Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная типология личности. Социализация личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одна из важнейших проблем социологического анализа – проблема социальной типологии личности. Сходные условия формирования личности детерминируют у множества индивидов общие, похожие взгляды на мир и его ценности, общие жизненные цели и задачи, нормы поведения, вкусы, привычки, симпатии и антипатии, черты характера, особенности интеллекта и т.п. Конечно, каждая из личностей по-своему своеобразна и неповторима, но она вместе с тем обладает таким сочетанием, ансамблем социальных качеств, которые позволяют отнести ее к вполне определенному социальному типу – продукту сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Различные авторы в соответствии со своей методологической позицией предлагают различный набор критериев: особенности мотивации, характер, образ жизни личности, ее нормативные качества и т.д. Социологическая типологизация имеет свои особенности. Она всегда связана с характеристикой не только субъективного, но и объективного в личности и предполагает выяснение: 1) места личности в системе общественных явлений; 2) характеристику реальных форм жизнедеятельности; 3) направленности личности. Важно при этом учитывать не только нормативные, но и реальные качества, их многообразие. На протяжении длительного времени в отечественной социологии преобладала тенденция фиксации фактически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого социалистического общества и развивающегося в направлении идеального коммунистического типа личности. Все многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени развития исторического типа, к различным условиям и проявлениям типичного в этом плане. В.Ядов подчеркивает необходимость выявления базисного (нормативного) типа, характерного для определенного общества, и модального (реального), преобладающего на том или ином этапе его развития. Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается только с помощью социологических исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный (нормативный) тип, т.е. систему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях не осуществимы. В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций, например: - традиционалисты ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации у данного типа весьма низка; - реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; - гедонисты ориентированы, в первую очередь, на получение удовольствий “здесь и сейчас”, т.е. удовлетворение прежде всего потребительских желаний; - идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами. Установка на саморазвитие во что бы то ни стало; - фрустрированный тип - низкая самооценка, угнетенное подавленное состояние, ощущение себя выброшенным из жизни, тревожность и чувство безысходности. Фрустрация – обман и неудача. Становление личности – сложнейший длительный процесс приобщения личности к социальному, т.е. ее социализации. Это наиболее широкое понятие, которое служит для характеристики формирования личности. Социализация в словаре “Современная западная социология” определяется как “ процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит ”. Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие (обучение, воспитание). Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности. В содержание социализации входит усвоение индивидом языка социальной общности, соответствующих способов мышления, свойственных данной культуре, форм рациональности и чувственности, принятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов и приемов деятельности и т.д. Индивид социализируется, включаясь в различные формы социальной деятельности, осваивая характерные для них социальные роли. В этом плане социализацию личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе с тем социализация предполагает индивидуализацию поскольку она необходима для восхождения к индивидуальному. Человек осваивает мир культуры избирательно, через свои интересы, свое мировоззрение. Осваивая культуру, человек формирует свои способности, потребности, ценности. Поэтому нет социализации без индивидуализации. Процесс социализации состоит из ряда этапов. Выделяют первичную и вторичную социализацию (усвоение социальных норм и ценностей ребенком, вхождение его в данную культуру, и последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека). Выделяют и такие стадии социализации как дотрудовая (охватывающая период жизни человека до начала трудовой деятельности); трудовая (охватывающая период активного участия человека в трудовой деятельности); послетрудовая (период, начинающийся с окончанием активной трудовой деятельности человека). 3.Фрейд выделил в качестве психологических механизмов социализации личности: имитацию, идентификацию, чувство стыда, вины и т.д. Т.Парсонс применил эти понятия в социологической теории социального действия. Он определял имитацию как процесс усвоения элементов культуры (особых знаний, умений, образов) путем подражания. Идентификация выражает отношение к социальному миру, понятие ценностей. По своей структуре социализация тоже носит сложный характер. Она включает адаптацию, т.е. приспособление к новым условиям, ролям, нормам, и интериоризацию, т.е. принятие норм, ценностей, включение их во внутренний мир человека. В то же время она не сводится к ним, ибо не может быть полной без реализации интересов, ценностей. Социализация происходит под стихийным и целенаправленным воздействием огромного множества соответствующих общественных структур и институтов, роль которых по-разному проявляется на различных этапах и стадиях социализации. Агенты социализации: 1. Система образования;2. Среда сверстников, круг друзей;3. Произведения искусства, литературы;4. Средства массовой информации;5. Политические институты (государство, партия);6. Отдельные экономические и политические события;7. Отдельная выдающаяся личность.Социализация – это не однонаправленный процесс. Не только общество, но и сама личность выступает как субъект воспитательной деятельности, субъект самовоспитания. В развитой форме способность целенаправленно корректировать саморазвитие полностью складывается лишь на этапе становления зрелой личности, но начинает она формироваться практически с рождения человека. “Самоформирование” (самовоспитание в широком смысле) включает осознанно-самовоспитательную деятельность как необходимую часть, постепенно обосабливающуюся по мере углубления самопознания личности. При этом личность последовательно подключает, использует основные каналы самопознания: оценки, мнения других людей (функционирование этого канала детально проанализировано в теории “зеркального Я” Ч.Кули, Дж.Мида); социальное сравнение; самооценку. Последняя предполагает уже достаточно высокую дифференциацию процесса саморазвития, преодоления его полной спонтанности.В процессе саморазвития воспринимаемая информация используется личностью для образования символов или понятий, из которых и складывается ее мировоззрение. Устойчивость, фундаментальность этой системы символов, в которой отражена вся работа по становлению личности, определяет последовательность поведения индивида, ясность и предсказуемость личной позиции. Однако эту “закрепленность” за индивидом мировоззренческих представлений нельзя абсолютизировать. Мировоззрение личности не только устойчиво, но и изменчиво. Осваивая новые идеи, определяя свое место в изменяющейся реальности, личность не может в той или иной степени не изменять собственного мировоззрения, не относиться к нему критически. Проблема соотношения свободы и ответственности как путей и целей самовоспитания не имеет окончательного решения. Она пронизывает поиски мировоззренческих принципов и путей самореализации на каждом из этапов развития личности. Выделяются две основные формы самовоспитания: самообучение, направленное на преодоление собственного невежества, и систематизация добытых личностью знаний, соизмерение их, выработка на этой основе меры, нормы, с помощью которой из суммы знаний образуется система представлений о мире - мировоззрение. Оптимизация самовоспитания - процесс установления баланса между двумя основными объективными тенденциями: саморазвитием личности как непрерывным “выходом за пределы самого себя” (Л.Рубинштейн) и саморазвитием “в пределах” собственной индивидуальности (гуманистическая теория А.Маслоу и др.). Конечно, этот баланс может быть различным, зависит от глубины развитости обеих сторон противоречия. Как социально значимые, так и индивидуально значимые цели и ценности личности могут быть разными, по-разному проявляться – от поверхностного конфликта до самых зрелых форм взаимодействия с социумом, распространяемых и на себя как его часть, как часть культуры. Продуманное, ответственное отношение к себе возникает на основе осознанной, целенаправленной деятельности по самовоспитанию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.243.187 (0.007 с.) |