Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичная социализация (ранний этап)

Поиск

В исследовании детства можно выделить три основных акцента: ребенок как объект социализации и инкультурации; ребенок как субъект в отношениях с другими; культура с позиции детского опыта. Последний аспект исследования является достаточно новым и познавательно интересным, поскольку открывает дополнительные возможности в изучении культуры на более общем уровне, в частности микроизменений культурных образцов при их освоении в детстве и дальнейшем использовании во взрослом возрасте, а также формирования личностных предпосылок и предрасположенности к инновативным поискам.

С этих трех точек зрения изучение процессов формирования личности на ранних стадиях жизненного цикла, или первичной социализации, связано с решением таких проблем, как изучение механизмов приобретения "раннего опыта"; интерпретация способностей человека к научению; соотношение врожденного и заученного в онтогенетическом процессе; структура процессов социализации и инкультурации от момента рождения до вхождения во взрослую жизнь. Решение этих проблем осуществляется в таких предметных областях, как межличностная коммуникация, процессы научения, детская культурная активность.

Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями). В 80-х гг. на передний план выдвигаются коммуникативные аспекты первичной социализации, в первую очередь проблемы общения детей с родителями, начиная с раннего возраста и до момента овладения членораздельной речью. В качестве показательных рассматриваются такие коммуникативные ситуации, как "мать - ребенок", "родители - ребенок", "незнакомые-ребенок". Выяснено, что недостаток внимания к ребенку в раннем возрасте может стать причиной ряда заболеваний, в том числе психических. Тогда как тесный контакт младенца с матерью обусловливает более высокие показатели интеллектуального коэффициента. Такие дети решают задачи лучше тех, на чью долю достались слабые контакты с матерью. Выяснилось также, что кормления и гигиенического ухода недостаточно, чтобы сформировались важные предпосылки для дальнейшей инкультурации ребенка. Необходимо, чтобы родители разговаривали, играли с ним, создавали эмоционально насыщенную атмосферу общения. Особое значение имеет в этот период установка родителей на желаемый образ поведения ребенка. По результатам исследований подобные культурные ожидания ребенок начинает воспринимать с трехмесячного возраста.

Опыт глобальных сравнительно-культурных исследований, создание мирового этнографического атласа, начавшееся в 40-х гг. под руководством Г. Мердока подтвердили научную и практическую значимость изучения процессов ранней социализации. Сравнения позволили исследователям систематическим образом осмыслить различия в проявлениях отношений между родителями и детьми, наблюдаемых в различных культурах и субкультурах. На базе данных атласа Г. Мердока была построена теория социализации, связанная с родительским разрешением - запрещением На основе вариаций этих переменных по определенной формальной схеме осуществляются интерпретация, объяснение и предсказание поведения, интеллектуальных, эмоциональных реакций ребенка и будущего взрослого в определенных социокулътурных ситуациях. Схема строится на оценке одновременного влияния на тип поведения ребенка двух параметров: теснота и характер родительского отношения, с одной стороны, и частота применения определенного типа отношения - с другой. По первому параметру выделяются четыре типа отношения родителей к ребенку понимание, теплота, любовь, враждебность и агрессивность; индифферентность; контроль. По второму параметру устанавливается четырехбалльная шкала оценки соответствующих проявлений: редко (в исключительных случаях); иногда: часто; всегда (по большей части). В свою очередь переменная родительского контроля имеет следующие значения отсутствие контроля, слабый, твердый, следящий, ограничивающий автономию контроль. Анализ данных в соответствии с такой схемой позволяет не только выявить распределение в обществе типов семейной первичной социализации и определить доминирующий здесь тип, но и проинтерпретировать или предсказать поведение взрослых индивидов в определенных устойчивых социокультурных ситуациях.

Социализация после раннего детства Освоение социально значимых элементов окружения не ограничивается опытом раннего детства Такое освоение с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в течение жизненного цикла человека и тоже называется социализацией.

В самом общем виде под социализацией после раннего детства понимается совокупность культурно оформленных и социально установленных процессов приобретения людьми знаний и навыков, необходимых для адекватного, в частности бесконфликтного совместного существования, то есть деятельности, взаимодействия, поведения, общения в социально значимых ситуациях; выражение личностно значимых переживаний и побуждений в культурно приемлемых формах; определение границ социально и культурно санкционированных действий и поведения и степени индивидуальной ответственности за соблюдение или нарушение этих границ. Социализация это непреложная часть социокультурной жизни и универсальный фактор становления и развития личности как субъекта общества и культуры

Уровни освоения окружения. Ранняя социализация обеспечивает основные предпосылки для дальнейшего освоения сложной социокультурной среды, социальной структуры, представленных в культуре в виде стереотипов и образцов действий, поведения, взаимодействий, нормативных предписаний и запретов, ценностных суждений, которые либо кодифицируются, либо специально демонстрируются в поведении как социально значимые. В процессе социализации происходит структурирование фундаментальных видовых способностей и задатков человека

Уровню практических действий соответствуют навыки поискового и стереотипного оперирования предметами и научение такому оперированию. Операциональными единицами здесь являются отдельные действия, или акты поведения, а суть процесса заключается в построении цепей таких единиц, соответствующих достижению определенного практического результата. Социализация в этом случае основывается на природной способности человека к организации собственной активности так, чтобы взаимодействовать с вещами, существующими вне его

Уровню образного освоения окружения соответствуют навыки выделения целостных сложных объектов и планов этого окружения, начиная от самого общего "фона" ("картина мира", "определение ситуаций") и кончая неустойчивыми единицами восприятия на выделенном "фоне". За операциональную единицу можно принять образ, который позволяет людям воспринимать свое окружение с различной степенью обобщенности и устойчивости Социализация на этом уровне основывается на природной способности человека к формированию и распознаванию образов.

Уровню мыслительных процессов соответствуют навыки доэмпирического оперирования знаками и символами, а также навыки обобщена количественных и качественных элементов окружения Операциональными единицами такой деятельности являются знаки и символы, а ее суть заключается в распознавании или установлении связей, организующих их в стабильные или нестабильные целостности, имеющие значение для практической деятельности, для адаптации человека в социокультурном окружении Возможность социализации обеспечивается природной интеллектуальной способностью человека

Эмоциональному уровню соответствуют навыки дифференциальной оценки своих переживаний, а также элементов и состояний социокультурного окружения, собственных способов освоения и использования культурных объектов. В качестве операциональных единиц выступают чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Первое из них побуждает человека поддерживать сложившиеся отношения с окружением и их эмоциональные эквиваленты, а второе стимулирует к их изменению. Социализации подлежит природная способность человека строить свои отношения со средой выборочно.

На каждой стадии индивидуального жизненного цикла и в различных сферах культуры эти уровни структурируются и развиваются по-своему. Социализацию можно считать адекватной, если все они формируются в соответствии с состоянием социокультурного окружения, его структурой и динамикой.

Культурно-пространственное измерение социализации. Рассматривая процессы социализации в определенном обществе в конкретный исторический период, необходимо принимать во внимание, что социально значимые элементы культуры имеют здесь свою пространственно-временную и социально-структурную распределенность, границы которой важно знать, чтобы выявить локусы социализации (институты, группы, информационные блоки) и их дифференциальную доступность для членов общества в разные возрастные периоды. Выделение в культуре ее специализированного и обыденного уровней позволяет отличать процессы и институты, связанные с приобретением профессиональных знаний и навыков, от тех, что характерны для общего образования и культурных форм повседневной жизни.

Конкретизировать содержание социализации можно, обратившись к концепции образа жизни членов общества. В качестве его структурных составляющих выделяются модусы социокультурной жизнедеятельности людей, то есть культурно установленные "поля" самореализации людей как представителей общества и культуры. Если рассматривать их с точки зрения содержания приобретаемых и используемых знаний и навыков, можно выделить следующие:

- жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

- личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

- социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

- восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Каждый из перечисленных модусов обладает культурным измерением, то есть предполагает освоение связанных с ним способов действий, мотиваций, ценностных представлений, "правильного'" поведения. Рассмотрение социализации с этой точки зрения позволяет фиксировать те формы социокультурной жизни, которые осваиваются более интенсивно представителями различных групп в обществе, и те, освоение которых становится отличительным признаком принадлежности к определенным субкультурам или социокультурным слоям.

Временное измерение социализации после раннего детства. Помимо культурно-пространственного измерения процесс социализации имеет и временное. В этом процессе можно выделить несколько периодов. Исключительное место, как уже отмечалось, принадлежит ранней социализации, когда младенец впервые попадает в мир искусственных объектов, технологий и символизированных отношений. Здесь формируются предпосылки для остальных стадий социализации, периодизация которых может определяться тем, какие из модусов социокультурной жизни являются ведущими в каждом из периодов и, следовательно, как знания и навыки предполагается осваивать и развивать на их начальных стадиях

Первый период можно назвать первичной социализацией. Она связана с приобретением на базе раннего детского опыта социально обязательных общекультурных знаний и навыков, носящих неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период их приобретение и практическое освоение становится ведущим модусом в образе жизни личности. Соответствующими институтами являются детские дошкольные и школьные учреждения. Личность отдает пребыванию в них значительную часть времени и усилий Приобщение к профессиональным субкультурам осуществляется в специализированных школах и училищах, сочетающих общее образование с обучением профессии. Начальное представление о существовании определенных субкультур приобретается в этот период через семью, общение с детьми из других социокультурных слоев, с воспитателями и преподавателями В подростковом возрасте начинается осознанное приобщение к специфично молодежной субкультуре.

Второй период - это профессиональная социализация. Она состоит в овладении специализированными трудовыми знаниями и навыками, в приобщении к соответствующей профессиональной культуре В образе жизни людей на этом этапе профессиональная подготовка является ведущим модусом, институционально предполагающим значительные затраты индивидуальных усилий и времени. Институтами, обеспечивающими соответствующие знания и навыки, являются специальные учебные заведения - высшие и средние. Здесь начинается культурная дифференциация молодых членов общества, поскольку они приобщаются к различным профессиональным культурам с различными взглядами на мир, ценностными представлениями, обусловленными историей и традициями профессии. Социализация общекультурного характера в период профессиональной подготовки осуществляется, во-первых, как освоение молодым человеком нового, уже не детского статуса в семье; во-вторых, как приобретение новых социокультурных знаний и навыков за счет значительного расширения в этот период круга социальных контактов; в-третьих, путем обсуждения и интерпретации своего нового статуса и нового опыта в рамках молодежной субкультуры. В этой сфере также развиваются навыки пользования признаками социокультурной дифференциации и существования в неоднородной культурной среде.

Третий период характеризуется включением личности в систему общественного разделения труда. Здесь социализация состоит в овладении профессиональными знаниями и навыками на рабочем месте, в попытках соединить с ними полученный ранее опыт, а также в адаптации в профессиональной субкультуре. Профессиональная деятельность в этот период становится на долгие годы ведущим модусом в образе жизни индивида. В это время он становится полноправным гражданином общества, и его профессиональная и гражданская адаптация происходит уже не на базе специальных институтов социализации, а в непосредственных контактах - формальных и неформальных - в широком круге социокультурных ситуаций.

В профессиональной социализации в этот период целесообразно проводить различие между первоначальной адаптацией на рабочем месте и повышением квалификации. В первом случае социализация осуществляется в непосредственной трудовой среде. Для второго случая существуют институциональные формы, которые отличаются от первых двух этапов обучения фокусированностью на узкой профессионализации. Временные затраты, связанные с повышением квалификации, влияют на структуру образа жизни индивида до тех пор, пока это переобучение происходит. В период полной включенности людей в трудовую и гражданскую жизнь закрепляется их социокультурная дифференциация по профессионально-квалификационным, демографическим признакам, по степени социально-политической активности. При этом, чем меньше социально значимых контактов с другими видами занятий предполагает профессия, чем ограниченнее цели группы политической принадлежности индивида, тем беднее эти субкультуры, тем менее они способствуют общей социализации личности.

Общая социализация человека в период полной включенности в систему общественного разделения труда и полноправную гражданскую жизнь происходит как за счет субкультурных, так и за счет общесоциальных механизмов. Адаптируясь в профессиональной субкультуре и гражданской жизни, личность под влиянием позитивных и негативных санкций (поощрений и наказаний, одобрений и осуждений) со стороны окружающих осваивает принятые здесь образцы деятельности, взаимодействия, поведения, общения, ценностные и нормативные представления. Далее, жизнь взрослого человека подразумевает его включенность в целый ряд других субкультур: семью, дружеские группы, группы по общим культурным интересам и т.п. Включение в каждую из них или перемена группы принадлежности обязательно предполагает дополнительную социализацию. Ведь в этих ситуациях возникает необходимость осваивать и применять иные по сравнению с имеющимся опытом социокультурные образцы, ценности, нормы. Но наряду с этим члены общества используют и общекультурные средства: массовую информацию, учреждения культуры и т.п. Профессиональная деятельность и участие в группах принадлежности характеризуют структуру и содержание образа жизни людей. Здесь социокультурная дифференциация поддерживается за счет различий в образе и стиле жизни, характерных для различных социокультурных групп.

Четвертый этап социализации связан с пенсионным возрастом, или утерей трудоспособности. В этот период человек выходит из системы общественного разделения труда. У него высвобождается время, ранее занятое профессиональной деятельностью, и ему приходится заново структурировать свой образ жизни так, чтобы не потерять свое лицо как члена общества. В различных культурах этот период социализации институционально обеспечен не одинаково. Однако его значимость как в индивидуальном образе жизни, так и на социальном уровне неоспорима Если люди при резкой смене жизненных обстоятельств остаются за пределами активной социокультурной жизни, и не существует специальных институциональных структур, позволяющих пожилым людям адаптироваться в условиях поиска новой социальной и культурной идентичности, начинается "сползание" личности к более приставному состоянию, ее деградация.

Таковы основные периоды социализации и связанные с каждым из них навыки и знания, которые необходимо осваивать при переходе из одного социально-возрастного статуса в другой. В дополнение к этому следует особое внимание обратить на различие между тремя типами социализации" первичная ранняя (младенчество), первичная (первый этап) и вторичная (второй, третий, четвертый этапы). О младенчестве, как уже отмечалось, можно сказать, что здесь формируются предпосылки для дальнейшего освоения личностью сошокультурного окружения. В период первичной социализации происходит обучение, то есть овладение исходными практическими навыками и знаниями, а также навыками научения - и это цель обучения. Вторичная социализация в отличие от этого характеризуется применением навыков научения как средства для получения личностно и социально значимых результатов, в том числе для более широкого освоения культуры. На этапах ранней и первичной социализации человек с необходимостью является объектом воспитания, когда в него "вкладываются" социально обязательные элементы культуры Основу воспитания составляет подражание ребенка действиям и поведению взрослых, с одной стороны, и директивные предписания взрослых - с другой В период вторичной социализации изменения в поведении человека происходят за счет самостоятельного выбора новых знаний и навыков для освоения, а также за счет применения к нему отрицательных санкций со стороны окружающих в различных ситуациях взаимодействия.

Описание процессов социализации будет неполным, если не упомянуть о так называемой ресоциализации. Это понятие относится к таким институтам, как пенитенциарные и психиатрические учреждения, и к таким категориям людей, как делинквенты (люди с отклоняющимся поведением), правонарушители, душевнобольные. В этом случае подростки и взрослые подвергаются специальным принудительным воздействиям, способствующим разрушению прежних, социально неприемлемых схем поведения и представлений, и формированию других, не вступающих в конфликт с образцами и нормами, установленными в обществе и культуре

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.89 (0.013 с.)