Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие диффузионизма в США и АнглииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В США диффузионизм не стал основой сколько-нибудь значимой культурологической концепции и существовал лишь в качестве тенденции развития антропологии и культурологии. На рубеже XIX—XX вв. большинство американских культурологов и социальных антропологов исследовали особенности культур индейских племен Америки. Для этого были предприняты многочисленные полевые исследования. На основе такой работы была сформулирована концепция «культурных областей». В наиболее полном и систематизированном виде сущность этой концепции изложена в труде Кларка Уисслера (1870— 1947) «Американский индеец» (1917). Этому исследователю принадлежит заслуга объединения разрозненных идей диффузионизма в единую систему. На основе обобщения многочисленных собственных наблюдений он пришел к выводу, что культура представляет собой результат адаптации конкретной группы людей к определенной экологической среде. На основе анализа контактов между культурами индейцев К. Уисслер сделал вывод о том, что посредством диффузии распространяются как материальные и нематериальные элементы культуры, так и ее соматические (телесные, организменные) характеристики. Ему принадлежит формулировка общего закона культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию диффундировать (распространяться, проникать) во всех направлениях из своего центра происхождения: при этом распространение культурных… явлений и «человеческих черт» осуществляется концентрическим образом, т. е. простые формы занимают окраинное положение, а центральная позиция принадлежит более сложным. Из этого закона вытекали и иные следствия. В частности, К. Уисслер связывал широкое распространение какой-либо культурной черты, обряда, обычая с их древним возрастом, а ограниченное существование культурного явления свидетельствовало о его недавнем происхождении. Таким образом, культурная область, с его точки зрения, возникает как зона влияния культурного центра. В своих исследованиях он выделил 15 культурных областей у индейцев Америки. Сходные идеи были также высказаны американским этнологом и лингвистом Эдуардом Сепиром (1884 — 1939). Наиболее известна его классификация языков, а также гипотеза о влиянии языков на формирование системы представлений о мире. Эта гипотеза послужила стимулом к становлению этнолингвистики. Некоторые диффузионистские идеи можно найти в работах Альфреда Кребера (1876— 1960). В отличие от других представителей диффузионизма, рассматривающих процессы распространения как материальных, так и нематериальных элементов культуры, американского исследователя интересовала, прежде всего, диффузия идей. В частности, он выдвинул понятие «диффузия стимула». Содержание этого понятия подразумевало исследование обстоятельств, обеспечивающих внедрение в новую культуру конкретного комплекса идей. Более подробно культурологическая концепция А. Кребера будет рассмотрена в следующих главах. Попытку дифференциации основных видов культурной диффузии предпринял Р. Диксон в книге «Построение культур» (1928). Он выделил: · первичную диффузию — распространение какого-либо нововведения в рамках отдельной культуры и · вторичную —-перемещение элемента культуры за границы ареала (пространства культуры), среди другого народа. Что касается британской социально-культурологической науки, то проникновение в нее диффузионистских идей и их развитие связывают с именем Риверса Уильяма Хальса Риверса (1864— 1922), врача-невропатолога по образованию. Он был первым организатором собственно этнографических (культурологических) экспедиций, которые ставили своей целью исследование примитивных культур Меланезии и Океании. Результаты этих исследований изложены в его книге «История меланезийского общества» (1914). В книге обосновывается тезис о том, что нельзя рассматривать развитие родственных и общественных отношений у меланезийцев как простую эволюцию. Как считал У. Риверс, образование новых культур в этом регионе происходило путем взаимодействия культур больших групп переселенцев (взаимодействия «волн» переселенцев). При этом в Океании он прослеживал несколько сменявших друг друга волн заселения. Каждая из этих волн заселения привносила много новых элементов культуры. Английский антрополог показывает, что «народ кавы» дал Океании тотемизм, культ мертвых, культ Солнца и Луны, индивидуальный брак, лук и стрелы, определенную форму дома и пр. Таким образом, появление новых культур может происходить путем смешения, а не эволюции. Важен тезис У. Риверса о том, что в процессе взаимодействия и смешения нескольких культур может возникнуть новое явление, которое ранее не встречалось ни в одной из взаимодействующих культур. Он считал, что даже малое число пришельцев, обладая более высокой технологией, может распространить свои обычаи в среде местного населения. У. Риверс пытался избежать крайностей эволюционизма и диффузионизма и считал свой метод чем-то средним между старым эволюционизмом и гребнеровским диффузионизмом (т. е. преодолевающим недостатки и ограниченность обоих течений). Несмотря на это, по мнению ряда исследователей, его взгляды в известной мере страдают искусственностью и надуманностью1. «Так, абсолютно не ясно, что это были за группы переселенцев, откуда, когда, с каким культурным багажом они пришли, как развивалась их культура впоследствии. Следуя примеру других диффузионистов, Риверс совершенно произвольно трактовал эти вопросы»2. Завершенную форму диффузионизм (под названием «гипердиффузионизм» или «панегиптизм») в Англии приобрел в грудах Г. Эллиота-Смита и У. Дж. Перри, которые изучали, прежде всего, культуру Древнего Египта. Графтон Эллиот-Смит (1871 — 1937) был талантливым и широко образованным ученым. Будучи анатомом по основной специальности, он читал курс анатомии в Каирской медицинской школе (Египет), а после переезда в Англию — лекции в Манчестерском, потом в Лондонском университетах. Смит чрезвычайно заинтересовался культурой Древнего Египта, особенно погребальным культом и искусством изготовления мумий. Исследуя затем более широко культуру Древнего Египта и граничащих с ним культур, он обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры с культурой других народов. К примеру, техника мумифицирования оказалась общей для многих культур, в том числе расположенных в других частях света. Г. Эллиот-Смит показал, что явления культуры, зародившись в Древнем Египте около IX—VIII вв. до н. э., распространились по всему миру. Сначала это было восточное направление: через Аравию и Персидский залив, Индию и Цейлон — в Индонезию, а затем еще дальше на восток — в Океанию. Из Океании элементы первичной культуры попали через северную часть Тихого океана в Америку. Как считал Эллиот-Смит, первичный комплекс архаичной культуры включает целый ряд элементов: обычай сооружать мегалитические памятники, мумификацию трупов, культ солнца и змеи, а также ткачество, обычаи деформации черепа, обрезания, протыкания и растягивания ушей, кувады (имитация родов у мужчин). Свою теоретическую концепцию развития культуры Г. Эллиот-Смит обосновал в работах «Миграции ранней культуры» (1915), «Культура» (1925), «Человеческая история» (1930). Подобные же культурологические взгляды развивал Уильям Джемс Перри. Он выступил как серьезный исследователь Индонезии и историк религии. Результаты исследований нашли отражение в книгах «Мегалитическая культура в Индонезии» (1918), «Дети Солнца» (1923). У. Перри придал «панегиптистской» концепции более завершенный и тем самым, как отмечал в свое время С.А. Токарев, «еще более фантастический вид»1. Он считал, что в историческом развитии культур можно выделить два резко отличающихся слоя: • первоначальную примитивную культуру «собирателей пищи», охотников; • «высокую» культуру, основанную на технике строительства, земледелии, обработке металлов. Такого рода «высокая» («архаичная») культура, по его мнению, и зародилась в Древнем Египте, а затем распространилась по всему миру. У. Перри выдвинул идею первичного комплекса культурных элементов и включал в его состав совокупность самых разнородных элементов: каменные пирамиды, ирригационное земледелие, гончарство, металлургию, добывание жемчуга, культ солнца, культ Великой богини-матери, мумификацию трупов, человеческие жертвоприношения, связанные с земледелием и другие элементы. Тем самым этот комплекс оказывался неоправданно расширенным. Носителями высокой культуры У. Перри считал людей, искавших благородные металлы и ценности (жемчуг, бирюза и т. п.). В некоторых местах (обычно в районах залежей ценностей) носители этой «высокой» культуры оседали, а затем постепенно смешивались с аборигенами. В результате появилось существующее разнообразие конкретных культур. Таким образом, У. Перри последовательно проводил тезис о том, что культурное развитие возможно исключительно путем заимствований. Пытаясь преодолеть ограниченность эволюционизма, диффузионизм в его классической форме сам оказался несвободен от недостатков. Как отмечал С.А. Токарев, главный из них — «принципиальный отрыв явлений культуры от их создателя — человека и народа, игнорирование общественного человека как творческой силы, а отсюда — либо чисто механическое понимание культуры как набора мертвых вещей, способных передвигаться в пространстве (Гребнер), либо представление о культуре как о некоем живом и самостоятельном организме, независимом от человека (Фробениус), либо идея об однократном возникновении всей культуры в одной точке и о последующем расселении ее по земле (Эллиот-Смит, Перри). Как следствие этого основного порока — натянутость и полная бездоказательность конкретных построений диффузионистов»2. Тем не менее, основная идея диффузионизма была продуктивной. Диффузионисты поставили вопрос о конкретно-исторических связях и взаимовлияниях культур различных народов в противовес абстрактному рассмотрению культур, существовавшему в эволюционизме. В их исследованиях разрабатывались и уточнялись приемы анализа, сравнения, поиска сходных черт и аспектов в элементах, составляющих культуру. Диффузионисты впервые исследовали вопрос о пространственно-временных характеристиках культур. Идеи диффузионизма приобрели новое влияние после второй мировой войны. Здесь несомненна заслуга Тура Хейердала (1914—2002), выдающегося норвежского путешественника, этнографа и археолога. Он высказал предположение о возможности трансокеанских путешествий американских народов в Тихом океане, а также стремился обосновать идею о том, что в древние времена мореплаватели могли пересекать океаны (в том числе и Атлантический). Теоретическая концепция норвежского исследователя изложена в ряде работ. Среди них отметим: «Путешествие на «Кон-Тики»» (1949), «Американские индейцы в Тихом океане» (1952), «Аку-Аку» (1957), «Фату-Хива» (1975 и др. Т. Хейердал последовательно доказывает влияние культур Старого Света на американский континент в доколумбову эпоху. Аргументация Т. Хейердала основана не только на поиске параллелей, сходных явлений в культурах, на учете географических факторов, способствовавших контактам различных культур (течения, ветры и др.). Для подтверждения своей теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки он в 1947 году проплыл с экипажем на плоту «Кон-Тики» от Перу до Полинезии, в 1969 и 1970 гг. — на папирусных лодках «Ра» от Африки до островов Центральной Америки, в 1977 — 1978 — на тростниковой лодке «Тигрис» по маршруту Эль-Курна (Ирак) — устье Инда — Джибути. Краткие выводы При всем разнообразии позиций различных школ диффузионизма можно выделить основные тезисы, общие для этого направления в целом: · Культура может рассматриваться в качестве живого организма, который возникает и развивается в конкретных географических условиях. При этом каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе в конкретных условиях и из этого центра распространяется по всему миру. · В качестве ведущих форм развития культуры рассматриваются заимствования, переносы культурных элементов, а также их смешение. Обобщенно эти формы определяются как диффузия. При этом диффузии подвергаются как предметы материального быта, так и духовные явления: мифы, культы, обычаи. · Каждая культура имеет собственный центр зарождения и распространения, поэтому одной из основных задач культурной антропологии является поиск этих центров для каждой культуры. · Основным методом исследования культур выступает изучение культурных кругов (ареалов) распространения элементов культуры. · Любой элемент культуры возникает только однажды. Если составить карту его распространения, то можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента. Литература 1. Александренков Э.Г. Диффузионизм в зарубежной западной этнографии // Концепции зарубежной этнологии: Критические этюды. — М., 1976. 2. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. —Л., 1967. 3. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 2000. — Разд. 1. Гл. 2. 4. Козлов С. Я. Западная этнология и Африка // Концепции зарубежной этнологии. — М., 1976. Культура: теории и проблемы. — М., 1985. — Гл. 5. 5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994. 6. СадохинАЛ. Этнология. — М., 2001. — Гл. 2. 7. Сенкевич Ю. На «Ра» через Атлантику. — М., 1973. 8. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.—Гл.5. 9. Этнология в США и Канаде. — М., 1989. Контрольные вопросы 1. Что нового внес диффузионизм по сравнению с эволюционизмом в изучение культур? 2. Какую роль в формировании диффузионизма играла «Антропогеография» Ратцеля? 3. Возможно ли использовать деление культур Л. Фробениуса на «хтоническую» и «теллурическую» в современном культурологическом исследовании? 4. Покажите сходство и различия теоретических концепций Л. Фробениуса и Ф. Гребнера. 5. Приведите пример того, что входит в «культурный круг». 6. Что представляет собой первичный культурный комплекс Эллиота-Смита? 7. Какие центры мировой культуры вы можете назвать? 8. Как диффузионисты понимали развитие культур? 9. В чем заключается научная ограниченность диффузионизма?
Глава 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.76 (0.013 с.) |