Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обработка и анализ социальной информации. Прогнозирование социальных явлений и процессовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В социологии под методами анализа и обработки социологической информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования. С помощью логико-содержательных процедур и математически-статистических методов раскрываются связи исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки и анализа информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе эмпирического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и т.п. Примерами таких методов являются группировка, табулирование, классификация и др. Ко вторичным методам относятся методы графического представления данных, исходной информацией для которых обычно служат проценты. Кроме того, методы анализа и обработки социологической информации можно разделить на методы статистического анализа информации, а также методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов. Рассматриваемые методы могут быть разделены на универсальные, которые пригодны для анализа большинства видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных, представленных в специальном виде (например, контент-анализ). С точки зрения использования технических средств выделяют два вида обработки социологической информации: ручную и машинную. Ручную обработку используют в основном в качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких десятков до нескольких сотен анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее анализа. Примером социологических исследований, в которых часто используется ручная обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы. Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время являются компьютеры и ЭВМ, где используются специальные программы. После завершения, например, социологического опроса проводится, прежде всего, проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке. Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое – на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др. После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности. На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки. Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т. д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. В заключение следует сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. Но это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельности. Вопросы для самопроверки: 1. Какова роль социологических исследований в познании общества? 2. По каким показателям проводится классификация социологических исследований? Основные виды исследований. 3. Назовите известные Вам этапы проведения социологического исследования? 4. Чем отличаются подходы к методологии социологических исследований у “эмпириков” и “теоретиков”? Что понимается под методикой социологических исследований? 5. Какие исследовательские методы использует социология? Дайте их характеристику. Зачем социологам нужно столь большое количество разных методов? 6. Какое значение в социологии имеют количественные показатели? 7. Что такое анкета и каковы принципы ее исследования? 8. Какая документация нужна при проведении социологического исследования? Как подводятся его итоги? Семинар №1. Социология как наука об обществе (2 часа) План 1.Сущность социологии как общественной науки. Объект и предмет социологии. Трудности, связанные с определением предмета науки. 2.Уровни социологического знания, их особенности. 3.Классификация методов социального познания. 4.Функции социологии, их содержание. Возрастание роли социологии в современном обществе. 5.Категории и законы социологии.
Темы рефератов и докладов 1. Специфика социологического познания общества. 2. Место и роль социологии в системе современных общественных наук. 3. Проблемы соотношения эмпирической и теоретической социологии. 4. Роль конкретных социологических исследований в изучении общества. 5. Социальные функции социологии и их реализация в современных условиях. 6. Социология и социальные проблемы современности. 7. Теоретическая социология: ее цели и специфика. 8. Прикладная социология: ее цели и специфика. 9. Роль социологии в реформировании современного украинского общества. 10. Социология и естественные науки: методологическое взаимодействие.
Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания 1. Что такое социология? Как знания, получаемые с ее помощью, можно применить в реальной жизни? 2. Почему социология является жизненной значимой наукой? На какие вопросы общественного и индивидуального бытия можно получить с ее помощью ответы? 3. Внимательно прочитайте следующие определения предмета социологии. “…Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании” (Э. Дюркгейм). “Социология изучает явления и взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой” (П.Сорокин). “Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения” (В.Ядов). “Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ” (Э. Гидденс). “Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом” (Н. Смелзер). Какое определение, по Вашему мнению, является наиболее адекватным? Обоснуйте свое мнение. 4. Какую роль в познании общественных явлений играют конкретные социологические исследования? 5. Как Вы понимаете высказывание Ч.Миллза: “Первый урок социологии состоит в том, чтобы помочь человеку найти себя в контексте своей эпохи”? 6. Нарисуйте “древо социологии”, ветви которого представляют основные направления (ветви) западноевропейской и украинской социологии XIX века (с указанием названия социологических школ и их представителей). 7. Нарисуйте “древо социологии”, ветви которого представляют основные течения западноевропейской, украинской и американской социологии первой половины XX века. Тесты для самоконтроля: 1) Социология как наука оформилась в: а) в начале XX века; б) в период античности; в) в конце XVIII века; г) в первой половине XIX века. 2) Теоретические построения, находящиеся между теоретической и эмпирической социологией, - это теории: а) макросоциологические;б) среднего уровня;в) социального обмена. 3) Выберите правильное продолжение определения: «Социология – наука, которая изучает… а) жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных и результаты такой совместной деятельности; б) общие законы развития общества и природы; в) природу человека и происхождение различных форм его поведения. 4) Какие функции не принадлежат социологии? а) прогностическая; б) теоретико-познавательная; в) искусствоведческая; г) информационная. 5) Какая категория социологии является фундаментальной основополагающей? а) социальная группа; б) социальный институт; в) социальное; г) социальная общность. 6) Какое суждение наиболее полно отражает значение социологии как науки: а) социология – наука о социальных отношениях общества; б) социология – инструмент познания социальной реальности; в) социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества. 7) Кто является основоположником социологии: а) Карл Маркс; б) Огюст Конт; в) Макс Вебер; г) Эмиль Дюркгейм. 8) Под функциями социологии понимают: а) связь социологии с другими науками; б) цели и задачи социологии; в) общественное назначение, роль социологии, которую она выполняет в обществе. 9) Сущность теоретической функции социологии состоит: а) в преобразовании социальных институтов; б) в сборе первичной социологической информации; в) в распространении влияния на сознание и поведение людей с целью формирования их определенных социальных качеств; г) в пополнении и обогащении социологического знания, в разработке концепций, ключевых понятий и категорий социологии на основе изучения социальной реальности. 10) Прогностическая функция социологии - это: а) определение методов возникновения социальной реальности; б) принятие управленческих решений; в) создание научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества. 11) Общетеоретическая социология занимается: а) сбором и первичным анализом и обобщением эмпирических данных; б) изучением отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов; в) глубокими, сущностными моментами развития общества в целом и места в нем человека. 12) Специфика метода социологии заключается в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на: а) методы естественных наук; б) эмпирические исследования социальной реальности; в) принципы математической логики. 13) Укажите положения, в которых правильно характеризуется действие социальных законов: а) действие социальных законов сознательно предопределяется людьми; б) люди всегда подчиняются действиям социальных законов и не могут их избежать; в) социальные законы действуют всегда и везде без каких-либо влияний. 14) Какое из положений наиболее точно определяет место социологии в системе общественных наук? а) социология является составной частью социальной философии; б) это самостоятельная наука, которая имеет свой научный инструментарий; в) социология не может существовать без взаимодействия с другими науками. 15) Отметьте, с какими науками непосредственно взаимодействует социология: а) с биологией; б) психологией; в) социальной психологией; г) языкознанием; д) социальной статистикой; е) историей; ж) правоведением; з) социальной философией; и) биотехнологией; к) политологией. 16) Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу: а) симптомы расстройства (плохой сон, подавленность, плохое эмоциональное состояние) являются следствием, а не причиной безработицы, поскольку, перестав быть кормильцем семьи, мужчина теряет уверенность в себе и впадает в депрессию; б) люди, проявляющие признаки подавленности и расстройства, не способны к активному поиску работы и не могут долго сохранить за собой имеющуюся работу, поэтому душевное состояние является причиной безработицы; в) длительная безработица вызывает вялость, апатию, снижает остроту восприятия окружающего мира, поэтому при встречах с потенциальным работодателем такие люди производят не самое благоприятное впечатление; г) безработица очень часто является фактором семейных конфликтов и даже разрушения семьи. 17) Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. XX в. – вначале в СССР, а затем в Украине. Особенно заметным оно стало в 90-е гг. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно: а) сокращение рождаемости – это следствие ухудшения экологической обстановки в стране; б) причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке; в) сокращение рождаемости – следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода; г) причину надо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детству. 18) Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть – к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.011 с.) |