Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропология А. Кребера как последовательная реализация культурно-исторического подходаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Научная деятельность Альфреда Кребера (1876— 1960) была связана с музеем и отделением этнографии Калифорнийского университета г. Беркли. Утверждают, что провел в полевых исследованиях больше времени, чем кто-либо из его коллег в американской исторической школе1. На основе собранного материала А. Кребер разрабатывал концепцию культурного ареала, как одну из основных в исторической школе этнографии США. Этим термином он обозначал пространство, в границах которого распространялся тот или иной тип культуры. Культурный ареал он связывал с географическим. В 30-х гг. XX в. он организовал при Калифорнийском университете группу по изучению распространения элементов культуры. В 1934— 38 гг. его ученики исследовали 254 территориальных подразделения Северной Америки. На этой основе была издана серия региональных этнографических монографий. Среди научных работ А. Кребера следует выделить: «Культурные и природные ареалы аборигенной Северной Америки» и «Народы Филиппин» (1919); «Антропология» (1923), «Природа культуры» (1952). Научные взгляды Кребера определялись направлением боасовской школы. В качестве главного предмета социальной (культурной) антропологии он рассматривал человеческую культуру. При этом культура рассматривалась не на уровне предельных обобщений, а как культура человеческих «групп». Теоретические взгляды по этому вопросу он обобщил в работе «Антропология» (1923). Следует отметить два методологических источника культурологической концепции американского исследователя. Во-первых, это влияние баденской школы неокантианства, разделяющей методы наук на генерализирующий (естествознание) и идеографический (социально-гуманитарное знание). Во-вторых, это метод «понимающей философии» («философии жизни») В. Дильтея с ее основополагающим тезисом «Природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем». А. Кребер признавал, что принципиально все культуры мира, прежние и современные, составляют один сплошной и неразрывный континуум. Вместе с тем сложилась традиция делить человеческие культуры на две категории: культуры народов бесписьменных и письменных. Изучением первых, с его точки зрения, занимается этнология, изучением вторых — историческая наука. Он разделял антропологию на две области или даже дисциплины: эмпирическую, которая описывает конкретные факты, явления и обобщающую теоретическую, задача которой — формировать концептуальный уровень понимания культуры. Такое разделение исследований культур на два уровня: эмпирический, конкретно-этнографический и теоретический (этнология, культурология) — стало традиционным в антропологии. У А. Кребера культура выступает как целостная система элементов, взаимосвязанных особым способом и образующих целостность, как определенная модель, образец. При этом форма культуры зависит от присущего ей стиля. В свою очередь такого рода стиль налагает некий особый отпечаток как на поведение людей, так и на особенности материальной культуры и специфику духовной культуры: «В определенном смысле люди создают стиль, в другом плане они — продукт стиля...»1. Он считал, что каждой культуре присуща некоторая доминантная идея. Именно эта идея подчеркивает выдающиеся достижения и уникальность конкретной культуры. Согласно А. Креберу, в качестве целостного образования культура имеет «суперорганическую» сущность, которая оказывается несводимой к закономерностям как органического, так и неорганического мира. Эта сущность не наследуется генетически, а усваивается от других индивидов. (Здесь сказывается влияние идей неокантианской школы). Культура у Кребера представляет собой самодостаточную сущность, развивающуюся в силу внутренне присущего ей динамизма или импульса. Для пояснения своего подхода А. Кребер использовал аналогию культуры с организмом — культура обладает жизненным циклом, растет, достигает расцвета и умирает. При этом она проходит свой жизненный цикл, движимая импульсом некоей заложенной в ней «культурной энергии»2. В теоретических изысканиях Кребера предлагается несколько оснований для структурирования культуры. В частности, в работах 50-х годов он предлагает выделять реальную и идеальную культуру. Реальная культура включает в себя изобретения, орудия, навыки, проявляющиеся в технологии, а также в экономической системе производства и распределения. Идеальная (ценностная) культура выступает как система идей и представлений о желаемом, Для характеристики идеальной культуры он вводит понятие «этос», обозначая с его помощью всеобщее качество культуры, «пронизывающее ее, подобно запаху». Этос— это и система идеалов, ценностей, которые преобладают в каждой конкретной культуре. С их помощью осуществляется контроль поведения членов общества. Этос выступает как своего рода квинтэссенция идеальной культуры. Одну из крупных работ, «Природа культуры» (1952), Кребер посвятил истории мировой культуры. В ней, как и в работе «Конфигурации культурного роста» (1944), он отрицал разделение на «высшие» культуры и культуры менее развитые. Он рассматривал историю человечества как совокупность последовательно сменяющих друг друга культур, при этом американский исследователь большое значение уделял процессу взаимовлияния культур. Историю культуры Кребер представляет также в виде культурных моделей в соответствии с основными этапами — от Древнего Востока до современности. Учение о культурных моделях он разрабатывал и в других работах, в частности, написанных в соавторстве с К. Клакхоном. Культурные модели, по Креберу, выступают как определенные абстракции, которые позволяют ученым рассматривать все элементы культуры в их единстве: политическое устройство, одежду, пищу, произведения искусства, технологию строительства жилищ и т. п. фактически Кребер отождествляет модели культуры и понятие «культурные ценности». Модели культуры служат для него как бы скелетом, системообразующим центром отдельных культур. Подробно анализируя специфику каждой культуры, он вместе с тем выделил такие две черты, которые оказываются присущими всем типам обществ: 1) все они проходят в своем росте одинаковые фазы — возникновение, расцвет и упадок; 2) в культуре существует тенденция возникновения за относительно короткий временной период высших достижений, высших ценностей, которые знаменуют собой творческие взлеты в культуре. В связи с рассмотрением этих черт Кребер вводит понятие «кульминация». С его помощью он обозначает такую точку в развитии культуры, в которой комбинация культурных моделей оказывается наиболее удачной. «Результатом такой комбинации может оказаться расцвет тех или иных сфер культуры. Одна и та же культура может пережить несколько кульминаций (пиков), длительность которых различна — от нескольких десятков лет до нескольких столетий. Для каждой культуры характерна особая конфигурация, определяемая «кривой роста», как раз и характеризующей специфику расположения пиков во времени. В 1952 г. А. Кребер вместе с К. Клакхоном опубликовал книгу, в которой подверг критическому анализу более 150 определений культуры, существовавшие к тому времени. Авторы классифицировали шесть основных типов определений (исторические, описательные, психологические, нормативные, структурные, генетические). Предметом анализа был также теоретический статус понятия «культура». А. Кребер предлагал рассматривать его в качестве некоего идеального типа, логического конструкта, с помощью которого исследователями отражается класс культурных явлений. Вместе с тем подобная логическая конструкция выступает не в качестве «пустой абстракции», а является теоретическим отражение реальных эмпирических явлений, характерных для конкретных локальных культур. Многие исследователи отмечают, что совместная работа А. Кребера и К. Клакхона стала самой цитируемой книгой в культурологии второй половины XX века. Краткие выводы · Культурно-историческое направление в социальной (культурной) антропологии складывается как реакции на ограниченность и недостатки прежних теоретических концепций. Если характеризовать суть исторической школы и ее вклад в развитие социальной (культурной) антропологии, то следует выделить следующие основные положения. · Культурная антропология должна изучать каждый народ и особенности его культуры в отдельности. Особое внимание при этом уделяется изучению языка, уникальных характеристик культуры, антропологических типов. Лишь на этой основе может быть представлена общая история культуры человечества. · Взаимодействуя между собой, культуры разных народов формируют культурную общность в конкретных географических ареалах. В границах этих ареалов могут быть найдены конкретные формы взаимного влияния народов, взаимопроникновение элементов культуры. · Развитие человечества и его культуры определяется общими законами. В познании этих общих законов развития не следует поддаваться внешнему сходству явлений, поскольку внешне сходные явления на самом деле могут оказаться глубоко различными и иметь разное происхождение. · У каждого народа исторически формируются свои социальные идеалы, свои моральные и иные нормы социальной регуляции. · Каждая конкретная культура в своем развитии переживает кульминации (пики, расцветы) продолжительностью от нескольких лет до нескольких столетий. Таких пиков в истории одной культуры может быть несколько. Литература 1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979. 2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — Разд. 2. Гл. 2. 3. Кребер А. Стиль и цивилизация // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. — М., 1998. 4. Культура: теории и проблемы. — М., 1995. — Гл. 5. 5. Культурология. ХХвек: Словарь. — СПб., 1997. 6. СадохинА.П. Этнология. — М., 2001. — Гл. 2. 7. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978. 8. Тэн Ипполит. Философия искусства.— М.: Республика, 1996. 9. Этнология в США и Канаде. — М., 1989. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте основные предпосылки становления культурно-исторической школы в антропологии. 2. Покажите особенности понимания культурной среды в теоретической концепции И. Тэна. 3. Раскройте взгляды Ф. Боаса на задачи этнологии (культурной антропологии). 4. Каковы особенности исторического метода Ф. Боаса? 5. Назовите особенности метода познания культур А. Кребера. 6. Какие особенности выделял А. Кребер в науках о культуре? 7. Как соотносятся между собой «идеальная» и «реальная» культуры? 8. Какие аспекты в цикличном развитии культур привлекали наибольшее внимание А. Кребера? Глава 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.85 (0.007 с.) |