Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обработка и анализ социальной информации. Прогнозирование социальных явлений и процессов

Поиск

 

В социологии под методами анализа и обработки социологической информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования. С помощью логико-содержательных процедур и математически-статистических методов раскрываются связи исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки и анализа информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т.п. Примерами таких методов являются группировка, табулирование, классификация и др.

Ко вторичным методам относятся методы графического представления данных, исходной информацией для которых обычно служат проценты.

Кроме того, методы анализа и обработки социологической информации можно разделить на методы статистического анализа информации, а также методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов. Рассматриваемые методы могут быть разделены на универсальные, которые пригодны для анализа большинства видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных, представленных в специальном виде (например, контент-анализ).

С точки зрения использования технических средств выделяют два вида обработки социологической информации: ручную и машинную. Ручную обработку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до нескольких сотен анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа. Примером социологических исследований, в которых часто используется ручная обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время являются компьютеры и ЭВМ, где используются специальные программы.

После завершения, например, социологического опроса проводится, прежде всего, проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое – на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т. д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации.

В заключение следует сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. Но это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова роль социологических исследований в познании общества?

2. По каким показателям проводится классификация социологических исследований? Основные виды исследований.

3. Назовите известные Вам этапы проведения социологического исследования?

4. Чем отличаются подходы к методологии социологических исследований у “эмпириков” и “теоретиков”? Что понимается под методикой социологических исследований?

5. Какие исследовательские методы использует социология? Дайте их характеристику. Зачем социологам нужно столь большое количество разных методов?

6. Какое значение в социологии имеют количественные показатели?

7. Что такое анкета и каковы принципы ее исследования?

8. Какая документация нужна при проведении социологического исследования? Как подводятся его итоги?

Семинар №1. Социология как наука об обществе (2 часа)

План

1.Сущность социологии как общественной науки. Объект и предмет социологии. Трудности, связанные с определением предмета науки.

2.Уровни социологического знания, их особенности.

3.Классификация методов социального познания.

4.Функции социологии, их содержание. Возрастание роли социологии в современном обществе.

5.Категории и законы социологии.

 

Темы рефератов и докладов

1. Специфика социологического познания общества.

2. Место и роль социологии в системе современных общественных наук.

3. Проблемы соотношения эмпирической и теоретической социологии.

4. Роль конкретных социологических исследований в изучении общества.

5. Социальные функции социологии и их реализация в современных условиях.

6. Социология и социальные проблемы современности.

7. Теоретическая социология: ее цели и специфика.

8. Прикладная социология: ее цели и специфика.

9. Роль социологии в реформировании современного украинского общества.

10. Социология и естественные науки: методологическое взаимодействие.

 

Задания для самостоятельной работы

Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания

1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применить в реальной жизни?

2. Почему социология является жизненной значимой наукой? На какие вопросы общественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы?

3. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии.

“…Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании” (Э. Дюркгейм).

“Социология изучает явления и взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой” (П.Сорокин).

“Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения” (В.Ядов).

“Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ” (Э. Гидденс).

“Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом” (Н. Смелзер).

Какое определение, по Вашему мнению, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение.

4. Какую роль в познании общественных явлений играют конкретные социологические исследования?

5. Как Вы понимаете высказывание Ч.Миллза: “Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи”?

6. Нарисуйте “древо социологии”, ветви которого представляют основные направления (ветви) западноевропейской и украинской социологии XIX века (с указанием названия социологических школ и их представителей).

7. Нарисуйте “древо социологии”, ветви которого представляют основные течения западноевропейской, украинской и американской социологии первой половины XX века.

Тесты для самоконтроля:

1) Социология как наука оформилась в:

а) в начале XX века;

б) в период античности;

в) в конце XVIII века;

г) в первой половине XIX века.

2) Теоретические построения, находящиеся между теоретической и эмпирической социологией, - это теории: а) макросоциологические;б) среднего уровня;

в) социального обмена.

3) Выберите правильное продолжение определения: «Социология – наука, которая изучает…

а) жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных и результаты такой совместной деятельности;

б) общие законы развития общества и природы;

в) природу человека и происхождение различных форм его поведения.

4) Какие функции не принадлежат социологии?

а) прогностическая;

б) теоретико-познавательная;

в) искусствоведческая;

г) информационная.

5) Какая категория социологии является фундаментальной основополагающей?

а) социальная группа;

б) социальный институт;

в) социальное;

г) социальная общность.

6) Какое суждение наиболее полно отражает значение социологии как науки:

а) социология – наука о социальных отношениях общества;

б) социология – инструмент познания социальной реальности;

в) социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества.

7) Кто является основоположником социологии:

а) Карл Маркс;

б) Огюст Конт;

в) Макс Вебер;

г) Эмиль Дюркгейм.

8) Под функциями социологии понимают:

а) связь социологии с другими науками;

б) цели и задачи социологии;

в) общественное назначение, роль социологии, которую она выполняет в обществе.

9) Сущность теоретической функции социологии состоит:

а) в преобразовании социальных институтов;

б) в сборе первичной социологической информации;

в) в распространении влияния на сознание и поведение людей с целью формирования их определенных социальных качеств;

г) в пополнении и обогащении социологического знания, в разработке концепций, ключевых понятий и категорий социологии на основе изучения социальной реальности.

10) Прогностическая функция социологии - это:

а) определение методов возникновения социальной реальности;

б) принятие управленческих решений;

в) создание научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества.

11) Общетеоретическая социология занимается:

а) сбором и первичным анализом и обобщением эмпирических данных;

б) изучением отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов;

в) глубокими, сущностными моментами развития общества в целом и места в нем человека.

12) Специфика метода социологии заключается в том, что в изучении социальной ре­альности социология опирается на:

а) методы естественных наук;

б) эмпирические исследования социальной реальности;

в) принципы математической логики.

13) Укажите положения, в которых правильно характеризуется действие социальных законов:

а) действие социальных законов сознательно предопределяется людьми;

б) люди всегда подчиняются действиям социальных законов и не могут их избежать;

в) социальные законы действуют всегда и везде без каких-либо влияний.

14) Какое из положений наиболее точно определяет место социологии в системе общественных наук?

а) социология является составной частью социальной философии;

б) это самостоятельная наука, которая имеет свой научный инструментарий;

в) социология не может существовать без взаимодействия с другими науками.

15) Отметьте, с какими науками непосредственно взаимодействует социология:

а) с биологией; б) психологией;

в) социальной психологией; г) языкознанием;

д) социальной статистикой; е) историей;

ж) правоведением; з) социальной философией;

и) биотехнологией; к) политологией.

16) Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь.

Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу:

а) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию;

б) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы;

в) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление;

г) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи.

17) Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. XX в. – вначале в СССР, а затем в Украине. Особенно заметным оно стало в 90-е гг. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно:

а) сокращение рождаемости – это следствие ухудшения экологической обстановки в стране;

б) причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке;

в) сокращение рождаемости – следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода;

г) причину надо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детству.

18) Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть – к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.

Суждения  
22.а Элита – это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества
22.б Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное
22.в Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные
22.г Кадровым рабочим человек становится обычно к 30 годам
22.д В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений
22.е Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.011 с.)