Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «инкультурации» и «социализации» в культурной антропологии

Поиск

Характерной темой для психологической антропологии является изучение процесса формирования личности, становления ее важнейших черт, базирующееся на психоантропологии детства. Некоторые ее приверженцы порой заходят столь далеко, что пытаются на этой основе делать далеко идущие выводы о становлении свойств и способностей человека как вида.

Роль детского опыта в формировании личности. С самого начала такого рода исследований кумулируется обширный сравнительно-культурный материал о телесной социализации ребенка — длительность и регулярность кормления, купания, способ пеленания, гигиенические навыки и т. п. Полученные результаты дают основания для установления функциональных зависимостей характерологических личностных свойств от физических стереотипных воздействий в раннем детстве. И уже стало общим местом представление о том, что более репрессивное физическое воспитание ведет к формированию менее самостоятельной личности. В классическом психоанализе детский опыт также рассматривался как фундаментальная основа формирования личности и индивидуального образа жизни на протяжении всего жизненного цикла. Более того, он считался прототипичным для филогенеза. Высокая степень зависимости культурных феноменов от типичных ситуаций детства до сих пор обуславливает значимость изучения формирования личности ребенка в контексте «первичных», семейных отношений (мать, отец, братья). Сегодня можно выделить 2 базовые ориентации в изучении детского опыта. 1) Анализ влияния характерных для культуры или субкультуры образцов социализации и инкультурации на характеристики личности и поведения, разделяемые большинством членов сообщества. 2) Установление связей между элементами раннего индивидуального опыта и спецификой черт личности и поведения взрослого индивида.

Согласно точке зрения, господствующей в психологической антропологии, личность как культурная форма индивида определяется следующими группами факторов: органические, биологические, врожденные поведенческие предпосылки, стереотипы активности и нормы групп, к которым принадлежит индивид, правила поведения, характерные для ролей, исполняемых индивидом в различных социокультурных ситуациях. Определенное значимое влияние на формирование личности могут оказывать случайные обстоятельства. Следует подчеркнуть, что влияние культурных образцов поведения на формирование личности отнюдь не абсолютизируется; считается, что вещи и технологии, с которыми индивиду приходится иметь дело, оказывают не меньшее формирующее воздействие.

Понятия "социализация" и "инкультурация" Процессы вхождения индивида в общество и культуру обозначаются понятиями "социализация" и "инкультурация". Эти понятия перекрывают друг друга по содержанию, поскольку оба означают освоение людьми элементов их социокультурного окружения: культурного пространства - времени, функциональных объектов, технологий деятельности, взаимодействия, общения, символических структур, нормативных образований.

Наличие таких близких по содержанию терминов обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что освоение биологически ненаследуемого опыта является предметом анализа и в социологии, и в культурной антропологии. Между дисциплинами существуют определенные различия в точке зрения на освоение культуры: внимание к массовым процессам в социологии, к первичным группам и индивидам в психологической антропологии. Этим можно объяснить желание исследователей терминологически обозначить различие в подходах. Во-вторых, различием представлений о культуре в рамках самой культурной антропологии. Те, кто относит понятие "культура" ко всем животным и обозначают им биологически ненаследуемые последствия существования популяций в жизненной среде, склонны употреблять термины практически как синонимы. Те же, кто относит понятие "культура" к содержанию общественной жизни только человека, считают целесообразным проводить терминологическое различие. С этой точки зрения в процессе инкультурации индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, составляющие культуру и отличающие его общество от других человеческих групп" Этот сложный процесс начинается в раннем детстве приобретением навыков овладения своим телом и элементами непосредственной жизненной среды и продолжается всю жизнь. "Каждый человек проходит через процесс инкультурации... поскольку без него не может существовать как член общества". Понятие же "социализация" связывается с освоением социальных норм.

 

В социализации и инкультурации принято выделять две основных стадии: первичную (детскую, обычно включая подростковый возраст) и вторичную (социализацию взрослых, включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках и пенитенциарных учреждениях).

На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задача взрослых здесь— сформировать у нового поколения адекватные навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей - максимально полно овладеть "азбукой" культуры. Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Человек осваивает культурные нормы, этикет, религию, но у него нет выбора и оценки. Больше инстумент нежели игрок.

Основные черты второй стадии инкультурации обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данном обществе. Он начинает комбинировать полученные знания и навыки для решения жизненно важных задач: расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других, он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индивидуального риска при выборе решений и действий. Появляется возможность отказываться и вносить изменения в культуру. Равноправие в обществе.

Таким образом, первый уровень инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку трансляция старшим и воспроизведение новым поколением уже имеющихся культурных образцов контролируют беспрепятственное проникновение в совместную жизнь людей случайных и новых элементов. Второй уровень социализации обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Взаимодействие процессов инкультурации на этих двух уровнях и обеспечивает нормальное функционирование и развитие как личности, так и культурной среды.

 

Детство понимается главным образом не как самодостаточная стадия индивидуального существования, но как период культурного приготовления человека к взрослой жизни. Взрослым индивид считается в случае приобретения им определенной совокупности врожденных и приобретенных характеристик, как:

- достижение необходимой степени зрелости организма, как правило, несколько превышающей наступившую способность к воспроизведению потомства;

- овладение навыками собственного жизнеобеспечения на уровнях домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

- овладение достаточными культурными знаниями и социальным опытом через участие в различных социокультурных группах и знакомство г с различными "языками" культуры (наука, искусство, право, политика, религия),

- принадлежность к одной из социальных позиций, характерных для взрослых участников системы общественного разделения труда.

Обычно достижение состояния "взрослости" отмечается в любой культуре обрядом инициации или его аналогами, с помощью которых специально выделенные институциональные структуры в лице исполнителей особых ролей как бы наделяют индивида сертификатом "взрослости", то есть полноправием не только осваивать социокультурное окружение, не только пребывать в социокультурной жизни, но и менять их. Как правило, во всех культурах от взрослого индивида ожидаются проявления способностей, возможностей и эффективной активности, направленных на воспроизведение социокультурной жизни в ее ключевых измерениях (социокультурное взаимодействие, создание вещей, идей, образов, воспроизведение потомства).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.39.176 (0.009 с.)