Введение в педагогическую антропологию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в педагогическую антропологию.



Введение в педагогическую антропологию.

  1. история понятия «антропология».
  2. педагогическая антропология и ее современное толкование.
  3. дифференциация антропологического знания. Психологическая антропология.

 

  1. История понятия «антропология».

« Антропология » -наука о человеке. Этот термин возник в конце 18 века. Был предложен Эммануилом Кантом для обозначения особой автономной области знаний новой на тот момент науки о человеке. До этого момента отдельной науки о человеке не существовало.

Антропология – это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене.

По мнению Канта антропологи черпают знания из 3 источников:

- художественная литература

- практическое общение исследователя с разными людьми

- другие самые разные науки и дисциплины

 

По мнению Канта а представляется особой комплексной сферой познания, которая не укладывается в научные формулы, которая с одной стороны связана со здравым смыслом, стереотипами, обычаями, традициями, нравами, а с другой – с эмоциями, подсознанием, творчество.

Самостоятельной наукой антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину. По его мнению цель а – полное, цельное постижение уникального вида homo sapiens. Для реализации этой цели стали интенсивно проводиться исследования анатомические, морфофизиологические, физиологические особенности разных людей, из разных климатических зон, разных рас и народностей. На тот момент а стала наукой, которая интегрировала в себе все знания о человеке. Уже к концу 19 века антропологи исследовали:

- естественную историю человека

- палеонтологию

- этнологию

- мифологию

- социологию

- демографию

- лингвистику

- медицину

- анатомию

- физиологию и проч.

 

Прилагательное «педагогическая» появилась в одном из разделов антропологии, потому что данное направление в большей степени связано с изучением детей. Она изучала каким образом меняется облик ребенка в зависимости от природных, климатических, социокультурных факторов, как меняется … портрет ребенка в зависимости от образования, услуг.

 

  1. Педагогическая антропология

Сам термин п.а возник в России в 60-ые годы 19 века.

Основоположник – Николай Иванович Пирогов.

Появление этого термина в России не было случайностью. В то время в системе наробразования происходило переосмысление привычных взглядов на воспитание детей.

Пед системе требовался новый педагог, который не просто бы знал свою отрасль знания, но и быть при этом воспитателем,

- который бы творчески участвовал в педагогическом процессе,

- который относился бы к ученику как к равноправному уастнику педагогического процесса

От педагога требовалось воспитыать ребенка без насилия, навязывания своих убеждений, но при этом он должен был возбуждать интерес к познанию у ребенка.

 

Объект – отношение «человек – человек».

Предмет – ребенок, как участник воспитательного процесса.

 

Педагогическая антропология изучает человек акак индивида и как личность.

Как индивида – скорее физиологические особенности.

Личность – в обществе.

 

  1. Дифференциация антропологического знания

- философская антропология (смысл жизни человека, цель его жизни)

- педагогическая антропология (проблемы, связанные с ребенком)

- психологическая антропология (человек как индивид и личность. Динамиеские процессы психического развития. Психантропологию интересуют истоки развития человека, факторы, влияющие на развитие человек, что больше влияет – генетические факторы или соцсреда.)

Факторы влияющие на развитие:

- генетическая

- социальная

- собственная активность

- социально-экономическое состояние общества

 

Тема. Личность

Общее понятие о личности

Личность – это каждый конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

4 уровня человеческой организации:

индивид – личность – индивидуальность – социологическая организация (субъект деятельности)

Мышление: наглядно-образное, абстрактное, …, логическое.

Личность – когда человек входит в социальное окружение, линость начинает формироваться с момента появления на свет, но более осознанно – в период 2-3 лет, когда у него формируется сознание. (пример с краской и зеркалом).

Индивид + личность = индивидуальность.

Субъект деятельности – самый высокий уровень. В труде.

Структура личности:

- способности (индивидуально устойивые качества человека, которые определяют его успех в той или иной деятельности)

- темперамент

- характер

- мотивация

- эмоции

- воля

 

 

Виды психоанализа:

Классические представители психоанализа: Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон.

ОНО – Я – СВЕРХЯ

СЕКС,НАЧАЛО – ЭГО – АЛЬТЕРЭГО

Фрейд – движущий мотив формирования личности – сексуальность.

Стадии развитии человека по Фрейду:

1. Оральная (0 – 1 год). Эрогенная зона на данном этапе развития – рот.

- ранняя (0 – 6 мес) – удовольствие от сосания

- поздняя (6 – 12 мес) – добавляется уд.от укуса

Сформирована лишь инстанция ОНО, отвечающая за инстинкты.

В поздней стадии только начинает формироваться инстанция Я.

На поздней оральной стадии может сформироваться фиксация развития личности (появление негативного подкрепления (сосание становится болезенным, противодействие)). На этом этапе фиксация либидо человека может формировать такие черты личности как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым / курение, гурманство, словесная агрессивность, иногда – пассивность, зависимость от окружающих.

 

2. Анальная (1 – 3 гг) – формируется инстанция Я. Главная эрогенная зона – анус.

На этой стадии – приручение ребенка к опрятности и горшку. Детская сексуальность находит свое воплощение в процессе дефекации. На этом этапе ребенка встречает множество запретов и у ребенка возникает конфликт между «ОНО» (то, что я хочу) и инстанцией того, что нужно делать.

На этой стации может быть фиксация. Опрятность, пунктуальность / Упрямство, скрытность, агрессивность, жадность, экономность, накопительство, собирательство.

 

3. Фаллическая (3 – 5/6 гг) – формируется «СВЕРХЯ». Эрогенной зоной являются гениталии. На этом этапе дети обнаруживают разницу между мальчиками и девочками, возникает интерес и множество вопросов. На этом этапе дети начинают исследовать свой организм и может являться мастурбация.

На этом этапе дети начинают испытаывать секс.привязанность ко взрослым людям. Фрейд считал, что есть либидоносная привязанность к родителям противоположенного пола. Может формироваться:

- Эдипов комплекс (у мальчиков)

- Комплекс Электры (у девочек)

На данном этапе сексуальное освобождение от Эдипова комплекса происходит под влиянием страха кастрации. Происходит идентификация с родителем своего пола.

Повышенная степень вины.

К концу фаллической стадии все 3 инстанции сформированы.

Здесь могут срабатывать защитные механизмы, такие как вытеснение (замена одной цели другой), сублимация (перенос энергию сексуальных переживаний на другую соц.цель).

 

  1. Латентная (6 – 12 лет). Фрейд считает, что на этом этапе сексуальное развитие как бы прерывается, половой интерес снижается и либидо переносится на усвоение общечеловеческого опыта.

 

5. Генитальная (12 – 18 лет). Здесь все эрогенные зоны объединяются и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. Повышенное количество вырабатываемых гормонов.

На этом этапе происходит борьба между инстанциями ОНО и СВЕРХЯ.

Часто добавляются новые защитные механизмы: аскетизм (отказ от ч-л), интеллектуализация, регрессия.

Считается, характер у человека полностью сформирован, человек по мнению Ф считается взрослым. Человек старается сделать что-л полезное для общества и себя. Если срабатывают регрессия, аскетизм, то это может сформировать паталогическое развитие человека.

2 типа сексуального отклонения характера:

- психическая гомосексуальность (не рассматривается как половое извращение). Такая программа поведения, при которой любовь к другому полу замещаются товарищескими отношениями со своим полом.

- нарциссизм – сексуальная энергия направляется не на внешний объект/субъект, а внутрь себя. Нарциссические личности рассматривают себя как объект сексуального влечения.

 

 

Достоинства данной теории:

- стадиальное развитие психики

- первым заговорил о сексуальности и ее влиянии на развитие человека

Недостатки данной теории:

- неправомерное расширение влияния на психику человека бессознательного, а именно – полового влечения.

- развитие не всю жизнь, а лишь до полового созревания.

- абсолютизирование роль детства для дальнейшей жизни человека.

- неправомерное опущение значимости латентного периода

- видел более совершенное сексуальное развитие мальчиков по сравн.с девочками

 

 

Концепция Эриксона.

Психосоциальная концепция развития человека. (Эпигенетическая)

- рассматривается социальная сторона развития

- рассматривается псих.развитие на протяжении всей жизни

- рассматривается нормальное развитие личности и анормальное

 

 

Нормальное развитие |______________________________________| Анормальное развитие

50%

 

Эриксон говорил о 8 стадиях развития человека, каждая стадия сменяется кризисом.

Все эти стадии предопределены. Эпигенез – развитие любого объекта/субъекта заложены природой, конечный результат предопределен, не может быть перескоков через стадии.

Говорил, что человек решает на каждом этапе определенную задачу.

 

  1. Младенчество (0 – 1 год).

Нормальное: формирование базового доверия к миру. (коммуникабельность, близкие отношения, создание семьи, возможность испытать любовь).

Анормальное: базовое недоверие к миру (безнадежность). Тяжелые отношения, антитип. Донжуаны и проститутки.

Формируется зависимость.

 

  1. Раннее детство (1 – 3 года).

Н: формирование чувства автономии (самостоятельность).

АН: формирование чувства сомнения в своих возможностях («Как тебе не стыдно!»).

В этом возрасте ребенок начинает ходить, приобщается к опрятности.

 

  1. Дошкольный возраст (игры) (3 – 5/6 лет).

Н: чувство инициативности

АН: чувство вины

Инициативность тесно связана с творчеством, креативностью.

Это возраст «почемучек».

Этот возраст связан с физической активностью.

 

  1. Школьный возраст (5/6 – 12 лет).

Н: чувство достижения

АН: чувство собственной неполноценности.

Основная деятельность – учебная.

 

5. Пубертатный (подростковый) и юношеский возраст (12 - 18 лет)

Н: формирование ЭГО-идентичность (личностная)

АН: смешение (диффузия) идентичностей. Путаница ролей.

На этом этапе происходит жизненное самоопределение, временнАя перспектива (ориентировка на будущее), поиски себя, смена ролей, происходит четкая половая поляризация межличностного поведения, становление мировоззрения.

Важны межличностные отношение со сверстниками. Весь этот период обусловлен половым созреванием, физиологией человека, постоянное стрессовое состояние, лабильность (подвижность) психики.

При АН: Слаборазвитые трудовые навыки, их пугает ситуация соревнования с другими людьми, плохо идут на контакт с другими людьми, смешение форм полоролевого поведения.

 

6. Молодость (18 – 25 лет)

Н: переживание интимности, близости

АН: переживание изоляции, одиночества

Формирование любви.

Желание посвятить себя одному партнеру, созданию семьи. При Н – удовлетворение своей личной жизнью.

 

При АН: характерна изоляция от людей (показателем является большое кол-во отношений или обилие их), непредсказуемое поведение, могут проявляться отклонения в психике, возникающие под влиянием «угрожающих» сил общества. Аутизм, шизофрения.

 

7. Зрелость (25 – 50/60 лет).

Н: Творчество, производительный труд.

АН: Застой.

 

Н: Характерен пик творческой активности человека, удовлетворение социальными ролями, положением.

АН: Эгоизм, эгоцентризм, непроизводительный труд, отсутствие творчества, отсутствие успеха в личной жизни, ранняя инвалидность, заботятся только о себе.

 

8. (50/60 – до конца жизни)

Н: Вторичная эгоидентичность (личностная целостность).

АН: Разочарование в жизни, отчаяние.

В этом возрасте временная перспектива направлена на прошлое. Изменяются физиологические процессы, изменяются вкусовые, тактильные и проч ощущения.

При Н: удовлетворен жизнью, молодостью, человек принимает конечность своей жизни, спокойно говорят о смерти.


При АН: неудовлетворенность жизнью, агрессия, не любят нынешний мир, отрицают смерть, боятся ее.

 

 

Пропуск

 

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКАВ МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1. хоронологические границы и физиол.развитие ребенка

2. психическое развитие нвоорожденного

3. основные новообразования млад.возраста

4. кризис одного года

 

  1. От 0 до 1 года
    1. 0-2 месяца – новорожденность
    2. 2-6 мес – раннее младенчество
    3. 6-12 мес – позднее младенчество.

 

Развитие начинается в период внутреутробного развития.

Дыхательная, выделительная, пищеварительные системы начинают действовать самостоятельно.

Среднее значение: 50 +/- 2см.

В первые три месяца – рост примерно 3 см в мес, затем – примерно 1.5см. К концу первого года жизни человек вырастает примерно на 25 см.

Средний вес – 3-3.5 кг.

Первые 3 месяца – набор веса примерно 1кг, затем – уменьшение прибавки веса примерно по 50 гр в мес.

В среднем к году масса тела утраивается.

Примерно к 6 мес – прорезаются зубы.

К году – примерно 8 зубов.

Ребенок сразу после рождения становится социальным существом.

У ребенка с момента рождения есть несколько групп потребностей:

- органические – еда, тепло,

- потребность в функциональном развитии мозга, в новых впечатлениях.

- потребность в общении

 

 

  1. Развитие ребенка начинается с кризиса новорожденности.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов. Все его движения не координированы. Отсутствует зрительное и слуховое сосредоточение. На лице могут появляться непроизвольные гримасы.

2 группы движения новорожденных:

1 – диффузные, спонтанные, нецеленаправленные

2 – более дифференцированные движения, обусловленные безусловно-рефлекторной деятельости.

- ориентировочные рефлексы (движение глаз за источником света)

- ориентировочно-пищевые – при раздражении губ, ребенок поворачивает голову в ту сторону и делать сосательные рефлексы. Сосательные рефлексы.

- Защитные рефлексы: ручной хватательный рефлекс, рефлекс отталкивания, ползания, шагательный, плавательный, зажмуривания.

 

Многие рефлексы появляются до рождения: хватательный, двигательный, сосательный, зажмуривания.

Ряд безусловных рефлексов носят ряд атавистический характер, т.е. угасают примерно к 3-4 месяцам.

Зрение и слух крайне ослаблены и дезориентированы.

 

ГЛАВНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ: индивидуальная психическая жизнб

 

Формирование зрения:

К концу 3 месца у ребенка начинает формироваться зрительное сосредоточение – задержка зрения на предмете.

Слуховое сосредоточение начинает формироваться к 2-3 неделям, но развивается дольше. К 2 месяцем – сосредоточение совершенствуется, может поворачивать голову в сторону шума, реагировать на него.

 

Концом периода новорожденности, является появление комплекса оживления (КО). К 2 месяцем у ребенка начинают формироваться поведенеские реакции: двигательная активность, улыбка, вокализация. Комплекс оживлеия – первый поведеческий акт.

Имеет большое занчение для психич.развития человека:

- критерий перехода от нвоорожденности к младенчеству.

- первый акт общения ребенка со взрослыми

- необходим для формирования акта хвататния.

- большое значение для развитие речи, восприятия всех модальностей.

 

Младенческий возраст.

Основные новообразования МВ:

- развитие движения руки

- ходьба

- речь

 

Развитие движений руки:

1 этап: 3-4 недели – движение руки наблюдается рамках общей двигательной активности. Удерживает предмет в руке рефлекторно.

2 этап: 1-3 мес – движение руки в рамках комплекса оживления.

3 этап: 3-4.5 мес – появление захватывающих движений.

4 этап: 4.5-6 мес – может произвольно захватить предмет, удерживать его, осознано рассматривать. К 6 месяцам движения руки формируются движения руки, состояие из 3 звений: уловить движение, схватить, удержать.

 

Развитие ходьбы:

К 7 – сидеть, к 8 – ползать, к 10 – ходить.

Нельзя форсировать, т.к. не окрепла костная ткань.

 

 

Речь:

4 – подражение тембру, повторение

К 6 мес – лепет, воспроизведение отдельных слогов.

К году словарный запас ребенка – примерно 10 слов.

 

 

К концу младенчества ребенок активно усваивает речь и это становится основным средством коммуникации с родителем.

Лексически, гармматически и фонетически отличается от речи взрослого.

 

  1. КРИЗИС 1 ГОДА.

Причины:

-

 

 

Текущая аттестация!!!!

Раннее детство.

  1. хронологические границы и физиологическое развитие от 1 до 3 лет
  2. предметная деят.активность, ведущая в раннем детстве
  3. особенности развития психических процессов
  4. психологическое развитие
  5. начальный этап формирования личности
  6. кризис 3 лет и его психологическое значение

 

1.

Интенсивный рост.

На 2 год – быстрое увеличение веса и роста (+2кг, +11см) 3ий год (+8 см).

Происходит окостенение скелета, повышается выносливость и работоспособность.

Дети не могут долго сохранять одну позу.

Совершенствуется ходьба, развиваются тонкие движения рук (лепка, моторика).

Ребенок становится более самостоятельным.

 

2.

Особенно важные действия для ребенка в этот период – соотносящие и орудийные.

Соотносящие – приведение 2 или более предметов в определённые пространственные отношения (напр. Построение пирамидок).

Орудийные – воздействие одним предметом на другой (удары ложками > извлечение звука). Установление связи между действиями или предметами, закрепление назначений предметов. Свободное употребление предметов на новом уровне.

Развитие восприятия.

Предметная деятельность способствует развитию мышления.

Развитие речи: дети проговаривают свои действия, это способствует развитию общения.

 

3.

Ведущий психически-познавательный процесс – восприятие => благодаря этому развиваются органы чувств.

Особенности восприятия:

- за каждым восприятием следует действие (?)

- носит аффективный характер (чувственный)

На основе восприятия совершенствуются его виды (слух,?,?). Соизмерение предмета с длиной орудия.

- Фонематическая речь.

Простейшие связи между предметами.

Развитие внимания.

 

4, 5.

1-ый этап психологического развития:

Выработка и становление полового самосознания – устойчивое и необходимое отношение себя к тому или иному полу.

Одежда, игрушки – относительно к полу.

Основное новообразование: становление сознания

Формируются качества:

- влияние на поведение других людей

- описание своего поведения

- узнавание себя

- употребление местоимений

- чувство собственности

- появление эмпатии (сопереживания)

- самооценка/стремление быть хорошим. Самооценка соотносится с требованиями взрослого человека.

 

6.

Стремление к самостоятельности => кризис 3 лет, проявляется только во взаимоотношениях со взрослыми, не ко сверствникам.

Симптомы:

- негативизм (не на содержание предложения, а на само предложение взрослых)

- упрямство (настаивает на чем-либо не потому, что сильно хочет, а потому, что это он предложил)

- строптивость (в отл. от негативизма строптивость безлична, общий протест против привычного уклада жизни)

- своеволие – стремление к самостоятельности, выражается словами «я сам».

- протест-бунт – постоянный конфликт с окружением

- обесценивание (бывших некогда любимыми игрушек, связей (родители могут оказаться злыми, а любимая бабушка – противной, игрушку же и вовсе можно поломать за ненужностью)).

- деспотизм (если 1 ребенок)/ревность (если несколько детей)

Значение:

Появление новых черт личности, перестраивание отношений со взрослыми. Мотивирование поступков,?,?.

 

  1. хронологические границы дошкольного детства

(3-6/7 лет)

В этом возрасте выделяют 2 подпериода:

- младший дошкольный (3-5)

- старший дошкольный (5-6/7)

Некоторые выделяют средний период (4-5 лет).

В дошкольном дествте продолжается интенсивное созревание организма

Рост у детей немного замедляется по отношению к предыдущим периодам (3-5 см)

Старший дошкольный – рост в длину – до 8-10 см (т.н. «период вытягивания»).

К 6-7 годам наблюдается удваивание массы тела годовалого ребенка.

В основном, к концу данного возраста заканчивается и формирование костной ткани, но в этом возрасте скелет ребенка все еще состоит в большинстве из хрящевых элементов.

В этом возрасте совершенствуются кровеносная, дыхательная системы, частота дыхания уменьшается, приближается ко взрослому.

Увеличивается масса тела > кол-во сердечных сокращений, повышается выносливаость сердца и общая выносливость организма.

Увеличивается объем головного мозга с 1150 до 1350 г за счет коры больших полушарий, соответственно формируется сигнальная система, благодаря которой формируются условные рефлексы на слова, увеличивается скорость их вырабатывания.

Внимание ребенка неустойчиво, быстрое утомление.

Для формирование того или иного навыка необходимо повторение одного и того же навыка.

Совершенствуются движения. Пик физической активности (примерно до 8 лет).

В связи с совершенствованием ребенка, он становится более самостоятельным, отделяется от взрослого человека, начинает отделяться от семьи.

Именно в этом возрасте ребенок начинает познавать мир взрослых людей. Ребенку важен взрослый человек для того, чтобы удовлетворять познавательную активность и для формирования представления о нравственных нормах поведения.

Это возраст «почемучек», развита любознательность, потребность в познании. Необходимо отвечать даже на те вопросы, на которые не можем ответить.

 

  1. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В этом возрасте ребенок познает окружающий мир с помощью игры.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Легко научить чему угодно, переведя это в игровую деятельность.

Именно в игровой деятельности развиваются произвольные формы психических процессов (внимание, память, воображение, восприятие и т.д.).

Произвольный процесс отличается от непроизвольного волевой активностью, сознательным актом, задачей, поставленной перед человеком.

Игра способствует развитию речи, рефлексии (способность анализировать собственные действия).

В игровой деятельности развивается также эмоционально-волевая деятельность ребенка.

Именно в игровой деятельности происходит формирование личности ребенка.

Именно в ИД происходит формирование других видов деятельности (рисование, конструирование, обучение, трудовая Д).

 

Конструирование.

К – целенаправленный процесс в результате которого получаем определенный продукт.

К играет большую роль для развития ребенка.

Благодаря К мы начинаем видеть предмет. Получаем представление о его различных свойствах, представление о различных геометрических формах.

- конструирование по образцу

- конструирование по условиям (типа «LEGO»)

- конструирование по собственному замыслу

Учебная деятельность

К этому периоду дети любят учиться.

Обучение в этом возрасте происходит в дестких дословных учреждениях, детских садах.

Основным движущим механизмом является детская любознательность.

Главное в этом возрасте не переусердствовать, не отбить желание познавать что-л новое.

 

Трудовая деятельность.

Развитие ТД происходит при наблюдении за трудом взрослых, но не тогда, когда выполняет трудовые задания. Очень важно одобрение взрослых людей.

 

Воображение.

Воображение развивается также в игровой деятельности. Начинает развиваться в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители (т.е. подручные материалы).

У детей в этом возрасте мало опыта, поэтому нельзя сказать, что воображение у дошкольника развито лучше взрослого.

 

Внимание.

Ребенок научается управлять своим вниманием, но преобладает непроизвольное внимание.

 

Речь.

1 – перестраивает психические процессы, становится орудием мышления

2 – совершенствуется практическое употребление.

Увеличивается словарный запас, становление правильной, грамотной речи (фонетически, синтаксически, лексически, грамматически).

Развиваются следующие функции речи:

- коммуникативная.

- планирующая функция (средство планирования и регуляции поведения)

- знаковая (передача и хранение информации с помощью слова.)

 

 

Все психические познавательные процессы у ребенка в этом возрасте развиваются гетерохронно (неравномерно).

Гетерохронность:

- произвольность/непроизвольность

- образность/вербальность

 

 

  1. Психосексуальное развитие ребенка.

Докшольное детство – 1 этам сексуального развития.

Основное задание – становление полового самосознания (к 4 годам).

- Активно начинает играть в игры своего пола (например: мальчики чаще бывают летчиками, милиционерами; девочки – воспитательницами, врачами).

- начинает проявляться интерес к интимной сфере (строение органов, деторождение).

- в этом возрасте начинаются «сексуальные игры» - в папу и маму, в семью, в дочки-матери. Начинают полностью копировать эту игру.

 

при нормальном общении у ребенка в дошкольном возрасте формируется…

в младшем дошкольном – ситуативно-деловая форма общения. В

потом – внеситуативно-познавательная – взрослый нужен ребенку, чтобы познать окр. Мир, а также – внеситуативно-личностная – ведущая.

Ребенку взрослый важен для того, чтобы понять нормы и ценности мира.

В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого.

Зависит от содержания общения со стороны взрослого.

Если в этом возрасте взрослые о

 

Глава 1. Характеристика дошкольного детства.

 

В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются ролевая, режиссерская, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте возникает элементы учебной деятельности.

 

Глава 2. Сюжетно- ролевая игра дошкольника

 

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются личностные механизмы поведения и поскольку главные психические новообразования этого возраста наиболее эффективно проявляются и формируются в игре. Существует несколько теорий детской игры. В большинстве из них игра рассматривается как средство ухода ребенка в свой детский мир и как инстинктивное стремление ребенка к активности и к удовольствию. Ролевая игра имеет социальный характер- как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей.

 

Глава 3. Познавательное развитие дошкольника

 

Отличительной особенностью познавательной позиции ребенка- дошкольника является эгоцентризм. Этот термин, как и само понятие, был введен в психологию Ж. Пиаже. В основе эгоцентрической позиции лежит невыделенность самого себя и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Характерным для дошкольного возраста является феномен эгоцентрической речи, т.е. речи для себя, не обращенной к собеседнику. Развитие мышления в дошкольном возрасте идет по линии преодоления эгоцентризма и развития децентрации. В отечественной психологии интенсивно разрабатывалась идея Л.С. Выготского об опосредованном характере познавательных процессов человека.

 

Глава 4. Воображение дошкольника.

 

Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослыми. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника и в творческих видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия. Выделяют две главные функции воображения- познавательная и аффективная. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.

 

Глава 5. Развитие произвольного поведения в дошкольном возрасте.

 

Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе. В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. В дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением.

 

Глава 6. Общение и отношение дошкольников со сверстниками.

 

В дошкольном возрасте сверстник становится важной составной частью жизни ребенка. Примерно к четырем годам сверстник является более предпочитаемым, чем взрослый. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. Межличностные отношения детей в отличии от общения не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания и самопознания ребенка. На протяжении дошкольного возраста отношение ребенка к сверстнику имеет определенную возрастную динамику. В младшем дошкольном возрасте сверстник еще не является значимым другим для ребенка. На следующем этапе Я ребенка опредмечивается, т.е. определяется через его конкретные качества и возможности и утверждается себя через противопоставление сверстнику.

 

Глава 7. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.

 

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. Позитивным новообразованием кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний. Психологическая готовность к школе включает личностную, волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность помимо социальной позиции школьника предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.тороны взрослого.

я зависимость ребенка от взрослого.

ыловая ыорма общения. ситуативно-а в дошкольном возрасте.

 

Лена – уд

Аня – уд

Сколовоа – уд

Чаленко – уд

Я – хор

Ямпольская – хор

Белен – уд

Асташова – хор

Я – хор

 

Младший школьный возраст.

Память.

К первому классу уже наличествует произвольное внимание. Однако, лишь к 3 классу ребенок запоминает осмысленно, увеличивается объем непроизвольного запоминания.

 

Воображение.

В учебной деятельности играет важную роль. В 1-2 классе развито достаточно слабо. В процессе развития умственной деятельностью развивается, становится более произвольным, становится применительным к учебному процессу.

 

Мышление – ведущий психический познавательный процесс.

Мышление начинает принимать произвольный и абстрактный характер.

В процессе обучения у ребенка формируются научные понятия и развиваются мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, индукция, дедукция и проч.).

 

 

Новообразование МШВ – теоретическое мышление.

ТМ ребенка включает в себя взаимосвязанные компоненты:

- рефлексия (осмысление собственных действий)

- внутренний план действия (умеет планировать действия про себя)

- анализ содержания задач с целью выделения общего способа ее решения.

В этом возрасте есть все условия для формирования теоретического мышления:

- умение совместно с учителем исследовать изучаемые понятия, теоретические знания.

- ребенок может использовать заместители реальных предметов (схемы, предметы, уравнения).

 

Речь.

В МШВ ребенок хорошо владеет развернутой речью, умеет планировать свою речь. К 3-4 классу устная речь обогащается, становится на один уровень с письменной. К концу младшей школы речь ребенка становится более грамотной.

Происходит переход от речи вслух к речи про себя:

- громкий шепот

- редуцированный шепот

- беззвучное шевеление губами

- чтение одними глазами.

На протяжении всей начальной школы развиваютися все части речи – фонетика, грамматика, лексика.

 

МШВ – это период интенсивного интеллектуального развития.

Ведущей функцией становится мышление.

Интеллект опосредует все психические познавательные процессы.

 

 

Психосексуальное развитие детей в МШВ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.261 с.)