Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охарактеризуйте структурно-функциональное направление в культурной антропологии и раскройте взгляды одного из ее представителейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная и культурная антропология имеет дело не с описанием уникальных явлений, специфичных культурных характеристик, но с выявлением универсалий, родовых свойств человека, регулярно повторяющихся событий. Ее проблемы можно определить следующим образом: как существуют и поддерживаются структурные формы социальных отношений; каковы механизмы их поддержания; как работают такие механизмы. Основным социально научным направлением, связанным с ответами на эти вопросы, базирующимся на изучении порождения форм социальной активности, является структурный функционализм. Функциональным или структурно-функциональным подходом к изучению общества и культуры называется тот, при котором основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, запросов, интересов людей, структурам процессов такого удовлетворения. Функционализм как способ познания существовал на протяжении всей истории культуры. Тело и его жизненные проявления были постоянным источником метафор, аналогий, моделей для различных аспектов совместной жизни людей. Корни функционального подхода к изучению общества и культуры, специфичного для ХХ века, прослеживаются в работах французов О. Конта и Э. Дюркгейма, англичан Б. Малиновский. Культура и все ее явления рассматриваются как социальная система; организация элементов культуры представляется как совокупность подсистем и структур. Функционалисты интересуются взаимосвязью вещей. Все слова должны быть помещены в возможно больший контекст для адекватного понимания. Все, что люди говорят и думают, имеет определенную логическую последовательность, непосредственно связанную с общей структурой общества. Структура ожиданий и ролей необходима для успешной жизни общества. Современный функционализм в качестве основных понятий рассматривает систему, структуру, элемент и функцию. Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун. Культура – нечто целое, где каждый элемент выполняет свою функцию. Культуры – самостоятельные системы, функциональные организмы. Решение прикладных задач. Концепция косвенного управления – опора на сложившуюся социальную структуру общества, традиционные институты власти. Лучшее – не значит более развитое; отказ от теории обязательного развития всех культур в соответствии с западноевропейской цивилизацией. Метод разложения на части и выявление взаимозависимости между ними. Культура изучается здесь и сейчас; практически не изучаются исторические изменения культуры. Предмет изучения – системы традиционных обществ. Функция – роль, которую конкретный элемент культуры выполняет по отношению к целому; характер зависимости между компонентами культуры. Р. Турнвальд. Постановка и попытка решения задач эффективного управления; развитие научной мысли. Т. Парсонс. Задача – интеграция личности в социальные системы и культуры. Анализ нормативно-ценностных и символических средств регуляции социальной жизни. «Линия функционального императивизма» - доминирующая роль функции. Единичный социальный акт – объект анализа «теории систем действия». В его структуре выделяют актера, цели деятельности, социальную ситуацию (средства, условия, нормы и ценности). Структура социальной системы – 3 подсистемы: личностная система (актеры), система культуры (нормы и ценности), физическое окружение (условия). Все системы, развиваясь, сталкиваются с проблемой достижения внутренней гармонии, то есть интеграции всех элементов – формирование систем и подсистем. Все подсистемы общества связаны средствами обмена; равновесие общества достигается в результате сложных процессов обмена между подсистемами. Чтобы выжить, любая система должна отвечать следующим требованиям: адаптация к физическому окружению (экономика), достижение целей (организация всех ресурсов + получение удовольствия – политика), интеграция (координация внутренней и внешней систем), поддержание образцов/латентность – AGIL (деньги, власть, влияние, обязательства). Теория социокультурной эволюции общества. Фактор, направляющий эволюцию – возрастание способности общества и его систем к адаптации. Общество развивается от простых форм к более сложным через процесс дифференциации с последующей повторной интеграцией. Современное постиндустриальное общество отличается полной дифференциацией систем в соответствии с AGIL, доминированием в экономике массового производства, наличием бюрократической организации (рынок, деньги – средства обмена), признанием системы права как основы контроля и координации, социальной стратификации на основе успеха, дифференцированной сложной системой взаимосвязей в социальной системе. Главное внимание уделяется статике, то есть практически нет анализа изменений системы. Р.К. Мертон – «линия функционального структурализма». Все социологические явления могут подвергаться функциональному анализу. Основное требование состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизированное явление, такое как социальные роли, институциональные типы, социальные процессы и т.д. «Теории среднего уровня» - отделение существенных элементов исследования. Многообразие сфер социальной интеграции. Вывод: точно так же, как одно явление может иметь многочисленные функции, одна и та же функция может выполняться по-разному. Задачи структурного функционализма: выявление в структуре общества разных социальных форм (систем и их частей); типов влияния форм на уровень непосредственной жизни; процессов, вызывающих к жизни именно эти формы, а также методологическая установка на разделение причин и функций. Культурная (нормы, ценности, институты, роли) и социальная (ресурсы, возможности, социальные ценности (престиж, власть, здоровье, образование)) жизнь общества. Дисфункции – негативные последствия воздействия одной части системы на другую. Баланс дисфункциональных и функциональных изменений. Иногда происходит накопление дисфункций; проблема порога дисфункций. Тезисы функционализма: общество развивается аналогично живому организму и существует постольку, поскольку его элементы выполняют определенные функции; все человеческое общество строится как структурная организация взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга культурных элементов; каждая социальная система включает в себя структуры (устойчивые модели, с помощью которых люди поддерживают отношения между собой) и действия; культура служит удовлетворению основных нужд индивида, в качестве которых выступают 3 системы основных потребностей (базовые, производные, интегративные (социальная гармония, религия, искусство)); в качестве регуляторов поведения выступают обычаи и ритуалы, моральные нормы (нормативная функция культуры); изучение функций культурных явлений. Заслуга функционализма: попытка отделения традиционного общества от европейского, отказ от принцип неприятия неевропейских культур. Структурализм. К. Леви-Стросс. «Структурная антропология». Современный человек живет в ситуации раскола между культурой и природой, и это делает его несчастным. Попытка преодолеть этот раскол. Все многообразные явления человеческого общества – модификации некой исходной модели. Следовательно, все явления могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы; между ними можно установить связи и соответствия. Структура человеческого разума – основа для изучения природы; все, что мы воспринимаем, дает нам искаженную картину; исследование бессознательного. Структуры природы и бессознательного разума тождественны. Структура окружающей человека физической реальности. Традиционные (холодные) общества, которым еще удается избежать изменений, сохраняют связь между человеком и окружающим его миром. Первобытный человек – зеркало, позволяющее человеку видеть свое бессознательное. Люди всегда думали одинаково, просто объекты их мышления различаются. Проверка анализа на примере мифов. Если разбить миф на короткие предложения и проанализировать его, то каждый субъект будет выполнять определенную функцию. С помощью мифа можно добраться до бессознательного. Э. Эванс-Причард. Изучение африканских культур. Элементы системы взаимовлияют друг на друга, и именно структурный подход изучает связи между этими элементами. Неразрывное единство социальной и культурной систем. Использование структурного метода предполагает сравнение нескольких однородных объектов, что позволяет определить существенные черты их структурных форм и причины их изменений. Извлечение «социального факта из культурной формы». Социальный факт обладает первичными и вторичными качествами: структура (первичные; действительно существует, является причиной, основой); культура (вторичные; каждый факт передается определенными символическими знаками); любые отношения людей представляются определенной структурой, вместе взятые социальные отношения – иерархия, конкретная социальная система. Представители: А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард и др. (США), а также Б. Малиновски, А. Радклиф-Браун (Англия) и др. Структурный функционализм – направление социологической мысли, социологическая школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества. В настоящей теме я рассмотрю наиболее значимые этапы формирования самой школы структурного функционализма, своеобразие функционалистских концепций и взглядов его наиболее крупных представителей. Для него характерны: · Отказ от принципа историзма, то есть признания "развития" в том или ином виде; · Отказ, следовательно, и от эволюционизма; · Признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, "структур" - они одинаковы для всех обществ, народов, культур. Существуют общие функции во всех культурах. Они образуют "функциональное единство" культур. Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции. Эта функция задана целым, культурой (или её компонентами). Существует дифференциация структур - то есть их разделение. Это вызывает дифференциацию функций. Единство общества обеспечивается единством его культуры, производством и воспроизводством функций (ритуал, нормы, традиции и т. д.). Структурно-функциональный подход (СФП) разрабатывали в основном в рамках так называемой "культурной антропологии" такие учёные как: А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард и др. (США), а также Б. Малиновски, А. Радклиф-Браун (Англия) и др. В рамках СФП, или, как его ещё называют, "структурализма", "функционализма", "культура" рассматривалась как что-то стоящее вне истории, как неизменное, остающееся всегда в том же качестве - "структуре". Но оказалось, например, что система родства исторически подвижна и не обладает постоянной структурой. Что положительного дал функционализм? Помог избавиться от пренебрежительного, унизительного отношения к культуре "отсталых" народов - "дикарей", "варваров", которые вплоть до ХХ века считались "некультурными", "докультурными". В то же время СФП имеет свои слабости, раскритикованные некоторыми учёными. В частности, Р. Милл показал, что в рамках СФП не может быть сформирована идея конфликта, разногласия, то есть противоречия в целом, в обществе, истории; таким образом, все "революционные" течения оказываются вне теории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.245.202 (0.012 с.) |