Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция социальной системыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Представление об обществе и культуре как об устойчивых образованиях, порожденных и поддерживаемых реализацией совокупности функций, необходимых для совместной жизнедеятельности людей, привело к формированию концепций социальной и культурной систем. Еще А. Радклифф-Браун подчеркивал преимущества подхода Б. Малиновского, который предлагал «считать каждую культуру функционально взаимосвязанной системой» и пытаться обнаружить общие законы функционирования человеческого общества как целого. Рассмотрение социокультурного объекта в системных терминах предъявляет исследователю определенные требования. Он должен предварительно обосновать или доказать, что действительно имеет дело с системой. Соответственно следует определить составляющие социальной системы, её морфологию и только потом анализировать её функционирование, её динамику. В терминах общей теории систем объект можно называть системой, если о нем известны: границы, входы-выходы, составляющие элементы, структура связей между ними, содержание процессов обмена между элементами и преобразований входов в выходы. Для того, чтобы определить социальный объект как систему, необходимо априори знать или доказать, что он обладает следующими характеристиками: универсальные функциональные фазы, имманентные состояния объекта; присущие ему формы приспособления к внутренним напряжениям и обменам с соседствующими системами; их устойчивая статусная и ролевая организация; характерные для них нормы и ценности. Выделяются также типы проблем, с которыми приходится иметь дело системным социокультурным объектам: адаптация, достижение цели, поддержание внутренних форм, интеграция. Когда общество и культура рассматриваются как система, перед исследованием встают специфичные познавательные проблемы. Во-первых, поскольку, по определению, фундаментальным свойством системы является взаимозависимость частей, или переменных, необходимо определить характер зависимости. Во-вторых, если — также по определению — система является целостным устойчивым образованием, возникает вопрос о механизмах её поддержания. В-третьих, поскольку системы имеют внутреннюю и внешнюю подвижность, проблемой становится их изменение, то есть пути внутренней динамики, структурных модификаций. Существует несколько концепций системы, обусловленных различными исходными допущениями о системообразующих факторах. Однофакторная концепция. В своей простой, «идеально-типической» форме она базируется на допущении о том, что какой-то один фактор — экономика, раса, климат — может объяснить системообразование как таковое, а также структуру и функции любой социокультурной системы в целом и составляющих её элементов, смену её состояний. Соответственно выделяется одна независимая переменная и ряд зависимых и устанавливается природа связи между ними. Исследовательская задача состоит в том, чтобы свести множественность наблюдаемых социокультурных явлений, соответствующих различным элементам системы, к обусловленности и детерминированности определенным (известным) состоянием независимой переменной. Такая концепция системы имеет ряд познавательных ограничений. Во-первых, в ней нет места для анализа того, как зависимые переменные влияют друг на друга. В ней игнорируется обратное влияние — единичное или совместное — зависимых переменных на независимую. Во-вторых, при использовании однофакторной модели избранная независимая переменная является объяснительным принципом, то есть обеспечивает объяснение для всех других классов событий, происходящих в системе. В-третьих, она скрывает то, что независимый фактор объясняет лишь некоторые, но не все вариации зависимых переменных. Соответственно несводимые к постулированной детерминанте вариации такого рода либо остаются необъясненными, либо — еще хуже — начинают считаться несуществующими. Мультикаузальная (многофакторная) модель. Она предполагает, что все социальные и культурные системы порождаются не одним, а несколькими факторами. Соответственно предполагается существование набора разнородных функциональных единиц системы, совместным действием которых объясняется каждое событие, происходящее в ней. Задачей исследователя становится выявление всех отдельных переменных, которые повлияли на свершение конкретного события. В то время как однофакторная модель служит для объяснения множества событий (зависимых переменных) сведением к определенному состоянию одного фактора (независимой переменной), мультикаузальная объясняет одно событие (зависимую переменную) как обусловленное состояниями нескольких факторов (независимых переменных). Недостаток её заключается в том, что изучается воздействие каждой взятой по отдельности независимой переменной на событие, совершающееся в конкретный промежуток времени, тогда как остальные составляют лишь пассивный инвариантный фон. Здесь, как и в первом случае, не учитывается обратное воздействие зависимой переменной на каждую из независимых. Кроме того, количество последних переменных обычно остается достаточно неопределенным, поскольку не устанавливаются основания для их отбора. Мультикаузальность не предполагает критериев отбора необходимых и достаточных факторов, детерминирующих событие, она подразумевает принципиальную открытость к неожиданным детерминантам. Таким образом, она нарушает канон экономности, считающийся важным критерием отбора научных теорий как адекватных. Функциональный системный анализ (система в состоянии равновесия). Здесь все переменные рассматриваются как одновременно зависимые и независимые. Этим модель отличается от предыдущих двух, где типы переменных жестко разграничиваются. В её рамках человеческие объединения рассматриваются как системы, состоящие из взаимозависимых и взаимовлияющих элементов (переменных). Причем каждая из них рассматривается и как причина, и как следствие событий, происходящих в ходе социокультурного взаимодействия. Таким образом, факторы получают статус равноправных, равно заслуживающих внимания при изучении существования системы. Однако в этом случае без ответа остается вопрос о том, все ли составляющие системы (переменные) имеют одинаковое детерминирующее влияние на состояние системы в целом и её отдельных частей. Такой тип системного анализа социокультурных систем связан с именем Т. Парсонса. Стратифицированная системная модель. Здесь принимается исходное допущение о том, что в системе взаимозависимых частей не все элементы в равной степени зависят друг от друга. Одни из них имеют большую, а другие меньшую степень автономии по отношению друг к другу и к системе в целом. Смысл модели заключается не в том, чтобы подчеркнуть значимость социальной стратификации в определении состояния системы. Речь идет о том, что различные части (составляющие, элементы) системы неодинаково влияют при совместном действии на качество её функционирования. В этой модели, как и в других, любая социокультурная форма, конфигурация рассматривается как элемент системы. Однако этим элементам уделяется более детальное внимание. Во-первых, измеряется степень вовлеченности каждого из них в функционирование системы. Во-вторых, определяется, в какой степени их взаимодействие устойчиво и обязательно, то есть с какой мерой системности исследователь имеет дело. Целью такой модели является не столько объяснение того, как сохраняется равновесное состояние системы, сколько определение и интерпретация её различных возможных состояний. Такая интерпретация оказывается возможной, поскольку выявляется, в какой степени функционирование различных компонентов системы детерминирует специфику её состояний, и взвеши- ваются различия в их влиянии на достижение каждого из таких состояний. В отличие от других эта модель с необходимостью предполагает, что детерминирующие функциональное состояние системы факторы должны быть не просто выделены, но и измерены в своем детерминирующем воздействии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.184 (0.009 с.) |