Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История социальной (культурной) антропологии↑ Стр 1 из 40Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ
Москва Москва Гаудеамус Академический Проект 2003 2003 УДК572 ББК 28.71 080 Федеральная целевая программа «Культура России» ' * (Подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России») РЕЦЕНЗЕНТЫ: доктор философских наук, профессор Шахов М.Н„ кандидат философских наук, доцент Елисеев ОЛ., '. кандидат социологических наук, профессор ТояотовоД.К., кафедра социальной антропологии Академии социологии и социальной информатики Московского государственного социального университета Издание осуществляется в рамках программы научно-методического обеспечения специальности «Государственный и муниципальный менеджмент». Руководитель — доктор исторических наук, профессор В.И. Жуков Печатается по постановлению Редакционно- издательского совета Московского государственного социального университета '?: ' Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003. — 400 с. — («Саийеатия»). 15ВМ 5-8291-0233-1 (Академический Проект)» I8ВN 5-98426-001-8 (Гаудеамус) Курс лекций по учебной дисциплине «История социальной (культурной) антропологии» разработан на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная антропология». В учебном пособии в кратком изложении рассмотрены основные теоретические концепции, составляющие предметное поле культурологического, антропологического, этнологического знания.
ВВЕДЕНИЕ Предлагаемый курс лекций по социальной (культурной) антропологии призван оказать помощь студентам в изучении основных теоретических концепций и подходов, развивавшихся в русле этого научного направления за прошедшие полтора века со времени его формирования. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения (2000 г.) и призвано, в известной мере, восполнить существующий до сих пор недостаток в учебной литературе по этой дисциплине. Учебная дисциплина «История социальной (культурной) антропологии» исследует вопросы становления основной проблематики социальной антропологии, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, ценностные профессиональные ориентации, помогает студентам осмыслить процесс становления социально-антропологического знания, понять окружающие их социальные и культурные явления и процессы, происходящие в России и в мире. Учебная дисциплина исходит из представления истории социальной (культурной) антропологии как междисциплинарной науки, в которой синтезированы основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин. История социальной (культурной) антропологии как система научных знаний о становлении и развитии особой сферы знания об обществе и специфических методах его изучения опирается на существенное содержание исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, ее методы и источники. Общая антропология, исследующая проблематику становления человека и развития его как биосоциального существа, выступает в известной мере как мета-наука в отношении социальной антропологии. С этой точки зрения история общей антропологии оказывается тесно связанной с историей социальной (культурной) антропологии. Социальная философия в истории социальной антропологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, выявляющий особенности становления и развития человека как родового существа, раскрывающий особенности философского взгляда на человека, общество и культуру, формирующий основы измерения общественной жизни через социальные факты. Особо важную роль играет та часть социально-философской проблематики, которая обособилась в сферу философской антропологии. Культурология имеет существенное значение для истории социальной (культурной) антропологии с точки зрения раскрытия основных понятий культуры, культурных ценностей, традиций и норм, типологизации культур, социальных институтов культуры, анализа места и роли России в мировой культуре, а также культурологического взгляда на человека. При этом учитывается, что предметное поле культурологии и социальной антропологии в значительной мере совпадает. Наконец, социальная антропология выступает в качестве непосредственного предмета исследования изучаемой учебной дисциплины. История социальной (культурной) антропологии теснейшим образом связана и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни. Предлагаемый читателю курс лекций раскрывает содержание основных дидактических единиц Государственного образовательного стандарта по дисциплине «История социальной (культурной) антропологии». Для более глубокого изучения каждой темы в помощь студенту предлагается список литературы и источников. • Выписка из Государственного образовательного стандарта История социальной (культурной) антропологии · Донаучный период развития социально-антропологической мысли; · становление социальной антропологии как науки; · связь с историей общей антропологии; · формирование понятийно-терминологической системы и стандартов полевой работы; · основные теоретические направления: классический эволюционизм, «историческая школа», «социологизм», «экспериментальная революция», этнопсихологическая школа, релятивизм, символическая антропология, когнитивная антропология, интерпретативная антропология и др.; · антропология (этнография) в России. ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Глава 1 ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ Изучение учебной дисциплины «История социальной (культурной) антропологии» начнем с показа ее роли и значения для профессионального становления специалистов-антропологов. Целесообразно при этом выявить те факторы, которые обусловили включение этого курса в учебные планы и программы их профессиональной подготовки, а также показать соотношение учебной дисциплины и соответствующей сферы научного знания. Предпосылки становления эволюционистских Эволюционизм Г. Спенсера Одним из классиков английского эволюционизма считается Герберт Спенсер (1820— 1903) — философ, биолог, психолог и социолог. Он был кабинетным ученым, и это является одним из объяснений того факта, что его работы в наибольшей среди всех эволюционистов степени носят теоретический характер. Он неплохо знал этнографический материал из литературы и широко пользовался им для иллюстрации своих теоретических идей. Его концепция наиболее полно изложена в фундаментальном труде «Основы социологии» (1876—1896). Опираясь на идею эволюции, Спенсер пытался сделать из нее универсальный закон мироздания и связать им разные области бытия. Г. Спенсер не разделял концепции единообразного линейного прогресса. В соответствии с этой концепцией различные формы общества, будь то дикие либо цивилизованные племена, выступают лишь как различные ступени одной и той же формы. В противоположность этой идее Г. Спенсер полагал, что «истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы»1. В качестве основополагающего методологического принципа у Спенсера выступает аналогия общества и организма. Он попросту уподоблял общество животному организму, например: пути сообщения — это сосудистая система общества, «кровяные частицы уподобляются деньгам» и т. д. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и неорганический, которые подчиняются общим законам. В соответствии с этим развитие общества и, соответственно, различные типы культур английский мыслитель понимал как «надорганическое развитие» (в отличие от «неорганического развития» неживой природы и «органического развития» растений, животных и человека). Исходя из единства различных видов эволюции, Спенсер видел «зачаточные формы надорганического развития» уже в животном царстве, к примеру, у высших позвоночных, живущих стадами. Он выделял две основные группы факторов развития культуры, или обществ: • внешние факторы — воздействие географической среды и соседних культур, • внутренние факторы — физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств. Характеризуя внутренние факторы развития культуры, Спенсер односторонне трактовал идею эволюции: он считал, что члены первобытных обществ — люди физически, морально и умственно отсталые. Поэтому, по мнению некоторых историков культурологии и антропологии, его эволюционизм носил расистский характер. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство продуктов, необходимых для общества и составляющих его индивидов. Распространение этих продуктов обеспечивает распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение элементов культуры «надорганическому» целому. В теоретической конвенции Спенсера большая роль отводится институтам как механизмам самоорганизации совместной жизни людей. Именно эти институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Он выделял, в частности, следующие институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Г. Спенсер выделял две основные тенденции в историческом развитии: дифференциацию и интеграцию. В процессе развития происходит увеличение объема и числа составляющих элементов культуры, или количественный рост. Этот рост, в свою очередь, ведет к функциональной и структурной дифференциации целого — культуры. Выделившиеся структурные элементы культуры начинают выполнять специализированные функции, все более различаются между собой и требуют особого механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г. Спенсера, ведущей тенденцией развития культур является их интеграция, их объединение в некую целостность. Благодаря тому, что Г. Спенсер в качестве методологической основы исследования культур использовал понятия «структура», «функция», «социальный институт», его нередко называют предшественником функционализма в изучении культур. И действительно, теория социальных институтов представляла попытку системного исследования общества. Впрочем, следует отметить, что идеи Спенсера были более популярны среди философов и социологов, а на развитие социальной антропологии (этнологии) оказали незначительное влияние. «Даже те этнографы, которые разделяли его взгляды по отдельным вопросам (например, происхождения религии), - подчеркивает С.А. Токарев, — на него обычно не ссылались»1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ В широком плане историческая школа — это западные направления этнологических исследований, занимающиеся изучением исторических взаимосвязей между народами и культурами. Важнейшие идеи этой школы возникли в конце XIX в. и знаменовали собой утрату прежнего господствующего влияния эволюционизма. Возникновение культурно-исторического направления в культурной антропологии было обусловлено кризисным состоянием этой науки. Проявлением кризиса стало отрицание со стороны ряда ученых господствовавших до того времени теоретических концепций. Ими были взамен предложены новые подходы к изучению жизни различных народов. В противоположность эволюционизму большинство представителей исторической школы отрицало наличие исторической закономерности, а задачи исторической науки ограничивались описанием конкретных событий. Вместе с тем отдельные разновидности этой школы обладали специфическими особенностями. Их выявление и выступает важнейшей задачей предлагаемой главы. Таблица 2 Структура психологической антропологии (по А.А. Белику3)
В качестве основных методологических положений, которыми руководствуются психологические антропологи, в первую очередь следует выделить: идею равноправия всех культур (в смысле их ценности для человечества), признание единства человеческого рода, критику тезиса о «высших» и «низших» культурах, использование в исследованиях принципов межкультурного сравнения. Наиболее емко и обстоятельно концепция культуры в рамках психологической антропологии представлена в научном творчестве Дж. Хонигмана, в частности, в его книге «Культура и личность» (1954). В книге выделено два типа явлений, связанных с культурой: «социально стандартизированное поведение — действия, мышление, чувства... некоторой группы» и «материальные продукты поведения... этой группы»4. Ключевым для психологической антропологии является термин «модель» (образец). Хонигман определяет это понятие как «относительно закрепленный способ активности, мышления или чувствования (восприятия)». Модели культуры могут быть идеальными и реальными. В качестве идеальных образцов культуры выступают желаемые стереотипы поведения, однако они не всегда реализуются в повседневной жизни. Модели подразделяются на универсальные и особенные. Универсальные модели носят общий для данной культуры характер, независимо от того, к какой конкретной общности (в рамках данной культуры) эта модель применяется. Иными словами, в понятии универсальной модели обобщаются те сходные черты, которые оказываются общими для разных субкультур данной культуры и различных социально-культурных общностей, существующих в рамках этой культуры. Особенные модели различаются спецификой культурных черт своих носителей — конкретных социально-культурных групп. Так, эти модели могут рассматриваться применительно к классам, категориям людей, например, они оказываются разными для мужчин или для женщин. Для Дж. Хонигмана личность выступает как культура, отраженная в индивидуальном поведении. Важнейшую проблему психологической антропологии составляет вопрос о том, каким образом индивид усваивает культурные образцы поведения. По Дж. Хонигману, такое усвоение происходит в процессе формирования стереотипов поведения в ходе инкультурации1. Само это усвоение реализуется в соответствии с некоторым типом идеальной личности, содержащим характерные для каждой культуры ценностные ориентации. Процесс инкультурация оказывается обусловленным рядом причинных факторов. Содержание этого понятия и структуру культуры раскрывают в своих научных работах Дж. и Б. Уайтинги. В их книге «Дети шести культур» (1975) представлена понятийная схема инкультурации и соответственно культуры, которая с некоторыми изменениями отражена на схеме 12. Уточним содержание тех терминов, которые включены Уайнтингами в логику рассмотрения процесса инкультурации. В природе, или природном окружении, выделяются климат, флора, фауна, ландшафт. История оказывает влияние, прежде всего, через миграцию, заимствования и изобретения. Поддерживающие субстанциональные системы — это те системы общественных отношений, которые обеспечивают воспроизводство общества, его содержания и структуры: вид хозяйства, социальная структура, системы защиты, социальный контроль, разделение труда. В структуре взрослого индивида психологическая антропология выделяет два уровня: уровень врожденных качеств и уровень приобретенных качеств. Врожденное (внутреннее) включает в себя потребности, импульсы, способности. В структуре приобретенного выделяются поведенческие стили и ценностные приоритеты.
Схема 1. Логика процесса инкулыпурации
Понятие «проективные системы» введено А. Кардинером, который подразделил культуру на первичные и вторичные институты. Первичные институты, по его мнению, есть результат исторического приспособления общности к окружающей природной среде. К ним он относит тип экономики, особенности ведения домашнего хозяйства. Вторичные институты являются результатом воздействия первичных институтов на личность. Эти системы он и называет проективными, включая в их состав, к примеру, религию и мифологию. Как отмечается рядом историков культурологии и антропологии, сегодня направление «Культура-и-личность» сконцентрировано на сравнительно-культурных исследованиях следующих основных проблем: — соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых элементов культуры и стереотипных, модальных образцов социализации, особенно первичной (детский опыт); — соотношение культурных стереотипов социализации с характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведении, в социальном взаимодействии; — связь базовых черт личности с реализацией социально необходимых функций, с содержанием социокультурных ролей, с прожективными аспектами культуры; — соотношение базовых черт личности и культурных образцов с отклонениями поведения от социально приемлемых норм (в любой их трактовке) и психическими нарушениями1. Краткие выводы Ведущий принцип биологического направления в культурологии состоит в замене изучения исторических факторов развития культур биологическими. Продолжением этого направления можно считать и концепции психологизма, поскольку они фиксируют внимание на такой характеристике биологической стороны человека и общества, как их психология. Среди основных идей биологизаторских направлений в культурологии могут быть выделены следующие тезисы. • Культура выступает как продукт расово-антропологических факторов. • Неравенство рас (для белых расистов высшей выступает белая раса, для сторонников «негритюда» — черная раса) обусловливает, в свою очередь, неравенство созданных ими культур. • Культурные стереотипы поведения людей определяются преимущественно биологической наследственностью людей. Для концепций культурно-антропологического психологизма свойственны следующие характеристики. • Благодаря единству происхождения и среды обитания все индивиды одного народа обладают одним и тем же народным духом. • Главную роль в развитии культуры играет система психологических сил, важнейшей среди которых является воля, волевые импульсы. • Элементарным социальным отношением в системе культуры является передача или попытка передачи верования или желания. В качестве основных звеньев механизма такой передачи выступают психическое заражение, внушение, подражание. • В конце 20-х—начале 30-х годов XX века некоторые идеи психоаналитического направления своеобразно преломились в направлении «Культура-и-личность», предметом изучения которого стало взаимодействие культуры и личности, бытие личности в культуре и характеристика личности как субъекта культуры. • Общий предмет направлении «Культура-и-личность» — анализ того, как действует, мыслит и чувствует индивид в условиях различного культурного окружения. Исследуются также процессы инкультурации, анализируется значения детства для особенностей функционирования взрослой личности, выявляются специфические типы личности, определяющие характер той или иной культуры.
Литература
1. Белых А.А. Культурология: Антропологические теории культур. — М., 2000. — Разд. I. Гл. 3, 4. Разд. III. Гл. 1. 2. Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований «Культура-и-личность» к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. — М.,1989. 3. Велик А.А. Расизм или гуманизм? // Расы и народы: Ежегодник. — М., 1989. 4. Вундт В. Проблема психологии народов. — М., 1912. 5. Гофман А.Б. Элитизм и расизм // Расы и народы: Ежегодник. — М., 1977. 6. ГуревичП.С. Культурология. — М., 2000. 7. Лебон Густав. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995. 8. Лебон Густав. Психология социализма. — СПб.: Макет, 1995. 9. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997. 10. Никишенков А.Н. Прикладные исследования в западной социальной / культурной антропологии // Этнографическое обозрение. — 2000. — №5. — С. 17 - 29. 11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.,1994. 12. Садохин А.Л. Этнология.— М., 2001. 13. Социальная психология. — М., 1975. 14. Тард Г. Социальная логика. — СПб.: Социально- психологический Центр, 1996. 15. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М, 1978. 16. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. — М.,1985. 17. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. — М.,1989. Контрольные вопросы 1. Назовите основателей «расово-антропологического» взгляда на культуру. 2. В чем видели причину многообразия культур последователи биологического способа изучения культур? 3. Объясните причины распространения расистских теорий. 4. Покажите сущность концепции «негритюда». 5. Раскройте предметную область исследований «психологии народов». 6. Охарактеризуйте исследовательскую программу М. Лацаруса и X. Штейнталя. 7. Какое место отводится психологическим факторам в теории Л. Уорда? Покажите эти факторы. 8. Покажите основные формы межгруппового взаимодействия, с помощью которых, по мнению основателей «групповой психологии», передается внутрикультурная информация. 9. Почему термины «направление «Культура-и-личность» и «психологическая антропология» могут употребляться как равнозначные? 10. Как определяет основные проблемы психологической антропологии Хсю? 11. Какие основные части культуры выделяются Дж. Хонигманом? 12. Каково содержание понятия «модель культуры» в психологической антропологии? 13. Назовите основные направления исследований психологической антропологии.
Глава 8 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУР В начале XX в. продолжением психологического направления в изучении культуры стала психоаналитическая концепция культуры. Эта концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, однако до сих пор распространена в качестве эффективного теоретического инструмента объяснения культуры в целом и самого широкого спектра ее проявлений. Ее влияние обнаруживается в содержании многих других направлений современного социально-культурологического знания. Более того, психоаналитические сюжеты стали характерными для современной постмодернистской культуры, они широко используются в художественной литературе, живописи, кинематографе. Теория культуры 3. Фрейда Рассмотренные положения составили основу методологического фундамента, на котором Фрейд строит теорию культуры. Эти теоретические разработки содержатся, прежде всего, в работах «Тотем и табу» (1912), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Беспокойство в культуре» (1929), «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» (1939), «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921), а также целом ряде других публикаций. Теория культуры для Фрейда выступает, прежде всего, как психология культуры, вырастающая из его медицинской практики. В частности, кризис культуры понимается им как ее болезнь. Болезнь культуры Фрейд рассматривает сквозь призму неврозов, психозов, страхов и маний отдельных людей. Причины распространения неврозов и психических расстройств он увидел в углубляющемся противоречии между внутренними устремлениями человека и внешними надличностными силами, которые противодействуют этим устремлениям и даже подавляют их. Поэтому основной задачей культуры для Фрейда оказывается обуздание инстинктивной человеческой природы. Однако такое обуздание выступает основным источником антагонизма между культурой и человеческой природой: «Примечательно, что как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они, тем не менее, ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задачи; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ»1. Таким образом, культура ограничивает антисоциальные влечения людей и предоставляет вытесненным влечениям некоторые выходы на основе сублимации. Фрейд считает, что отдельный человек не знал ограничений в следовании принципу удовольствия, тогда как член общества, как правило, не в состоянии добиваться автоматического и немедленного удовлетворения своих влечений. Поэтому культура предполагает отказ от удовлетворения желаний бессознательного, а прогресс культуры означает уменьшение человеческого «естественного» счастья, достигаемого в следовании «принципу удовольствия». Культура вместе с тем, считает Фрейд, должна создать особые механизмы для облегчения отказов от требований «принципа удовольствия», иначе «болезни культуры» будут неизбежными, а количество неврозов и психических расстройств будет возрастать. Таким образом, энергия влечений (по форме они носят в основном сексуальный характер), не находя прямого выхода (поскольку эту энергию блокируют нормы культуры), обретает побочные выражения в патологиях или бессознательных формах. Так, 3. Фрейд считал, что сновидения — это «ворота в бессознательное», что «неврозы нормального человека» выполняют защитные для психики функции. Психика защищается тем, что с помощью сновидений вытесненные антисоциальные желания получают символическое удовлетворение. Таким образом, в каждом из людей происходит борьба между «принципом удовольствия» (стремлением к немедленному удовлетворению своих, часто скрытых, желаний), и «принципом реальности» той или иной культуры, т. е. невозможностью удовлетворить некоторые желания. Импульсы, вытесненные в область бессознательного, ищут себе окольные пути выхода и тем самым провоцируют неврозы, истерию, немотивированную жестокость, склонность к насилию и другие отклонения в поведении человека. Культура не сможет существовать, если внешнее ограничение такого рода отклонений не станет внутренним, т. е. не превратится в функцию Сверх-Я. В результате, по мере развития культуры человек должен отказаться и от убийства других людей, и от неограниченного удовлетворения сексуальных желаний. Преодоление черт, разъединяющих общество изнутри, возможно, согласно Фрейду, · во-первых, с помощью любви, но без сексуальных целей; · во-вторых, с помощью некоторых общих переживаний, общественных идеалов и ценностей; · в-третьих, с помощью религии, формирующей особого рода общие переживания. Таким образом, все основные механизмы культуры являются, по Фрейду, средством компенсации человеческой ущербности, а также результатом (и предпосылкой) отказа человека от удовлетворения природных влечений. Для объяснения происхождения культуры Фрейд использует так называемый биологический закон, согласно которому индивидуальное развитие организма (онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида (филогенез). В применении к анализу культур этот закон означает, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества. При таком подходе исследование развития ребенка может стать основой выводов, применимых ко всему человеческому роду. Фрейд пишет: «Что у ребенка означает «благородное» и «дурное», позднее, когда место родителей заняло общество и Сверх-Я, будет называться «добрым» и «злым», добродетельным и порочным, но это все еще то же самое — отречение от влечений под давлением авторитета, заменяющего и продолжающего отца»1. 3. Фрейд впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. При этом мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. Для объяснения возникновения культурной истории 3. Фрейд использует гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о «циклопической» семье, которая, якобы, была первоначальной формой организации жизни человека и состояла из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. 3. Фрейд утверждает, что однажды изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили, таким образом, конец отцовской орде. Они, таким образом, осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Отзвуки древней каннибальской трапезы проявились затем в виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения: первобытный клан убивал и торжественно поедал своего бога — свое тотемическое животное, которое замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями. Впоследствии сыновья, раскаявшиеся и охваченные чувством вины за содеянное, для устранения самого повода для повторения подобных действий запретили брачно-половые отношения с женщинами своего клана (инцест — кровнородственные половые отношения). Этот запрет характеризуется как экзогамия, в отличие от эндогамии, разрешающей брачно-половые отношения между членами одной близкородственной общности. Впоследствии стало нельзя убивать и тотем, лишь во время ритуальных праздников тотемическое животное убивают, поедают, но и оплакивают жертвенное животное, напоминая о первородной вине человека, о вине перед отцом, ставшем Богом. У 3. Фрейда, таким образом, оказались связанными воедино основные исходные принципы психоанализа: Эдипов комплекс, вражда к отцу, тайное желание смерти отца, первичная травматическая ситуация. На этой основе он и показывает возникающую специфическую роль культуры; трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые — от убийства к ритуалу убийства. Одновременно 3. Фрейд выдвигает гипотезу о причинах происхождения религии. Любая религия, с его точки зрения, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, стремление умилостивить поздним послушанием отца, которого ранее оскорбили, чувство вины порождают психологическое, эмоциональное беспокойство, которое удается устранить лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний. Положение о близости алгоритмов поведения человека-невротика и индивида — участника религиозного ритуала Фрейд развивал в работах «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907) и «Будущее одной иллюзии» (1927), где подчеркивал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. На таком основании религия представляется в качестве универсального невроза навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида. Для понимания сущности культуры 3. Фрейд активно использует разработанную им структуру психики и показывает, что «Сверх-Я» соединяет культуру с внутренними слоями личности. Это позволяет объяснить поведение, как человека современной культуры, так и человека архаической культуры, как нормальной личности, так и личности безумной. Исследователи выделяют известную ограниченность культурологической концепции Фрейда. Прежде всего, недопусти
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.021 с.) |