Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психоаналитические исследования культур в конце XX векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во второй половине XX в. развитие психоанализа культуры осуществлялось в двух основных формах. • В рамках психоистории фрейдистские принципы использовались для анализа истории посредством биографических исследований. Так, Э. Эриксон создал серию биографий-исследований деятелей культуры (Лютер, Ганди, Джефферсон, Гитлер). • В рамках психоантропологии культуры произошел переход от анализа бессознательного выдающихся личностей к изучению бессознательного на уровне групп индивидов (этнических общностей, социальных стран, конкретного общества или страны в целом), существующих в современной культуре. При таком методе исследования особое внимание уделялось широко распространенным идеям, фантазиям, так называемым «измам». Психоантропология Г. Стейна. В качестве наиболее активного представителя психоанализа в антропологии конца XX века историки науки отмечают Г. Стейна. Основные положения его психоаналитической концепции культуры изложены в книге «Психоантропология американской культуры» (1985). Он определял стратегическую задачу психоантропологии: «изучить взаимоотношения между существующей бессознательной структурой и осознанно проявляющимся содержанием, а также их отношением, в свою очередь, к реальности»4. Г. Стейн выдвигает в центр своей теоретической концепции понятие «фантазия группы». Содержание этого понятия он определяет как совокупность бессознательно разделяемых положений в символической форме, дающих группе чувство реальности и являющихся основой для исторических действий. При этом к фантазиям исследователь относит не только психологические состояния, подобные бреду, но и идеологические концепции. Фантазией Г. Стейн считает, в частности, концепцию этничности, утверждая, что стремление познать этнические корни есть не что иное, как «нарцисстические попытки... быть постоянно в детстве». Г. Стейн выдвигает в качестве положительного идеала некую рационалистическую модель культуры некоторого унифицированного типа людей и противопоставляет ему негативную эмоциональную модель существующего языка этничности. Как он полагает, в качестве такого языка выступает язык поэзии, песен, воображения и сердца, иначе говоря — иррациональный язык эмоций и чувств. По мнению Г. Стейна, групповые фантазии человек защищает больше жизни. Исследователь предлагает рассматривать культуру в качестве «вместилища», в котором «представлены бессознательные фантазии, страхи и защиты против них». Содержанием культуры при таком подходе выступают поиски терапии, так как в современном обществе выживание в физическом мире стало вторичной задачей по сравнению с выживанием в «интерпсихическом континууме». Культура объективирует наши внутренние страхи, наши надежды на внешний контроль. В связи с таким пониманием сущности культуры Г. Стейн утверждает, что «роль реальности в культурных системах становится более проблематичной... мир в большинстве фантастический объект, а восприятие детерминировано бессознательным»1. Исследователь определяет при этом культуру как «в большинстве своем» вторичный институт, производный от институтов сознания, определенных ранний опытом. В своих работах Г. Стейн пытается сформулировать важнейшие, с его точки зрения, вопросы современной культуры: • почему индивиды изобретают или избирают мировоззрение, в котором идеологическое ядро — этничность? • почему для индивидов «необходимо» бессознательно отдыхать, восстанавливаться в символическом социальном мире, соответствующем бессознательному уровню младенца? • почему индивиды страстно настаивают на том, что поиски корней есть важнейшее историческое обязательство? К сожалению, как подчеркивает АА. Белик, «ответы на эти вопросы у него заменяются лишь применением психоаналитической фразеологии для описания культурных событий»2. Психоаналитические концепции Дж. Деврё и У. Ла Барре. Дж. Деврё (1908—1985) считал, что познание человека будет успешным при взаимодействии психоанализа, этнологии и социологии. Такой подход он последовательно реализует в основных теоретических работах: «Реальность и сон» (1951), «Терапевтическое образование» (1956), «Этнопсихоанализ» (1978), «Основные проблемы этнопсихиатрии» (1980). В начале 30-х годов молодой ученый-психоаналитик с глубоким интересом слушал в Гарвардском университете лекции выдающегося социолога XX столетия ПА. Сорокина. Поэтому социологические идеи достаточно эффективно используются в его культурологической концепции. Глубокий интерес проявлял Дж. Деврё и к эпистемологии — философской теории познания. Этот интерес реализовался, в частности, в выделении им трех уровней антропологического знания: 1) полевая и клиническая работа (эмпирический уровень); 2) эпистемология и методология; 3) фундаментальная теория высокой общности. Этот уровень формируется, по его мнению, на основе взаимодействия психологии и социологии. Дж. Деврё расширил границы методов анализа полевого материала за счет новых подходов, взятых из других наук, в частности, принципов теории математических типов Б. Рассела. Разработанные методы культурантропологического анализа он применял к анализу самых различных явлений культуры — от древнегреческой драмы до парапсихологии. Один из основных тезисов теории другого антрополога психоаналитического направления — У. Ла Барре — сформулирован следующим образом: «экстраполяция клинических категорий из области психиатрических описаний индивидов в этнологическое описание культур». Известность получала научная трилогия У. Ла Барре: «Человеческое животное», «Призрачный танец: происхождение религии» и «Поющая голова». Классический психоанализ для У. Ла Барре выступал в качестве исходной позиции для исследований культуры. В центре научного внимания исследователя находились психологические механизмы защиты, которые существуют в человеческом обществе. Он рассматривал, в частности, различные типы ритуалов, выполняющих психотерапевтические функции, а также алкоголь, наркотики, галлюциногены, сыгравшие, по его мнению, определенную роль в возникновении религии. Рассматривая происхождение религии, У. Ла Барре стремится связать некоторые особенности ритуалов с употреблением галлюциногенных растений, а также с биологией человека. Поскольку религия выступает как исключительно человеческое явление, то корни ее, по мнению исследователя, заключены в человеческой биологии. Как видим, в этом случае одним из методологических оснований для теоретических выводов У. Ла. Барре выступает биологизаторский подход к сущности человека. Однако этот подход в его теории не следует абсолютизировать, поскольку вместе с Дж. Деврё он настаивает, к примеру, на социогенном характере многих соматических и психических заболеваний. Поэтому, с его точки зрения, социогенной должна быть и терапия. Наряду с этим и религия рассматривается им как социальный феномен, а ритуал — в качестве «гипнотически-галлюцинаторного социального заменителя реальности». Показывая важность исследования соотношения нормы и патологии в системе антропологического знания, исследователь утверждает: «мы должны рассмотреть более глубоко проблему динамики анормального окружения, в котором анормальный индивид чувствует себя, как дома»1. Центральной задачей творчества У. Ла Барре стала попытка соединения биологии и психологии с социальной спецификой человека. Эту задачу он решил путем создания этологии культуры. Поэтому американский исследователь заслуженно считается одним из основателей этологического подхода в психологической антропологии, этологии человека. Известность получило его исследование «Этология и этнология». Краткие выводы Основные идеи, которые сформировались в рамках неоэволюционистского направления исследования культур, можно свести к следующим тезисам. • Особенности культуры формируются в результате адаптации общества к окружающей среде. • Культурная адаптация протекает непрерывно, ибо ни одна культура не может идеально приспособиться к природе, не может приобрести статичный характер. • В основе любой культуры лежит ее ядро. Специфика такого ядра определяется особенностями той природной среды, к которой адаптируется данная культура. • Содержание «культурного типа» составляют социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования. • Культурная среда выступает имманентным условием духовной жизни человека. Продолжением и развитием символической антропологии явилось становление интерпретативного (герменевтического, понимающего) направления социальной (культурной) антропологии. Ее методологическую основу составила философская концепция герменевтики (метод интерпретации) В.Дильтея. Сущность метода состоит в истолковании отдельных явлений как моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи. Понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью самонаблюдения, понимание чужого мира — путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». Символизм способствовал превращению интерпретативного метода в один из доминирующих методов культурной антропологии, начиная с 60-х гг. XX века. Важнейшие тезисы этого направления антропологического знания могут быть охарактеризованы следующим образом. • Метод интерпретации часто характеризуется как метод культурного анализа, согласно которому решающее значение принадлежит роли этнолога как посредника, а не внешнего наблюдателя культурного опыта. • Исследование феноменов культуры — это объяснение путем интерпретации значений, воплощенных в символических формах. Представления, формируемые в результате интерпретации, отражают известный «компромисс между объективной реальностью и субъективными воззрениями на нее». • На смену методу включенного наблюдения приходит метод наблюдающего участия. При наблюдающем участии этнограф «переживает и наблюдает соучастие себя и других в этнографическом процессе». Это приводит к изменению характера отображения научного антропологического материала. • Один из основоположников рассматриваемого направления К. Гирц определял себя самого в качестве «понимающего» антрополога, который совмещает в себе и социально действующее лицо, и социального теоретика. • Другой основатель этого направления — Тернер — исследовал прагматический аспект символов, в соответствии с которым символы функционируют в социальном процессе как активная сила. Во второй половине XX в. развитие психоанализа культуры осуществлялось в двух основных формах: в рамках психоистории фрейдистские принципы использовались для анализа истории посредством биографических исследований, в рамках психоантропологии культуры бессознательное изучается на уровне групп индивидов. • В центре теоретической концепции Г. Стейна стоит понятие «фантазия группы», как совокупность бессознательно разделяемых положений в символической форме» дающих группе чувство реальности и являющихся основой для исторических действий. • Содержанием культуры выступают поиски терапии, так как в современном обществе выживание в физическом мире становится вторичной задачей по сравнению с выживанием в «интерпсихическом континууме». • С точки зрения Дж. Деверо познание человека будет успешным при взаимодействии психоанализа, этнологии и социологии. • Центральной задачей творчества У. Ла Барре стала попытка соединения биологии и психологии с социальной спецификой человека, которая привела к становлению этологии культуры. Литература 1. Белик АЛ. Психологическая антропология. — М., 1993. 2. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — Разд. IV. Гл. 1. 3. Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1994. — Гл. 2. 4. Лурье С.В. Историческая этнология — М., 1997. — Гл. 1. 5. Разин В.М. Культурология. — М., 2001. — Гл. 3. 6. Садохин. А.П. Этнология. — М., 2001. — Гл. 2.
Контрольные вопросы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.01 с.) |