Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологическая роль понятий «когнитивный стиль» и «сенсотип»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Массовые экспериментально-психологические межэтнические исследования мышления во второй половине XX века проводились широким кругом антропологов. Среди них — М.Г. Сегалл, Д.Т. Кемпбелл М. Херсковиц, М. Коул, С. Скрибнер. При этом большинство антропологов пришли к выводу об отсутствии особого дологического типа мышления в традиционном обществе. Наиболее аргументирование этот вывод реализовали в своих исследованиях М. Коул и С. Скрибнер. По их мнению, пока нет данных, подтверждающих существование «первобытной логики». М. Коул признавал равноправность «западной и незападной стратегии получения объективных знаний об окружающем мире: и та, и другая связаны с упорядочением, классификацией и систематизацией информации, обе создают последовательно согласованные системы представлений»2. Коул и Скрибнер вводят термин «техника мышления». Различие «техник мышления» в различных культурах они объясняют совокупностью факторов, среди которых в первую очередь можно выделить- • разнообразие экологических, ландшафтно-пространственных условий: европеец живет в «прямоугольном мире», обусловленном его искусственно-техническим окружением (в частности, формами современной архитектуры), в то время как для традиционного общества характерно разнообразие естественного окружения; это и непроходимые джунгли, резко ограничивающие обзор, это и полупустыни и тундры, делающие обзор протяженным до самого горизонта; • различный уровень сложности организации культурных систем, • разнообразие ценностных установок и комплексов традиционных верований, • спектр биолого-органических факторов. Особую роль в развитии современной культурной антропологии сыграла гипотеза о влиянии языка на культуры и способ видения окружающего мира, которую называют лингвистической относительностью (она имеет также название гипотезы Сепира — Уорфа). В исследованиях американского лингвиста и этнографа Б. Ли Уорфа утверждается, что язык выступает не просто в качестве средства выражения мыслей. Существенной оказывается и роль языка как той формы от которой зависит образ наших мыслей. Язык, усваиваемый в детстве, определяет особый способ видения и структурирования мира. Как считает Б. Ли Уорф, «грамматика сама формирует мысль, является программой и руководством мыслительной деятельности индивида, средством анализа его впечатлений и их синтеза... Мир предстает перед нами как калейдоскопический поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит, в основном языковой системой, хранящейся в нашем сознании... Мы сталкиваемся, таким образом, с новым принципом относительности, который гласит, что сходные физические явления позволяют создать сходную картину Вселенной только при сходстве или соотносительности языковых систем»1. Концепция лингвистической относительности составляет методологическую основу такого направления в изучении культур, которое получило название социолингвистики. Американский этнолог и лингвист Эдуард Сепир (1884— 1939) и его последователь Б. Ли Уорф, исследуя языки и культуры различных индейских племен, обнаружили известное типологическое сходство между ними. Они пришли к следующим выводам: • типология общественной жизни и общественного производства, как и типология поведения, определяется всеми институтами культуры, в том числе языком; • язык, как особый институт культуры, занимает место посредника между мышлением и общественной жизнью, общественным производством. Поэтому тип языка определяет тип мышления и тип поведения языкового коллектива. Уорф сформулировал гипотезу, согласно которой современная мировая культура развилась, опираясь на европейский языковый тип. Так, в мировой культуре возобладала европейская концепция времени и европейская логика, которые были предопределены формами европейского языкового типа. Значительное место в этом направлении исследований занимает теория когнитивных стилей. Основы этой теории разработаны Х.А. Виткином. Когнитивный стиль определяет особенности восприятия, а также интеллектуальной, аналитической деятельности человека. При этом выделяются два основных когнитивных стиля — артикулированный и глобальный. • Для артикулированного стиля характерна дифференциация и организация среды, а также стремление к различению явлений, относящихся, с одной стороны, к самому носителю данного стиля, к его «Я», с другой стороны, — к явлениям окружающего мира. • Для глобального стиля характерны обратные свойства: среда воспринимается в ее целостности (синкретичности) и не дифференцируется, а сам носитель данного когнитивного стиля не отделяет себя от внешнего мира, фактически он отождествляет свое «Я» и внешнее окружение. Виткин вводит понятие «психологическое поле» для обозначения конкретной ситуации, в которой находится конкретный индивид. В результате артикулированный стиль оказывается независимым от ситуации, а глобальный стиль зависит от нее. Как показывает исследователь, при решении экспериментальной задачи (ситуации) в глобальном стиле испытуемый оказывается «привязанным» к ситуации, «идет на поводу» у нее. При этом ситуация нередко толкает его на иллюзорное, неверное решение. В артикулированном стиле человек опирается на свой опыт, пытается самостоятельно решить задачу. Как считает Виткин, существует «нормальный» ход познавательного развития, который ведет индивида от «полезависимости» к «поленезависимости». Этот процесс подвержен влиянию двух групп факторов: социо-культурных и природных. В числе культурных факторов выделяются: • предоставление или непредставление самостоятельности ребенку, в частности в семье, и, главным образом, независимость от матери; • отношение взрослых к импульсивным действиям ребенка. Если ребенку чаще всего разрешают вырабатывать собственные формы поведения в культурно-разрешенных формах и самому справляться со своими побуждениями, то такое разрешение, как правило, способствует формированию артикулированного, поленезависимого стиля. В числе наиболее важных природных факторов Виткин выделял разнородность или однородность окружающей среды. Как показал исследователь, люди архаических культур в восприятии окружающей природы и в экспериментальных ситуациях, а также при анализе составляющих ситуаций проявляли самостоятельность в мышлении. Тем самым не подтверждаются представления Л. Леви-Брюля о принципиально ином, нежели у европейцев, способе восприятия и полной подчиненности представителей традиционных обществ мистическим коллективным представлениям. Отметим еще одно важное понятие, в содержании которого когнитивные антропологи закрепляют характеристики межкультурных различий в мышлении. Речь идет о понятии «сенсотипа», введенном в культурологию М. Вобером. Оно связывает общую направленность культуры с особенностями характеристик конкретного типа личности, формируемого в этнокультурных общностях. В это понятие включается и чувственный образ мира, характеризующий ту или иную культуру. М. Вобер на основании собственных сравнительных исследований выделил западный сенсотип и сенсотип, свойственный ряду африканских культур. Он показал, что в Африке в процессе социализации личности, ее «врастания» в культуру определяющая роль принадлежит танцам, ритуалам. При этом ведущая роль отводится тренировке владения внутренними телесными ощущениями (эта способность обозначается термином «проприоцептивность» от лат. proprius — собственный), умению вырабатывать двигательные стереотипы. Таким образом, в африканских культурах ведущую роль играет язык ритмов, тщательная регламентация поведения, тональный язык (ударения согласных, особые щелкающие звуки), а также общая ориентированность на музыку, на ритмические движения. В Европе главная направленность культуры состоит в овладении визуальным восприятием. Такое восприятие в западной культуре оказывается опосредованным письменными и устными языковыми формами, которые усваиваются в процессе обучения. Таким образом, • западный сенсотип может быть охарактеризован как символически-визуально коммуникативный, • африканский сенсотип выступает как музыкально-хореографический. Понятие «сенсотип» по своему содержанию оказывается близким понятиям «менталитет», «ментальность». В антропологии выделяются, по крайней мере, три разновидности ментальное: • «западный» дедуктивно-познавательный менталитет, который стремится отражать окружающую действительность в форме понятий и суждений; этот тип менталитета имеет внешнюю практическую направленность; • «восточный» интровертный тип интуитивного мышления носит созерцательный характер и оказывается в большей степени направленным на духовное самосовершенствование, на развитие внутреннего мира; этот тип менталитета чаще использует не понятия, а эмоционально-смысловые образы и мифы; • стиль и образ мышления традиционного общества, которые ориентированы на предметно-практическое решение жизненных ситуаций и конкретных проблем, стоящих перед этнокультурной общностью. Каждый из указанных типов менталитета, во-первых, не проявляется в «чистом» виде, во-вторых, имеет сложную структуру. В частности, в такой структуре наряду с логическим мышлением огромную роль играют мифы и вера в сверхъестественные силы. Социологические опросы, проводимые в США, Великобритании, других европейских странах, показывают, что в условиях западной цивилизации более тридцати процентов анкетируемых искренне верят в мистические силы, в колдовство, в сверхъестественные явления. В современной культуре широко распространена «псевдонаука», практикующая псевдонаучные рассуждения и «доказательства» абсурдных положений. В качестве примера отметим астрологию, хиромантию и подобные им «системы знаний». Существует псевдорелигиозное поклонение идолам спорта и массового искусства, процветают культы успеха, власти, наживы. Характерной чертой современного западного сознания является его «полезависимость» от образов, формируемых средствами массовой коммуникации. В качестве характерного примера А.Л. Белик приводит различное поведение человека современной культуры, имеющего высшее образование, в парадоксальной ситуации, когда ему предъявляют черный и белый шары, а лица, участвующие в эксперименте, утверждают, что все шары черные. Нередко испытуемый под давлением окружающих, их коллективных представлений называл белые шары черными. Такого рода «решение» ситуаций под давлением «общепризнанных» норм и представлений широко распространено в современных индустриальных обществах1. Краткие выводы · Когнитивная антропология в качестве методологической основы имеет просветительский образ культуры, ее важнейшим элементом выступает мышление, благодаря чему человек познает окружающий мир. · С точки зрения собственно когнитивной антропологии культура выступает как система символов, организованных в виде набора правил, структурирующих и ограничивающих человеческую деятельность. · Культура в этом подходе выступает как постоянно осуществляемый индивидами процесс организации представлений и поведения, формирования планов действий и взаимодействий, обменов информацией. · С точки зрения когнитивистов, общей для людей является не единая система мотивации, а их способность к переработке информации, выражающаяся в когнитивной функции сознания. · Различие индивидуальных социальных и познавательных опытов конкретных индивидов обусловливает и различие их «когнитивных моделей». Различия в представлениях о мире и определенная степень взаимонепонимания между людьми служат поддержанию культурного порядка. · Первыми и наиболее значительными исследованиями этой направленности стали работы Люсьена Леви-Брюля о первобытном мышлении, рациональная сторона которого оказывается тесно связанной с эмоциями. Это мышление осваивает действительность, но такое освоение не принимает форму объяснения. · С точки зрения Ж. Пиаже основную причину межкультурных различий в мышлении составляет неспособность человека традиционного общества к абстрактному мышлению. Процесс овладения культурой представлялся в его теории как развитие интеллекта, как последовательное овладение логическими операциями. · В соответствии с особенностями детства М. Мид выделяла три типа культур: постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников; кофигуративный, где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников; префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей. · Гипотеза Сепира — Уорфа (принцип лингвистической относительности) утверждает, что существенной оказывается роль языка как той формы, от которой зависит образ наших мыслей.Язык, усваиваемый в детстве, определяет особый способ видения и структурирования мира. · Когнитивный стиль (по Х.А. Виткину) характеризует особенности восприятия и интеллектуально-аналитической деятельности человека. Для артикулированного стиля характерна дифференциация и организация среды, а также стремление к различению явлений, относящихся, с одной стороны, к самому носителю данного стиля, к его «Я», с другой стороны, — к явлениям окружающего мира. Для глобального стиля характерны обратные свойства: среда воспринимается в ее целостности и не дифференцируется, а сам носитель данного когнитивного стиля не отделяет себя от внешнего мира, фактически он отождествляет свое «Я» и внешнее окружение. Литература 1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. 2. Белик А.А. Психологическая антропология. — М., 1993. 3. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М., 1996. 4. Гуревич П.С. Культурология. — М., 2000. 5. Коул М. Культурно-историческая психология. — М., 1997. 6. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977. 7. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М., 1994. 8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969. 9. Садохин. А.П. Этнология. Учебный словарь. — Калуга, 2001. 10. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.—М., 1993. 11. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М.С. Когана и др. — СПб., 1998. Контрольные вопросы 1. Какой образ культуры оказывается доминирующим в рамках когнитивизма? 2. Покажите основные характеристики когнитивистского направления в социальной (культурной) антропологии. 3. В чем, по Леви-Брюлю, состоит основное отличие европейского типа мышления от «первобытного»? 4. Какие определения мышления Вам известны? 5. Кто из исследователей отождествил мышление «дикаря» с конкретной стадией развития интеллекта ребенка в совре менном обществе? 6. Какие обстоятельства влияют на формирование когнитивных стилей? 7. Покажите сущность понятия «сенсотип» и охарактеризуйте основные разновидности сенсотипов. 8. Дайте характеристику основных типов менталитета. 9. Почему в культуре современного информационного общества существуют мифы и мифологическое мышление?
Глава 12 КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В АНТРОПОЛОГИИ В своем обзоре школ и концепций культурной (социальной) антропологии мы приближаемся ко второй половине XX столетия. Этот период знаменателен тем, что именно в 40—50-х годах XX века формируются новые научные социально-антропологические школы в США и Европе. Видное место среди этих школ занял культурный релятивизм. Он сформировался в результате осмысления негативных характеристик и ограниченности прежних антропологических концепций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.121 (0.009 с.) |