Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитическое изучение культур Г. РохеймаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Венгерский психоаналитик и антрополог Геза Рохейм (1891 — 1953) был практикующим врачом-психиатром, однако совмещал клинические исследования с изучением особенностей различных культур. Результаты собственных полевых исследований, проведенных среди аборигенов Центральной Австралии, на острове Норманби (Меланезия), в Африке и юго-западе США, он отразил в работах «Австралийский тотемизм» (1925), «Происхождение и функции культуры» (1943) и «Психоанализ и антропология» (1950). Ученый последовательно применял принципы психоанализа, разработанные 3. Фрейдом, к обобщению и объяснению конкретного этнографического и культурологического материала. Стремясь объяснить специфику мифологии аборигенов, особенности их ритуалов, Г. Рохейм в качествеосновного объяснительного принципа использует фрейдистскую идею о великом доисторическом конфликте отца и сыновей, о процессе подавления влечения к матери («Эдипов комплекс»). Теоретическая концепция Г. Рохейма представляет собой пример тотального психоанализа культуры. В его книге «Австралийский тотемизм» все предметы, обряды действия, получают сексуальный смысл. В частности, тотемические хранилища чуринг (предметы религиозного культа) племени араида выступают как символы человеческого эмбриона и в то же время являются символами мужского полового органа. Некоторые элементы обрядов «интичиума» (размножения тотемических животных), также связанных с использованием чуринги, — натирание ее жиром, трение ею камня, а также ритуальное вздрагивание при совершении обрядов Г. Рохейм трактует как проявление сексуальной символики. В общетеоретической концепции культуры Г. Рохейма сама культура рассматривается как совокупность того, что в обществе превышает животный уровень. Вся культура основана на Эросе, который понимается как инстинкт размножения и полового влечения. Ключ к пониманию культуры Г. Рохейм видел в длительном периоде детства. Поскольку человеку после рождения предстоит длительный период обучения, то людьми формируются учреждения культуры. Главная идея Рохейма состоит в стремлении доказать, что созданные человеком «учреждения», т. е. формы общежития и явления культуры, обусловлены именно «продленным детством» или «перманентным инфантилизмом». Г. Рохейм, как и некоторые другие фрейдисты, как бы удлиняет собственно биологическую историю формирования человеческой личности, придавая большое значение пренатальному (утробному) периоду развития. С его точки зрения, человеческий эмбрион во чреве матери уже является субъектом некоторых ощущений, память о которых в подсознательной сфере остается затем на всю жизнь. Новорожденный, беспомощный ребенок, прежде всего, нуждается в защите и покровительстве против всяких опасностей, и в первую очередь в материнской защите. Отсюда у него формируется чисто биологическое «желание быть любимым — желание, с которым человеческие существа никогда не расстаются». Именно эта потребность, по мнению Г. Рохейма, накладывает существенный отпечаток на культуру. Впоследствии этот тезис исследователя получил выражение в понятии «привязанность». Это понятие стало одним из ключевых в современном психобиологическом анализе культур. Г. Рохейм при построении теории культуры последовательно опирался на разработанный 3. Фрейдом принцип сублимации. Г. Рохейм рассматривает сублимацию в качестве главной силы, порождающей все виды культурной деятельности. В числе этих видов он рассматривает науку, литературу, искусство, технические изобретения. Сублимации (вытеснению) подвергаются те же бессознательные влечения, которыми вызываются неврозы. Но в отличие от неврозов, изолирующих личность, сублимация оказывается фактором, соединяющим людей, поскольку она творит новые культурные ценности. Аналогично позиции 3. Фрейда, культура, по Г. Рохейму, представляется как «система психической защиты» от напряженности и деструктивных сил. Поскольку, как он утверждает, материалом, использованным в формировании цивилизации, является либидо, то сама цивилизация выступает как «продукт Эроса». В современной антропологии получили развитие предположения Г. Рохейма о том, что эмбрион в процессе утробного развития уже является субъектом некоторых восприятий, ощущений. Таким образом, личность ребенка начинает формироваться уже во время беременности матери. Он полагал также, что в будущих культурологических исследованиях возрастет роль такого предмета анализа, как сообщества приматов, рассматриваемые в качестве исходной точки в анализе происхождения культуры. Предсказание Г. Рохейма оправдалось, и ныне сформировалось соответствующее направление сравнительного анализа мира антропоидов и культуры. Аналитическое исследование культуры К. Юнга Карл Густав Юнг (1876—1961)— выдающийся представитель психоаналитического направления в изучении культур. Единственный сын швейцарского пастора, он с детства отличался жаждой чтения, но вместе с тем в детстве его посещали сверхъестественные видения и фантазии. После окончания Базельского университета получил медицинскую степень по специальности психиатрия. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда, и с 1907 г. они стали работать вместе. В 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 году между двумя учеными произошел разрыв по причинам, как личного характера, так и в результате теоретических расхождений. К.Г. Юнг писал в связи с этим: «Сексуальная теория невроза, выдвинутая Фрейдом, базируется на истинном и фактическом принципе. Однако ошибка ее состоит в односторонности и ограниченности исключительно этим принципом»1. Интерес к исследованию культуры, в частности, к ее мистическим аспектам, Юнг продемонстрировал уже во время обучения в университете. Его первой самостоятельной работой, в которой предпринята попытка формулирования собственного взгляда на конкретную культурологическую проблему, стала докторская диссертация «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902). Сравнивая состояние медиумического транса, галлюцинации и помрачения рассудка, К. Юнг приходит к выводу о наличии сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у этих людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. При этом в отличие от сознания больных сознание творцов может осваивать то содержание, которое происходит из глубин подсознания. В процессе такого овладения они придают этому содержанию религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, «далеко превосходящая сознательный ум». Такие люди улавливают некие «праформы», всплывающие в их сознании спонтанно и обладающие способностью воздействовать на внутренний мир личности. Впоследствии этот термин был заменен понятием «коллективное бессознательное». Юнг выработал свой аналитический способ исследования культур: аналитическую психологию — своеобразный вариант культурологии. Основные отличия теоретической концепции К. Юнга от классического психоанализа культуры могут быть сведены к следующим положениям. Таблица 3 Различие психоаналитических концепций Фрейда и К. Юнга
В поле исследовательского интереса Юнга находится не только логика, но и интуиция, а изучение интеллекта как культурного феномена дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества. Так, Юнг считал, что в человеческой психике существует особо глубокий уровень — коллективное бессознательное. Оно служит вместилищем архетипов и тем самым выходит за пределы психической личности и имеет несколько уровней: • персональное бессознательное; • бессознательное семьи; • различные уровни бессознательного более крупных человеческих общностей, вплоть до общечеловеческого коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное присуще всем людям, оно передается по наследству и выступает в качестве основы, как каждой индивидуальной психики, так и всего культурного многообразия. «Коллективное бессознательное» К. Юнга выступает как родовая память человечества, как итог жизни человеческого рода. В отличие от Фрейда, Юнг отказался от абсолютизации значения сексуальности. Термин «либидо» обозначает у него психическую энергию вообще, связанную не только с сексуальными влечениями, но и с соматической сферой в целом. Он показал также, что именно сексуальные мотивы обладают в человеческой психике чрезвычайно сложным символическим значением. В частности, по мнению К. Юнга, мотив инцеста, существующий в мифах, а также выплывающий в сновидениях и фантазиях пациентов психиатрических клиник, имеет в качестве причины не ориентацию либидо на ближайших родственников, а нарушение установленной в человеческом сообществе меры. У Фрейда психика рассматривается как открытая энергетическая система, подпитываемая энергией соматических влечений. Для Юнга эта система носит закрытый характер, и количество энергии, которым она обладает, должно оставаться постоянным. Таким образом, все энергетические процессы психики подчиняются принципу компенсации, т. е. уменьшение энергии в одной части означает ее увеличение на точно такую же величину в другой части, и наоборот. В результате все процессы сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Юнгом как проявления психической энергии — либидо. Но она не является сверхмощной, как у Фрейда, и под влиянием сложных жизненных обстоятельств может поворачивать вспять, что приводит к появлению в сознании пациентов весьма древних образов и переживаний. Они возникли на ранних этапах человеческой истории для приспособления к окружающей среде и с тех пор пребывают в сознании всех людей в скрытом виде. Так Юнг приходит к своей концепции коллективного бессознательного к понятию архетипа. Архетип — это своеобразный коллективный осадок исторического прошлого. Этот осадок, воспринимаемый только интуитивно, выносится на поверхность психики из ее глубин благодаря деятельности бессознательного. Архетипы воспринимаются в виде различного рода символов, религиозных представлений, образов сновидений, фантазий, грез, при этом они выступают не как конкретные образы, а как схемы (формы) образов. Проникая в сознание, эти схемы наполняются содержанием сознания и оформляют представления человека. Архетипы «коллективного бессознательного» — познавательные модели и образы (образцы), выступающие как врожденные идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать и реагировать на события определенным образом. Они близки инстинктам, и можно предположить, что архетипы являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктного поведения»1. Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но, прежде всего, как форм без содержания представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия»2. По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу: «Архетипы есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифологические представления... Архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций»3. Среди многих архетипов К. Юнгом описаны мать, ребенок, герой, божество Солнца, плут и др. Некоторые из них охарактеризованы в таблице. Таблица 4
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.009 с.) |