Методологические основы психоаналитического исследования культур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы психоаналитического исследования культур



К основоположникам психоаналитического иссле­дования культуры относят, прежде всего, 3. Фрейда. Именно в его работах сформулированы важнейшие методологические подходы, отличающие это направле­ние исследования культуры от других культурно-ант­ропологических концепций.

Австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856— 1939) родил­ся в Чехии. Учился на медицинском факультете Венского университета, стажировался в Париже у извест­ного врача Ж. Шарко. С 1902 г. — профессор Венско­го университета. Учение Зигмунда Фрейда чрезвычай­но многопланово. В нем можно выделить:

• особый метод исследования бессознательных пси­хических процессов,

• основанную на этом методе психиатрическую те­орию,

• теоретическую концепцию, в которой были осмыс­лены не только психологические процессы и явле­ния, но также сущность человека и творимой им культуры.

Теория культуры, развитая самим Фрейдом и его научной школой, оказала существенное воздействие на всю духовную атмосферу Европы, привела к измене­нию методологических принципов гуманитарных наук, философии, нашла выражение в искусстве. Культуро­логическая концепция Фрейда неразрывно связана с его психологическими концепциями, которые выступа­ют в качестве ее методологического основания.

В XIX в. психологи исследовали преимущественно изолированные психологические явления. Фрейд в своих работах стремится выявить специфику целых комплексов психологических явлений. Стимулом для разработки особой психологической концепции Фрей­да послужили опыты Ж. Шарко и Берхейма по гипно­тическому лечению неврозов и наблюдения венского врача Йозефа Брейера. С именами этих ученых свя­зано психиатрическое изучение бессознательного. И. Брейер разработал метод так называемого катарси­са (древнегреч. — очищение,/, в соответствии, с кото­рым тяжелые формы истерии излечивались тогда, ког­да с помощью гипноза пациента заставляли вспомнить прочно забытую им психическую травму, которая и по­служила причиной невротических расстройств.

Опираясь на такие опыты, 3. Фрейд разработал «катартический» метод лечения неврозов. Неврозы — это особый тип заболеваний, которые в чистом виде не имеют в своей основе органической патологии. К нев­розам относятся различные виды истерий, а также фобий — боязни чего-либо (наиболее известен невроз навязчивых состояний). Теоретическое осмысление метода привело его к созданию динамической концеп­ции личности в единстве сознательного и бессозна­тельного факторов. В статье 3. Фрейда «Защитные не-вропсихозы» (1894) и последующих работах была по­казана возможность воздействия психических, эмоциональных состояний на глубинные, биологичес­кие. Неврозы при этом понимались как порождение общечеловеческих конфликтов, как нарушения воз­можности самовыражения личности.

Выдвинув гипотезу о поведенческой причине не­вроза, 3. Фрейд показал связь внутренних состояний личности с внешним социокультурным миром, при таком подходе и психология из науки о внутреннем мире человека становилась теоретической дисципли­ной, изучающей внешние культурные явления. Имен­но эта поведенческая теория, которая объясняет появ­ление и функционирование различных видов психи­ческих дисфункций в различных культурах, активно используется антропологией и культурологией и в настоящее время.

Фрейд обнаружил, что психические травмы, раз­личного рода эмоциональные переживания отнюдь не исчезают из человеческой психики окончательно — они «вытесняются». Будучи вытесненными, эти элементы психики способны оказывать заметные воздействия на личность, проявляясь в замаскированной форме. Со­знательное человеческое «Я» не допускает в границы сознания эти опасные для него психические процес­сы, используя для этого механизм «цензуры» (термин 3. Фрейда). Вытесненные психические процессы, стал­киваясь с механизмами цензуры, и определяют набор невротических симптомов. В одной из наиболее извест­ных книг Фрейда «Толкование сновидений» подобным же образом истолкованы и сновидения, которые для него во многом аналогичны галлюцинациям, где вы­тесненные психические процессы реализуются в не­которой символической форме. Тот же принцип вы­теснения распространяется им на исследование ос­троумия, художественного творчества, символизма культуры, мифологии. Но понятий вытеснения и цен­зуры для объяснения всех этих явлений оказывается недостаточно. В объяснении такого круга явлений фун­даментальную роль играет его теория сексуальности.

3. Фрейд разработал концепцию стадий психосек­суального развития в труде «Три статьи о теории по­лового влечения» (1905). Согласно его теории, эроти­ческие желания (либидо) заложены в человеке с дет­ства, практически с рождения: «Либидо идет путями нарциссической потребности и привязывается к объек­там, обеспечивающим ее удовлетворение»1. Сексуаль­ность проходит у ребенка ряд стадий, в зависимости от тех объектов, к которым оказывается привязанным либидо.

Первая — аутоэротизм, нарциссизм. В этой ста­дии эротические побуждения человека направлены на его собственное тело. Впоследствии Фрейд разделил этот период еще на ряд этапов (оральный, анальный, генитальный).

На более поздних стадиях развития эротические влечения принимают специфические формы выраже­ния в зависимости от пола: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец восприни­мается как нежелательный соперник, к нему появля­ется бессознательное враждебное чувство), у девочек — на отца (враждебность она испытывает к матери).

Такого рода особенность взаимоотношений людей 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — ком­плекс Электры). Как считал Фрейд, происхождение культуры связано с убийством сыновьями отца, кото­рый в первобытном стаде обладал всеми женщинами и не подпускал к ним своих сыновей. Более того, пер­вобытный отец был не только убит, но и съеден. Затем возникло чувство вины и раскаяния, которое и приве­ло к запрету (наложению табу) инцеста и отцеубий­ства. Оба эти запрета, согласно Фрейду, и составляют содержание «эдипова комплекса». «Эдипов комп­лекс» — это совокупность процессов в психике мальчика, которые формируются в результате вытеснения в детстве влечения к матери и враждебности к отцу. Название комплекса связано с древнегреческим ми­фом об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери. С момента появления «эдипова комплек­са» культура и превратилась в систему норм и запре­тов, делающих человека несчастным.

Эдипов комплекс, по мнению антропологов-психо­аналитиков, — явление универсальное для всех куль­тур. Он составляет основу для психоаналитической концепции индивидуального развития человека (онто­генеза) от детства до взрослого состояния и выступает в качестве специфического объяснения процесса вхож­дения человека в культуру.

Таким образом, согласно Фрейду, сексуальность, как и все инстинкты, существует с самого момента рождения и в своем развитии она проходит ряд эта­пов, фиксируясь на различных органах, пока, наконец, не становится нормальной человеческой сексуальнос­тью. Сексуальность выступает в качестве связующего звена между психическими и телесными (соматичес­кими) процессами. Более того, сексуальные объекты могут замещаться другими. Динамический характер сексуальности описывается Фрейдом с помощью по­нятия сублимации (от лат. sublimatio — возвышение), как процесса замещения объекта влечения или откло­нение инстинктов от внутренне присущей им направ­ленности. При этом происходит «возвышение» инстин­ктивных влечений, т. е. преобразование низших вле­чений в высшие, творческие. Несколько позже он использовал это понятие для анализа художественного творчества и объяснения ряда культурных феноменов.

По мнению Фрейда, невроз возникает тогда, когда конфликт между бессознательными влечениями и цен­зурой не находит разрешения. Творчество как раз и выступает в качестве одного из основных способов разрешения такого конфликта, это своего рода само­психотерапия. Без такой «терапии» погружение в не­вроз было бы неизбежным.

Важным понятием, которое использует Фрейд для описания сексуальности, является термин «психическая энергия», которая выступает в качестве некоторого «заряда», являющегося источником влечения. Индиви­дуальную энергию сексуального влечения Фрейд обо­значает с помощью термина «либидо». По мнению австрийского исследователя, сфера бессознательного подчиняется принципу удовольствия, которое достига­ется при разрядке либидо. «Цензура» препятствует этому, и сексуальная энергия, переходя на обходные пути, сублимируется. Психика в целом рассматрива­ется в качестве открытой энергетической системы: ее подпитывает либидо, которое принадлежит к сома­тической (от лат. soma— тело) сфере.

В работе «Я и Оно» (1923) Фрейд выделяет в струк­туре психического аппарата человека три системы, которые неразрывно взаимосвязаны и постоянно вза­имодействуют друг с другом. Безличная часть психи­ческого аппарата, называемая 1d (Оно), считается свое­образным резервуаром психической энергии, стремя­щейся к немедленной разрядке. Эта часть психики подчиняется принципу удовольствия. «Оно», по Фрей­ду, — «бессознательный котел инстинктов». Через по­средство «Оно» психика в целом оказывается связан­ной с телесными процессами.

Вторая часть психики, сознательное «Я» (Еgо), — это своеобразный отпечаток внешней действительности на изначальную совокупность влечений человека. Ее функ­ция — восприятие внешнего мира и наилучшее приспо­собление к нему. Ego руководствуется принципом реаль­ности, т. е. учитывает реальные возможности и условия удовлетворения влечений, а его задачей является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности.

Третья часть психики — «сверх-Я» (Super-Еgо). «Сверх-Я» является высшей инстанцией психики. Она олицетворяет собой нормы и запреты, диктуемые социокультурной средой. Ее функция — внутренняя цен­зура, совесть, поэтому именно деятельность сверх-Я вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении.

Взаимосвязь этих сфер проявляется в том, что вле­чения «Я» способствуют самосохранению индивида, а сексуальные влечения способствуют сохранению вида, а это может даже противоречить инстинкту самосох­ранения.

Фрейд постоянно развивал свою теорию. Прибли­зительно с 20-х годов в его концепции появляется уче­ние о влечении к смерти. Этот инстинкт он обозначает как Танатос, под которым Фрейд понимает по боль­шей части бессознательные тенденции к саморазруше­нию, т. е. к возвращению в неорганическое состояние: агрессию по отношению к людям, другим живым су­ществам и неодушевленным предметам. Все живое возвращается к неорганическому, значит, «целью вся­кой жизни является смерть»1, — подчеркивает он. Вместе с тем это влечение неразрывно связано с вле­чением к жизни: «Принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти»2. Фрейд приходит к выводу, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуаль­ным влечениями и влечениями «Я») и Танатосом (вле­чением к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной (продолжение рода), или в виде целостности организма. Весь физиологический про­цесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в без­жизненное состояние, к мертвой, неорганической ма­терии. Но пока человеческий организм жив, преобла­дает Эрос.

Разработанная Фрейдом система общепсихологи­ческих принципов позволяла по-новому подойти к межкультурному изучению особенностей человека. Психоанализ нацеливал на исследование наблюдаемых и повторяющихся от культуры к культуре явлений, таких, как стереотипы сексуального поведения, пери­од раннего детства, сны, позже — эмоциональная сфера личности в условиях различных культур. Концеп­ция Фрейда подготовила многочисленные межкуль­турные исследования особенностей взаимодействия личности и культуры, начавшиеся в конце 20-х— нача­ле 30-х годов XX в.

В рамках работ 3. Фрейда «Психопатология обы­денной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Леонардо да Винчи Этюд по теории психосексуальности» (1910) разработанный им подход был использован для анализа отдельных эле­ментов культуры: мифов, классических произведений искусства, а также таких специфических предметов ис­следования, каковыми были оговорки, всякого рода за­бывания, остроумие. Так, пытаясь дать новую трактов­ку трагедии Шекспира «Гамлет», 3. Фрейд утверждал, что нерешительность Гамлета в мести за отца объясня­ется тем, что убийца лишь выполнил тайное, бессозна­тельное желание Гамлета — желание смерти отца.

Теория культуры 3. Фрейда

Рассмотренные положения составили основу ме­тодологического фундамента, на котором Фрейд стро­ит теорию культуры. Эти теоретические разработки содержатся, прежде всего, в работах «Тотем и табу» (1912), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Беспокойство в культуре» (1929), «Человек по имени Моисей и моно­теистическая религия» (1939), «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921), а также целом ряде других публикаций. Теория культуры для Фрейда вы­ступает, прежде всего, как психология культуры, вы­растающая из его медицинской практики. В частности, кризис культуры понимается им как ее болезнь.

Болезнь культуры Фрейд рассматривает сквозь призму неврозов, психозов, страхов и маний отдель­ных людей. Причины распространения неврозов и психических расстройств он увидел в углубляющемся противоречии между внутренними устремлениями человека и внешними надличностными силами, кото­рые противодействуют этим устремлениям и даже подавляют их. Поэтому основной задачей культуры для Фрейда оказывается обуздание инстинктивной чело­веческой природы. Однако такое обуздание выступает основным источником антагонизма между культурой и человеческой природой: «Примечательно, что как бы мало ни были способны люди к изолированному суще­ствованию, они, тем не менее, ощущают жертвы, тре­буемые от них культурой ради возможности совмест­ной жизни, как гнетущий груз. Культура должна по­этому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задачи; они имеют целью не только обеспечить извес­тное распределение благ, но и постоянно поддержи­вать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению при­роды и производству благ»1.

Таким образом, культура ограничивает антисоци­альные влечения людей и предоставляет вытесненным влечениям некоторые выходы на основе сублимации. Фрейд считает, что отдельный человек не знал ограни­чений в следовании принципу удовольствия, тогда как член общества, как правило, не в состоянии добивать­ся автоматического и немедленного удовлетворения своих влечений. Поэтому культура предполагает отказ от удовлетворения желаний бессознательного, а про­гресс культуры означает уменьшение человеческого «естественного» счастья, достигаемого в следовании «принципу удовольствия». Культура вместе с тем, счи­тает Фрейд, должна создать особые механизмы для облегчения отказов от требований «принципа удоволь­ствия», иначе «болезни культуры» будут неизбежны­ми, а количество неврозов и психических расстройств будет возрастать.

Таким образом, энергия влечений (по форме они носят в основном сексуальный характер), не находя прямого выхода (поскольку эту энергию блокируют нормы культуры), обретает побочные выражения в патологиях или бессознательных формах. Так, 3. Фрейд считал, что сновидения — это «ворота в бессознатель­ное», что «неврозы нормального человека» выполняют защитные для психики функции. Психика защищается тем, что с помощью сновидений вытесненные антисо­циальные желания получают символическое удовлет­ворение. Таким образом, в каждом из людей происхо­дит борьба между «принципом удовольствия» (стрем­лением к немедленному удовлетворению своих, часто скрытых, желаний), и «принципом реальности» той или иной культуры, т. е. невозможностью удовлетворить некоторые желания.

Импульсы, вытесненные в область бессознатель­ного, ищут себе окольные пути выхода и тем самым провоцируют неврозы, истерию, немотивированную жестокость, склонность к насилию и другие отклоне­ния в поведении человека. Культура не сможет суще­ствовать, если внешнее ограничение такого рода от­клонений не станет внутренним, т. е. не превратится в функцию Сверх-Я. В результате, по мере развития куль­туры человек должен отказаться и от убийства других людей, и от неограниченного удовлетворения сексуаль­ных желаний. Преодоление черт, разъединяющих об­щество изнутри, возможно, согласно Фрейду,

· во-первых, с помощью любви, но без сексуальных целей;

· во-вторых, с помощью некоторых общих пережи­ваний, общественных идеалов и ценностей;

· в-третьих, с помощью религии, формирующей осо­бого рода общие переживания.

Таким образом, все основные механизмы культу­ры являются, по Фрейду, средством компенсации че­ловеческой ущербности, а также результатом (и пред­посылкой) отказа человека от удовлетворения природ­ных влечений.

Для объяснения происхождения культуры Фрейд использует так называемый биологический закон, со­гласно которому индивидуальное развитие организма (онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида (филогенез). В применении к ана­лизу культур этот закон означает, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии раз­вития, что и в процессе происхождения культуры че­ловечества. При таком подходе исследование развития ребенка может стать основой выводов, применимых ко всему человеческому роду. Фрейд пишет: «Что у ре­бенка означает «благородное» и «дурное», позднее, когда место родителей заняло общество и Сверх-Я, будет называться «добрым» и «злым», добродетельным и порочным, но это все еще то же самое — отречение от влечений под давлением авторитета, заменяющего и продолжающего отца»1.

3. Фрейд впервые попытался рассмотреть парал­лельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. При этом мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситу­аций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным.

Для объяснения возникновения культурной истории 3. Фрейд использует гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о «циклопической» семье, которая, якобы, была первоначальной формой организации жизни че­ловека и состояла из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у сам­ца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего гла­ву семьи. 3. Фрейд утверждает, что однажды изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили, таким образом, конец отцовской орде. Они, таким обра­зом, осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Отзвуки древней каннибаль­ской трапезы проявились затем в виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал своего бога — свое тотемическое животное, которое замещало отца, неког­да убитого и съеденного восставшими сыновьями.

Впоследствии сыновья, раскаявшиеся и охвачен­ные чувством вины за содеянное, для устранения самого повода для повторения подобных действий зап­ретили брачно-половые отношения с женщинами сво­его клана (инцест — кровнородственные половые от­ношения). Этот запрет характеризуется как экзогамия, в отличие от эндогамии, разрешающей брачно-половые отношения между членами одной близкородственной общности.

Впоследствии стало нельзя убивать и тотем, лишь во время ритуальных праздников тотемическое живот­ное убивают, поедают, но и оплакивают жертвенное животное, напоминая о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом. У 3. Фрейда, таким образом, оказались связанными воедино основные ис­ходные принципы психоанализа: Эдипов комплекс, вражда к отцу, тайное желание смерти отца, первичная травматическая ситуация. На этой основе он и показы­вает возникающую специфическую роль культуры; трансформацию влечений из деструктивных в культур­но-приемлемые — от убийства к ритуалу убийства.

Одновременно 3. Фрейд выдвигает гипотезу о при­чинах происхождения религии. Любая религия, с его точки зрения, представляется в виде некоего навязчи­вого невротического состояния. Страх перед отцом, стремление умилостивить поздним послушанием отца, которого ранее оскорбили, чувство вины порождают психологическое, эмоциональное беспокойство, кото­рое удается устранить лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний.

Положение о близости алгоритмов поведения че­ловека-невротика и индивида — участника религиоз­ного ритуала Фрейд развивал в работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907) и «Будущее одной иллюзии» (1927), где подчеркивал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. На таком основании религия представ­ляется в качестве универсального невроза навязчивос­ти, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида.

Для понимания сущности культуры 3. Фрейд актив­но использует разработанную им структуру психики и показывает, что «Сверх-Я» соединяет культуру с внут­ренними слоями личности. Это позволяет объяснить поведение, как человека современной культуры, так и человека архаической культуры, как нормальной лич­ности, так и личности безумной.

Исследователи выделяют известную ограничен­ность культурологической концепции Фрейда. Преж­де всего, недопустимо сводить все многообразие куль­туры к психологическим особенностям индивида, в первую очередь, патологическим. Ряд положений Фрейда не соответствует реальным фактам антропо­логических исследований. В частности, принятая в качестве исходного понятия «циклопическая» се­мья — это теоретическая модель Аткинсона, которую современная наука не принимает в силу ее неубеди­тельной аргументированное. В качестве несостоя­тельного рассматривает современная наука (и даже последователи Фрейда) выдвинутый им пансексуализм, как ведущий объяснительный принцип теории Фрейда.

Однако для психоаналитической концепции куль­туры 3. Фрейда характерны и несомненные дости­жения:

• расширение предмета исследований культуроло­гов;

• вовлечение в сферу научного анализа новых объек­тов изучения (стереотипы сексуального поведения, ранний период детства, сны, эмоциональная сфе­ра личности);

• выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании куль­туры;

• создание концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой;

• исследование компенсаторной, психотерапевти­ческой функции культуры;

• формирование направления изучения особеннос­тей отклоняющего поведения, соотношение нормы и патологии в различных культурах, впоследствии составившее основу этнопсихиатрии или транс­культурной психиатрии.

Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в ряде теоретических направлений культурологии XX века, прежде всего в рамках широкого научного направления (вернее, спек­тра направлений), получившего название неофрейдизм (иногда употребляется термин «неопсихоанализ»). В качестве наиболее убежденных последователей Фрей­да в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм. Значительное место принципы и ос­новные идеи фрейдизма, в существенно модернизиро­ванной форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бене­дикт, Дж. Долларда и других представителей направ­ления «Культура-и-личность» (школа психологической антропологии, уже рассмотренной нами). Самостоя­тельные и своеобразные психоаналитические концеп­ции культур были разработаны К. Юнгом и Э. Фром­мом. Одним из наиболее последовательных продолжа­телей дела Фрейда в области применения основных идей классического психоанализа в изучении культур историки культуроведения считают Г. Рохейма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.037 с.)