Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические основы психоаналитического исследования культурСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К основоположникам психоаналитического исследования культуры относят, прежде всего, 3. Фрейда. Именно в его работах сформулированы важнейшие методологические подходы, отличающие это направление исследования культуры от других культурно-антропологических концепций. Австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856— 1939) родился в Чехии. Учился на медицинском факультете Венского университета, стажировался в Париже у известного врача Ж. Шарко. С 1902 г. — профессор Венского университета. Учение Зигмунда Фрейда чрезвычайно многопланово. В нем можно выделить: • особый метод исследования бессознательных психических процессов, • основанную на этом методе психиатрическую теорию, • теоретическую концепцию, в которой были осмыслены не только психологические процессы и явления, но также сущность человека и творимой им культуры. Теория культуры, развитая самим Фрейдом и его научной школой, оказала существенное воздействие на всю духовную атмосферу Европы, привела к изменению методологических принципов гуманитарных наук, философии, нашла выражение в искусстве. Культурологическая концепция Фрейда неразрывно связана с его психологическими концепциями, которые выступают в качестве ее методологического основания. В XIX в. психологи исследовали преимущественно изолированные психологические явления. Фрейд в своих работах стремится выявить специфику целых комплексов психологических явлений. Стимулом для разработки особой психологической концепции Фрейда послужили опыты Ж. Шарко и Берхейма по гипнотическому лечению неврозов и наблюдения венского врача Йозефа Брейера. С именами этих ученых связано психиатрическое изучение бессознательного. И. Брейер разработал метод так называемого катарсиса (древнегреч. — очищение,/, в соответствии, с которым тяжелые формы истерии излечивались тогда, когда с помощью гипноза пациента заставляли вспомнить прочно забытую им психическую травму, которая и послужила причиной невротических расстройств. Опираясь на такие опыты, 3. Фрейд разработал «катартический» метод лечения неврозов. Неврозы — это особый тип заболеваний, которые в чистом виде не имеют в своей основе органической патологии. К неврозам относятся различные виды истерий, а также фобий — боязни чего-либо (наиболее известен невроз навязчивых состояний). Теоретическое осмысление метода привело его к созданию динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов. В статье 3. Фрейда «Защитные не-вропсихозы» (1894) и последующих работах была показана возможность воздействия психических, эмоциональных состояний на глубинные, биологические. Неврозы при этом понимались как порождение общечеловеческих конфликтов, как нарушения возможности самовыражения личности. Выдвинув гипотезу о поведенческой причине невроза, 3. Фрейд показал связь внутренних состояний личности с внешним социокультурным миром, при таком подходе и психология из науки о внутреннем мире человека становилась теоретической дисциплиной, изучающей внешние культурные явления. Именно эта поведенческая теория, которая объясняет появление и функционирование различных видов психических дисфункций в различных культурах, активно используется антропологией и культурологией и в настоящее время. Фрейд обнаружил, что психические травмы, различного рода эмоциональные переживания отнюдь не исчезают из человеческой психики окончательно — они «вытесняются». Будучи вытесненными, эти элементы психики способны оказывать заметные воздействия на личность, проявляясь в замаскированной форме. Сознательное человеческое «Я» не допускает в границы сознания эти опасные для него психические процессы, используя для этого механизм «цензуры» (термин 3. Фрейда). Вытесненные психические процессы, сталкиваясь с механизмами цензуры, и определяют набор невротических симптомов. В одной из наиболее известных книг Фрейда «Толкование сновидений» подобным же образом истолкованы и сновидения, которые для него во многом аналогичны галлюцинациям, где вытесненные психические процессы реализуются в некоторой символической форме. Тот же принцип вытеснения распространяется им на исследование остроумия, художественного творчества, символизма культуры, мифологии. Но понятий вытеснения и цензуры для объяснения всех этих явлений оказывается недостаточно. В объяснении такого круга явлений фундаментальную роль играет его теория сексуальности. 3. Фрейд разработал концепцию стадий психосексуального развития в труде «Три статьи о теории полового влечения» (1905). Согласно его теории, эротические желания (либидо) заложены в человеке с детства, практически с рождения: «Либидо идет путями нарциссической потребности и привязывается к объектам, обеспечивающим ее удовлетворение»1. Сексуальность проходит у ребенка ряд стадий, в зависимости от тех объектов, к которым оказывается привязанным либидо. Первая — аутоэротизм, нарциссизм. В этой стадии эротические побуждения человека направлены на его собственное тело. Впоследствии Фрейд разделил этот период еще на ряд этапов (оральный, анальный, генитальный). На более поздних стадиях развития эротические влечения принимают специфические формы выражения в зависимости от пола: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник, к нему появляется бессознательное враждебное чувство), у девочек — на отца (враждебность она испытывает к матери). Такого рода особенность взаимоотношений людей 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — комплекс Электры). Как считал Фрейд, происхождение культуры связано с убийством сыновьями отца, который в первобытном стаде обладал всеми женщинами и не подпускал к ним своих сыновей. Более того, первобытный отец был не только убит, но и съеден. Затем возникло чувство вины и раскаяния, которое и привело к запрету (наложению табу) инцеста и отцеубийства. Оба эти запрета, согласно Фрейду, и составляют содержание «эдипова комплекса». «Эдипов комплекс» — это совокупность процессов в психике мальчика, которые формируются в результате вытеснения в детстве влечения к матери и враждебности к отцу. Название комплекса связано с древнегреческим мифом об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери. С момента появления «эдипова комплекса» культура и превратилась в систему норм и запретов, делающих человека несчастным. Эдипов комплекс, по мнению антропологов-психоаналитиков, — явление универсальное для всех культур. Он составляет основу для психоаналитической концепции индивидуального развития человека (онтогенеза) от детства до взрослого состояния и выступает в качестве специфического объяснения процесса вхождения человека в культуру. Таким образом, согласно Фрейду, сексуальность, как и все инстинкты, существует с самого момента рождения и в своем развитии она проходит ряд этапов, фиксируясь на различных органах, пока, наконец, не становится нормальной человеческой сексуальностью. Сексуальность выступает в качестве связующего звена между психическими и телесными (соматическими) процессами. Более того, сексуальные объекты могут замещаться другими. Динамический характер сексуальности описывается Фрейдом с помощью понятия сублимации (от лат. sublimatio — возвышение), как процесса замещения объекта влечения или отклонение инстинктов от внутренне присущей им направленности. При этом происходит «возвышение» инстинктивных влечений, т. е. преобразование низших влечений в высшие, творческие. Несколько позже он использовал это понятие для анализа художественного творчества и объяснения ряда культурных феноменов. По мнению Фрейда, невроз возникает тогда, когда конфликт между бессознательными влечениями и цензурой не находит разрешения. Творчество как раз и выступает в качестве одного из основных способов разрешения такого конфликта, это своего рода самопсихотерапия. Без такой «терапии» погружение в невроз было бы неизбежным. Важным понятием, которое использует Фрейд для описания сексуальности, является термин «психическая энергия», которая выступает в качестве некоторого «заряда», являющегося источником влечения. Индивидуальную энергию сексуального влечения Фрейд обозначает с помощью термина «либидо». По мнению австрийского исследователя, сфера бессознательного подчиняется принципу удовольствия, которое достигается при разрядке либидо. «Цензура» препятствует этому, и сексуальная энергия, переходя на обходные пути, сублимируется. Психика в целом рассматривается в качестве открытой энергетической системы: ее подпитывает либидо, которое принадлежит к соматической (от лат. soma— тело) сфере. В работе «Я и Оно» (1923) Фрейд выделяет в структуре психического аппарата человека три системы, которые неразрывно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют друг с другом. Безличная часть психического аппарата, называемая 1d (Оно), считается своеобразным резервуаром психической энергии, стремящейся к немедленной разрядке. Эта часть психики подчиняется принципу удовольствия. «Оно», по Фрейду, — «бессознательный котел инстинктов». Через посредство «Оно» психика в целом оказывается связанной с телесными процессами. Вторая часть психики, сознательное «Я» (Еgо), — это своеобразный отпечаток внешней действительности на изначальную совокупность влечений человека. Ее функция — восприятие внешнего мира и наилучшее приспособление к нему. Ego руководствуется принципом реальности, т. е. учитывает реальные возможности и условия удовлетворения влечений, а его задачей является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. Третья часть психики — «сверх-Я» (Super-Еgо). «Сверх-Я» является высшей инстанцией психики. Она олицетворяет собой нормы и запреты, диктуемые социокультурной средой. Ее функция — внутренняя цензура, совесть, поэтому именно деятельность сверх-Я вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении. Взаимосвязь этих сфер проявляется в том, что влечения «Я» способствуют самосохранению индивида, а сексуальные влечения способствуют сохранению вида, а это может даже противоречить инстинкту самосохранения. Фрейд постоянно развивал свою теорию. Приблизительно с 20-х годов в его концепции появляется учение о влечении к смерти. Этот инстинкт он обозначает как Танатос, под которым Фрейд понимает по большей части бессознательные тенденции к саморазрушению, т. е. к возвращению в неорганическое состояние: агрессию по отношению к людям, другим живым существам и неодушевленным предметам. Все живое возвращается к неорганическому, значит, «целью всякой жизни является смерть»1, — подчеркивает он. Вместе с тем это влечение неразрывно связано с влечением к жизни: «Принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти»2. Фрейд приходит к выводу, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальным влечениями и влечениями «Я») и Танатосом (влечением к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной (продолжение рода), или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос. Разработанная Фрейдом система общепсихологических принципов позволяла по-новому подойти к межкультурному изучению особенностей человека. Психоанализ нацеливал на исследование наблюдаемых и повторяющихся от культуры к культуре явлений, таких, как стереотипы сексуального поведения, период раннего детства, сны, позже — эмоциональная сфера личности в условиях различных культур. Концепция Фрейда подготовила многочисленные межкультурные исследования особенностей взаимодействия личности и культуры, начавшиеся в конце 20-х— начале 30-х годов XX в. В рамках работ 3. Фрейда «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Леонардо да Винчи Этюд по теории психосексуальности» (1910) разработанный им подход был использован для анализа отдельных элементов культуры: мифов, классических произведений искусства, а также таких специфических предметов исследования, каковыми были оговорки, всякого рода забывания, остроумие. Так, пытаясь дать новую трактовку трагедии Шекспира «Гамлет», 3. Фрейд утверждал, что нерешительность Гамлета в мести за отца объясняется тем, что убийца лишь выполнил тайное, бессознательное желание Гамлета — желание смерти отца. Теория культуры 3. Фрейда Рассмотренные положения составили основу методологического фундамента, на котором Фрейд строит теорию культуры. Эти теоретические разработки содержатся, прежде всего, в работах «Тотем и табу» (1912), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Беспокойство в культуре» (1929), «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» (1939), «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921), а также целом ряде других публикаций. Теория культуры для Фрейда выступает, прежде всего, как психология культуры, вырастающая из его медицинской практики. В частности, кризис культуры понимается им как ее болезнь. Болезнь культуры Фрейд рассматривает сквозь призму неврозов, психозов, страхов и маний отдельных людей. Причины распространения неврозов и психических расстройств он увидел в углубляющемся противоречии между внутренними устремлениями человека и внешними надличностными силами, которые противодействуют этим устремлениям и даже подавляют их. Поэтому основной задачей культуры для Фрейда оказывается обуздание инстинктивной человеческой природы. Однако такое обуздание выступает основным источником антагонизма между культурой и человеческой природой: «Примечательно, что как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они, тем не менее, ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задачи; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ»1. Таким образом, культура ограничивает антисоциальные влечения людей и предоставляет вытесненным влечениям некоторые выходы на основе сублимации. Фрейд считает, что отдельный человек не знал ограничений в следовании принципу удовольствия, тогда как член общества, как правило, не в состоянии добиваться автоматического и немедленного удовлетворения своих влечений. Поэтому культура предполагает отказ от удовлетворения желаний бессознательного, а прогресс культуры означает уменьшение человеческого «естественного» счастья, достигаемого в следовании «принципу удовольствия». Культура вместе с тем, считает Фрейд, должна создать особые механизмы для облегчения отказов от требований «принципа удовольствия», иначе «болезни культуры» будут неизбежными, а количество неврозов и психических расстройств будет возрастать. Таким образом, энергия влечений (по форме они носят в основном сексуальный характер), не находя прямого выхода (поскольку эту энергию блокируют нормы культуры), обретает побочные выражения в патологиях или бессознательных формах. Так, 3. Фрейд считал, что сновидения — это «ворота в бессознательное», что «неврозы нормального человека» выполняют защитные для психики функции. Психика защищается тем, что с помощью сновидений вытесненные антисоциальные желания получают символическое удовлетворение. Таким образом, в каждом из людей происходит борьба между «принципом удовольствия» (стремлением к немедленному удовлетворению своих, часто скрытых, желаний), и «принципом реальности» той или иной культуры, т. е. невозможностью удовлетворить некоторые желания. Импульсы, вытесненные в область бессознательного, ищут себе окольные пути выхода и тем самым провоцируют неврозы, истерию, немотивированную жестокость, склонность к насилию и другие отклонения в поведении человека. Культура не сможет существовать, если внешнее ограничение такого рода отклонений не станет внутренним, т. е. не превратится в функцию Сверх-Я. В результате, по мере развития культуры человек должен отказаться и от убийства других людей, и от неограниченного удовлетворения сексуальных желаний. Преодоление черт, разъединяющих общество изнутри, возможно, согласно Фрейду, · во-первых, с помощью любви, но без сексуальных целей; · во-вторых, с помощью некоторых общих переживаний, общественных идеалов и ценностей; · в-третьих, с помощью религии, формирующей особого рода общие переживания. Таким образом, все основные механизмы культуры являются, по Фрейду, средством компенсации человеческой ущербности, а также результатом (и предпосылкой) отказа человека от удовлетворения природных влечений. Для объяснения происхождения культуры Фрейд использует так называемый биологический закон, согласно которому индивидуальное развитие организма (онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида (филогенез). В применении к анализу культур этот закон означает, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества. При таком подходе исследование развития ребенка может стать основой выводов, применимых ко всему человеческому роду. Фрейд пишет: «Что у ребенка означает «благородное» и «дурное», позднее, когда место родителей заняло общество и Сверх-Я, будет называться «добрым» и «злым», добродетельным и порочным, но это все еще то же самое — отречение от влечений под давлением авторитета, заменяющего и продолжающего отца»1. 3. Фрейд впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. При этом мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. Для объяснения возникновения культурной истории 3. Фрейд использует гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о «циклопической» семье, которая, якобы, была первоначальной формой организации жизни человека и состояла из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. 3. Фрейд утверждает, что однажды изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили, таким образом, конец отцовской орде. Они, таким образом, осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Отзвуки древней каннибальской трапезы проявились затем в виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал своего бога — свое тотемическое животное, которое замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями. Впоследствии сыновья, раскаявшиеся и охваченные чувством вины за содеянное, для устранения самого повода для повторения подобных действий запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (инцест — кровнородственные половые отношения). Этот запрет характеризуется как экзогамия, в отличие от эндогамии, разрешающей брачно-половые отношения между членами одной близкородственной общности. Впоследствии стало нельзя убивать и тотем, лишь во время ритуальных праздников тотемическое животное убивают, поедают, но и оплакивают жертвенное животное, напоминая о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом. У 3. Фрейда, таким образом, оказались связанными воедино основные исходные принципы психоанализа: Эдипов комплекс, вражда к отцу, тайное желание смерти отца, первичная травматическая ситуация. На этой основе он и показывает возникающую специфическую роль культуры; трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые — от убийства к ритуалу убийства. Одновременно 3. Фрейд выдвигает гипотезу о причинах происхождения религии. Любая религия, с его точки зрения, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, стремление умилостивить поздним послушанием отца, которого ранее оскорбили, чувство вины порождают психологическое, эмоциональное беспокойство, которое удается устранить лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний. Положение о близости алгоритмов поведения человека-невротика и индивида — участника религиозного ритуала Фрейд развивал в работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907) и «Будущее одной иллюзии» (1927), где подчеркивал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. На таком основании религия представляется в качестве универсального невроза навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида. Для понимания сущности культуры 3. Фрейд активно использует разработанную им структуру психики и показывает, что «Сверх-Я» соединяет культуру с внутренними слоями личности. Это позволяет объяснить поведение, как человека современной культуры, так и человека архаической культуры, как нормальной личности, так и личности безумной. Исследователи выделяют известную ограниченность культурологической концепции Фрейда. Прежде всего, недопустимо сводить все многообразие культуры к психологическим особенностям индивида, в первую очередь, патологическим. Ряд положений Фрейда не соответствует реальным фактам антропологических исследований. В частности, принятая в качестве исходного понятия «циклопическая» семья — это теоретическая модель Аткинсона, которую современная наука не принимает в силу ее неубедительной аргументированное. В качестве несостоятельного рассматривает современная наука (и даже последователи Фрейда) выдвинутый им пансексуализм, как ведущий объяснительный принцип теории Фрейда. Однако для психоаналитической концепции культуры 3. Фрейда характерны и несомненные достижения: • расширение предмета исследований культурологов; • вовлечение в сферу научного анализа новых объектов изучения (стереотипы сексуального поведения, ранний период детства, сны, эмоциональная сфера личности); • выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры; • создание концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой; • исследование компенсаторной, психотерапевтической функции культуры; • формирование направления изучения особенностей отклоняющего поведения, соотношение нормы и патологии в различных культурах, впоследствии составившее основу этнопсихиатрии или транскультурной психиатрии. Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в ряде теоретических направлений культурологии XX века, прежде всего в рамках широкого научного направления (вернее, спектра направлений), получившего название неофрейдизм (иногда употребляется термин «неопсихоанализ»). В качестве наиболее убежденных последователей Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм. Значительное место принципы и основные идеи фрейдизма, в существенно модернизированной форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других представителей направления «Культура-и-личность» (школа психологической антропологии, уже рассмотренной нами). Самостоятельные и своеобразные психоаналитические концепции культур были разработаны К. Юнгом и Э. Фроммом. Одним из наиболее последовательных продолжателей дела Фрейда в области применения основных идей классического психоанализа в изучении культур историки культуроведения считают Г. Рохейма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.192 (0.011 с.) |