Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология народов» как концепция психологического объяснения культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С момента возникновения социальной (культурной) антропологии в качестве самостоятельной науки в ней проявилась тенденция к выявлению психологических аспектов развития культуры. В частности, уже в концепциях эволюционизма обнаруживается увлечение психологическим объяснением культур. К середине XIX в. предпринята попытка обоснования самостоятельного научного направления, предметом исследований которого была бы психология народов. Основателями новой дисциплины выступили немецкие ученые Морис Лацарус (1824-1903) и Хейман Штейнталь (1823-1899). В течение 30 лет (1859—1890) они издавали журнал «Психология народов и языкознание». Главный теоретический смысл этой концепции заключается в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания «все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе», при этом «воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом»1. В теории X. Штейнталя особое внимание уделяется выявлению социальной природы языка. Ученый подчеркивает, что язык является одной из основных форм выражения «духа народов». При этом народный дух понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание. Для основателей «психологии народов» сам народ выступает как некоторая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, которые причисляют себя к одному народу. Иначе говоря, само понятие «народ» в известном смысле выступает как категория психологическая. Основатели «психологии народов» в качестве ведущих для этого научного направления выделял», прежде всего, следующие задачи: а) познание психологической сущности народного духа и действия этого духа; б) выявление законов, по которым совершается духовная деятельность народа в жизни, в искусстве, в науке и др.; в) исследование оснований, причин и поводов возникновения, развития и исчезновения особенностей какого-либо народа. В «Психологии народов» выделяются два основных уровня исследований: • первый, наиболее общий, уровень связан с анализом духа народа вообще, с выявлением общих условий жизни и деятельности, с установлением общих элементов и отношений духа народа, • второй уровень относится к более конкретным исследованиям частных форм народного духа и развития этих форм. Первый уровень исследований получил название этноисторической психологии, второй уровень — психологической этнологии. Непосредственными объектами анализа этих научных направлений выступали мифы, языки, мораль, нравы, быт и другие особенности культур. Считалось, что именно в процессе исследования этих элементов культуры наиболее наглядно раскрывается содержание народного духа. Характеризуя метод и содержание этих научных направлений, М. Лацарус и X. Штейнталь предлагали развивать этническую психологию в качестве объяснительной науки о народном духе. В их понимании она выступала также и как учение об элементах и законах духовной жизни народов, и как исследование духовной природы всего человеческого рода. Значение теоретической концепции М. Лацаруса и X. Штейнталя состоит, прежде всего, в значимости сформулированных ими научных проблем. Эти проблемы не утратили актуальности до настоящего времени, а попытки их разрешения явились неотъемлемой частью исследования культур в XX веке. X. Штейнталь и М. Лацарус поставили обширную задачу познания психологической сущности народного духа, выявления основных законов духовной деятельности народов. Именно в силу обширности программы она не могла быть выполнена ими до конца. В XX столетии эта программа была дополнена и успешно решалась, в частности, в рамках американской этнопсихологической школы (школы психологической антропологии). Психологическое направление в исследовании культур связано также с именем Вильгельма Вундта (1832— 1920). Созданная им в 1879 году первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии. Двадцать лет жизни этого ученого было посвящено написанию десятитомной «Психологии народов». В этом труде получил обоснование тезис о том, что высшие психические процессы людей недоступны эксперименту. К числу таких высших психических процессов он относил, в первую очередь, мышление, речь, волю и предлагал изучать их на основе культурно-исторического метода. В. Вундт разделял индивидуальное сознание и сознание народа, резко возражая против прямой аналогии между ними. Народное сознание ученый определял как творческий синтез индивидуальных сознаний. В результате интеграции этих сознаний, с его точки зрения, формируется новая реальность, которая обнаруживает себя в продуктах сверхиндивидуальной (сверхличностной) деятельности: в языке, в мифах, в морали. В частности, язык он рассматривает как одну из важнейших форм проявления «коллективной воли» («народного духа»). Становление и развитие психологического направления в американской культурно-антропологической науке обычно связывают с именем Лестера Франка Уорда (1843—1913), считая его основоположником психологизма в социологии и антропологии. Этот широко образованный исследователь работал также в области геологии и палеонтологии, выступил как сооснователь палеоботаники. Он был первым президентом Американского социологического общества (ныне Американской социологической ассоциации). Перу Уорда принадлежат работы «Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1898), «Чистая социология» (1903). В этих работах он рассматривает происхождение культур в качестве высшей ступени эволюционной лестницы, считая культуру синтезом всех природных сил, сложившихся в ходе космо-, био- и антропогенеза. По мнению Уорда, социальная эволюция отличается активностью и направляется психологическими силами. При этом сферу психологии он понимает предельно широко, включая в нее все, что не служит исключительно содействию жизненным функциям. Главную роль в системе психологических сил играет воля, волевые импульсы. Качественное отличие культуры как новой социальной реальности он видел в присутствии в ней таких важнейших психологических компонентов, как чувства и цели. При таком подходе человек выступает в качестве активного субъекта культурной истории и действует сообразно с выдвигаемыми им сознательными целями. В концепции Л. Уорда большое внимание уделяется выявлению источников и движущих сил культурно-исторического развития. Так, в качестве начальной социальной силы он выделяет желание, которое, в свою очередь, выступает как отражение и выражение природных импульсов. Система желаний имеет сложную структуру, и в ней выделяются два уровня: желания первичные и желания вторичные. • В качестве первичных желаний, отождествляемых с потребностями человека, по Уорду, выступают потребности утоления жажды и голода (связанных с поддержанием жизни индивида) и половые потребности (отражающие стремление к продолжению человеческого рода). • На их основе складываются более сложный — вторичный — комплекс желаний: интеллектуальные, моральные, эстетические желания. Эти желания, в свою очередь выступают основой для совершенствования общества, для его улучшения, или «мелиоризма» (от лат. те1юга1ю —улучшение), как обозначает это явление сам Л. Уорд. • В качестве главной движущей силы исторического развития выступает человеческий интеллект. Именно обладание интеллектом позволяет человеку и всему человеческому обществу заменить осознанным «теллическим» прогрессом действие тех слепых сил эволюции, которые господствуют в животном мире. Согласно его концепции, человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и жажды, породили труд и обмен, которые являются неотъемлемыми спутниками цивилизации Л. Уорд подчеркивал, что прирожденные интересы людей действуют, как правило, в противоположных направлениях, и что в этой сфере идет постоянная борьба за существование. Поэтому единственной основой для формирования всех социальных учреждений могла быть и является лишь первичная, однородная, недифференцированная «общественная плазма» — групповое чувство безопасности. Психические факторы цивилизации, по мнению Л. Уорда, слагаются из трех основных групп: субъективных факторов, объективных факторов и синтеза социальных факторов. При этом относил к субъективной психологии все явления, обнимаемые чувством, а к объективной психологии — все явления, обнимаемые интеллектом. К субъективным факторам он в числе прочих относил различные отрасли философии, к объективным — женскую интуицию и спекулятивный гений, а к синтезу социальных факторов — экономию природы и экономию духа. Уорд обстоятельно анализирует процессы происхождения и роль удовольствия и страдания в жизни человека, исследует такие феномены, как счастье, как психология изобретений. Ученый выделяет как индивидуальные цели человеческой деятельности, так и коллективные цели. Каждая отдельная культура выступает носителем именно коллективных целей. Важный вклад в психологическое изучение культур внес профессор Йельского университета социолог Уильям Грэм Самнер (1840- 1910), представитель социального дарвинизма. Он выступил последователем Спенсера. Основной труд Самнера, посвященный психологическим аспектам культур, — «Народные обычаи» (1906) — основанный на анализе объемного этнографического материала. Центральным понятием психологической концепции Самнера выступает «обычай». В его содержание он включает все культурно-обусловленные стандартизованные формы поведения. Теория Самнера стремилась объяснить происхождение и общественные функции обычаев и нравов. Под «народными обычаями» (термин, введенный Самнером) он понимал «всякий способ мышления, чувствования, поведения, и достижения цели, общий для членов социальной группы»1. В качестве причин появления и существования обычаев он выделяет группы взаимодействий или факторов. • Первая группа связана с борьбой людей друг с другом или с окружающей природой. Обычаи в этом случае выступают как конкретные виды защиты и нападения в процессе борьбы за существование. • Обычаи выступают также как продукты четырех мотивов человеческих действий (голод, сексуальная страсть, честолюбие, страх). Обычаи, получившие санкцию религии, или морали, становятся нравами. Если обычаи и нравы дополняются каким-либо социальным аппаратом для их поддержания, они образуют общественные институты. В теории У. Самнера разработаны понятия, которые позднее получили широкое распространение в социологии, этнологии и социальной антропологии: «мы-группа», «они-группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы-группе» выступают как отношения солидарности, тогда как отношения между «мы-группой» и «они-группой» характеризуются враждебностью. У. Самнер определяет этноцентризм как оценку окружающего мира через призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Содержанием этноцентризма выступает чувство превосходства своих обычаев над чужими. На основе обширного историко-этнологического материала Самнер положил начало социологическому анализу норм социального поведения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Для становления структурно-функционального анализа имела значение его теория развития культуры путем массового процесса проб и ошибок.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.68.167 (0.01 с.) |