Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная стратификация и мобильность обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как было отмечено выше, социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут быть пол, возраст, профессия и т. д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство – характерная черта любого общества. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т. д.), чем другие. Справедливо ли это? И возможно ли общество, где отсутствует социальное неравенство? Не случайно существовали, да и продолжают жить и представления о минувшем “золотом веке”, и мечты о будущем обществе полного социального равенства. Прежде всего, следует рассмотреть вопрос о причинах существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства. По этой проблеме существуют разные точки зрения. Марксизм, как отмечалось ранее, находит объяснение, прежде всего, в неравном отношении к средствам производства, к собственности, что порождает и другие формы неравенства. Функционализм дает трактовку на основе дифференциации функций, которые выполняют различные группы в обществе (вспомним “Государство” Платона, где в соответствии с тремя началами человеческой души - разумным, яростным и вожделеющим – в государстве существуют три сословия: правителей, воинов и производителей-ремесленников и земледельцев; и каждое должно заниматься своим делом). Значимостью функций определяются соответственно место и роль той или иной личности и группы, их положение в обществе. В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э.Дюркгеймом в его работе “О разделении общественного труда”. Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию. Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения. В рамках структурного функционализма концепцию стратификации развивали американские социологи К.Дэвис и У.Мур. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению. Таким образом, общество не просто дифференцировано, оно иерархично структурировано по принципу “выше” – “ниже”. Анализ вертикального расслоения общества находит отражение не только в классовой теории К.Маркса, но и в теории стратификации. Само понятие “стратификация ” пришло в социологию из геологии, где “страта” означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства. Критерии организации неравенства могут быть различными. Это служит основанием многомерного подхода к изучению социальной стратификации в западной социологии. Как известно, у нас долгие годы господствовала классовая теория, основанная на одномерном подходе к анализу социальной дифференциации, где определяющим критерием выступает отношение к собственности, к средствам производства. Отсюда на различных этапах развития общества выделялись как основные классы имущих и неимущих: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуа. Однако “замкнутость” на экономику не могла объяснить той многоплановости и объемности, которые в реальной жизни характеризуют социальную дифференциацию общества. М.Вебер расширяет круг критериев, включая, помимо отношений к собственности, отношение к власти и социальный престиж, позволяющий занять то или иное место на социальной лестнице в соответствии с занимаемым статусом. Разные формы социальной дифференциации выделяет П.Сорокин. Имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации. В современной западной социологии на основе многомерного подхода выделяются разные измерения стратификации: по признаку пола, возраста, расы, имущественного положения, образования и т. д. Однако социальная дифференциация – это лишь одна составляющая социальной стратификации. Другой, не менее важной - является социальная оценка. Американский социолог Т.Парсонс подчеркивал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями. В соответствии с этим в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности или группы. Так, в примитивных обществах, прежде всего, ценились сила и ловкость, в средневековой Европе был высок статус духовенства и аристократии. Даже обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем богатый купец. Но в буржуазном обществе капитал все в большей степени стал определять положение человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице. Напротив, в советском обществе богатство приходилось скрывать, в то же время принадлежность к коммунистической партии открывала дорогу к карьере и т. д. Итак, социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом. Занимаемая индивидом или группой социальная позиция предполагает соответствующие “награды”: власть, привилегии, материальные блага и т. д. В реальной действительности не всегда имеет место это соответствие. Тогда мы сталкиваемся с явлением статусной несовместимости. Субъективно она воспринимается как несправедливость и имеет негативные социальные последствия: тормозит прогрессивное развитие общества, дестабилизирует его. Ярким примером статусной несовместимости может служить положение интеллигенции в современной Украине. Поскольку статус является важным условием самореализации личности, человек болезненно реагирует на неадекватность оценки обществом его социальной позиции. Он либо впадает в апатию, либо вступает на путь борьбы с несправедливостью. Как правило, люди, находящиеся в ситуации статусной несовместимости, тяготеют к радикальным взглядам. Не этим ли объясняется феномен В.Жириновского, Н.Витренко? Социально стратифицированное общество с его многочисленными слоями можно представить в виде вертикальной структуры с тремя уровнями, которые в современной социологии принято называть классами (в отличие от страт классы характеризуются целым рядом, набором определенных признаков и критериев: уровень дохода, образование, профессия и т. д.). Это - высший, средний и низший класс. Иногда они внутри также подразделяются на уровни. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем исследовании “Город-янки” (Янки-сити) выделил 6 классов: 1) высший высший класс (наиболее богатые, знатного происхождения), 2) высший класс (богатые, но не выходцы из аристократии), 3) высший слой среднего класса (состоятельная интеллигенция), 4) низший слой среднего класса ("белые воротнички"), 5) высший слой низшего класса (рабочие), б) низший слой низшего класса (люмпены и т. д.). Высший класс обычно составляет небольшой процент населения (не более 10%). Его роль в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, он владеет мощными средствами влияния на политическую власть. С другой – его интересы, главными из которых являются сохранение и приумножение накопленной собственности, постоянно сталкиваются с интересами остальной части общества. Не обладая при этом достаточной численностью, высший класс не является гарантом устойчивости и стабильности общества. По всеобщему признанию социологов, подтверждаемому жизнью, центральное место в социальной структуре современного общества занимает средний класс. Оценивая средний класс, английский историк А.Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация – это, прежде всего, цивилизация среднего класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. И, наоборот, там, где по разным причинам не оформился средний класс, налицо социально-экономическая и политическая нестабильность, значительно затруднен процесс модернизации общества и т. д. Можно выделить основные признаки принадлежности к среднему классу: - наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего как источник дохода (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и т. д.); - высокий уровень образования (как правило, высшее или среднее специальное), что можно характеризовать как интеллектуальную собственность; - доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране; - профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе. К среднему классу можно отнести средних и мелких предпринимателей и бизнесменов (в общем количестве предпринимателей они составляют 80-90%), управленческих работников, государственных служащих, научную, художественную, гуманитарную, инженерно-техническую интеллигенцию, рабочих высокой квалификации, фермеров и некоторые другие категории. Средний класс характеризуют: - экономическая независимость; - активность; - обеспечивает занятость населения и большую часть национального дохода. - как субъект политики выступает за твердый правопорядок, законность, соблюдение прав человека, а также за стабильную устойчивую власть. Он противник анархии, произвола и экстремизма в политике, сторонник умеренных, взвешенных, продуманных реформ. - выступая оппонентом крупного капитала и сдерживая радикальные устремления низшего класса, в целом средний класс играет роль стабилизатора общества, сохраняя его равновесие и устойчивость. В низшей части социальной лестницы находится низший класс. К нему относятся те категории населения, которые не владеют собственностью, заняты низкоквалифицированным трудом с доходом, определяющим их положение на грани бедности или ниже уровня бедности. Сюда же относятся группы, не имеющие постоянного заработка, безработные, деклассированные элементы. Само положение этих слоев определяет их позиции как неустойчивые. Обычно именно эти слои становятся социальной базой партий радикального и экстремистского толка. Если изобразить графически, социальная стратификация современного развитого демократического общества будет выглядеть как ромб: высший класс
средний класс
низший класс
Как видно, наиболее широкую стабилизирующую часть ромба, “буферную” между высшим и низшим классами занимает средний класс, удельный вес которого составляет в среднем 60-80%. Иной профиль будет иметь социальная стратификация развивающегося общества. Это – пирамида, где нижнюю часть от основания представляет низший класс, составляющий большинство населения, а верхняя часть представлена высшим и средним классами, в сумме составляющими меньшинство (менее 30%) населения. Нужно иметь в виду, что высота и профиль стратификации могут меняться, но не беспредельно. Выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики, анархии и хаосу. Беспредельное повышение ее также чревато катастрофическими последствиями. Как отмечал П.Сорокин, “…существует точка “насыщения”, дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же она достигнута, социальное здание рушится, и его верхние слои низвергаются”. Формирование и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от ее характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Речь идет, в сущности, об одном из аспектов социального контроля, осуществляемого в обществе властными структурами. Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции называется социальной мобильностью. Социальная мобильность горизонтальная вертикальная территориальная, религиозная, экономическая, политическая, семейная, политическая и т.д. профессиональная и т.д. индивидуальная групповая индивидуальная групповая восхождение нисхождение восхождение нисхождение Рис.1. Типология социальной мобильности
Она может быть горизонтальной (при этом используется понятие социального перемещения), если осуществляется переход в другие профессиональные либо иные, но равные по статусу группы. Вертикальная (восходящая) мобильность означает переход индивида или группы на более высокую социальную позицию с большим престижем, доходом, властью. Возможна также нисходящая мобильность, предполагающая движение к более низким иерархическим позициям. В периоды революций, социальных катаклизмов происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в периоды структурной перестройки экономики. При этом важным “социальным лифтом”, обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному. Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня “ открытости ” или “ закрытости ” общества. Ярким примером “закрытого” общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления. Социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Украина. Социальный контроль Социальные отношения между индивидами и обществом формируются в условиях социального контроля. Социальный контроль – средство саморегуляции социальной системы, которое обеспечивает упорядоченное взаимодействие ее элементов путем нормативной (в том числе и правовой) регуляции. Социальный контроль охватывает контролируемую деятельность индивидов и контролирующую деятельность социальных институтов. Взаимодействие индивида и общества выявляет внутреннее противоречие социального контроля, поскольку человек не может приобрести своей индивидуальности, социальных качеств вне общества. В то же время личность не сможет приобрести, развить свою индивидуальность, слепо, автоматически приспосабливаясь к образцам культуры. Динамическая модель социального контроля включает такие основные элементы: индивид, социальное сообщество (группа, класс, социальная организация, общество), индивидуальное действие, социальное (групповое) действие. Известно, что индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемые и контролирующие. Речь идет именно о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле. Акт социального (группового) действия, выступая в системе социального контроля в форме реакции на индивидуальное поведение, выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), который определяет особенности последующих индивидуальных актов. Индивид (индивидуальное действие) и социальная группа (социальное действие) является входными элементами системы социального контроля. К ней также принадлежат социально-психологические факторы, которые, находясь в структуре субъектов действия (индивида и социальной группы), непосредственно влияют на характер и направление соответственно индивидуального и социального действий. Это самооценка субъекта (индивида, социальной группы); восприятие и оценка субъектом социальной ситуации (социальная концепция), в границах которой действуют соответственно как индивид, так и социальная группа. Важными атрибутами и элементами социального контроля являются ценности, нормы, привычки, обычаи, санкции, которые возникают и существуют в результате действия социальных институтов. Культура каждого общества и сообщества имеет свои ценности. Наряду с ними существуют общечеловеческие, которые обеспечивают целостность социальных систем, способность их к выживанию в переходные периоды. Социальная норма – общепризнанное правило, образец поведения действий индивидов, социальных групп. В целом социальные ценности и нормы являются инструментами социальной регуляции в обществе, промежуточным звеном, которое связывает поведение индивида и самые важные социальные институты. Поэтому социальная норма определяет границу допустимого поведения индивида, социальной группы или организации, которая исторически сложилась в конкретном обществе. Как нет общества без свободного и целесообразного поведения человека, так нет и общества без общих правил, которые обеспечивают координацию этих свободных действий. Самой важной характеристикой любой нормы является ее полезность, обязательность и фактическая реализация в поведении людей. Социальные нормы классифицируют по разным критериям: - по происхождению – аутогенные и гетерогенные, спонтанные и декретивные; - по характеру изменения структуры – интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные; - в зависимости от периода существования – те, что рождаются, развиваются, сформировались; - по склонности – элементарные и сложные, динамические и статические; - в зависимости от функциональной и информационной природы; - от механизма детерминации – возбуждающие, стимулирующие, захватывающие; - с точки зрения организации и управления системными процессами – институционные и неинституционные; - по условиям функционирования – нормы интеграции и дезинтеграции; - по массовости – массовые, групповые, индивидуальные. Социальные нормы также классифицируют по корреспонденту – государственные, административные; степени общности на социологическом уровни по временной координате – общеисторические, формационные, межформационные, переходные; по пространственной координате – региональные, глобальные. Чаще всего социальные нормы разделяют на социальные предписания и технические правила (регулируют взаимодействие человека и природы). Социальные предписания – нормы, которые определяют социальное положение индивида. Они служат реализации общей цели, которая отвечает интересам широкого сообщества, даже вопреки интересам отдельных ее членов. Почтенное отношение к ним в обществе обеспечивают разные факторы – от воспитания до санкций. Социальное предписание имеет две части: диспозицию и санкцию. Важным является и опосредствованое влияние санкции на поведение людей. Ведь, зная об определенных санкциях, люди, как правило, воздерживаются от нарушения предписаний. Среди социальных предписаний фигурируют: право, обычай, правила приличия, мода, мораль. Для правовых норм характерны: текстовое закрепление, официальное опубликование или отмена органом государства, четкое и однозначное описание варианта поведения или его границ, наличие четко сформулированной санкции, обеспечения их соблюдения силой государства. Нормы морали действуют, прежде всего, через внутренние психологические механизмы. Их характеризуют: отсутствие текстового закрепления; весомое значение при оценивании поступка внутренних мотивов, обеспечения их соблюдения авторитетом общественности; санкция за нарушение в форме общественного осуждения. Нормы морали формируются с развитием общества, предъявляют к личности высшие требования, чем правовые. Сфера морали шире, чем сфера правовая, а длительность моральных санкций длиннее, чем правовых. Мораль играет выдающуюся роль в обеспечении социальной солидарности. Другим классом социальных норм являются технические правила. Технические правила – нормы, которые регулируют отношение человека и природы. К ним принадлежат технические инструкции, правила безопасности жизнедеятельности. Важную роль в механизме социального контроля выполняют привычки. Привычка – установленный способ поведения в определенных ситуациях, который не вызывает негативной реакции социальной группы. Они возникают на основе навыков, закрепляются традициями, в одних случаях признаются как терпимые, в других - как уважаемые. У каждого человека есть свои определенные привычки, позитивные из них принимаются, одобряются всей социальной группой. На основе привычек формируются определенные обычаи. Обычай – установленный способ поведения, с которым связаны определенные моральные ценности, нарушение которых вызывает негативные санкции группы или общества. Понятие “обычай” связан с понятиями “традиция” и “обряд” (“ритуал”). Однако традиция – это более широкое понятие, чем “обычай”, охватывает разнообразные объекты социального наследства (материальные и моральные ценности). Обряд является разновидностью обычая, символом определенных социальных отношений, а обычай может быть и средством практического преобразования. Одним из важных элементов социальных норм является санкция, посредством которой обеспечивается реализация правил поведения. Санкция (лат. sanctio – нерушимое постановление) – стимулирование желаемого поведения и предотвращение нежелательного для обеспечения внутренней сплоченности и непрерывности общественной жизни. Хотя обычно санкция воспринимается негативно, существуют негативные и позитивные санкции. В соответствии с нормами, положенными в основу санкций, и социальных институтов, которые их создают, санкции могут быть неформальными, которые реализуются непосредственно социальной группой через определенные формы ее поведения, и формальными (юридическими, политическими, экономическими и др.), которые реализуются через деятельность социальных институтов. По содержанию давления санкции разделяются на правовые (наказание и поощрение за определенные действия, предусмотренные законом); этические (наказание и поощрение согласно моральным принципам), сатирические (насмешки, презрение), религиозные (анафема). Если санкции взаимодополняют друг друга, их действие более эффективное, чем когда между ними возникают противоречия. Социальные санкции устанавливаются и применяются обществом или отдельной социальной группой как средство защиты социальной организации, обеспечения соблюдения норм поведения. Система санкций, отображая развитие социальной реальности, не является законсервированной схемой жестко фиксированных мероприятий и средств социальной регуляции. Напротив, санкции обеспечивают конкретизацию поведения на определенном этапе исторического развития общества. От них зависит социальный порядок. Если за нарушение социальных норм санкции не применяются, возникают правовой нигилизм, разнообразные виды девиантного поведения. Девиация как социальное явление бывает разнообразной, существует в обществе любого типа и присущая каждому социальному сообществу. Особенно она проявляется на этапе трансформации социальной системы, во время изменения ценностных ориентаций. Поскольку функционирование каждой социальной системы связано с человеческой жизнедеятельностью, социальные девиации реализуются через девиантное поведение. Девиантное (лат. deviatio - уклонение) поведение – поступок, действие человека, группы людей, которые не удовлетворяют официально установленным в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Социальные отклонения имеют для общества разное значение. Позитивные являются средством прогрессивного развития системы, повышение уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных, реакционных стандартов поведения. Это социальное творчество - научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные отклонения дезорганизуют систему, взрывая иногда ее основы. К ним принадлежит социальная патология – преступность, наркомания, проституция, алкоголизм. Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижные во времени и пространстве. В то же время сосуществуют разнообразные “нормативные субкультуры”. Девиантное поведение удачно классифицировал, по мнению социологов, Р.Мертон, который выделил несколько типов приспособления к аномии (патологическому состоянию общества): - конформизм – пассивное принятие стандартов поведения, безусловное признание существующих порядков, норм, правил, склонения перед авторитетами. Чем более стабильное общество, тем более распространенная аномия; - инновация – допускает согласие с определенной культурной целью, но отрицает средства ее достижения, которые одобряются социально; - ритуализм – отрицает цель определенной культуры, но согласен использовать средства, которые одобряются социально; - ретретизм (побег от действительности) – наблюдается, когда человек одновременно отрицает цели и социально одобреные средства их достижения. Лица, которые прибегают к этому средству, находятся в обществе, но не принадлежат ему; - мятеж – проявляется в неприятии актов общественного неповиновения. Деформация социальных норм является основным фактором формирования разнообразных форм девиантного поведения и соответствующих им поведенческих установок. Эта деформация может проявляться в: - отрыве социальной нормы от конкретных условий жизнедеятельности; - отсталости или несовпадении их с реалиями общественной жизни; - искривленном или неполном отображении в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества; - нестабильности, неустойчивости и неопределенности нормы, которая вследствие этого не может выполнять функцию социального регулятора; - разрушении взаимосвязи ее структурных компонентов; - послаблении или неприменении санкций, функциональной неэффективности социальных норм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.017 с.) |