Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опрос как ведущий метод сбора социологической информацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Опрос – один из наиболее распространенных методов сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респонденты), регистрацию, статистическую обработку и теоретическую интерпретацию полученных ответов. По характеру взаимодействия исследователя и опрашиваемого (респондента) можно выделить два основных вида опроса: анкета и интервью. По степени охвата выделяют сплошной и выборочный опрос, по частоте проведения – одноразовый и панельный опрос. Панельный опрос применяется, в частности, при изучении динамики общественных явлений, при этом одни вопросы остаются постоянными, а другие обновляются. Различают также очные и заочные, групповые и индивидуальные опросы. Выделяют почтовый, прессовый, телефонный опрос. При почтовом опросе анкета рассылается по почте определенной группе лиц, выбранной специальными методами с просьбой возврата анкеты по указанному адресу. Прессовая анкета заключается в публикации на страницах газеты или журнала вопросника с призывом к читателю дать письменный ответ и возвратить его по почте по адресу редакции. Телефонный опрос проводится по телефону, абоненты выбираются по специальной выборке. Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Специфическим видом опроса является интервью (в переводе с английского – беседа с глазу на глаз). В основе интервью лежит беседа, где роли собеседников определены заранее, нормированы, а цели ее заданы “извне” программой и задачами социологического исследования. Процедура интервью предполагает: а) выбор объекта (т.е. лиц, с которыми следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и окончательное оформление материалов. Выделяют следующие виды интервью: · Свободное интервью. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задается лишь тема интервью. · Глубинное интервью. Отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей темы беседы, заранее задается определенный круг вопросов, на которые следует получить ответы. Стратегия ведения беседы, последовательность и формулировка вопросов оставлены на усмотрение интервьюера. · Фокусированное (направленное) интервью. Характеризуется главным образом тем, что ставит целью изучение мнений относительно конкретной темы (внимание как бы “фокусируется”, направляется на определенное явление, ситуацию, событие и т.д.). · Интервью с закрытыми вопросами (стандартизирование интервью) – это формализованная процедура опроса, приближающаяся к анкетированию, проводимая интервьюером (человек, проводящий интервью). Подготовленный социологом опросник представляет собой анкету с преимущественно закрытыми вопросами. Поведение интервьюера здесь строго регламентировано, он не должен отклоняться от заданной последовательности вопросов и обязан фиксировать полученные ответы определенным образом, предусмотренным в инструкции интервьюеру. Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневников наблюдений и т. д. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней? Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты – дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только соблюдая определенные требования при ее составлении, возможно получать объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования. Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины. Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать мнение социолога; быть перегружены вариантами ответов. Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов. 1. Вопросы по содержанию: о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); о фактах поведения {направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); о личности респондента (или так называемая “паспортичка”, дающая характеристику личности респондента). 2. Вопросы, различающиеся по форме: вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также свободно сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов. Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвуют; нет, не участвуют. Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: “Из каких источников Вы получаете политическую информацию – телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?” Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы – это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим. В косвенных вопросах преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: “Что мешает Вам хорошо учиться?” Пример косвенного вопросов: “Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что...” Вопросы по своим функциям делятся на основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее частью. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов. При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты. В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость. В конце анкеты, как правило, имеется “паспортичка” и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты. Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т. д. В социологическом исследовании используются понятия “индикатор” и “шкала измерения”. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т. д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т. д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.012 с.) |