Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурная антропология М. ХерсковицаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из основоположников школы культурного релятивизма стал видный американский антрополог Мелвилл Херсковиц (1895 — 1963), ученик Ф. Боаса. Он начинал свою научную деятельность как специалист по физической антропологии, но впоследствии сосредоточил усилия на исследовании конкретных культур и отдельных проблем культурологии (экономическая антропология, проблема аккультурации и др.). Его основные работы: «Антропометрия американских негров» (1930), «Суринамский фольклор» (1936), «Жизнь на гаитянской равнине» (1937), «Экономическая жизнь примитивных народов» (1940), «Тринидадская деревня» (1947), «Человек и его творения» (1948), «Культурная антропология» (1952). В них он решительно отделил свои идеи от всех предшествующих теорий культуры, высказавшись против трех концепций, выделяющих среди многообразия детерминант культуры одну главную, определяющую: • расистских объяснений специфики культуры, сводящих все культурное многообразие к телесной организации индивида; • географического детерминизма, который своеобразие культур объяснял особенностями природной среды обитания; • экономического детерминизма, согласно которому определяющим фактором культуры является способ производства материальных благ. Этим теориям М. Херсковиц противопоставил отказ от евроцентризма, который прежде был ведущим в описании и объяснении культур разных народов. Обобщающим итогом его научной деятельности явилась «Культурная антропология» (1948, 1955), в которой была изложена целостная культурологическая концепция. Основное внимание в этой книге М. Херсковиц уделяет анализу конкретных исследований культур и стремится выявить ценность каждой культуры, независимо от уровня ее развития. Квинтэссенцию своих теоретических изысканий он иногда называл «этнософией» — своего рода философией культурно-антропологических исследований. М. Херсковиц был не согласен с положением о развитии самобытных культур как части единого всемирно-исторического процесса, имеющего при этом единую эволюционно-прогрессивную направленность. М. Херсковиц критиковал положение о единой закономерности в истории мировых культур, за образец в которой взята западноевропейская модель развития. Общий историко-культурный процесс представлялся ему в виде суммы разнонаправленно развивающихся культур: «Культура универсальна как атрибут человеческого существования, но каждое локальное ее проявление уникально»1. В соответствии с этим решался вопрос о прогрессе в истории: с точки зрения М. Херсковица, есть различные критерии прогресса в связи с наличием различных типов культур, поэтому понятие прогресса является относительным, субъективным. Более того, в некоторых случаях развитие традиционной культуры (культуры примитивных народов) по технологическому, западному пути ведет к ее смерти, к ее уничтожению. Особенно резко М. Херсковиц критиковал периодизацию истории, предложенную Л.Г. Морганом: дикость, варварство, цивилизация. По его мнению, эта периодизация была основана на европоцентристском противопоставлении «примитивных» народов — «цивилизованным». Поэтому общий культурно-исторический процесс он представлял как сумму разнонаправленно развивающихся культур. Существенное место в культурно-антропологической концепции М. Херсковица отводится анализу понятия «культура» и его научно-методологического статуса, а также исследованию изменений в культурах, пониманию ценностей других культур. В соответствии с американской антропологической традицией Херсковиц отделил понятие «культура» от понятия «общество»: «культура» — это способ жизни людей, а «общество» выступает как организованный агрегат взаимодействующих индивидов, ведущих определенный образ жизни. Таким образом, общество состоит из людей, а культуру можно определить как «сумму поведения и привычного способа мышления людей, образующих данное общество»2. В самом общем плане культуру он понимал как созданную человеком среду обитания. При этом каждая отдельная культура выступала как неповторимая уникальная модель, определяемая постоянной — характерной именно для этой культуры — традицией. В свою очередь такая традиция проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами ценностей других народов. В культуре каждого народа, по мнению Херсковица, всегда можно обнаружить некоторый «культурный фокус», в котором обнаруживается самая существенная черта этой культуры. Именно идея «культурного фокуса» выступает в качестве основы несопоставимости культур. Например, у одних культур (как у современной западноевропейской культуры) социальная энергия направлена на совершенствование техники. У других — на развитие семейно-родственной организации, у третьих — на развитие религии и философии и т. д. Пристальное внимание американский ученый уделял механизму изменения культур. Его не удовлетворяли примитивно-эволюционные объяснения с ключевым словом «постепенно». Историю человечества М. Херсковиц понимал как сумму самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций, а в качестве источника их развития рассматривал единство и изменчивость культур. Как считал американский антрополог, любая культура должна быть одновременно и стабильной, и изменчивой. При этом всякое изменение культуры возможно лишь при сохранении в ее структуре некоторых консервативных структур. Именно эти структуры являются субъектом культурного развития. Диалектика стабильности и изменений проявляется в том, что отсутствие изменений приводит к смерти культуры. В то же время разрушение устойчивых структур культуры вызывает ее деградацию, приводит к утрате ее самобытности. Уникальность каждой культуры, по М. Херсковицу, проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей. В свою очередь, культурные ценности он определял как суждения о желаемом, как осознание желаемого. Таким образом, система ценностей представляет собой систему суждений о желаемом, особое представление у каждого народа об идеальных моделях поведения. Структуру культуры американский антрополог связывал с человеческим опытом. В структуре этого опыта он выделял ряд аспектов: · техническую оснащенность, «с помощью которой человек вырывает из естественной среды средства для существования и ведения других повседневных видов деятельности»; · экономическую систему их распределения; · социальную и политическую организацию; · философию жизни, религию, искусство; · язык; · систему санкций и целей, придающих смысл жизни. М. Херсковица интересовал вопрос, в какой степени идеальные, наиболее общие понятия (существующие в сознании людей и культуре в целом) соответствуют этнокультурной, социально-антропологической действительности. При этом он рассматривал два подхода к понятию «культура». В рамках первого подхода культура рассматривается как объективная реальность, существующая независимо от человека. Второй подход предполагает, что «культура обладает не больше, чем психологической реальностью, существующей в голове индивида». Как подчеркивает А-А. Велик, заслуга М. Херсковица состоит в том, что он четко сформулировал данную проблему и ясно дал понять, что для его культурологических построений более важен тезис о неразрывной связи культуры и человека, поскольку первая определяется как сумма поведения и особенностей мышления, свойственных данному обществу. Ученый не отбрасывал и первого варианта статуса культуры (как независимой от человека реальности), но он меньше соответствовал общей направленности культурной антропологии М. Херсковица1. При сравнении между собой культур разных народов Херсковиц был склонен подчеркивать скорее сходства, чем различия между ними. Самое важное для него — «универсалии», т. е. черты общечеловеческой культуры. Они могут проявляться у разных народов весьма различно, однако различие в проявлениях не отменяет их универсальной сущности. Эта закономерность подтверждается в различных сферах общественной жизни и культуры. • Различные формы неродственных общественных объединений: мужские и женские союзы, обрядовые и воинские группировки, ремесленные гильдии, клубы и пр. — оказываются лишь различными видами ассоциаций, которые оказываются сходными и по числу, и по типу, и по функциям у большинства народов, как «бесписьменных», так и «цивилизованных». • Приемы воспитания молодежи у разных народов неодинаковы, но все они подчинены одной и той же цели — повышению эффективности процесса социализации личности и ее вхождения в конкретный тип культуры. • Народное творчество проявляется в разных формах, но основа его — стремление к красоте, к освоению эстетических ценностей — свойственна всем народам без исключения. Одним из главных понятий Херсковица в его культурно-антропологической концепции является «инкультурация1 (от англ. enculturation— культивирование), под которой он понимал вхождение индивида в конкретную форму культуры. Усвоение деятельностной стороны культуры, а также различных аспектов духовной культуры в процессе инкультурации М. Херсковиц считал основным звеном своей концепции. Инкультурацию, с его точки зрения, необходимо отличать от социализации — освоения в детском возрасте общечеловеческого способа жизнедеятельности2. В системе общественных отношений эти процессы сосуществуют, они развиваются одновременно и реализуются в конкретно-исторической форме. В межкультурных исследованиях есть несколько вариантов понимания того, как происходит инкультурация и в какой системе понятий ее можно зафиксировать. Начинаясь в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и т. п., процесс инкультурации, в понимании М. Херсковица, продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии. Поэтому в процессе инкультурации Херсковиц выделил два уровня — детство и зрелость. С помощью этих уровней он стремится раскрыть механизм изменений в культуре через гармоничное сочетание стабильности и изменчивости. • Первый уровень инкультурации — это механизм, обеспечивающий стабильность культуры. Главная задача для человека на первом уровне — усваивать культурные нормы, этикет, традиции, религию, т. е. овладевать предшествующим этнокультурным опытом. Он лишен права выбора или оценки. По мнению Херсковица, человек в детстве больше инструмент, чем игрок. • Основная особенность второго уровня инкультурации состоит в том, что у человека появляется возможность не принимать или отрицать какие-либо культурные явления. Реализация этой возможности позволяет вносить в культуру соответствующие изменения. Уровень зрелости понимается М. Херсковицем как равноправие в обществе. Второй уровень инкультурации детерминирует изменения в культуре, предоставляя для этого альтернативные возможности и раскрывая двери для появления нового в поведении и мышлении. Таким образом, по Херсковицу, инкультурация — это процесс, который обеспечивает воспроизводство «культурного человека» и включает в себя механизм осуществления изменений. Понятие «инкультурация» составляет у Херсковица ядро принципа культурного релятивизма. Сущность этого принципа заключается в том, что суждения человека основываются на опыте, а опыт понимается и интерпретируется каждым индивидом в терминах и представлениях собственной инкультурации. Такой релятивизм, относительность, касается и представлений о материальном, физическом мире. Так, через призму инкультурации в каждой конкретной культуре опосредуются представления о времени, расстоянии, весе, размере и других «реальностях». К примеру, существенно различается восприятие времени в западной и восточной культурах. В своей теории М. Херсковиц воспроизводит релятивистские критерии культурной нормы, которые были предложены в свое время Рут Бенедикт. В частности, он утверждает, что «окончательное определение того, что нормально и что ненормально, зависит от организации отношений в культуре»1. Некоторые стереотипы поведения, формы брака, обычаи, не вписывающиеся в евроамериканские культурные стандарты, совершенно нормальны для других культур: полигамия, полиандрия, инициации и т. д. Исследователь-европеец не имеет права, по мнению Херсковица, выдавать европейско-американские моральные понятия и принципы за абсолютные: они относительны, релятивны. К примеру, в Европе и в Америке полигамия осуждается общественным мнением и запрещается законом. Однако в Дагомее патриархальная полигамная семья составляет вполне нормальную и законную общественную единицу; она сложилась в ходе вековой истории народа, хорошо приспособлена к условиям хозяйства, поэтому для культуры дагомейцев она хороша. Таким образом, основной идеей культурного релятивизма является признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Этот вывод предполагает признание самостоятельности и полноценности каждой культуры, он подразумевает отказ от абсолютного превосходства евро-американской системы оценок. Наиболее важен при этом принципиальный отказ от европоцентризма при сравнении различных культур. В такой формулировке принцип культурного релятивизма выходит за рамки теоретических культурологических построений, а включает в себя и практическое отношение к культуре каждого народа. Именно на этот аспект обращает внимание классик отечественной этнологии и культурологии С.А. Токарев: «Нельзя присваивать себе право вмешиваться в жизнь какого-то племени под тем предлогом, что оно неспособно к самостоятельному развитию»2. Раскрывая содержание принципа культурного релятивизма, Херсковиц выделяет три его аспекта: методологический, философский и практический. • Методологический аспект включает в себя способ познания культур на основе тех ценностей, которые приняты у данного народа, иначе говоря, описание жизнедеятельности индивидов необходимо проводить в терминах их собственной культуры. • Философский аспект культурного релятивизма состоит, прежде всего, в признании множественностипутей культурного развития. Он подразумевает также плюрализм взглядов при оценке культурно-исторического процесса и отрицает обязательную эволюционную смену стадий культурного роста, равно как отрицает и доминирование одной тенденции развития. • Наконец, практический аспект предполагает вовлечение в индустриальную цивилизацию архаических культур при непременном условии сохранения их культурной самобытности. В обобщенном виде культурологическая концепция М. Херсковица отражена в его тезисе: «Признать, что право, справедливость, красота могут иметь столько же проявлений, сколько культур, — это значит проявить не нигилизм, а терпимость»1. Ученый одним из первых в социальной (культурной) антропологии второй половины XX века подчеркнул необходимость более внимательного отношения к организации жизни человека в культурах незападного типа. Он поставил также вопрос о возможных формах использования достижений культуры различных народов в современном индустриальном обществе. Речь идет, к примеру, о восточной идеологии отношения к природе, о различных формах народной медицины, имеющих тысячелетнюю историю, а также о других аспектах освоения достижений неевропейских культур. Важнейшие позитивные грани принципа культурного релятивизма концентрированно выражены СА. Токаревым: «Уважение к культуре каждого народа, хотя бы считаемого отсталым, внимательное и осторожное отношение к народам — создателям такой культуры, отказ от высокомерного самовозвеличивания европейцев и американцев как носителей якобы абсолютных ценностей и непогрешимых судей в этих вопросах — все это, несомненно, здравые научные идеи, заслуживающие самого серьезного внимания»2. А.А. Белик вместе с тем подчеркивает дискуссионный аспект принципа культурного релятивизма, а именно практически-оценочный: «Как относиться к ряду явлений культуры в истории и современности, имеющих, мягко говоря, негативное содержание, можно ли требовать уважения к таким «культурным» ценностям, как людоедство, самым различным проявлениям расизма, чудовищным «ценностям» тоталитарных режимов в виде концентрационных лагерей и массовых казней?.. С точки зрения абстрактного функционализма — это необходимые элементы существования культур? Для культурного релятивизма — это проявление «логики собственного развития»? К сожалению, М. Херсковиц ушел от четкого ответа на такие вопросы. Он слишком увлекался уникальностью и самоценностью любого установления, принятого группой людей. В этом важнейший недостаток его концепции»3. И действительно, вряд ли следует требовать уважения к таким «культурным ценностям», как обычай охоты за головами на Новой Гвинее, гладиаторские бои в Древнем Риме, костры инквизиции в средние века, концентрационные лагеря в фашистской Германии и т. п. Надо различать ценности и «ценности», которые реально являются антиценностями. Видимо, исходя из подобного понимания, К. Клакхон определил в свое время концепцию Херсковица как «разнузданный культурный релятивизм»1. Важнейший аспект культурного релятивизма — выработка практического отношения к архаическим культурам. Побуждать ли их к развитию путем западной индустриализации, помогая преодолевать «вековую отсталость»? Сохранять ли такие культуры в неприкосновенности? Вовлекать ли эти народы в индустриальную цивилизацию, по возможности сохраняя культурную самобытность? В любом случае к каждой культуре следует подходить с индивидуальными мерками. Видимо, одни культуры желательно оставлять в неприкосновенности, другие вовлекать в контакт с индустриальным миром, по возможности не разрушая их самобытности. Пути развития культур в конечном итоге призваны определять лишь сами народы — носители этих культур. Плодотворность теоретической концепции Херсковица стала очевидной в наше время, поскольку искусственное создание «культурных» условий существования «отсталых» народов нередко приводит к массовой деградации населения, алкоголизму, воровству и т. д. Многие примеры подобного рода можно найти у народов российского Севера. Краткие выводы Культурный релятивизм сформировался как реакция на негативные последствия принципа евроцентризма, характерного для ряда прежних направлений социально-антропологического знания. Исследователи, работавшие в рамках культурного релятивизма, внесли существенный вклад в развитие социальной (культурной) антропологии. Этот вклад заключается в обосновании и развитии следующих идей. • Все культуры, независимо от уровня их развития, имеют равные права на существование. Каждая культура выступает в качестве особого способа адаптации к реальностям данного общества. • Ценности каждой культуры имеют относительный характер, проявляются только в рамках и границах данной культуры, поскольку сами эти ценности формируются в системе реалий конкретной культуры. • Для каждой культуры характерны различные этнокультурные стереотипы поведения. Эти стереотипы лежат в основе системы ценностей данной культуры. • Европейская культура воплощает собой лишь один из путей культурного развития. Другие культуры уникальны и самобытны, поскольку имеют собственные пути развития. Именно поэтому принцип евроцентризма является теоретически несостоятельным, а с точки зрения социальной практики — вредным. Литература 1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М.. 1979. 2. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. — М., 1967. 3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. — М„ 2000. — Разд. II. Гл. 3. 4. Садохин АЛ. Этнология. — М., 2001. — Гл.2. 5. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978. — Гл. 12. Контрольные вопросы 1. Покажите методологические особенности принципа культурного релятивизма. 2. Каково отношение сторонников культурного релятивизма к евроцентризму? 3. Раскройте теоретические особенности культурологической концепции М. Херсковица. 4. Какие направления в изучении культур критикует М. Херсковиц? 5. Прокомментируйте, определение культуры, данное М. Херсковицем. 6. Охарактеризуйте сущность процесса инкультурации. Почему это понятие может быть рассмотрено как ядро принципа культурного релятивизма? 7. Как, с вашей точки зрения, следует относиться к традиционным (примитивным) культурам?
Глава 13 Постмодернизм в социальной (КУЛЬТУРНОЙ) АНТРОПОЛОГИИ Предлагаемая глава в сравнении с другими темами настоящего учебного курса в наибольшей мере носит методологический характер. Речь в ней пойдет не столько о конкретных антропологических теориях, сколько о том специфическом подходе к исследованию культуры и человека, который сложился в последней четверти ушедшего века, а именно — постмодернистском подходе, Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии о постмодернизме. Это понятие, которое прочно вошло в культурный обиход, обозначая состояние эпохи «постсовременности», ситуацию в культуре и процессы, происходящие в ней. Термин «постмодернизм» не получил однозначного определения, будучи по своей сути действительно противоречивым. Понятия «постмодернизм», «постмодерн», «постмодернистский» в современном гуманитарном знании оказываются многозначными: • они используются и для обозначения своеобразного направления в современном искусстве; • и для характеристики определенных тенденций в политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии; • и для периодизации этапов развития культуры; • и для обозначения конкретной теоретической концепции, которая вызвана необходимостью адекватного осмысления появляющихся новаций в культуре; в свою очередь, эти новации порождаются изменениями в общественной жизни, политических, социальных и экономических структурах в условиях «постиндустриального» или «потребительского» общества. В настоящей главе в соответствии с задачами учебного курса «постмодернизм» нас будет интересовать, прежде всего, как теоретическая концепция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.014 с.) |