Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологизаторские концепции культуры в XX столетииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В XX столетии миф о неравноценности культур и народов получил достаточно широкое распространение. Этот процесс явился результатом спектра причин, в том числе и тех, которые явились следствием специфики развития культурно-антропологического знания. Так эволюционисты настаивали на обязательности линейного прогресса от более простых культур к более сложным. В качестве образца такого прогресса, как правило, рассматривалось развитие европейской культуры. Однако при этом практически не рассматривался вопрос, почему другие культуры не развивались по такой европоцентристской схеме. В недрах эволюционизма сформировался также аксиологический (оценочный) подход к культурам, основанный на достаточно примитивной шкале оценок: лучше — хуже, выше — ниже. При этом соотношение двух шкал базировалось на принципе: «чем выше развитие, тем лучше». Именно этот подход выступал в качестве одного из оснований живучести расистского мифа в культурной антропологии. В качестве другого теоретического основания этого мифа выступала еще одна идея эволюционизма — идея об особом типе мышления «дикарей», равно как и идея о необходимости их нравственного и культурного развития. Вместе с тем, как подчеркивает А.А. Белик, «данная псевдотеория культур обладала одним видимым достоинством — она ясно и четко (пусть неправильно и искаженно) давала ответ на вопрос об источнике, причинах разнообразия культур, неравномерности их исторического развития. Очень доходчиво и на примере явно выраженных различий (внешность, расово-антропологические характеристики) показывалась их связь с особенностями культуры»1. В более позднее время биолого-антропологические концепции утратили явно выраженную идеологическую направленность и непосредственно расистский характер. Можно было, к примеру, наблюдать их взаимодействие с исследованиями «примитивного типа» мышления, однако сохранялся основной принцип этих концепций — принцип неравноценности различных типов культур. Живучесть рассматриваемого культурно-антропологического мифа, определяется, кроме того, общей характеристикой многих мифов нашей эпохи: они имеют тенденцию успешно осваивать новые открытия и положения науки и паразитировать на них; В частности, в связи с успехами развития генетики в первой трети XX в. «расово-антропологическая» теория культур сумела преобразоваться в не менее вульгарно-упрощенную концепцию генетического детерминизма. Преобразованная концепция отстаивала тот основополагающий для нее тезис, что своеобразие культуры и человека в конкретной культуре оказывается непосредственно связанным с реализацией конкретной генетически унаследованной программы. Иначе говоря, ведущими факторами развития культуры и в этой концепции предстают сугубо биологические факторы, только теперь в качестве таких факторов выступает наследственная программа социально-культурного развития, которая якобы существует в генах тех или иных народов. Из этой концепции вытекает и такой экзотический тезис, что конечным субъектом культурного развития выступает не человек, а комплекс генов геном человека), а культуры выступают лишь как формы дрейфа генов. Биолотзаторский подход к изучению культур в XX столетии развивался в двух основных формах. Первая из них игнорировала качественное социальное своеобразие культур. Специфика самой культуры сводилась лишь к биологическим закономерностям, к инстинктивным, рефлекторным процессам, характерным для деятельности человека и человеческого общества. Вторая форма исходила из противоположной позиции. Если на основе первой позиции биологизировалась культура, то вторая позиция «социализировала биологию» и обнаруживала наличие культур даже в мире животных, отыскивая в этом мире проявление собственности, структурно-иерархических образований, наций и тому подобных антропоморфных явлений. Биологизаторское направление выступило односторонним и потому иллюзорным ответом на важнейшие для культурологии и антропологии в целом вопросы: • о соотношении природно-биологического и социокультурного в человеке и обществе, • о соотношении врожденного и приобретенного в культуре, • о генетической наследуемости или ненаследуемости культурных стереотипов, моделей поведения. Односторонне решая поставленные вопросы, исследователи этого направления даже высказывали предположение о частичной наследуемости общеродового культурного опыта человечества. Антропологи, исследовавшие способы овладения культурой в различных типах обществ, склонялись к приоритету внешних, приобретаемых умений, навыков, моделей поведения. Более широкое рассмотрение данная проблема получила в этологическом подходе к анализу культур, этиологии человека. Этология человека сформировалась в 70—80-е гг. XX века как синтез этологии (в буквальном смысле — наука, описывающая поведение животных в естественных условиях), этнологии, физиологии и психологии. Основным объектом исследования для нее стали традиционные общества в сравнении с современной индустриальной культурой. Главный упор этологи делают на анализе раннего детства, которое, по их мнению, является «до культурным», а также культур охотников и собирателей. Важным направлением исследований является поиск сходных аспектов в функционировании человека и животных. Как мы уже отметили ранее, «теоретическое обоснование» расизма во многом явилось ответом на практический социальный запрос, который был вызван реальной практикой колониализма, и отражал, прежде всего, интересы белых колонизаторов. Постепенно стало формироваться ответное движение со стороны бывших колониальных и зависимых народов. Это движение также выдвинуло социальный запрос на собственное теоретическое «оправдание». В итоге формировались новые «теории» о расовой исключительности, но уже не белой расы, а прежде колонизируемых народов: появились идеи превосходства индийских, африканских, китайских народов и их культур над белой европейской расой. В качестве типичного примера отметим возникшее еще в середине XIX в. в Латинской Америке влиятельное общественное течение «индеанизм», щелью которого являлось улучшение положения индейцев. Теоретическое обоснование этого движения прошло последовательную эволюцию от идеи «индейцы тоже люди» до утверждения о превосходстве индейской расы. В силу своего превосходства эта раса и должна занять самое высокое положение на Земле. Более того, в XX в. сторонники индеанизма уже утверждали, что на индейской земле имеют право жить только чистокровные индейцы, и, к примеру, в Мексике члены общества «касканес» («борцы за») требовали изгнания из этой страны всех, в ком течет хотя бы капля европейской крови. Борцы за равноправие негров в США выступали под девизом «черное — прекрасно», однако черные расисты преобразовали его значение в однозначно реакционном смысле: «белое — отвратительно». В Африке после освобождения в 60-х годах многочисленных стран этого континента от колониальной зависимости была сформирована афро-центристская концепция культуры, получившая название «негритюд», поскольку содержала идею превосходства негров над другими расами. Создание этой концепции обычно связывают с именем бывшего президента Сенегала Л.С. Сенгору. К числу ее основателей относят и других представителей африканской интеллигенции французских колоний— Э. Сезара (Мартиника), Л. Дамаса (Французская Гвиана). В развитии негритянского расизма широко использовались труды американского идеолога Э. Блайдена (1832 —1912), который занимался типологией негритянской расы. Он противопоставлял миролюбие негров и агрессивность европейцев, находил, что по сравнению с европейцами негры меньше заражены индивидуализмом, больше нацелены на сотрудничество и религиозность. В разработке афроцентризма существенная роль принадлежит создателю теории негритюда философу, поэту, государственному деятелю Леопольду Седару Сенгору (р. 1906), президенту Сенегала в 1960— 1981 гг. Основные его работы по философии афроцентризма — «Дух цивилизации и законы африканской культуры» (1956), «Негритюд и германизм» (1965), «Негро-африканская эстетика» (1964). Мировая культурная практика свидетельствует о существовании двух культур: белых европейцев и африканских негров. Сенгор видит свою задачу в том, чтобы объяснить различия между ними и причины, которые порождают их. Он использовал из наследия Фробениуса идею уникальности африканской культуры. Негр — дитя природы. Разум африканского негра интуитивен, поскольку он нацелен на соучастие к другому человеку. В работах Л. Сенгора отмечены реальные особенности африканцев как детей природы. Он отмечал: негр, будь то крестьянин, рыбак, охотник или пастух, живет на лоне природы, вне земли и в то же время с ней, вступая в доверительные отношения с деревьями, животными и всеми элементами, подчиняясь суточным и сезонным ритмам. Вся африканская культура пронизана ритмами, связывающими ее с космическими колебаниями. На этой основе Л. Сенгор приходит выводу, в конечном итоге социально реакционному, о том, что образ африканской культуры, которая связана с ритмическими танцами, зависящими от космических колебаний, выступает как проявление жизнеутверждающих мотивов. Что касается белого человека, то он утратил гармонию в отношениях с самим собой, другими и природой. Поэтому белый человек в концепции негритюда характеризуется как разрушитель, которого ожидают беды, если он принципиально не изменит сущности и основных форм проявления своей культуры. Позднее Сенгор отошел от крайностей негритюда, рассматривая африканизм как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром. Сторонники афроцентризма полагают, что европейская культура постепенно приходит к тем же озарениям, которые питают африканскую культуру. Они отмечают, что новый метод познания вырос из новейших научных открытий — теории относительности, волновой механики, квантовой механики, неевклидовой геометрии, а также из новых философских теорий — феноменологии, экзистенциализма, тейярдизма. Они явились откликами на потребность культуры перерасти рамки научного позитивизма XIX в.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.011 с.) |