Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика некоторых архетипов в концепции К. Юнга (по Л. Хьеллу и Д. Зиглеру)4

Поиск
Архетип   Определение   Символы  
Анима   Бессознательная женская сторона личности мужчины   Женщина, Дева Мария, Мона Лиза  
Анимус   Бессознательная мужская сторона личности женщины   Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан  
Персона   Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте   Маска  
Тень   Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании   Сатана, Гитлер, Хуссейн  
Самость   Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности   Мандала  
Мудрец   Персонификация жизненной мудрости и зрелости   Пророк  
Бог   Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир   Солнечное око  

Трактовка архетипов связывается Юнгом со струк­турой психики. Вслед за Фрейдом Юнг понимает пси­хический мир человека в качестве сложного единства взаимосвязанных систем. У Фрейда это была триада:

«Оно — Я — Сверх-Я», у Юнга количество аналогич­ных систем увеличивается до четырех.

• Прежде всего, это «Я», которому подчинены все остальные системы. Именно к «Я» стекается весь поток осознаваемых психических переживаний. Это самая малая часть психики как целого.

• Следующая система — «Маска», или «Персона», т. е. некоторая индивидуальная система приспособ­ления к миру, это то, чем человек не является, но то, чем он сам себя считает.

• «Тень» выступает как некоторая низшая часть личности и включает в свой состав совокупность

тех личностных и коллективных элементов, кото­рые оказываются подавленными в соответствии с избранными жизненными установками и ориентациями. В результате такого подавления указанные элементы в бессознательном соединяются в неко­торую более или менее самостоятельную личность. Действие этой «теневой личности» на «Я» может быть как положительным, так и отрицательным. По мнению Юнга, «показать» человеку его Тень очень полезно. Тогда он лучше осознает и светлую сторо­ну своей личности. Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновремен­но свою Тень и свой Свет, «личность неизбежно ощущает и собственную Самость»1.

• Далее идут «Анима» и «Анимус». «Анима» — это образ женщины вообще в бессознательной психи­ке мужчины, а «Анимус» — соответственно образ мужчины вообще в бессознательной психике жен­щины. Эти элементы психики являются хранили­щами всех отпечатков, когда-либо оставленных лицами противоположного пола, и представляют собой совокупность непреднамеренных мыслей и взглядов, оказывающих сильное воздействие на эмоциональную жизнь. Соответствующие образы проецируются на предметы любви и определяют любое увлечение и любое отвращение.

Единство и целостность этих взаимосвязанных элементов К. Юнг обозначает с помощью понятия «Са­мость». Выступая как интегрирующее начало психи­ки, «Самость» призвана объединить все противоречи­вые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.

По мнению Юнга, «Самость» можно представить в виде определенного геометрического символа, крат­ного четырем и имеющего круговую структуру с гипо­тетическим центром между сознательным и бессозна­тельным. На языке общечеловеческой символики «Самость» выражается образами «мандалы», кругами, кре­стами, символами возрождения. Таким образом, «Са­мость» относится к «Я», как целое к части, охватывая и сознание, и бессознательное.

В связи с этим Юнг говорит о принципе индивидуации, т. е. о закономерностях и механизмах психическо­го развития индивида, происходящего через посредство усвоения сознанием содержания личного и коллектив­ного бессознательного. Подлинной задачей культуры, считает Юнг, как раз и является индивидуация, т. е. определенное уравновешивание сознательного и бессоз­нательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.

Предметным полем исследования для К. Юнга выступали разнообразные феномены культуры: лите­ратура (Шиллер, Ницше), философия (античная, элли­нистическая), мифология и религия (восточные верова­ния), история культуры, а также экзотические риту­алы и мистические аспекты культуры.

К. Юнг выступил создателем оригинальной теории психологических типов мышления (экстра- и интровертов), а также анализа культур в свете этого деления. Такой анализ реализован в работе «Психологические типы» (1921). К. Юнг скептически относился к трактов­ке «первобытного мышления» Л. Леви-Брюлем и обо­сновал такой подход в эссе «Первобытный человек». Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстра­версию, которые «характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым опреде­ляют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации»1.

У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне экстраверта.

Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. Интроверт больше ориентирован на свои соб­ственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект, как таковой. Психическая энергия интроверта направлена внутрь, и в своих решениях и поступках он ориентируется на собственные установки.

Именно Юнгу принадлежит заслуга введения в научный оборот таких объектов исследования, которые прежде считались недоступными для рационального анализа, — символики мистических восточных учений, алхимических текстов, учений о переселении душ, о передаче мыслей на расстояние. В частности, Юнг написал комментарий к знаменитой тибетской «Книге мертвых», особо подчеркнув различия в понимании психических процессов в восточной и западной куль­турах. Работы К. Юнга «Психология и религия» и «Пси­хология и Восток» были посвящены анализу проблемы «мышление и культура». С его точки зрения существу­ют два типа мышления: логическое и интуитивное. Логическому мышлению отдавала приоритет европей­ская (западная) культурная традиция. Для развития этого типа мышления существенное значение имел такой феномен культуры средневековой Европы, как схоластика. Именно схоластика подготовила развитие категориального аппарата науки.

Что касается традиционных обществ, то там логи­ческое мышление развито слабее, а само мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, а в виде потока образов. В традиционных культурах потому це­нят опыт сновидений, видений, галлюцинаций и риту­алов с экстатической составляющей, что благодаря этому опыту возникает возможность вступить в кон­такт с «коллективным бессознательным» и удерживать равновесие сознательного и бессознательного. Интуи­тивное мышление малопродуктивно для развития со­временной индустриальной культуры, но оно незаме­нимо для творчества, мифологии, религии. Такое мыш­ление характерно и для современного интроверта

По мнению К. Юнга, интровертное мышление ус­танавливает баланс между сознанием и коллективным бессознательным. Согласно его теории, человеческая психика выступает как динамическое единство созна­тельных и бессознательных процессов. При отсутствии интровертного опыта архетипические образы могут вторгнуться в сознание народов в самых примитивных формах. Именно вторжением такого рода архетипов К. Юнг объяснял кризис европейской культуры в 20 — 30-х гг. XX века, а также «закат Европы». Признаки этого заката он видит в приходе нацистов к власти и второй мировой войне. По К. Юнгу, это стало закономерным следствием развития европейской культуры, прежде всего, ее технического и технологического прогресса, а также упадка символического знания. По мнению К. Юнга, вывести Европу из кризиса способен проте­стантизм.

Интересные и оригинальные суждения были выс­казаны Юнгом в процессе исследования вопросов о возможности продолжения жизни после смерти, о сущ­ности вещих снов, пророчеств и астрологических пред­сказаний. Однако многие исследователи подчеркива­ют, что при этом он часто выходит за рамки научного подхода и высказывает много весьма произвольных положений. Частично это объяснялось тем, что рели­гиозность и вера в науку органически слились в душе Юнга.

Краткие выводы

Психоаналитическая теория 3. Фрейда представ­ляет собой пример психодинамического подхода к изу­чению поведения человека. При таком подходе счита­ется, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека.

Основные положения классического психоанали­за могут быть сведены к следующим.

• Существуют три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное, наиболее значи­тельные психические события происходят в бес­сознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).

• Личность человека включает в себя три структур­ных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно», представляющее собой инстинктивное ядро лич­ности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. «Я» представ­ляет собой рациональную часть личности и руко­водствуется принципом реальности. «Сверх-Я», формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сто­рону.

• Культура ограничивает антисоциальные влечения людей и предоставляет вытесненным влечениям некоторые выходы на основе сублимации.

• В теории психоанализа различают две категории влечения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смер­ти (Танатос).

• Объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охваты­вая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости.

• Все основные механизмы культуры являются сред­ством компенсации человеческой ущербности, а также результатом (и предпосылкой) отказа чело­века от удовлетворения природных влечений.

• Для объяснения происхождения культуры исполь­зуется так называемый биологический закон, со­гласно которому индивидуальное развитие ор­ганизма (онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида (филогенез). В применении к анализу культур этот закон озна­чает, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества.

Примером пересмотра психодинамической теории Фрейда является аналитическая психология Юнга. Главное расхождение между обоими учеными касает­ся природы либидо. Фрейд видел в последнем, глав­ным образом, сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энер­гию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума. Могут быть выделены и другие положения концепции Юнга.

• Юнг усматривал в личности три взаимодействую­щие структуры: эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное.

• В «эго» (Я) представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное есть хранилище подавлен­ного, вытесненного из сознания материала, а так­же скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначаль­ных элементов, называемых архетипами.

• В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрас­полагающий к реагированию определенным обра­зом на наш текущий опыт.

• Наиболее значительными архетипами в теории Юнга являются персона, тень, анима, анимус и самость.

• Существуют два типа личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро обра­зуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе.

• Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов лич­ности вокруг самости служит термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации.

• Подлинной задачей культуры как раз и является индивидуация, т. е. определенное уравновешива­ние сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять тол­кование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.

• Аналитическая концепция культуры К. Юнга явля­ется оригинальной теорией культур, не во всем принятой сторонниками ортодоксальной науки.Во многом она служит поискам универсального смыс­ла истории во взаимодействии культур.

Литература

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — Разд. I. Гл. 5.

2. Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. — М., 1996.

3. Лейбин В.М. Психоаналитическая антропология // Бур­жуазная философская антропология XX в. — М., 1986.

4. Руткевич А.М. Жизнь и воззрения К. Юнга // Архетип и символ. — М., 1991.

5. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

6. Фрейд 3. Будущность одной иллюзии // Сумерки бо­гов. — М.,1989.

7. Фрейд 3. Тотем и табу. — М.. 1915.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положе­ния, исследования и применение.— СПб., 1997.

9. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоя­щее.—М., 1995.

10. Юнг К. Проблема души нашего времени. — М., 1994.

11. Юнг К. Психологические типы.— М., 1995.

Контрольные вопросы

1. Что нового внес психоанализ в познание культур?

2. Перечислите новые предметные области психоаналити­ческого изучения культур.

3. Назовите отличия в психоанализе культуры 3. Фрейда и К. Юнга.

4. Каким образом связана у Фрейда структура сознания (Я) И культура?

5. Согласны ли вы с универсальной моделью взаимодействия людей 3. Фрейда (либидо и Эдипов комплекс)?

6. Какие два типа мышления исследовал К. Юнг?

7. Покажите структуру психики с точки зрения К. Юнга.

8. Как вы оцениваете учение К. Юнга об архетипах?


Глава 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.92 (0.012 с.)