов или майя, связь между видами растений и религиозными культами, ученые получают ценные данные о социокультур­ном развитии общества. Ученые поднимаются высоко в горы, черпая у або­ригенов информацию о традиционной медицине. Ставший в последние годы модным среди образованных европейцев и американцев экологический и ар­хеологический туризм во многом опирается на данные антропологии, а са­мих антропологов, историков и археологов использует в качестве гидов, кон­сультантов, менеджеров. Ученых интересуют также проблемы сохранения ок­ружающей среды в зоне обитания примитивных племен (район Амазонии и Новой Зеландии), воздействия технической цивилизации на растительный и животный мир (антропогенные нагрузки), атмосферу Земли и т.д.

Инвайроментальная антропология (от англ. environment — окружающая сре­да) — сравнительно молодая отрасль прикладной антропологии, главной целью которой является оказание практической помощи правительству и ча­стным компаниям в деле охраны окружающей среды и формировании инвай-роментальной политики. Используя самые разные теории из сферы инвайро-менталистики и антропологии, эта дисциплина пытается разработать так на-

зываемую равновесную модель взаимодействия сообщества с окружающей средой, предполагающую: а) поступательную динамику первого и б) сохране­ние второй. Здесь активно применяются методы наблюдения, интервью, вы­борочных обследований, Техника социальной и инвайроментальной оценки. Всесторонне изучив конкретную популяцию (численность, здоровье, образ жизни, социальную организацию), ученые разрабатывают систему практичес­ких рекомендаций относительно того, как улучшить инвайроментальную по­литику частной компании, которая, к примеру, собирается проложить в мес­те обитания коренного народа железную дорогу, описывают возможные по­следствия такого строительства для населения и окружающей среды. В сфе­ре инвайроментальной антропологии появились свои журналы и научные об­зоры, монографии и учебники, система научных грантов и спонсорской помощи, научные сообщества и школы, учеб­ные курсы и программы, организации и научные центры: ECO (Campaign for Political Ecology) в Англии — международная добровольная организация, вы­ступающая за сохранение окружающей среды для будущих поколений, про­водящая исследования и издающая журналы, обзоры и книги по инвайромен­тальной антропологии (http://www.gn.apc.org/eco/index.html); Департамент со­циальной и инвайроментальной поддержки Всемирного банка (http:// www-esd.worldbank.org/); Общество прикладной антропологии; Проект «Гло­бальные инвайроментальные изменения» английского университета Суссек­са («Global Environmental Change»), выделивший фанты на проведение 150 эм­пирических исследований (http://www.susx. ac.uk/Units/gec/) и др.

Антропология действия. С середины XX в. в культурной антропологии США стала развиваться в качестве самостоятельного прикладного направ­ления так называемая антропология действия. Этот термин появился срав­нительно недавно в процессе полевых исследований, проводимых группой ученых Чикагского университета во главе с С. Таксом среди индейцев пле­мени фокс в штате Айова в 1948 г. В ходе полевых исследований ученые пе­решли от традиционного метода «включенного наблюдателя» к методу «уча­ствующего наблюдателя». Антропология действия означает любое исполь­зование этнографического знания самой исследуемой этнокультурной общностью для достижения определенной цели, в осознании и постановке которой им помогают антропологи47. Традиционная антропология выдви­гает совсем иную программу действий: местная администрация (скажем, индейской резервации) выбивает деньги из федеральной казны на улучше­ние жизни коренного населения, после чего делает заказ в университет на исследование, по результатам которого та же администрация вместе с уче­ными составляет свод практических рекомендаций, а затем, уже без учас­тия ученых, занимается их внедрением. Антропология действия отличает­ся от административной антропологии прежде всего тем, что практическим улучшением жизни людей занимаются сами люди. Ученые им только по­могают, оснащая научными данными, а администрация, если потребуется, оказывает финансовую и прочую поддержку. Но сами реформы идут сни­зу, а не сверху.

жочник: Сектор археологической теории и информатики //http://www.sati. archaeology.nsc.ru:8101/

НОВЫЕ ОТРАСЛИ АНТРОПОЛОГИИ

Принятая в энциклопедических словарях классификация дисциплин ант­ропология представляет скорее некий компромиссный вариант, поскольку за редким исключением утвердившихся названий дисциплин не существует и практически каждый год возникают новые разделы и направления: интег-ративная антропология, анатомическая антропология, девелопментальная (от англ. development — развитие), компаративная, городская, антропология об­разования, экономическая, медицинская, антропологическая лингвистика, антропология религии, этнозоология и др.

Этнозоология, или антрозоология (ethnozoology, anthrozoology), — подот­расль антропологии, изучающая взаимоотношения человека с животными в различные исторические эпохи и культуры, в том числе процесс их при­ручения (доместикации). Человечество в течение всего периода домести­кации (около 10 тыс. лет) активнее всего использовало животных в двух об­ластях — в хозяйственной (охота, рыболовство, скотоводство, земледе­лие) и культурной (религиозные церемонии и ритуалы, художественная литература, ремесло и дизайн).

Ни одна человеческая цивилизация не обходилась без использования раз­личных животных в целях охраны жилища и складских помещений, в каче­стве тяглового и транспортного средства, орудия войны (боевые слоны), инструментов поиска растений, пропавших предметов и людей, источника одежды (шкуры, кожаные изделия) и пищи (мясо, молоко, яйца), экспери­ментально-лабораторного материала (подопытные кролики и мыши); живот­ных использовали в религиозных и культовых целях (поклонение, мумифи­цирование, жертвоприношение), как соратника в психологическом общении и т.д. Животные выступали героями сказок и эпосов, объектом живописи и скульптуры, мифическими персонажами, социокультурными маркерами (позитивными и негативными лейблами, эталоном для описания человечес­ких качеств, например лиса — олицетворение человеческой хитрости) и т.д. К этнозоологии относится отчасти и изучение названий животных в различ­ных языках, а также символики, вызванной теми или иными представлени­ями о животных и их взаимоотношениями с людьми. Иными словами, че­ловеческая история развивалась в неразрывной связи с жизнью животных, которые принимали в построении культурного контекста общества самое непосредственное участие.

Как научная дисциплина этнозоология возникла на стыке зоологии и эт­нографии. Наряду с этноботаникой она является подразделением более общей научной дисциплины — этнической экологии. Иногда этноботанику и этно-зоологию объединяют вместе под названием «этнозооботаника». Этнозооло­гия, в свою очередь, подразделяется на ряд дисциплин: этнозоотехника и пр.48

Первые публикации по антрозоологии появились в 1987 г., а в 1991 г. было основано Международное общество антрозоологии (International Society for Anthrozoology — ISAZ). Его создатели убеждены, что в XXI в. отношения между человеком и природой, часто принимающие форму конфликтов и

Шнирельман В.А. Этнозоология // http://www.sati. archaeology. nsc.ru/encyc_p/term. html?act= list&term=518

Э

катастроф, станут главной проблемой, вопросы антрозоологии приобретут еще большую актуальность. Официальным органом Общества является жур­нал «Антрозоология» («Anthrozoology»). Кроме того, активно заявили о себе Институт антрозоологии (Великобритания), Общество поведения животных (США), Международное общество антрозоологии и др.

Авангардным направлением считается киберантропология (Cyber-anthropology), изучающая структуру, динамику и природу интернет-сообществ (виртуальных комьюнити) и киберкультуры. Под виртуальными сообщества­ми в киберантропологии понимаются не только подростки, проводящие все свое время в интернет-кафе и за домашними компьютерами. Этот термин произошел от понятия «антропология киборгов» («cyborg anthropology»), при-думенного Донной Харавей (Donna Haraway) и использованного ею в своей книге «Обезьяны, киборги и женщина» для описания общения между пред­ставителями разных цивилизаций: людьми, животными и машинами. Кибе-рантропология рассматривает человека как цифровой аналог передатчика ин -формации. Французский просветитель Ламетри первым уподобил человека ма­шине, в индустриальную эпоху машинная метафора получила воплощение в паровых турбинах и паровозах, а в электронную эпоху Макклюэн свел чело­века к устройству, которое переводит информацию в энергию и деятельность. В начале XX в. появилась идея ноосферы Вернадского, а в конце XX в. широ­ко распространились идеи искусственного разума и биокиборгов. Машины времени, переносящие вымышленных героев из примитивного настоящего в техносовершенное будущее, разрушили традиционную пространственно-вре­менную систему координат, в которой существует не виртуальный, а реаль­ный мир. Некоторые исследователи, в том числе Шерри Теркли, установили, что для детей, долго проводящих время в Интернете, компьютер стал вторым «Я» или зеркалом, в котором оно отражается.

Киберантропология ныне стала популярной на многих факультетах, ее ма­териалы расположены в Интернете. Одним из ключевых здесь является по­нятие «киберпространство», введенное в научный оборот У. Гибсоном. Оно обозначает совокупность всех информационных ресурсов, доступных мас­совой аудитории благодаря новым технологиям, прежде всего компьютеру и сети Интернет.

Киберантропология имеет и другие наименования, в частности интерак­тивная антропология — в самом широком смысле это анализ электронных сообществ, в которые люди собираются «интерактивно» через электронную почту, компьютерную конференцсвязь и другими способами, т.е. то, что обычно подходит под термин коммуникаций, базирующихся на вычисли­тельной технике (CMC). При этом интерактивная компьютерная среда ква­лифицируется как разновидность субкультуры или сообщества, по ряду важ­ных параметров отличающаяся от физических сообществ49.

Визуальная антропология. История визуальной антропологии неотдели­ма от истории научно-познавательного и документального кинематографа. Уже в 1898 г. исследователь из Кэмбриджского университета А. Хэддон от­правился с фотокамерой Люмьера в экспедицию в залив Торреса. И с тех пор киноаппарат, а позднее и видеокамера становятся привычными инструмен­тами исследования в руках многих антропологов. На первом этапе съемки

интерактивной антропологии // http://bspu.ab.rU/D_educ/public/v4.9/dm49p8.htm

велись преимущественно в труднодоступных малоизвестных районах, вни­мание привлекали в первую очередь редкие экзотические культуры. Опаса­ясь за их судьбу и учитывая возможность полного их исчезновения в усло­виях наступления техногенной цивилизации, антропологи стремились как можно полнее и в короткие сроки запечатлеть их образ жизни. Уже в 1920-х гг. на Западе формируются крупные фонды аудиовизуальной инфор­мации, сыгравшие значительную роль в превращении визуальной антропо­логии в самостоятельную научную дисциплину. В 1984 г. в США учреждено Общество визуальной антропологии (Society for Visual Anthropology — SVA), которое организует и поощряет инициативные исследования — не только вы­полнение фотографии и создание кино­фильмов, но и получение бескамерных документальных источников, посвя­щенных культуре жестов, танцев, вер­бальных и художественных символов у разных народов мира. В качестве источ­ников визуальной антропологии могут стать культовые сооружения, наскаль­ная живопись, исторические фотогра­фии, старые граммофонные записи и др. SVA выпускает периодические издания «Visual Anthropology Review» и «Visual Anthropology», организует ежегодные научные конференции. В американс­ких университетах можно получить ученые степени (магистра и доктора) по визуальной антропологии.

Сегодня визуальная антропология, не утратив былого интереса к редким и экзотическим культурам, стремится отобразить и другие антропологичес­кие явления: социальные, художественные, педагогические, религиозные и т.д.50 Одним из уникальных инструментов является видеомониторинг куль­туры — длительные многолетние съемки представителей одной культуры, раскрывающие ее историческую динамику. Проведенная в рамках програм­мы INTAS совместно со специалистами из ФРГ и Российского гуманитар­ного государственного университета (РГГУ) работа по поиску архивных эт­нографических лент помогла создать своего рода фундамент для постанов­ки видеомониторинга в разных регионах.

Более того, сегодня визуальную антропологию нельзя свести только к съемке и созданию фильмов, фотографированию и звукозаписи. Она вклю­чает в себя помимо съемки сбор, хранение и распространение экранных ма­териалов, теоретическую и исследовательскую работу, обучение, пропаган­ду и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы обра­зования, культуры, СМИ. Огромную помощь в развитии аудиовизуальной антропологии оказывает современная электронная техника. Средства совре­менной информационной технологии, в том числе компьютер, портативные видеокамеры, синхронно записывающие звук, мультимедийные дисковые системы, цифровая техника, позволяют оперативно копировать кадры, мон-

Harper D. An argument for visual sociology // Image-Based Research: A Sourcebook for Qualitative Researchers. L.; Bristol, PA: Falmer Press, 1998; Рокитянский В. Визуальная антропология: Частное расследование. М., 2000.

тировать фильмы, включать в работу огромные объемы виртуальной доку­ментации, архивировать и создавать на их основе банк аудиовизуальной информации, осуществлять международный обмен данными51.

В аудиовизуальной антропологии формируется оригинальная теория эк­ранного (кинематографического, аудиовизуального) языка, тяготеющая к неэкспрессивным средствам выражения. Предполагается, в частности, что первичные аудиовизуальные документы (материалы съемки) должны отли­чаться реалистичностью, т.е. быть непрерывными, нужно избегать неесте­ственных ракурсов и движений камеры, сохранять целостность звучания речи, музыки, шумов, правдоподобность освещения и уж во всех случаях ис­ключать всякого рода инсценировки. В отличие от традиционной техноло­гии документального кино, в аудиовизуальной антропологии дружеские контакты с объектом изучения, примитивной общностью, первобытным племенем продолжаются и после окончания съемки: ученые не только по­казывают и передают общине отснятые материалы, но и проводят дискуссии, просветительскую, а иногда и благотворительную деятельность, помогая народности поддерживать свои культурные традиции.

Отличительная черта антропологического кинематографа — отсутствие дуб­лей при съемке, конечной целью является не фильм, а содержание и полнота отснятого материала. Такая методика была применена для видеодокументиро­вания жизни молоканских и старообрядческих общин в 1992—1998 гг. видеогруп­пой Центра визуальной антропологии МГУ. За несколько лет было осуществ­лено около 300 часов видеодокументаций в Ставропольском и Краснодарском краях, в Пермской области и Удмуртии, в Молдавии и на Украине. Съемки проводились более чем в 50 селениях. Впервые столь полно снимались старо­обрядческие службы и моления, были запечатлены религиозные обряды в по­повских и беспоповских общинах. Подробно зафиксированы домашние и по­левые крестьянские работы, всевозможные ремесла: ткачество, плетение, изго­товление валенок и т.д. Одновременно решалась задача демонстрации полевой методики археографического анализа. Главной целью видеодокументации ста­ло создание портретной галереи старообрядцев. Более сотни человек рассказа­ли перед камерой о своей жизни, вере, отношениях с государством, семьей. Каждое интервью воспринимается как открытие, вхождение в неведомый для современников загадочный мир древней культуры. На материалах только пер­вого года экспедиционных съемок было создано четыре фильма52.

Педагогическая антропология. За последние десятилетия в нашей стране стала активно развиваться в качестве самостоятельной теоретической и при­кладной дисциплины педагогическая антропология53. В Западной Европе она рассматривалась в конце 60 — начале 70-х гг. как приложение философской антропологии к педагогической действительности и практике образования. Особенно активно педагогическая антропология развивалась в 1960—90-е гг.

:ксандров Е.В. Обоснования и принципы визуально-антропологического мониторинга // http:// w-koi8.socio.msu.ru/visualsoc/lv.htm жсандров Е.В. Указ. соч.

1иков П.К. Педагогическая антропология. М., 1986; Бим Бад Б.М. Педагогическая антрополо-■ М., 1998; Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001; Огурцов А.П. Педагогичес-антропология: поиски и перспективы // Человек. 2002. № 1; http://courier.com.ru/homo/ H02ogurtsov.htm; Самохин Ю. Вероисповедание как феномен социальной и этнической адапта-1 человека // http://kraevedenie.chat.ru/reiig_sc.htm; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. 1-2. Париж, 1953.

в Германии54, где за эти годы выделились пять подходов55:1) интеграционно-научный (Г. Рот, А. Флитнер); 2) философско-антропологический (О. Больнов, В. Лох); 3) феноменологический, подчеркивавший включенность исследова­теля в исследуемую ситуацию (М.Я. Лангевелд); 4) диалектико-рефлексив-ный, рассматривающий образование как процесс самореализации индивида (В. Клафки), понимаемого как субъект, способный к рефлексивному отно­шению к себе и к окружающему миру; 5) диалогический. Именно педагоги­ческая антропология выдвинула проблематику сущности человека как субъекта образования. Университет Российской академии образования и Институт теории образования и педагогики РАО в 2002 г. провели Между­народную научную конференцию «Педагогическая антропология: концеп­туальные основания и междисциплинарный контекст».



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.046 с.)