Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие этнографии в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории развития этнографии дореволюционной России классик отечественной этнографии С.А. Токарев выделяет восемь периодов в соответствии с основными вехами российской истории, с развитием социальной потребности в этнографических знаниях и спецификой развития этнографии на конкретных этапах ее истории. С его точки зрения, отсчет начальному периоду развития этнографических знаний в России следует вести с XI века1. Наиболее ранним памятником русской письменности, в котором содержится этнографический материал, как считают исследователи, является «Повесть временных лет» (нач. XII в.). Различные этнографические сведения приводятся и в позднейших русских летописях, а также в других памятниках русской литературы XII—XIV вв. Среди них в первую очередь выделяются различные «жития святых», а также такой литературный жанр, как «хождения» (или «хожения»), в частности, «Хожение игумена Даниила», в котором идет речь о Палестине и ее народах. Выдающимся для своего времени этнографическим произведением является «Хождение затри моря...» — записки тверского купца Афанасия Никитина, совершившего в 1466— 72 гг. путешествие в Индию через Каспий, Кавказ, Персию и Аравийское море. После присоединения Сибири к Русскому государству произошло значительное обогащение этнографических материалов о народах, как самой этой территории, так и сопредельных стран. За короткий срок с конца XVI до конца XVII в. был накоплен обширный запас фактических данных о народах Сибири и Севера. В «скасках» (показаниях) служилых людей, «отписках» (донесениях) сибирских воевод, в «росписях» и ясачных книгах XVII в. содержатся обстоятельные сведения о сибирских народах: об их расселении, численности, хозяйственном укладе, общественном строе, об обычаях и обрядах. Источниками подобных сведений могут служить также, как отмечает С.А. Токарев, судебные дела. К XVII в. относятся и общие описания Сибири и ее населения: «Сибирские летописи», «Чертежная книга Сибири» Семена Ремезова (ок. 1664— 1715) и др. Появлялась значительная этнографическая информация и о народах зарубежных государств. Так, в 1675 г. в Китай было направлено русское посольство во главе с Николаем Спафарием, который оставил первое в русской литературе описание этой страны, содержащее обширный этнографический материал. Этнографические сведения доставляли и русские путешественники XVII в. в Среднюю Азию, Закавказье, Переднюю Азию. К самому началу XVIII в. относится одна из первых в мировой литературе этнографических монографий — «Краткое описание о народе остяцком», написанная в 1715 году Григорием Новицким. Выдающуюся роль в развитии русской этнографии сыграла деятельность В.Н. Татищева (1686— 1750), которому принадлежат, в частности, замечательные для своего времени программы-анкеты для собирания этнографических сведений о народах России (1734 и 1737). Ему же принадлежит «Общее географическое описание всея Сибири» (1736). XVIII в. знаменуется организацией целого ряда крупных экспедиций в различные районы страны. Историки насчитывают в этом веке более 50 экспедиций Академий Наук. Особая роль принадлежит Второй Камчатской экспедиции (1733—43) и «Академической» экспедиции (1768—74). Среди участников первой из них были известный историк Сибири Г.ф. Миллер и автор классической этнографической монографии «Описание земли Камчатки» (2 т., 1755) С.П. Крашенинников. Из работ участников экспедиции 1768— 74 гг., охватившей громадную территорию — Поволжье, Кавказ, Крым, Сибирь, Урал, наибольшее значение для этнографии получили труды П.С. Палласа, И.И. Лепехина, В.Ф. Зуева и др. В 1766 — 80 гг. был издан первый обобщающий труд по этнографии России — «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» И.Г. Георги. Этот труд знаменателен тем, что в нем был систематизирован весь известный в то время этнографический материал. По своему масштабу и методологическому уровню этнографические исследования в России в XVIII в. стали значительным явлением в мировой науке. В конце XVIII в. был опубликован ряд сочинений, посвященных русскому устному народному творчеству (М.Д. Чулков и др.). К первым десятилетиям XIX в. относятся прославленные русские кругосветные путешествия. Написанные по итогам этих путешествий сочинения русских путешественников И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, В.М. Головнина, О.Е. Коцебу, Ф.П. Литке и др. содержат богатый этнографический материал, особенно о народах тихоокеанских островов. Наиболее полное и всестороннее описание алеутов принадлежит И.Е. Вениаминову (митрополит Иннокентий), который прожил среди алеутов и тлинкитов 15 лет (1824—39). В этнографическом изучении Средней Азии важную роль сыграли экспедиции Н. Н. Муравьева в Хиву (1819—20)и А.П. Левшина в казахские степи (1820-е гг.), в изучении Кавказа большое значение приобрели исследования С. Броневского (1823). Труды Н.Я. Бичурина (Иакинфа) по Китаю и сопредельным странам ввели в европейскую науку новый обширный этнографический материал, который сохраняет и поныне свое значение. Важной вехой в истории русской этнографии было основание в 1845 году Русского географического общества с отделением этнографии. Первым председателем отделения был К.М. Бэр, которого в 1848 году сменил Н.И. Надеждин. Важно подчеркнуть, что в работах Бэра и Надеждина, относящихся к 40-м годам XIX в., были сформулированы принципы этнографии как науки, обладающей своими самостоятельными задачами и методами. Уже в первые годы Русским географическим обществом были собраны путем рассылки специальной программы обширные этнографические материалы, публиковавшиеся затем в изданиях общества. Выпускавшиеся этим обществом «Этнографические сборники» (1853—64) явились первым в России регулярным изданием по этнографии. В 1851 году вышла из печати первая «Этнографическая карта Европейской России», составленная П.И. Кеппеном. К 40—50-м гг. относятся лингвистические и этнографические исследования И.А. Кастрена на европейском Севере и Сибири, путешествие А. Миддендорфа в Восточную Сибирь, этнографические работы Л. Шренка на нижнем Амуре и Сахалине. Ценный этнографический материал о народах Амура был собран экспедицией Г.И. Невельского (1849—55). К этому же периоду относятся этнографические исследования в Средней Азии (Н.В. и Я.В. Ханыковы и др.). Несколько позже проведены полевые исследования В.В. Радлова в Алтае-Саянском нагорье, Юго-Западной Сибири и Средней Азии. Обширные материалы по этнографии украинского народа доставила экспедиция П.П. Чубинского в юго-западный край. Материалы по этнографии и фольклору русского народа были собраны и опубликованы А.Н. Афанасьевым, П.И. Киреевским, П. Н. Рыбниковым, П.С. и А. Я. Ефименко и др. Среди ученых середины XIX в. в трудах которых содержатся значительные этнографические материалы, и представители народов российских окраин: бурят Доржи Банзаров, казах Чокан Валиханов, кабардинец Шора Ногмов, грузин Д. Бакрадзе и др. В 70 — 90-е гг. в русской этнографии получает распространение эволюционистское направление, сторонниками которого были М. Кулишер («Очерки сравнительной этнографии и культуры», 1877), Э.Ю. Петри, И.Н. Смирнов и др. М.М. Ковалевский внес крупный вклад в этнографию открытием патриархальной семейной общины как формы разложения родового строя. Он дал также ценное исследование по народам Кавказа. Крупная роль в развитии русской этнографии этого периода принадлежит Д.Н. Анучину, деятельность которого была тесно связана с основанным в 1863 году обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Этим обществом в 1867 году была организована Всероссийская этнографическая выставка. С 1889 года им издавался журнал «Этнографическое обозрение». В накоплении этнографических материалов большую роль сыграла работа политических ссыльных в Сибири (И.А. Худяков, В. Серошевский, Д.А. Клеменц, В.Г. Богораз, Л.Я. Штернберг и др.). Так, официально разрешенная и возглавленная областной администрацией «Сибиряковская» экспедиция в Якутии (1994—96) была осуществлена целиком силами политических ссыльных. Широко развернулось в последние десятилетия XIX в. изучение русской общины, обычного права русского народа (Е.И. Якушкин, П.А. Соколовский, АА. Кауфман и др.), собирание фольклорного материала (В.ф. Миллер и его ученики). Путешествия Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, М.В. Певцова, П.К. Козлова и др. способствовали ознакомлению с народами Центральной Азии. Обильный этнографический материал доставили русские экспедиции в Африку (В.В. Юнкер), в Индию (И.П. Минаев), Восточную Азию (М.И. Венюков). Исключительное значение имели исследования выдающегося русского путешественника, ученого и общественного деятеля Н.Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее и в других областях Океании и Юго-Восточной Азии. К концу XIX в. этнографические учреждения и музеи существовали во многих городах России (в Киеве, в городах прибалтийских и польских губерний, в Казани, Тифлисе, Эривани, Владикавказе, Ташкенте, Иркутске, Минусинске, Якутске и многих других центрах). Большую деятельность в области этнографии вели местные отделения Русского географического общества. В начале XX века усилился интерес к изучению материальной культуры русского народа (работы Д.К. Зеленина и др.), развернулась деятельность этнографических музеев: Румянцевского музея в Москве, Музея антропологии и этнографии в Петербурге, в 1901 — 02 годах был создан этнографический отдел Русского музея в Петербурге. В это же время формируются в такие теоретические концепции, которые могут быть отнесены к собственно культурной антропологии в ее современном понимании. Так, Г.Г. Шпет стал читать в Московском университете курс этнической психологии, задачей которой он определил изучение «типических коллективных переживаний». Таким образом, к началу XX века в России сформировалась своя антропологическая школа — с именами Д.Н. Анучина, В.Г. Богораза, В.В. Докучаева, Н.Н. Миклухо-Маклая, С.М. Широкогорова и др. Крупные деятели русской этнографии первых десятилетий XX века продолжали свою деятельность по развитию уже советской этнографии. Антропологические идеи Н.Н. Миклухо-Маклая. Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846—1888) —выдающийся русский путешественник, географ, антрополог, этнограф, учился в Петербургском, Гейдельбергском, Лейпцигском, Иенском университетах. В качестве ассистента известного зоолога Э. Геккеля в 1866— 1867 гг. он побывал на Канарских островах и в Марокко. В 1869 году совершил путешествие по побережью Красного моря. Отдавая дань географическому детерминизму, Миклухо-Маклай склонялся к тому, что расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Для подтверждения этой теории он решил предпринять путешествие на острова Тихого океана с целью изучения «папуасской расы». При содействии Русского географического общества он в течение 15 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (1871 — 72), который с тех пор называется Берегом Маклая. В 1873 г. исследователь посетил Филиппины и Индонезию, а следующем году побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. Позднее он дважды путешествовал по полуострову Малакка, изучая племена семангов и сакаев, совершил путешествие в Западную Микронезию и Северную Меланезию, дважды побывал на южном берегу Новой Гвинеи, несколько лет прожил в Австралии. Крупнейшей научной заслугой Миклухо-Маклая является то, что он поставил вопрос о видовом, единстве и взаимном родстве человеческих рас. Он опроверг распространенный в то время взгляд на папуасов как на представителей якобы особого вида, глубоко отличного от других человеческих рас и в особенности от европеоидной расы. Русский ученый показал, что утверждения об особенном распределении волос на голове папуасов, о недоразвитости у них икроножной мускулатуры, об особенной сухости кожи и др. не соответствуют действительности. В частности, он установил существование как долихоцефалии, так и брахицефалии среди меланезийцев. При этом он доказал, что в пределах одной расы могут быть групповые различия в головном показателе. Для этнографии и культурной антропологии большое значение имеют обстоятельные описания Миклухо-Маклаем хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго-Восточной Азии. Многие его наблюдения и в XX столетии оставались почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании, особенно Северо-восточной Новой Гвинеи, Западной Микронезии. Описывая изобразительное искусство, начатки идеографического письма, обычаи коренных жителей Океании, их психологию и социальные отношения, русский ученый показал, что эти народы по умственным и моральным качествам ни в чем не уступают европейцам. Научные наблюдения Миклухо-Маклая сочетались с убедительным разоблачением британской колониальной политики, дискриминационной по отношению к коренному населению. В период колониальных захватов, которые нередко получали «оправдание» посредством рассуждений о якобы имеющем место неравенстве рас, выступления Миклухо-Маклая против грабительской колониальной политики имели особое значение. «...Вы первый, несомненно, опытом доказали, — писал ему Л.Н. Толстой, — что человек везде человек, т. е. доброе, общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой»1. Имя Миклухо-Маклая было присвоено Институту антропологии и этнографии Академии наук СССР. Основатель русской антропологической школы Д.Н. Анучин. Дмитрий Николаевич Анучин (1843— 1923) — выдающийся русский антрополог, этнограф, археолог и географ, с 1891 года профессор Московского университета, с 1896 года— академик. В 1880 году Д.Н. Анучин возглавил первую в России кафедру антропологии в Московском университете, что знаменовало собой основание новой научной школы. Д.Н. Анучин являлся президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и председателем Географического отдела этого общества,им создан Антрополого-этнографический музей Московского университета. В 1922 при Московском университете был создан научно-исследовательский институт антропологии, носящий его имя. Д.Н. Анучин резко выступал против абсолютизации биологических факторов в антропологии, в частности, стремился дать убедительную научную отповедь расизму. Он утверждал, что «границы рас не совпадают... с границами племен и народностей: в среде одной народности могут быть представители различных рас, одна и та же раса может захватывать собою ряд народов и стран»1. Он указывал также на изменяемость расовых признаков во времени, что было весомым аргументом против расистских течений в антропологии, утверждавших неизменность человеческих рас. В статье «К антропологии украинцев» (1918) он резко выступил против националистической «теории» о резких «расовых» различиях между русскими и украинцами. Для работ Д.Н. Анучина характерен последовательный историзм, а также использование комплексного метода исследования, основанного на привлечении данных различных наук: антропологии, археологии, этнографии и других научных дисциплин. В числе таких работ — его монографии «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака» (1890), «К истории искусства и верований у приуральской чуди» (1899), «Лук и стрелы» (1887), «Сани, ладьи и кони, как принадлежности похоронного обряда» (1890) и др. Русский антрополог критически осмысливал достижения западной этнологии и культурной антропологии. Так, он отмечал антиисторизм «теории культурных кругов», критически подходил и к эволюционистским построениям Тайлора. Велики заслуги Д.Н. Анучина в разработке хранившегося в архиве Географического общества рукописного наследия Миклухо-Маклая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.47.239 (0.01 с.) |