Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические этапы формирования этнологического знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Третий «сегмент» предпосылок становления культурной (социальной) антропологии составляет тот огромный эмпирический материал, который накапливался в течение многих столетий и даже тысячелетий. Речь идет о характеристиках и описаниях конкретных культур и их представителей в этнографическом аспекте. Действительно, исходным эмпирическим материалом социальной (культурной) антропологии как науки служит информация о народах, их быте и культуре. Однако сами эти понятия «народ», «культура», «быт» отнюдь не являются непосредственно данной в опыте конкретной реальностью. Содержание этих обобщенных терминов лишь постепенно, в течение веков формировалось в сознании людей. В древнейших дошедших до нас письменных источниках Древнего Египта, Вавилона, Ассирии, Древней Индии, Китая и других центров мировой цивилизации содержатся разнообразные этнографические данные, прежде всего, сведения о народах разных областей. Некоторые ранние этнографические наблюдения зафиксированы, в частности, в победных надписях вавилонских, ассирийских, персидских царей о покоренных ими странах с разноязычным населением. Там же имеется и обширный иконографический материал, позволяющий судить об орудиях и оружии, о процессах труда, о жилище, костюме этих древних народов, об их религиозных культах и т. д. Широкий спектр этнографических материалов содержится в сочинениях античных авторов, которые показывают, как постепенно накапливались знания греков, а позже римлян об окружающих народах. Сначала это ближайшие народы, населяющие Эгейский мир, а затем все более отдаленные. Сами эти знания вначале перемешаны с баснословными рассказами, но затем они приобретают все более точный и истинный характер. К концу эпохи Римской империи цивилизованный греко-римский мир имел уже вполне достоверную информацию о многих народах Европы, Передней Азии и Северной Африки. Геродот (484 — 425 до н. э.), которого называют «отцом истории», с таким же правом может быть назван и «отцом этнографии», поскольку в его исторических описаниях много места уделяется и собственно этнографическому аспекту. Уделяли внимание этнографическим аспектам также современники и последователи Геродота. Так, Ксенофонт (У—1У вв. до н. э.) оставил описание народов Малой Азии и Закавказья, у Мегасфена (к. IV—н. III вв. до н. э.) находим сведения о народах Индии. Описание древних галлов и германцев дано в труде Юлия Цезаря «Записки о галльской войне» (I в. до н. э.), у Тацита (I в. н. э.) имеются интересные сведения о быте и нравах древнегерманских племен, о формах их землепользования, а также о некоторых пережитках у них материнского права. У многих античных авторов исторические, этнографические и географические сведения оказываются взаимосвязанными. Такой характер имеют, к примеру, сводные труды: «География» Страбона (начало I в.), «Естественная история» Плиния Старшего (I в.), «География» Птолемея (II в.). В античной литературе мы находим попытки осмыслить известный тогда этнографический материал. Знакомство с племенами, стоявшими на более низком уровне развития, чем греки и римляне, жившими охотой и скотоводством, не знавшими рабовладения и сохранившими родовой строй, вызвало в античной философии интерес к вопросам развития человеческого общества. Различные теории о древнейшем состоянии человечества формировались в трудах Аристотеля, Платона и других греческих мыслителей. Так, в поэме римского поэта Лукреция Кара (99 — 55 до н. э.) «О природе вещей» в образной форме излагается история развития техники (камень— медь— железо) и «теория трех ступеней» материального производства (охота — скотоводство — земледелие), удержавшаяся в науке до конца XIX в. Многие античные мыслители стремились не просто дать описание конкретных народов, но и показать различия и сходства между народами, пытались дать им объяснения. Так, Гиппократ, Аристотель, Посидоний ссылаются на действие географической среды, Геродот, Страбон указывают на взаимные культурные влияния, а Демокрит и Лукреций показывают ступени культурного развития. В дальнейшем мы увидим, что подобный спектр факторов культурного развития рассматривается и в классических культурно-антропологических концепциях XIX — начала XX вв. Общий упадок культуры и науки в Западной Европе в начале средних веков сказался и в области этнографии, где также отмечается известный застой в накоплении новых материалов и резкое снижение уровня теоретической мысли, скованной догмами христианской схоластики. Политическое раздробление феодализирующейся Европы ограничило культурный горизонт рамками мелких графств и княжеств. В это время даже дворянство оставалось в значительной мере не только не образованным, но попросту неграмотным. Основным носителем образованности стало христианское духовенство, поэтому именно у церковных историков XI — XII вв. (Л. Адам, Титмар, Гельмольд) находим сведения о народах Северо-Восточной Европы, особенно о прибалтийских славянах. Однако интерес к этим народам был вызван, прежде всего, миссионерскими устремлениями католических священников. На место объективных географических и этнографических сведений в западноевропейскую средневековую литературу приходят сказания о неведомых странах и людях, которые наделяются самыми фантастическими чертами. Традиции античной литературы сохраняют и развивают в этот период только историки и географы Византии — восточной половины бывшей Римской империи. В трудах византийских авторов (Маврикий, Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный и др.) обобщен обширный этнографический материал о многих народах Европы и Азии, в т. ч. и о восточнославянских племенах. Этот материал позволяет со ставить представление об этнографической карте Европы в VI — VII вв. Однако, как подчеркивает СА. Токарев, эти сведения «по большей части имеют лишь практическое назначение — это как бы военные и коммерческие справочники»1. Традиции античных авторов продолжаются и в средневековой литературе на персидском и арабском языках. Большое значение имеют этнографические материалы, содержащиеся в трудах Ибн-Хордадбеха (820-912), Ибн-Русты (к. IX — н. Х в.), Аль-Масуди, И.-А. Якута (1179-1229), Ибн-Баттуты (1304-1077), выдающегося филолога-тюрколога Махмуда Кашгари и многих других. Ценные сведения о народах Восточной Европы, в том числе Поволжья, находятся у Ибн-Фадлана (1 пол. Х в.). Средневековая арабская литература является и до сих пор неоценимым источником по этнографии и истории народов Северной и Центральной Африки. Богатейшим этнографическим источником о многих древних народах Восточной, Южной и Средней Азии являются китайские хроники и описания китайских историков и путешественников: выдающегося китайского историка Сыма Цяня (ок. 145 — ок. 86 до н. э.) — автора «Исторических записок» («Ши цзи»), Чжан Цяня, совершившего в 138 — 126 до н. э. путешествие в Среднюю Азию и описавшего ее народы, Сюань-цзана, посетившего в 629 н. э. Южную Индию и оставившего «Записки о странах Запада», и др. К XIII в. относятся материалы европейских путешественников Плано Карпини (1182—1252), Рубрук-виса (1220- 1293), Марко Поло (1254- 1323) о народах Восточной и Центральной Азии. Их путешествия были вызваны практическими причинами — попыткой выявить возможность военного союза с татаро-монголами против мусульман (Карпини, Рубруквис), торговыми интересами (Марко Поло). Великие географические открытия конца XV и XVI вв. неизмеримо расширили этнографический горизонт европейской науки. Это эпоха дальнейшего роста городов, всемерного расширения торговых связей, появления первых мануфактур. Поиски и захваты новых земель, плавания смелых мореходов, пиратов и купцов, образование обширных колониальных империй — все это события, результатом которых стало существенное расширение географического кругозора образованных европейцев. Была открыта Америка, береговая полоса Африки, ряд стран Южной и Юго-Восточной Азии, архипелаги Океании, европейцы подробнее узнали о существовании «Московии». В описаниях европейских путешественников, испанских конквистадоров, христианских миссионеров могут быть найдены обширные этнографические материалы о народах Северной, Центральной и Южной Америки. Западная Европа познакомилась с народами, о существовании которых она раньше не подозревала. Это были народы иного физического облика, неведомых языков, различных культур. В относительно короткое время, в течение XVI—XVII вв. в западноевропейской литературе появилась обширная информация об индейцах Центральной, Северной и Южной Америки, о многих народах Африки, Азии. Продолжение колониальной экспансии в XVIII в. стало стимулом появления более полной информации И об индейцах Северной Америки, и о жителях ряда других стран, в особенности об островитянах новооткрытых архипелагов Океании и побережья Австралии. Позднее стали предприниматься попытки обобщенного описания этих стран и народов. Так, в 1724 г. вышла книга французского миссионера Жозефа Франсуа Лафито (1670 — 1740) «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями древних времен», в которой автор отмечает сходство обычаев и религии индейцев с обычаями и религией древних народов по сообщениям античных авторов. Он впервые в европейской литературе описывает у индейцев групповой брак, матриархальные порядки, своеобразную систему родства. Открытие Австралии, путешествия на острова Тихого океана, географические исследования в Африке познакомили европейскую науку с народами, стоявшими на разных ступенях культурного развития. «Век Просвещения» — XVIII столетие — стремился теоретически осмыслить разнообразие народов и культур. Одни мыслители видели в отсталых народах результат деградации (теория регресса), другие рассматривали их как представителей «золотого века», сохранивших добродетели, утраченные цивилизованным человеком. Теоретическое обоснование в этот период получила идея географического детерминизма, известная еще со времен античности. Так, французский просветитель Монтескье утверждал, что человек, народы, обычаи есть не что иное, как продукты воздействия окружающей природной среды. В работах Руссо, Дидро и других великих мыслителей этого времени широко обсуждалась теория «благородного дикаря», живущего по простым законам природы. У философов XVIII в. мы находим попытки периодизации истории. Шотландцу А. Фергюсону принадлежит деление на периоды дикости, варварства и цивилизации, которые он различал по господствующим формам собственности. Эту идею развивали далее Тюрго, Вольтер, Кондорсе. Сделана была попытка сочетать выделяемые этими авторами общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой отдельной национальной культуры. Наиболее обстоятельно эта попытка реализована в трудах немецкого просветителя Гердера. В первой половине XIX в. все более упрочивается представление о закономерной эволюции человеческого общества. Этнографические материалы играют в этих построениях значительную роль. На почве широко развернувшихся в странах Европы национально-освободительных движений зародился интерес к прошлому своей страны, к самобытному творчеству народа. Формируется родиноведение, ширится собирание и публикация памятников поэтического народного творчества, особенно в славянских и немецких землях. Так, в Германии постепенно обособляется сфера научного знания, получившая название «Volkskunde» и призванная изучать немецкие народы. Параллельно с активной работой европейской теоретической мысли продолжалось накопление фактического материала по быту и культуре внеевропейских народов. Синтез теоретических воззрений с осмыслением фактического этнографического материала приводит к оформлению этнографии, социальной и культурной антропологии в качестве самостоятельной дисциплины. Этот процесс относится к середине XIX в., когда в разных странах создаются этнографические учреждения и общества, начинают выходить специальные журналы. Но это уже тема следующей главе. Краткие выводы · В системе знаний, которые могут быть рассмотрены в качестве теоретических предпосылок становления социальной и культурной антропологии, выделяются три основных «сегмента»: знания о человеке, знания о культуре, знания об обществе, прежде всего о конкретных странах и народах, а также об их представителях, взятые в их этнографическом (этнокультурологическом) аспекте. · Теоретическая концепция человека в европейском знании развивалась главным образом в рамках философского знания и такого его специфического направления, как философская антропология. · Для европейской культурологии основными этапами исторического развития представлений о культуре и ее понимания (для которых характерна новизна в постановке культурологической проблематики) являются античность, Средневековье, Новое время. В Новое время формируется классическое понимание культуры, ставшее методологической основой для формирующейся социальной (культурной) антропологии. · Третий «сегмент» предпосылок становления культурной (социальной) антропологии составляет тот огромный эмпирический этнографический материал, который накапливался в течение многих столетий и даже тысячелетий. Речь идет о характеристиках и описаниях конкретных культур и их представителей в этнографическом аспекте. Литература 1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. — М.: Онега, 1994. — Разд. 1, гл. 1. 2. Велик А.А. Культурная (социальная) антропология — область научных исследований и учебная дисциплина // Этнографическое обозрение. — 2000. — №6. — С. 3 — 15. 3. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. — Введение. 4. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. — 1989. — №2. 5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.Т.З. Философия духа. — М.: Мысль, 1977. 6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX—начала XX века. — М„ 1988. 7. Кант И. Трактаты и письма. — М., 1980. 8. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И О. Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995. — Гл. 1, 2. 9. Культурология / Науч. ред. Драч. Г.В. — Ростов н/Д.:Феникс, 1997.—Разд. 1. 10. Лурье С.В. Историческая этнология:Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997. 11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994. 12. Пигалев А.И. Культурология: Учебник. — Волгоград: Либ-рис, 2000. —Тема 1,8. 13. Садохин А.П. Этнология: Учебник. — М.: Гардарики, 2001.—Гл.1. 14. Токарев С.А. Истоки этнографической науки (досер. XIX в.). — М.: Наука, 1978. 15. Токарев С.А. История зарубежной этнографии: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1978. — Гл. 1. 16. Фейербах Л. Избр. философ, произв.—М., 1955.— Т. 1.— С. 190. 17. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Петрова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. — СПб.: Лань, 1998. — Разд. 1. 18. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. — М., 1947. — Т. 9. 19. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. —М.: Наука,1991. Контрольные вопросы 1. Покажите структуру знания, которое может быть рассмотрено в качестве предпосылок становления социальной (культурной) антропологии. 2. Покажите различие антропологических концепций античного мира и христианского средневековья. 3. В чем состоит сущность «антропологического переворота» в эпоху Ренессанса и Нового времени? 4. На каких основаниях базировалась «классическая модель» культуры? 5. В чем состояла натуралистическая версия культуры В философии Нового времени? 6. В чем разница между двумя основными этапами (классическим и постклассическим) развития философии культуры в Новое время? 7. Покажите основные этапы развития этнологического знания. 8. Какова роль классической немецкой философии в понимании сущности человека и культуры? Глава 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.187 (0.013 с.) |