Проблемы кризиса подросткового возраста.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы кризиса подросткового возраста.



Традиционно кризисный период. Сложный период и для ребенка, и для родителя. Основное противоречие подросткового кризиса: между социализацией подростка и его индивидуализацией.

Длительность подросткового кризиса. Мнения:

1 - 10-22 года – период не проходящего кризиса\

Стерни Холл – выделил периоды, противоречие, выделил важный момент кризиса – формирование идентичности.

2 – 3 варианта:

- резкое, бурное течение ( > развитие 2«Я»)

- плавный постепенный рост

- сам активно и сознательно формирует свою личность

3 – возможно бескризисное течение подросткового возраста. Говорили, что кризис – это следствие неправильного отношения родителей.

4 – кризис обязательно присущ подростку

 

 

Психосексуальное развитие в подрастковом возрасте.

3тий этап психосексуального развития.

На этом этапе на фоне полового влечения происходит выработка идеала любимого/любимой, формирование психосексуальной ориентации и идентичности.

Две линии – половое созревание и половая идентификация.

Неравномерность физического и психосексуального развития помогают подростку оценить…

Качественно меняется структура полового самосознания.

Закрепляется не только половая, но и сексуальная идентичность благодаря гормональным изменениям.

Часто проявляется двойственная личность.

С одной стороны – могут гордиться физиологич взрослением, с другой – может формироваться отвращение и брезгливость к собственному телу.

У подростка распространены тревоги по поводу своего телесного облика. Может развиваться дисморфофобия (неприятие своего внешнего облика).

Недовольство собственной кажущейся полнотой, ростом…

Недовольство собственным обликом во многом связано с субъективной конформостью(?) – желание выглядеть соответственно своему полу. Идеальный образ совего телесного «Я» - ирреален, т.к. половое созревание в подростковом возрасте подвержено жесткому контрою со стороны СМИ, общества, группа сверстников и проч.

Оценка сверстников также очень важна, у подростков свои критерии маскулинности и фемининности, поэтому их оценки жестче, чем оценки взрослых. Особенно велика роль сверстников для мальчиков. У них полоролевые нормативы обычно более жесткие и завышенные, чем у девочек. Нарушение полоролевого поведения ребенка сильно сказывается на отношении сверстниками. Феменинные мальчики отвергаются мальчиками, однако могут быть приняты девочками.

Маскулинные девочки принимаются мальчиками проще, чем остальные девочки, однако принимаются и фемининными девочками.

Формируется психосексуальная идентичность – система определенных потребностей, мотивов и ценностей, характеризующая представления человека о себе как о мужчине или о женщине.

Также формируется половое влечение (несколько стадий):

- платоническая

- эротическая (эротика прикосновения, ласки, поцелуи)

- сексуальная (заключается в достижении полового акта и переживания оргазма)

Различаются у девочек и мальчиков.

У мальчиков чаще в подрастковый период проходят все три стадии.

У девочек в среднем – только первые две.

Это в большинстве зависит от норм и ценностей общества, в котором живет подросток.

Эриксон объясняет любовь в подростковом возрасте так:

Чеовек находит объект для любви, влюбляется в него, но на деле влюбляется в собственную персоны (находит в возлюбленной качества, которые ему нравятся и переменяет их на себя).

Если психосексуальное развитие происходит не с 1 стадии, а со 2 или 3 – человек в будущем, стремясь к равновесию, может вернуться к пропущенным стадиям.

Все подростки придерживаются двойного сексуального стандарта – придерживаются различных сексуальных норм для женщин и для мужчин, которые характеризются меньшей сексуальной активности со стороны женщины.

Для подростков характерно придумывание и рассказывание историй, «подтверждающих» их сексуальный опыт. Могут быть свидетельством неудовлетворенностью собственным опытом, социальным положением и пр.

 

 

.особенности взамиоотношения подростка со свесртниками.

Традиционно сложный возраст. Как для подростка, так и для взрослых. Трудности в сфере отношений между подростками и взрослыми. Для подростка – чаще всего объективный характер, его поведение обычно является вынужденным. Подросток часто оказывается жестких рамках со стороны взрослых.

У подростка возникает активная форма протеста, которая проявляется в самых разнообразных…формах, вплоть до девиантного поведения.

Подростки пытаются выбрать собственную линию поведения, они больше отгораживаются от родителей, у него начинается личная жизнь.

Подростки не только отгораживаются ото взрослых, но при этом они в них чрезмерно нуждаются. Но подростки тянутся к нерегламентированному общению со стороны взрослых.

Те подростки. Которые удовлетворены общением со взрослыми – …, способны адекватно оценивать качества своих сверстников, составляющих их круг общения. Их поведение – поведение взрослого. Других людей воспринимают как взрослых и сами считают себя взрослыми.

Неудовлетворены – агрессия, безразличие, конфликтность, неспособность самостоятельной оценки.

Если подростки в большинстве не удовлетворены общением со взрослыми, то взрослые считают этого общения достаточным.

Взрослому необходимо принять и признать стремление подростка к взрослости правильным.

Конфликт в этом возрасте – следствие нежелания взрослого человека принять взросление подростка.

Существующий тип отношений п и в несоответствуют представлениям подростка о взрослости, поэтмоу подросток стремится расширить свои права, претендуя на равноправные отношения.

3 варианта развития конфликтной ситуации:

1 – постепенное развитие конфликта.

В стараются сохранить прежний стиль отношений,

П – отчужденность, сопротивление, потеря авторитета взрослого.

2 – противоречия существуют эпизодически. Чаще обусловлено нерегулярностью поведения взрослого. Такая нерегулярность поведения взрослого способствует взрослению подростка.

3 – В в подростке видит не ребенка, а более взрослого человека и сам меняет отношение к П. Проитворечия существуют, но их немного и они постепенно уменьшаются.

 

Причины:

1 – В ограничивает деятельность П

2 – актуализация проблем самостоятельности, независимости.

3 – В в отношении П акцентируют свои намерения. П воспринимает реальность их действий. (В не всегда могут убедительно аргументировать свои требования и поступки. Поэтому часто прибегают к своему главному аргументу – возрасту).

4 – В не понимают, что П быть трудно.

В любом случае будет иметь место негативная фаза в отношениях.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ.

Период отрочества чрезвычайно важен для развития отношений со сверстниками.

Если школьники 12-13 лет были направлены на общение с семьей, то в будущем у них могут проявляться проблемы при общении с чужими людьми. Могут наблюдаться неврозы, склонность к правонарушениям и проч.

Общение со сверстниками – важнее, чем интеллектуальное, физическое развитие, а также чем общение со взрослым.

Это – ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ.

Взаимодействие со сверстниками происходит либо через организованные коллективы, либо посредством свободного общения в стихийно складывающихся группах, либо в рамках дружеского общения.

Особенно усиливается стремление к ОсоС – к 12-13 годам. Наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников – пик такого общения 13-15 лет.

Важно быть членом какого-либо обещства, желание быть признанным.

Основная потребность – чувство принадлежности к подростковой общности (часто - субкультуре).

В этом возрасте у подростка появляются товарищи и друзья. В подростковых группах складываются т.н. кодексы товарищества (напр.должен быть верным, честным, помогать в трудную минуту).

Особую роль в подростковом возрасте имеет телефонное общение. Пик такого общения также приходится примерно на 13 лет.

Внимание подростков часто привлекают старшие товарищи, он является для них определенным авторитетом, перенимает у него некоторый опыт. Настоящая дружба в подростковом возрасте формируется не сразу. Ей предшествуют поиски, неудачи и формирование образа друга.

Дружба для П – особый вид деятельности. Предметом этой деятельности является другой человек, а содержание деятельности – построение взаимоотношений. Результат этой деятельности – принятие подростка другим человеком.

Отрочество – сензетивный период для развития средств общения, как вербаьных, так и невербальных.

 

 

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Некоторые психологи (Выгодский) связывают изменения в подростковом возрасте исключительно со сменой сферы интересов.

Интерес – потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по освоению предметного окружения. Происходит разрушение и отмирание старых интересов и выдвижение новых.

Выгодский выделил 4 доминантные сферы интересов:

1 – эгоцентрическая доминанта. Интерес подростка к собственной личности

2 – доминанта дали. Подростка ориентирован на будущее.

3 – доминанта усилия. Сфера интересов, которые обуславливают тягу подростка к сопротивлению, преодолению, волевому напряжению.

4 – доминанта романтики. Интерес подростка ко всему неизвестному, рискованному, приключениям.

 

То, что способствует некоторому снижению интереса современного подростка:

1 – гиперактивность родителей. Подавляет формирование сферы интересов подростка.

2 – недоступность многих культурных ценностей из-за их стоимости.

3 – ранняя профессиональная ориентация.

 

Воля. Считается, что формирование П связано с формированием В.

Действительно в этот период формируется В.

Выгодский – для подростка характерна не слабость воля, а слабость цели.

 

Отличительная черта – сила мотивов, эмоций и…

Мотивы и эмоции имеют тенденцию к самоподкреплению. Для подростка характерно неосознаваемое желание сохранить ту или иную эмоцию. Подросток как бы купается в собственной печали, радости, гневе и проч.

Подростки достаточно бурно и непосредственно выражают свои эмоции. У них легко возникает эмоциональная напряженность. Ее как раз можно объяснить лабильностью психики.

Основные новообразования подросткового возраста:

1 – чувство взрослости (основное). Человек представляет себя не как ребенок, а как взрослый человек. Чувство взрослости - «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими людьми: взрослыми или сверстниками и таким образом выстраивает свою деятельность».

Возникает именно в этом возрасте, т.к. у подростка происходит осознание и сдвиги в половом созревании, подросток с физиологической точки зрения начинает себя ощущать как взрослый человек. Также – выстраивание новых отношений со взрослыми. С этого возраста подросток начинает объективно участвовать во взрослом труде. Общение подростка с более взрослыми товарищами, которые относятся к нему как к равному.

Чувство взрослости – стержневая особенность личности подростка, т.к. оно выражает его новую жизненную позицию по отношению к себе, к людям, ко внешнему миру в целом. Вместе с тем подросток чувствует ,что его взрослость не совсем полноценна, не уверен в своей позиции, крайне важно, чтобы подросток получил уверенность в своей позиции. Поэтому в подростковом возрасте формы проявлениячувства взрослости носит демонстративный характер – от бурных скандалов до детской капризности, агрессивность, негативизм, критика слов взрослого человека. Но именно во всех этих случаях для подростка важны самостоятельность, его равные отношения со В.

Чувство взрослости имеет большое значения для развития подростка, его активности. Именно благодаря ему П переориентируется с детских норм на взрослые. ЧВ имеет существенное значение в его деятельности.

2 – самосознание. Возникает потребность осознать свои особенности и недостатки, и таким образом регулировать свои отношения с окружающим миром.

В П возрасте, особенно на начальном этапе С может быть заниженным. Самооценка младших и старших подростков отличается:

- В 10-11 лет преобладают отрицательные оценки своей личности и своего поведения.

- В 12-13 при сохранении критического отношения к себе появляется потребность в общем положительном отношении к себе как к личности.

- В 14-15 – появляется оперативная самооценка – подросток начинает адекватно оценивать себя в настоящий момент. \

 

3 – личностная рефлексия - осознание подростком своего внутреннего мира и понимание вн мира других людей. Благодаря этому подросток начинает смотреть на себя как бы извне, сопоставлять себя с другими людьми и начинает искать критерий такого сравнения. Примерном такой рефлексии можно назвать ведение дневника.

Рефлексия МП и СП также различна:

- В 10-11 рефлексия выделяется в отдельных поступках подростка

- В 12-13 – основное – рассмотрение и анализ собственных особенностей характера

- В 15-16 – в целом возрастает критичность к самому себе.

Итог формирование личности: обретение самоидентичности или самоопределения.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.009 с.)