Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины биологических явлений с точки зрения архаического человека (по Э. Тайлору)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Именно анимистическая теория Тайлора (наряду с его идеей о «пережитках») сделала его имя широко популярным в науке. Эта теория нашла многочисленных последователей во многих странах и в течение 70 — 80-х годов XIX в. практически вытеснила преобладавшую прежде «мифологическую» концепцию религии. Это была стройная, всеобъемлющая концепция, исходившая из идеи единства исторического процесса и из идеи прогрессивного развития культуры. Однако через некоторое время стали обнаруживаться ее недостатки. Дискуссии по проблемам анимизма. Многие исследователи, обстоятельно изучавшие работы Тайлора, обнаружили неспособность теории объяснять некоторые ранние формы религиозных верований. Выявился чрезвычайно древний пласт верований и обрядов, которые не могли быть выведены из анимизма. Более того, эти верования предшествовали анимизму. Подобный подход получил именование «преанимизм». Это понятие было впервые использовано английским ученым Р. Марретом в статье «Преанимистическая религия» (1899). Он выдвинул тезис о первичности ритуалистической стороны религии и на этом основании считал, что первобытный человек действовал не в силу каких-то интеллектуальных представлений (как это представлялось Э. Тайлору), а под влиянием внутренних бессознательных импульсов. В результате религия выступала как область аффектов, безотчетных эмоций и произвольных импульсивных действий. К примеру, в сознании первобытного человека фиксировалось ощущение безотчетного страха перед чем-то непонятным и опасным. В результате возникало представление о некоторой мистической силе, оживляющей всю природу. Маррет подобные проявления первобытного религиозного сознания назвал «аниматизмом». Впоследствии безличная мистическая сила персонифицируется, и возникают анимистические образы и образы личных духов. Подобные же аргументы противопоставляли анимизму Э. Тайлора немецкие ученые — этнограф К. Прейсс и психолог В. Вундт. Взгляды отмеченных исследователей принято относить к эмоциональной критике анимизма. Крупнейшим представителем интеллектуального направления критики анимизма стал шотландец Дж. Фрэзер (1854— 1941). Его перу принадлежат всемирно известные книги «Золотая ветвь» (1890) и «фольклор в Ветхом завете» (1918), а также работы «Почитание природы» (1926), «Страх смерти в примитивной религии» (1933) и др. Дж. Фрэзер стремился понять и объяснить мифы, обычаи, ритуалы различных культур. При этом он хотел для каждого явления найти место в общей иерархии элементов культуры. Фрэзер одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов, осуществил исторический подход к Священному писанию. В его работах священные книги христиан стали рассматриваться в качестве источника сведений о реальных событиях в жизни человечества. Дж. Фрэзер выдвинул идею эволюционных стадий в умственном развитии человечества, в качестве которых рассматривал магию, религию, науку. Первая стадия характеризуется верой человека в свои способности, в свою колдовскую силу приманивать зверя, наносить вред врагу на расстоянии, вызывать дождь и т. д. Как подчеркивает исследователь, для первобытного мага характерно ощущение, что он «может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему.., что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении»1. На второй стадии в силу некоторых причин человек разуверился в своих силах, поэтому сверхъестественные способности стали приписываться человеком уже богам и другим сверхъестественным силам. К ним он стал обращаться с просьбами, молитвами. На третьей стадии место богов заняли законы, открываемые наукой. Стадиальное деление культуры Дж. Фрэзера применимо и к анализу современной исторической эпохи. При этом надо иметь в виду, что все три этапа представлены в современной действительности. К примеру, магия существует в относительно изолированных от остального мира этнокультурных обществах, затерянных в сельве Амазонки, бескрайних просторах Африки, джунглях стран Юго-Восточной Азии. Религия осталась ведущим фактором в культуре исламского мира. Наука выступает в качестве основы духовной жизни в развитых индустриальных странах. Как подчеркивает А.А. Белик, «не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Дж. Фрезером»2. В книгах «Первобытная культура», «Антропология» и других работах Э. Тайлор сформулировал целый спектр проблем, которые впоследствии стали центральными для многих направлений социальной (культурной) антропологии. К примеру, он писал о недостаточности научного изучения языка в свете строгой естественнонаучной методологии. Впоследствии проблема исследования языка стала основой неопозитивистской философии, а также современных структуралистских и постмодернистских концепций культуры. Идея Э. Тайлора об особом складе ума у первобытных народов выступила предтечей многих теоретических разработок «первобытного мышления», реализованных культурологами и антропологами в середине XX в., в частности, Леви-Брюлем. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора оказала значительное влияние на изучение культур последней трети XIX века, в частности, на социальные и культурологические идеи Г. Спенсера. Эволюционизм Г. Спенсера Одним из классиков английского эволюционизма считается Герберт Спенсер (1820— 1903) — философ, биолог, психолог и социолог. Он был кабинетным ученым, и это является одним из объяснений того факта, что его работы в наибольшей среди всех эволюционистов степени носят теоретический характер. Он неплохо знал этнографический материал из литературы и широко пользовался им для иллюстрации своих теоретических идей. Его концепция наиболее полно изложена в фундаментальном труде «Основы социологии» (1876—1896). Опираясь на идею эволюции, Спенсер пытался сделать из нее универсальный закон мироздания и связать им разные области бытия. Г. Спенсер не разделял концепции единообразного линейного прогресса. В соответствии с этой концепцией различные формы общества, будь то дикие либо цивилизованные племена, выступают лишь как различные ступени одной и той же формы. В противоположность этой идее Г. Спенсер полагал, что «истина заключается скорее в том, что социальные типы, подобно типам индивидуальных организмов, не образуют известного ряда, но распределяются только на расходящиеся и разветвляющиеся группы»1. В качестве основополагающего методологического принципа у Спенсера выступает аналогия общества и организма. Он попросту уподоблял общество животному организму, например: пути сообщения — это сосудистая система общества, «кровяные частицы уподобляются деньгам» и т. д. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и неорганический, которые подчиняются общим законам. В соответствии с этим развитие общества и, соответственно, различные типы культур английский мыслитель понимал как «надорганическое развитие» (в отличие от «неорганического развития» неживой природы и «органического развития» растений, животных и человека). Исходя из единства различных видов эволюции, Спенсер видел «зачаточные формы надорганического развития» уже в животном царстве, к примеру, у высших позвоночных, живущих стадами. Он выделял две основные группы факторов развития культуры, или обществ: • внешние факторы — воздействие географической среды и соседних культур, • внутренние факторы — физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств. Характеризуя внутренние факторы развития культуры, Спенсер односторонне трактовал идею эволюции: он считал, что члены первобытных обществ — люди физически, морально и умственно отсталые. Поэтому, по мнению некоторых историков культурологии и антропологии, его эволюционизм носил расистский характер. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов. Поддерживающая система обеспечивает производство продуктов, необходимых для общества и составляющих его индивидов. Распространение этих продуктов обеспечивает распределительная система. Регулятивная система осуществляет подчинение элементов культуры «надорганическому» целому. В теоретической конвенции Спенсера большая роль отводится институтам как механизмам самоорганизации совместной жизни людей. Именно эти институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Он выделял, в частности, следующие институты культуры: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Г. Спенсер выделял две основные тенденции в историческом развитии: дифференциацию и интеграцию. В процессе развития происходит увеличение объема и числа составляющих элементов культуры, или количественный рост. Этот рост, в свою очередь, ведет к функциональной и структурной дифференциации целого — культуры. Выделившиеся структурные элементы культуры начинают выполнять специализированные функции, все более различаются между собой и требуют особого механизма согласованности в виде различных культурных установлений. По мнению Г. Спенсера, ведущей тенденцией развития культур является их интеграция, их объединение в некую целостность. Благодаря тому, что Г. Спенсер в качестве методологической основы исследования культур использовал понятия «структура», «функция», «социальный институт», его нередко называют предшественником функционализма в изучении культур. И действительно, теория социальных институтов представляла попытку системного исследования общества. Впрочем, следует отметить, что идеи Спенсера были более популярны среди философов и социологов, а на развитие социальной антропологии (этнологии) оказали незначительное влияние. «Даже те этнографы, которые разделяли его взгляды по отдельным вопросам (например, происхождения религии), - подчеркивает С.А. Токарев, — на него обычно не ссылались»1.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.006 с.) |