Психологические особенности юношеского возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности юношеского возраста.



  1. хронологические границы и особенности физиол.развития
  2. социальная ситуация развития в ЮВ. Проблема профессионального самоопределения
  3. взаимоотношения Ю со взрослыми и сверстниками. Любовь и сексуальное развитие в юности.
  4. Основное новообразование в ЮВ

 

  1. 15/16 – 21.

Выделяют два подпериода:

- ранняя юность 14/15 – 17 лет

- поздняя юность 18 – 21 год

Ранняя юность – стадия физической зрелости, завершения полового созревания. В физическом плане ЮВ – период спокойного развития. Рост тела в длину по сравнению с ПВ замедляется, замечено, что девушки достигают своего полного роста в среднем к 16-17 годам, юноши – к 18 годам. Масса тела увеличивается, обычно за счет прироста массы мышц. Отсутствует диспропорция отдельных частей тела, увеличивается сила, продолжает развиваться мозг – усложнение внутри- и межклеточных соединений. Физическое развитие здесь благоприятствует для занятий спортом, трудовой деятельностью. Физическая привлекательность все еще имеет достаточно большое влияние. Развитие современного юноши связано с акселерацией. На этом этапе в организме продолжается половая перестройка, связанная с половым созреванием. В этот период приходится большая умственная нагрузка, что негативно сказывается на общем самочувствии человека.

Юноша занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

 

Выбор профессии становится центром социальных событий старшеклассника.

В этом возрасте перед юношами стоит ряд задач:

1 – развитие готовности к жизненному самоопределению.

2 – профессиональное самоопределение.

3 – обретение психосексуальной идентичности.

4 – обретение чувства личностной идентичности, целостности.

 

 

  1. Профессиональное самоопределение в ЮВ.

ПС – многоступенчатый процесс в основе которого лежит диалектическое противоречие между потребностью человека в профессиональном самоопределении и отсутствием необходимых профессиональных навыков для ее удовлетворения.

Этапы ПС:

1 – детская игра (в дошк возрасте)

2 – подростковая фантазия

3 – предварительный выбор профессии. Этот этап охватывает весь подростковый и весь юношеский возраст.

– оценка разные виды деятельности с позиции собственных интересов.

– оценка с учетом собственных способностей.

Основное противоречие на в этом возрасте – между желанием и недостатком осознания собственной проф.пригодности.

Хочу - Могу

- Надо -

– практический выбор профессии.

– профессиональное обучение как освоение выбранной специальности

Следующее противоречие – между представлением личности о профессии и ее реальной сущности.

Третье пр-ие – между представлением о себе как субъекте проф деятельности и реальными возможностями (кризис выбора профессии).

 

Факторы, влияющие на выбор будущей профессии:

-

 

 

Переписать кусок.

 

Отношения юноша – взрослый.

Влияет стиль взаимоотношений в семье:

- авторитарный – наказания и мало любви. Отрицательные отношения.

- авторитетный (демократический) – самый эффективный. Все в балансе.

- либеральный (попустительский) – мало тепла, эмоц.поддержки.

Продолжается сепарация от взрослых.

Также – эмансипация:

- эмоциональная – потребность и право юноши иметь собственный привязанности.

- поведенческая – потребность и право самостоятельно решать личные вопросы.

- нормативная - потребность и право юноши на собственный взгляды

- материальная - право распоряжаться своими мат.благами.

 

В семьях с авторитарным стилем – больше всего конфликтов. Эти конфликты воспринимаются взрослыми как непослушание.

Отношение к семье в ходе взросления меняются: в связи с тем, что у молодых людей сформированы все когнитивные процессы, то они используют свои знания и умения по отношению к действительности. В этом возрасте меньше всего подражательства.

Может возникать критика родителей.

В процессе социализации наиболее значимыми становятся сверстники, которые активно заменяют родителей и ребенок может обесценивать родителей. Уменьшается эмоц.связь с родителями и др.близкими родственниками.

 

Отношения старшеклассник – ученик.

Для СтКл в общении с учителем выдвигаются человеческие способности – способность к пониманию, к эмоц.отклику. На второе место выходят эмоциональные кач-ва педагога и лишь на третье – умение справедливо распоряжаться властью.

 

Отношения Юноша – Сверстник

Общество сверстников выполняет важнейшие ф-ции в развитии человека.

Именно благодаря сверстникам юноша узнает массу информации, которую не сообщают взрослые. Взаимоотношения со сверстниками это важный вид деятельности и межличностных отношений. Общаясь со сверстниками Ю вырабатывают социаьные навыки, учатся командовать, подчиняться и тп.

В ЮВ времяпроедение со сверстниками больше времепроведения с родителями.

Критерии сверстников важнее критериев родителей.

Большое значение придается сплоченности, дружбы между ее членами. Старшекассники-юноши часто воспринимают свои учебные коллективы как сплоченные, девушки же относятся более критично к классным коллективам, межличностные отношения для них важнее.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются, расширяются межполовые связи. Формируются группировки. Особенно сложным становится «изолированным», т.к. статус старшекассника существенно влияет на его развитие. Неблагоприятное положение Ю в классе явл.одной из главных причин преждевременного ухода Ю из школы и попадания под дурное влияние.

 

Особенности дружбы и любви в ЮВ.

Наряду с дружескими и товарищескими отношениями в ЮВ отводится большое значение интимной дружбе. В дружбе ЮВ есть отличия от дружбы:

1 - в ПВ – инериализирована? - может сохраняться.

2 – растет устойчивость дружеских отношений:

- стабильность интересов

- возрастает терпимость по отношению к другу

3 – увеличивается психологическая интимность, в эмоц плане – более крепкая.

Для юноши – это и школа самовыражения, и школа взаимопонимания.

Юноши и девушки 15-16 тянутся к более старшим друзьям.

Потребность в интимной дружбе у девушек на 1.5-2 года проявляется раньше, чем у юношей. Девичья дружба более эмоциональна. Различны критерии – для юношей важно в друж.отношениях взаимопомощь и верность, для девушке – понимание.

 

Различия в отношениях дружбы к смешанной дружбе.

У девушек – раньше.

У юношей – дольше сохраняются дружеские отношения со своим полом.

Дружба в ЮВ – форма психологич.общения, сужащая в кач-ве «мостика» к любви.

 

Любовь.

Любовь (в широком смысле) – высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющая объект любви среди других и помещающая его в центр устойчивых эмоциональных жизненных потребностей и интересов.

Любовь (в узком) – относительно устойчивое и интенсивно напряженное чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленными своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

В ЮВ любовь становится важным аспектом.

Особенности юношеской любви – частая рассогласованность чувственно-эротических и любовно-романтических переживаний.

Фрейд – объект первой романтической любви – мать, но вступает в секс.отношния с другой девушкой.

Часто бывает, что юноша воздыхает по одной девушке, но вступает в сексуальые отношения с другой.

 

Формирование половой зрелости в период взросления:

- биологический процесс становления

- психологический процесс усвоения индивидом половой роли, признания ее обществом.

Оба эти процесса чаще идут неравномерно.

На секс.развитие юноши влияют генетические факторы и микросреда, которая относится к полоролевому поведению родителей, а также первый сексуальный опыт. Неудачи могут привести к нарушению сексуальности, пренебрежение к сексуальности.

На успех-неуспех сексуальной адаптации могут влиять:

1 - половые роли родителей (семейные отношения, половые роли, качество отношения Р)

Отрицательно могут повлиять:

- слишком близкие отношения одного из Р с ребенком

- препятствие взаимоотношения со сверстником

- препятствие взаимоотношению к партнеру

- пренебрежение к сексуальности

2 – личностные особенности субъекта

Отрицательно:

- чрезмерная интроверсия

- аскетическое поведение

- Чрезмерная идентификация с одним из родителей

- физические недостатки субъекта.

 

Основные новообразования в ЮВ.

Лишь одно:

- психологическая готовность к личностному и жизненному самоопределению (ЛО).

ЛО:

1 – потребность в формировании смысловой системы представления о себе и о мире

2 – ориентировано на будущее

3 – связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

 

Трудности личностного самоопределения:

Отрицательно влияет:

1 - наличие негативной Я-концепции – общее недифференцированное неприятие себя.

2 – нарушение временной перспективы (на прошлое; не связано прошлое,наст и будущее)

3 – жесткая групповая принадлежность (юноша как бы расвторяется в группе членов, групповые ценности превалируют над личными)

4 – уход от взаимоотношений со сверстниками (аутестические тенденции)

5 – нарушение способности к продуктивной работе в силу рассредоточения деятельных усилий или апатии (я – везде или я - нигде). Негативно влияет на формирование идентичности.

 

Готовность к самоопределению предполагает формирование в юноше нравственного мировоззренческого характера.

Формируется мировоззрение, ценностная ориентация, ценностные представления.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ (ЗРЕЛОСТИ)

  1. понятие о взрослости и ее хронологические границы
  2. психо-физиологическая динамика взрослости
  3. особенности развития личности взрослого человека. Кризисы в период взрослости

 

  1. Понятие о взрослости и ее хрон.границы.

На этот этап приходится расцвет творческих сил человека, социальных, трудовых доситжений. На этом этапе происходит вклад личности не только в инд.развитие, но и в развитие личности об-ва.

Взрослый человек – физически взрослый человек, социально сформированная личность, способная к разумному принятию решений. Взрослость – наиболее продуктивный и социально-активный период в жизни человека.

<Раньше взрослость на Западе рассматривалась как продукт и финал развития человека

Э.Клапаред считал этот возраст психологической окаменелостью. Говорил, что в этот период никакого развития личности не происходит, что псих.характеристикам взрослого человека не свойственна спонтанность, изменчивость, и это наблюдается уже с 25 лет.

Ж.Пиаже утверждал, что к 15 годам формируется логика взрослого человека, а далее идет совершенствование человека, но не его развитие.

Джеймс говорил, что взрослые не могут приобрести новые идеи, т.к. все умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.>

Такие подходы – ошибочны, т.к. не раскрывают психо-физиологической динамики взрослости и потенциальные возможности человека. Расцвет творческих сил.

Хронология:

21-60 лет, подпериды:

1 – 21-35

2 – 35-60

 

  1. Психофизиологическое развитие человека.

1 – развитие сенсорно-перцептивных процессов.

У взрослых людей постепенно начинает снижаться уровень элементарных зрительных ф-ций, но, при этом, у взрослого человека увеличивается общая культура наблюдения. В каждом виде деятельности эта культура будет спецефической. Это обусловлено тем, что ведущая познавательная деятельность – мышление.

Восприятие.

Объем восприятия достигает оптимума ~30 годам.

У взрослого человека констант восприятия значительно выше, чем у подростка или юноши.

Для взрослого человека значительную роль имеет его деятельность.

У человека развиты все области восприятия. Для восприятия характерна гетерохронность развития в период взрослости.

Внимание.

Наибольшая возрастная изменчивость внимания наблюдается в объеме, переключении и избирательности внимания. Тогда как устойчивость и концентрация совершенно не изменяются.

Память.

Наши: в теч всего возрастного периода не прекращается развитие памяти у взрослого челвоека при условии активной профессиональной деятельности. Особых различий в видах памяти не наблюдается.

Мышление.

Особых различий также не наблюдается. Развиваются все виды мышления, особенно превалируют те, которые связаны с видом деятельности.

 

 

  1. Развитие личности взрослого человека.

Для развития ичности В существуют стабильные и критические возрасты. В рамках стабильного периода человек реализует свои потребности, свои идеалы. Различные стороны жизни В назодятся в равновесии. Некоторые компоненты могут превалировать, но это не нарушает других. Обычно считают, что стабильный возраст длится 6-8 лет. Кризисные периоды на этих этапах называют нормальными (характерными для всех людей). При этом индивидуально у челвоека могут быть и ненормативные кризисы.

В эти кризисы у человека возникают мысли и идеи о том, что он планировал, чего достиг и тп.

Первый стабильный возраст – 21-28 лет – выбор, семья, любовь, брак, планы.

 

30 +/- 2 года – кризис тридцатилетия. К этому возрасту человек обычно достигает высокого уровня соц.компетенции, в ряде областей – высокой творческой активности. В то же время у человека наблюдаются конфликтные ситуации – в семье, в себе (переоценка прежних выборов). Здесь он может поменять семью, профессию.

 

Первые годы после кризиса человек осваивается с новым выбором – создает или продолжает создавать карьеру, соц.статус и проч.

 

Кризис середины жизни – 35-45 (кризис десятилетия).

Переживают все люди.

Осознание ответственности за детей, за родителей.

Часто наблюдается эмоциональная усталость.

Главная характеристика – расхождение между мечтами, жизненными целями и действительностью существования человека на данном возрастном этапе.

Часто мечты имеют нереалистичный характер, поэтому расхождение с действтительностью споровождается отрицательными эмоциями.

На этом этапе человек начинает осознавать, что время уходит.

К 35-40 годам человек начинает освобождатсья от иллюзий, что может иметь угрожающий для личности характер.

В среднем, в 35 лет человек начинает «замечать утрату творческих способностей», однако это не так. Начинает замечать физическое старение организма. Те творческие личности, которые смогли пережить этот этап, говорят, что после этого у них открывается творческий потенциал, перемены в творческой активности. тяжело переживают - потерю молодости.

Переживание этого кризиса связано:

- потеря молодости и физ.привлекательности.

- изменение сексуальности (климакс, психич.неустойчивость – проблемы в семейногй жизни)

Для среднего возраста необходима гибкость в развитии. Гибкость человека СВ можно наблюдать в двух планах: эмоциональном и духовном.

У человека наблюдается ригидность (смерть близких приводит к застою).

Духовная ригидность – ригидность во взглядах и действиях человека –человек становится закрытым для новых идей, если эта установка не будет преодолена, то это может перерастать в фанатизм и нетерпимость («В наше-то время…»). Человек не может реализовывать творческую деятельность.

При успешном разрешении кризиса среднего возраста, жизненные цели человека переформулируются как более реалистичные: семья, супруг, дети, профессия могут занимать место большее, чем место, занимаемое собственным Я. Человек объективно оценивает свои достижения и чувствует свое положение достаточно приличным, приемлемым, перестает витать в облаках.

Чего не происходит при неблагоприятном разрешении кризиса. В данном случае у него сохраняется иллюзия о себе, о своей жизни, они начинают представлять себя вечно молодыми, что препятствует психологическому развитию личности.

 

После КСВ – благоприятный период.

Период мудрости, старшинства. Человеку становится важен его жизненный опыт, наблюдается упадок физических сил, может изменяться образ жизни в связи с отделением взрослых детей. Человек производит переоценку ценностей, расцвет творческой деятельности, творческих сил – причем не за счет количественных показателей, а за счет качества улучшения собственных сил. На этом периоде человек асто чувствует себя удовлетворенным жизнью, картина мира, образ жизни становится более глубокой, дифференцированной.

Картина мира компенсируется за счет мудрости.

Четкое осознание того, что время уходит.

 

Духовное общение взрослого человека.

Сдержанность дружеских отношений – изменение чувств. Чувства и эмоции взрослого более тонкие, чуткие и пр, чем на предыдущих этапах. Взрослый лучше понимает и чувствует друга. Но его чувства лучше контролируются разумом, поэтому формируеются стандартные виды защиты: сложные механизмы внутреннего торможения сознательного и бессознательного характера. Во взрослом возрасте важны дружеские отношения. Наблюдается большая сдержанность и структурированность. Усиливается дифференциация дружеских отношений – с одними людбьми связывают интеллектуальные интересы, с другими – воспоминания молодости, с третьими – эстетические переживания. И каждые из этих отношений имеют свои границы, которые В предпочитают не переходить. Дружеские отношения меняются в зависимости от семейной системы, особенно – со вступлением в брак и появлением детей.

 

<Книги по «Психологии Развития», не «Возрастная психология»!>

 

ИТОГОВАЯ РАБОТА.

От дошкольного до взрослости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.063 с.)