Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепций в социальной антропологии и их общая характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В конце XIX века были основаны кафедры во многих европейских и американских университетах, а также созданы специальные институты, главной задачей которых было изучение культур. Ученые, объединенные в этих научных центрах, опирались на накопленные к тому времени результаты конкретно-этнографических исследований, на описания самых различных сторон жизни и быта многочисленных народов, населявших и населяющих Землю. Для систематизации, обобщения этих конкретно-эмпирических данных использовались различные методы, приемы, формировались целостные культурологические концепции. В результате происходило конституирование социальной (культурной) антропологии. Непосредственному становлению социальной (культурной) антропологии как самостоятельной дисциплины способствовал ряд обстоятельств и исторических условий. Среди них необходимо выделить, по крайней мере, два важнейших фактора. Первый — это открытие европейцами в XVIII— XIX вв. все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии: Англия проникла в Южную Африку, постепенно покорила Индию, захватила Индонезию, Франция покорила Алжир, захватила ряд архипелагов в Полинезии, а также Южный Вьетнам и т. д. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к значительному росту этнографических и этнокультурных сведений. Необходимость усиления политического и экономического влияния породила потребность в исследовании культур покоренных народов. Второй фактор — это развитие идей, относящихся к разработке проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. Об этом достаточно подробно говорилось в предыдущей главе. Отметим, в частности, влияние идей географического детерминизма, основной тезис которого может быть сформулирован следующим образом: человек, народы, обычаи — выступают продуктом воздействия окружающих природных условий (Монтескье). Широко распространилась теория «благородного дикаря», живущего по естественным законам природы (Руссо, Дидро и др.). Сформировалась идея общественного прогресса, а на ее основе была разработана схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе). Отдельные мыслители предпринимали попытки совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, с идеями о высокой ценности каждой конкретной культуры (Гердер). Однако эти два фактора могут быть рассмотрены как общие для становления социальной антропологии в целом. Что же касается непосредственно эволюционистского ее направления, то здесь в качестве важнейшего фактора следует отметить утверждение эволюционного мировоззрения. Оно утверждается в европейском научном мышлении благодаря появлению космогонической гипотезы И. Канта (1755) и П. Лапласа (1788) в астрономии, эволюционистского подхода в геологии Ч. Лайеля (1830— 1833). Особое значение имело применение принципа развития в биологии Ж. Ламарком (1809), который в изменяющихся условиях окружающей среды видел движущую силу эволюции органического мира. Однако наиболее серьезное значение для становления социальной (культурной) антропологии как науки приобрела общеорганическая теория эволюции Ч. Дарвина, разработанная им в 50-х годах XIX столетия. Под влиянием этих теорий идея эволюции проникла и в область изучения человека и культуры. Важной предпосылкой конституирования социальной (культурной) антропологии как науки явилась организация к середине XIX в. в европейских странах географических, антропологических, этнологических обществ. В рамках этих обществ аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных культур. Первым было создано «Парижское общество этнологии» (1839), впоследствии реорганизованное в «Общество антропологии» (1859). В Нью-Йорке в 1842 г. сформировалось «Американское этнологическое общество». В Англии в 1843 г. было открыто «Этнологическое общество», а в 1863 г. организовалось «Антропологическое общество». Они объединились в 1871 г. и образовали «Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии». В Германии «Общество антропологии, этнологии и доистории» сформировалось в 1869 г. Появился и иной тип центров по изучению культур. Такими центрами стали антропологические и этнографические музеи, которые были открыты в ряде городов Европы, например, в Будапеште (1872), Стокгольме (18741, Париже (1877), Роттердаме (1883), Варшаве (1888) и т. д. В США был открыт целый ряд антропологических музеев: Чикагский музей естественной истории (1893), музей Карнеги в Питтсбурге (1895, Пенсильвания), музей антропологии в Беркли (1901, Калифорния) и др. Признанием дисциплинарного оформления науки о культурах фактически стало появление специальных периодических изданий: в Англии — «Фольклор» (1890) и «Человек» (1901), в Германии — «Etnologica» (1909), в США — «Американский антрополог» (1899). Таким образом, именно XIX столетие следует считать рубежным для становления социальной антропологии как науки. Именно к этому периоду развитие социальных предпосылок приводит к конституированию культурантропологических знаний в целостную, относительно автономную теоретическую систему. Следует подчеркнуть и еще один существенный момент. Новым аспектом исследований в рамках социальной (культурной) антропологии стали длительные эмпирические (полевые) исследования различных культур (Хэддон в 1898- 1899 гг., Рэдклифф-Браун в 1901 -1908 гг., Малиновский в 1914-1918 гг. и др.). Так, Э. Эванс-Причард подчеркивал, что раньше для антрополога, как и для историка, основным материалом для исследований считались документы, а «сейчас таким материалом является сама социальная жизнь»1. Несколько забегая вперед, заметим, что первые десятилетия XX века ознаменовались подлинной революцией в методологии проведения культурно-антропологических исследований. Многие исследователи связывают ее с именем Маргарет Мид, которая разработала многие технические подходы к изучению эмпирического этнологического и культурологического материала, тем самым она задала саму модель поведения антрополога (прежде всего психоантрополога) и его отношений с туземцами. Фактически, как подчеркивает С.В. Лурье, в работах М. Мид создан «эталон проведения полевого исследования, сохранявший свою актуальность с 20-х по 60-е гг.»2. В процессе формирования социальной (культурной) антропологии исследователи обычно выделяют несколько этапов, основными из которых являются следующие: 1. Этнографический этап (1800— 1860 гг.). 2. Эволюционистский этап (1860 — середина 1890-х гг.). 3. Исторический этап (середина 1890-х— середина 1920-х гг.). 4. Психологический этап (конец 1920-х гг. — 1950 гг.). 5. Структурно-функционалистский этап (1930— 1950 гг.). 6. Неэволюционистский этап (1950— 1980 гг.). 7. Постструктуралистский этап (1980 — по настоящее время)3. Нетрудно видеть, что при таком понимании каждый этап характеризуется преобладанием того или иного методологического подхода, и именно эта сторона развития социальной (культурной) антропологии отражается в названии конкретного исторического периода. Фактически содержанием нашего учебного курса и является обстоятельное раскрытие каждого из этих подходов. В качестве предварительного замечания отметим, что подобное деление является достаточно условным. Во-первых, в каждый конкретный период времени влиятельными оказываются нередко сразу несколько методологических подходов и теоретических концепций, во-вторых, научное творчество многих крупных культурантропологов и этнологов трудно вместить в узкие рамки какого-либо одного подхода. Так, работы К. Леви-Строса выступают в качестве методологической базы как для концепции структурализма, так и для символической антропологии. Поэтому приведенную классификацию целесообразно рассматривать в качестве рабочей концепции, позволяющей упорядочить процесс осмысления истории социальной (культурной) антропологии. На этнографическом этапе преобладающими были методы этнографического исследования. В свете этого важно подчеркнуть, что социальная (культурная) антропология в одном из своих аспектов может быть представлена как наука о быте и культуре различных этнических общностей. Она изучает этнические общности как в дописьменный период истории человечества, так и те общества, при изучении которых можно опираться, прежде всего, на письменные источники. В становлении социальной (культурной) антропологии важную роль сыграли также археология и географические науки. В самом деле, археология имеет своей целью изучение прошлого на основе материальных остатков деятельности человека. В этом смысле ее роль неоценима при исследовании дописьменных структур. На основе выявления системы материальных ценностей для каждой конкретной культуры археологические исследования позволяют обозначить границы древних этнических общностей и уже в рамках археологии выдвигать определенные гипотезы об истории конкретной культуры. Так, палеоэтнография возникла в качестве именно части археологии, а не этнографии или социальной (культурной) антропологии. Общая характеристика эволюционистских концепций. Эволюционистский этап начался приблизительно в середине XIX в. в связи с распространением представлений об исторической связи развитых цивилизаций с первобытной культурой. Как видно из названия этапа, основным понятием исследовательских подходов в этот период выступает термин «эволюция». Такая методологическая позиция не могла сформироваться без широкого распространения идей дарвинизма. Исходным положением эволюционизма является убеждение, что прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих примитивных обществ. Эта концепция опирается на идею, что «пережитки», встречающиеся в современных культурах, способны послужить ключом к разгадке тайн исторической родословной этих современных культур, подобно тому, как археобиолог по одной кости может восстановить облик древнего животного. В числе основных идей и принципов эволюционистской концепции могут быть выделены следующие: • идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, • прямая однолинейность такого развития — от простого к сложному, • зачастую выдвигается тезис об обязательности выделенных стадий развития для всех обществ, • идея общественного прогресса и исторического оптимизма, • просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур. Это направление развивалось многими исследователями в Европе и Америке. Среди них: в Англии — Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер; в Германии — А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт, во Франции — Ш. Летурно; в США — Л.Г. Морган. Основополагающая идея практически всех этих исследователей — это идея создания общей науки о человеке и культуре. Главными предметными областями исследований формирующейся науки выступали различные явления и подсистемы культуры: исследовались стадии развития культур, выяснялись исторические формы брака и семьи, проводился анализ причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализировалось культурное своеобразие первых форм религии. Все эти области культуры рассматривались с точки зрения их эволюции: исследователи стремились выявить механизм, детерминирующие факторы, движущие силы такой эволюции. Основная методологическая проблема, с которой столкнулся эволюционизм, — это вопрос о применимости принципов дарвинизма к развитию человеческого общества. В самом деле, если строго следовать этим принципам, то эволюция выступает лишь как некоторый регулятор таких процессов причинности, в которых важнейшую роль играет случай. При этом эволюция представляется как формирование слабо связанных между собой элементов и свойств культуры в результате действия естественного отбора и влияния случайностей. Отметим еще один методологический момент. Поскольку идея эволюции была воспринята культурологами и антропологами из естествознания, это послужило стимулом к более широкому привлечению естественно-научной методологии в этнологию и антропологию. Обратимся к вкладу конкретных ученых в развитие этого направления социальной антропологии. Основоположником немецкой этнологии и эволюционизма в Германии по праву считается Адольф Бастиан (1826— 1905), крупный теоретик и организатор науки. Врач по образованию, Бастиан собрал огромные этнографические материалы в девяти экспедициях в различные регионы планеты. Эти материалы легли в основу созданного и руководимого им Берлинского музея народоведения. Затем он предпринял попытку систематизировать накопленные материалы в форме единой теории, в частности, на основе психологического метода. Именно поэтому его центральный труд «Человек в истории» (1860) имеет подзаголовок «К обоснованию психологического мировоззрения». В эволюционной теории Бастиана исследователи, наряду с психологическим выделяют также естественно-научный метод. Оба метода оказываются тесно взаимосвязанными. Так, он активно использует психологический метод для исследования культур и человеческого духа. Психология, как полагал Бастиан, есть «наука будущего», которая может стать «краеугольным камнем единого мировоззрения». Единство человеческой психики, т. е. «стихийная (или элементарная) мысль», обусловливает единство человеческой культуры. С его точки зрения, каждый народ порождает определенный круг идей. Этот круг идей остается неизменным, пока народ живет изолированно. Вместе с тем при общении с другими народами в этот круг идей вводятся новые положения, которые, в свою очередь, выступают стимулом для новых форм деятельности. Что касается естественно-научного метода А- Бастиана, то его содержание сводилось к психологической интерпретации клеточной теории. При этом в роли первичных «клеточек» или «измерительных единиц» у Бастиана выступают «элементарные идеи». Единство человеческой психики выражается в такого рода «элементарных» идеях, которые оказываются сходными у разных народов. Тем самым формируется единство человеческой культуры. По его мнению, именно «элементарные идеи» лежат в основе всех явлений культуры и дают ключ к пониманию исторического развития. Таким образом, Бастиан стремился свести все многообразие явлений культуры к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию. В теоретических взглядах Бастиана своеобразно сочетались психологизм и биологизация общественных явлений. Источники развития культуры он искал в умственной предрасположенности человека и считал, что культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой. Сама мыслительная способность человека рассматривалась Бастианом в качестве составной части его биологической сущности. По его мнению, духовная жизнь человека полностью подчинена биологическим законам и должна исследоваться с этих позиций. Немецкий исследователь был убежден, что человеческий дух развивается во времени, а причины и факторы, порождающие человеческий дух, составляют предмет этнологии. Поскольку главные методы Бастиана носили естественнонаучный характер, то и совокупность культурантропологического (этнологического) знания он относил к категории естественных наук. В русле эволюционистской парадигмы была написана и шеститомная «Антропология естественных народов» Теодора Вайца (1821 — 1864), профессора философии Марбургского университета. Этот труд он посвятил созданию новой науки, которая должна была бы объединить антропологические, психологические и культурно-исторические подходы к анализу культур. В противоположность Бастиану Вайц не был путешественником, он представлял тип чисто кабинетного ученого-систематика. Его шеститомный труд представлял собой самую солидную для того времени сводку всех известных на тот момент данных о неевропейских народах. Вайц отвергал наивно расистские представления об умственной неравноценности рас, выступал против упрощенного мнения о непосредственном влиянии географической среды на культуру людей. Немецкий мыслитель исходил из идеи единства человечества, а причину различия в уровне культурного развития разных народов видел в исторических условиях. «Антропологию» Вайц понимал как общую науку о человеке, синтезирующую две области знания — «анатомию, физиологию и психологию человека, с одной стороны, и историю культуры вместе со всеми примыкающими к ней науками, с другой стороны». Антропология, с его точки зрения, должна вскрыть «естественное состояние» человечества, исследовав его эмпирическим методом, т. е. методом естественных наук. Что касается «этнографии», то ее задача — изучение «племенного родства отдельных народов и племен». В своем изложении Вайц уделял большое место физико-антропологической характеристике человечества и его частей, однако самым важным и интересным он признавал изучение «психических, моральных и интеллектуальных особенностей людей»1. Большую известность получила книга английского исследователя Джона Фергюссона Мак-Леннана (1827— 1881) «Первобытный брак», увидевшая свет в 1865 г. В ней автор привлек внимание исследователей к семейно-брачным отношениям в системе конкретных культур. Он выделил, в частности, непривычные для европейца особенности обычаев в этой сфере, которые существовали в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Согласно выводам, к которым пришел Мак-Леннан, эти особенности были обусловлены недостатком женщин в первобытных племенах, в свою очередь порожденного обычаем умерщвлять новорожденных девочек. Этот недостаток женщин побуждал молодых мужчин племени иногда совместно ухаживать за одной женщиной и сообща иметь ее своей женой. Мак-Леннан выделял два типа полиандрии: «наирский тип», когда мужья женщины не родственны между собой, и «тибетский тип», где они являются родными братьями. Именно распространением этого обычая Мак-Леннан объяснял женский счет родства. Общеметодологическую основу его исследований составляли теоретические построения эволюционистского характера: «Насколько простирались мои исследования в область ранних социальных явлений, — писал Мак-Леннан, — я находил (везде) такое сходство, столько соответствий, так много одинаковости в формах жизни у рас, которые обычно считаются различными, — что этнологические различия между семьями человечества стали представляться мне мало существенными или вовсе несущественными в сравнении с тем, что у них есть общего. Самое большее, что можно приписать этим различиям, это то, что они повлияли на быстроту развития семей (человечества) и на самый характер этого развития в некоторых второстепенных его чертах»2. Работа Мак-Леннана «О почитании животных и растений» (1880), фактически послужила одним из первичных импульсов к изучению первобытных форм религии. Во Франции эволюционный подход к изучению культур формировался в рамках социологии. Это обусловило специфическую форму антропологических концепций французских ученых, развиваемых в рамках эволюционной парадигмы. Основоположник социологии О. Конт составил эволюционную периодизацию исторического процесса на основе специфических форм религиозных верований. Так, первобытный период истории он подразделил на следующие этапы: фетишизм, соответствующий периоду охотничьего хозяйства, политеизм, характерный для скотоводческого хозяйства и монотеизм, возникающий в период развитого земледелия. Последователями О. Конта стали Ш. Летурно и Э. Дюркгейм. Именно поэтому направление в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX — первой половине XX в., называют социологическим.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.016 с.) |