Схемы и таблицы к теме: «Общество как целостная социокультурная система» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы и таблицы к теме: «Общество как целостная социокультурная система»



Таблица 1.

 

Различия между доиндустриальным, индустриальным и постиндустриальным обществами

 

Индикатор Доиндустриальное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Принцип, управляющий развитием Традиционализм Экономический рост Образование
Основной сектор производства Заготовка сырья Обработка Услуги
Основной контингент рабочей силы Крестьянин, занятый освоением природной среды Работник, занятый переработкой материалов Служащий, работающий с информацией, символами, знаниями
Основная производственная единица Семья Завод, фабрика, предприятие Исследовательский институт, офис
Технология Ручной труд Механизированная технология Интеллектуальная технология
Стратегический ресурс Продукты питания, сырье Реальный капитал Образование, умственный капитал
Движущая сила Природные ресурсы, физическая сила Созданная энергия Информация, обработка знаний
Управленческая сила, объединяющая ресурсы Хозяин, владелец, собственник Профессиональный работник, предприниматель Исследователь, специалист, ведущий администратор
Субъекты социальной коммуникации Человек-природа Человек-машина Человек-человек
Перспектива времени Направленность в прошлое Адаптация к современности Направленность в будущее, прогнозирование
Высший уровень потребностей Основные бытовые потребности Социальные потребности Потребности в знаниях, самореализации
Метод управления ресурсами Здравый смысл, метод проб и ошибок, опыт Исследования, эмпиризм Модель, теоретическая база принятия решений

 


 
 
Социальная структура общества
 

Социальная структура общества


Схема 4. Социальная структура общества


Схема 5. Виды социальной структуры общества

Открытый тип: возможны и благоприятны перемещения из одного класса в другой
Закрытый тип: существуют жесткие препятствия между слоями (стратами), которые ограничивают перемещения
Классы
Сословия
Касты
Рабство
Социальная стратификация

 

Схема 6. Исторические типы социальной стратификации (по Э. Гидденсу)

 

 

 
 

 

 


Схема 7. Классовая структура общества


 

 

                       
   
Стратификационная структура общества
 
       
 
   

 

 


Схема 8. Стратификационная структура общества

Литература

1. Маркович Д. Ж.Общая социология: Учебник: Пер. с сербского. — М.: Гуманист. изд-во «Центр ВЛАДОС», 1998 - 432 с.

2. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов: Логос, 1999. — 447 с.

3. Общая социология/ Под общ. ред. проф.. А.Г.Эфендиева. – М.,2000.

4. Якуба Е.А. Социология. – Х.: Константа, 1996.

5. Радугин А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. — М.: Изд-во «Центр», 1996. — 208 с.

6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М.: Центр, 2000.

6. Большой толковый социологический словарь. – В 2-х т. – М.: Вече АСТ, 1999.

7. Соціологія / За ред. В. Г. Городяненка — Київ: вид. центр «Академія», 2008. - 384 с.

8. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности //Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. - М.: Прогресс, 1972. - С. 235-248.

9. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические иселедования. — 1992. — № 11. — С. 107-121.

10. Гіденс Є. Соціологія / Пер. з англ. В. Шовкун, А. Олійник; Наук. ред. О. Іващенко. – К.: Основи, 1999.

11. Кравченко А.И. Социология. Учебник для студентов вузов. – М.: Логос, 1999.

12. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. Учебное пособие. – К.: МАУП, 1998.

13. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. К.: Абрис, 1996.

14. Ривкиша П. В. Социальная структура общества как регулятор развития экономики // Экономическая социология и перестройка / Общ. ред. Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной. — М.: Инфра-М, 1989. — С. 60-89.

15. Смелзер НI. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

16. Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М: Политиздат, 1992. - С. 295-424.

17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Прогресс, 1992.

18. Социология:Наука об обществе. Учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н. И. Горлача. — Харьков: Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум. Кафедра истории, философии и политических наук, 1996. — 688 с.

19. Социология: наука об обществе. Учебное пособие / под общей редакцией проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 1996.

20. Социологический энциклопедический словарь // М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

21. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М.: Прометей, 1994.

22. Черниш Н. Соціологія: Курс лекцій. – Львів: Кольвадорія, 1996.

23.Шаповал М. Загальна соціологія. - К.: УЦДК, 1996.

24. Энциклопедический социологический словарь / под общ. Ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995.

Семинар №4. Личность в системе социальных связей

 

План

1. Социологическое понятие личности. Личность как социальная система.

2. Основные концепции личности в зарубежной и отечественной социологии.

3. Социализация личности: понятие, этапы, типы и факторы.

 

Темы рефератов и докладов

1. Личность как продукт и субъект общественных отношений.

2. Социальный статус и роли личности.

3. Социализация личности: этапы и факторы.

4. Социальные проблемы личности в современном мире.

5. Социальная структура личности.

6. Ценностные ориентации и социальные установки личности.

7. Преемственность поколений как социальная проблема.

8. Ценностные ориентации современного украинского студенчества.

9. Девиантное поведение как социальная проблема.

10. Влияние средств массовой коммуникации на социализацию личности.

11. Динамика биологического и социального в человеке.

12. Свобода личности.

13. Роль образования в социализации личности.

Задания для самостоятельной работы

Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания

1. Как Вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

2. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по Вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объясняется?

3. Директор является одновременно акционером ряда компаний, членом политической партии и отцом семейства. Идет ли здесь речь о различных ролях или сегментах единой роли?

4. Покажите на трех примерах противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.

5. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?

6. Покажите на примерах относительность девиаций. По-вашему, какое поведение следует считать девиантным для студента? Преподавателя?

7. Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от “социальных” и в чем их общность, имея ввиду, что понятие “социальной роли” пришло из театрального мира. Проанализируйте отрывок из пьесы В. Шекспира “Как вам это понравится”?

“Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик”.

Почему последователи ролевой теории личности часто ссылаются на эти слова У. Шекспира? В чем состоит отличие между “игранием роли” и “принятием роли”?

8. В XVII веке социальный статус женщин был намного ниже, чем в XIX веке. Однако женское движение возникло лишь в XIX веке. Почему женское движение не возникло раньше?

9. Какие образы (из отечественной или мировой художественной литературы), на Ваш взгляд, наиболее полно иллюстрируют определенные социальные типы личности той или иной эпохи (социальные типы аристократа, помещика, офицера, купца, крестьянина, чиновника, интеллигента и т.д.). Всегда ли художественные образы дают полные представления о социальных типах личности? Проанализируйте не менее десяти “социально типичных” и “социально нетипичных” художественных образов.

10. Приведите примеры из художественной литературы (в том числе из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова), иллюстрирующие следующие типы социального поведения (табл. 2):

Табл.2

 

Типы социального поведения Художественные образы
Конформизм  
Инновация  
Ритуализм  
Ретретизм  
Мятеж  

 

11. Попробуйте на примере собственной биографии показать процесс социализации и индивидуализации личности. Перечислите те социальные группы, институты и культуры, которые оказали наибольшее влияние на Ваше личностное становление.

12. Значительный интерес для социологии личности представляет концепция пассионарности, разработанная Л.Н. Гумилевым. В своей концепции ученый классифицирует всех людей в зависимости от “способности поглощать биохимическую энергию живых существ” (см.: Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993.). Первый тип располагает достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения, такой человек работает, чтобы жить. Второй тип располагает избытком энергии. Ее значительно больше, чем требуется для нормальной жизни, человек в таком случае работает ради более высоких, идеальных целей. Этот тип человека называется пассионарием. Третий тип человека не стремится к активной жизнедеятельности, живя за счет других, и располагает недостаточной энергией. Таких людей Гумилев называет субпассионариями.

Основываясь на данной типологии, приведите известные Вам примеры пассионариев и субпассионариев из мировой и украинской истории.

Является ли данная типология исчерпывающей для характеристики целостной личности, структура которой, по мнению многих исследователей, помимо биологического имеет социальный и душевно-духовный уровни?

В данной концепции биологический уровень обусловливает и социальный, и духовный. Однако человек тем и отличается от животных, что способен пренебречь, даже принести в жертву свои витальные потребности ради высоких социальных и духовных целей. То есть социальный и духовный уровни личности, в свою очередь, могут детерминировать биологические проявления индивида. Какие мысли родились у Вас в связи с данным замечанием?

13. Из словарей по социологии выпишите значения основных понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность, субъект, объект, диспозиция, социальный тип, модальная личность, идентификация, статус, престиж... Продолжите работу самостоятельно (см. программу к теме).

14. Социологи называют следующие особенности, отличающие человека от животных:

o человек - существо общественное,

o человек - существо мыслящее,

o человек - существо духовное,

o человек - существо творческое.

Объясните, как Вы понимаете эти отличия. Согласны ли Вы с приведенным суждением? Аргументируйте свой ответ.

15. Что представляет собой модальная личность? Приведите примеры.

16.Новая система знаний “соционика” предлагает наборы тестов для выявления психо- и социотипов личности. Например, набор из четырех пар альтернативных характеристик личности: 1) экстраверт - интроверт (ориентация на социальное окружение или на собственный внутренний мир); 2) рационалист - интуитивист (ориентация на познание или ощущение); 3) прагматик - гуманист (ориентация на рассудочность или чувства в отношениях с другими людьми); 4) решающий - подчиняющийся тип (ориентация на принятие самостоятельных решений или на исполнение чужих) - дает десятки вариаций (64) социальных типов, которые различаются особенностями социального поведения и взаимодействия.

Задание: используя указанную ниже литературу, попробуйте определить социотип свой и своих близких.

Литература: Олдхэм Дж.М., Моррис Луи Б. Автопортрет вашей личности. М., 1996.

Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 1996.

Филатова Е.С. Соционика для вас. Новосибирск, 1993.

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

17. Согласно Т. Парсонсу, любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: 1) эмоциональной (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности); 2) способом получения (одни роли предписываются, другие - приобретаются); 3) масштабом (часть ролей строго сформулирована и ограничена, другая - размыта); 4) формализацией (одни роли требуют строго установленных правил, другие - произвольны); 5) мотивацией.

Задание: используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли: а) лектор и аудитория; б) отец и сын; в) начальник и подчиненный; г) профессор и сосед.

18. Сложность проблемы формирования личности вызвала к жизни различные подходы к ее анализу:

1. социальный механизм формирования личности связан с развитием коллективного социального сознания;

2. механизм формирования личности является “деятельностным”. Этот взгляд разделяет большинство философов, социологов и психологов, считая, что только социальная активность, целесообразная деятельность и межчеловеческое взаимодействие развивают в человеке социальные черты, делают его личностью;

3. механизм формирования личности основан на ее общении с другими индивидами, с обществом в процессе и по поводу ее деятельности, при этом сторонники этого подхода исходят из двойственной социально-индивидуальной природы человека и противоречий этой природы;

4. суть социального механизма формирования и развития личности - в становлении, то есть сущностные процессы становления личностного начала в человеке связаны с его общественным признанием, самоотождествлением индивида с некоторыми социальными позициями, ролями и группами.

Какая позиция кажется Вам наиболее убедительной?

19. Чем социальный статус отличается от социальной роли? Перечислите полный набор статусов у себя, своих родителей и у двух - трех знакомых. Какой список получился длиннее? О чем это свидетельствует?

20. Сопоставьте два подхода к формированию личности:

а) личность творит сама себя, поэтому то, что она представляет собой, есть результат ее самовоспитания;

б) личность формируется общественными отношениями, поэтому процесс ее становления определяется ими.

А как думаете Вы? Аргументируйте свой ответ.

21. Черты личности – это устойчивые особенности поведения, которые повторяются в различных ситуациях. Какие из приведенных ниже качеств подходят под это определение?

Аккуратность. Лень. Страх. Смелость. Агрессивность. Надежда. Хитрость. Ответственность. Импульсивность. Соревновательность, Мотивация. Эмоциональность. Интерес. Радость. Оптимизм. Мысль. Чувство вины. Жадность. Напористость. Успешность. Толерантность. Хорошая память. Благодарность. Уверенность. Знания.

Тесты для самоконтроля

1) Укажите соответствие между понятием и определением:

Понятия:

1. человек”;

2. “индивид”;

3. “индивидуальность”;

4. “личность”.

Определения:

а) отображает общие черты, свойственные чело­веческому роду;

б) отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого нечто, соотносительное с родом;

в) означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованные, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности;

г) выступает как совокупность, система социально-значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития.

2) Социология рассматривает личность: а) как субъект деятельности, познания и творчества;б) как устойчивую целостность психических процессов, свойств и отношений: волевых качеств, темперамента и т.д.;в) как результат неразрывной связи индивида и общества, функционирования и развития конкретной социальной общности, приобщающей индивида к выполнению необходимых социальных ролей.

3) Исходным пунктом социологического анализа личности являются:

а) индивидуальные особенности человека;

б) социальные функции;

в) биологическая структура личности;

г) психологическая структура личности.

4) К факторам, определяющим процесс формирования личности, не относятся: а) биологическая наследственность;б) культура;в) индивидуальный опыт;г) социальное окружение;д) уровень развития науки и техники.

5) Выберите правильную часть определения социальной роли:

а) модель поведения, относящаяся к определённой социальной позиции;

б) разновидность социального поведения, являющаяся следствием социального взаимодействия личности или группы;

в) динамическая сторона социального статуса;

г) различные виды социального взаимодействия между группами и индивидами, рассматривающиеся как ответ на ожидание другой группы или индивида.

6) Выберите правильное продолжение определения: “Социальный статус – это:

а) место индивида в структуре социальной группы;

б) место индивида в социальной системе;

в) место индивида в структуре социальных институтов.

7) Синонимом понятия «социальный статус» не является термин…

а) социальный ранг; б) социальная роль;

в) социальное положение; г) социальная позиция.

8) Из ниже перечисленных суждений укажите те, которые являются правильными:

а) социальная роль – определенная позиция в социальной структуре общества;

б) один человек обладает множеством статусов;

в) роли связаны между собой системой прав и обязанностей;

г) несовпадение статусов описывает противоречия только в межгрупповой иерархии;

д) индивид, обладающий статусом в одной иерархии, автоматически получает высокие статусы в других иерархиях;

е) социальный статус – положение индивида в малой группе;

ж) пол и национальность характеризуют предписываемый статус;

з) статус подчеркивает различие людей, а роль подчеркивает сходство;

и) главный статус определяет наиболее характерный для индивида статус с которым от себя идентифицирует;

к) статусный набор включает в себя только ту часть статусов, которые связаны с главным статусом;

л) ролевой набор – совокупность статусов;

м) индивид, занимающий один статус, может реализовывать его в различных ролях.

9) Перемещение индивида, социальной группы, влекущее изменение их социального статуса, можно отнести к: а) миграции;б) горизонтальной мобильности;в) вертикальной мобильности. 10) Изменение индивидом, социальной группой места в социальной структуре общества – это: а) социальная стратификация;б) социальная мобильность;в) социальная дифференциация.

11) Модели поведения, ориентированные на определенные статусы, называются:

а) профессиями; б) нормами;

в) нравами; г) ролями.

12) Выберите утверждения, которые не верны:

а) достигаемый статус - положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам;

в) индивидуальность – характеристика, возникающая в процессе социализации;

г) один и тот же статус занимает в разных обществах разное место в иерархии;

д) социальные роли осваиваются всю жизнь.

13) Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к статусу: а) предписанному; б) исходному; в) достигнутому.

14) Определите, какие из указанных статусов относятся к предписанным, какие к приобретенным:

а) горожанин; б) студент; в) инженер; г) профессор.

15) Определите, какие из указанных статусов относятся к формализованным, какие к неформализованным:

а) директор предприятия;

б) лидер группы;

в) пассажир;

г) путешественник.

16) Какой статус относят к предписанному?

а) водитель; б) студент; в) мужчина; г) депутат.

17) Условия, при которых люди имеют неравный доступ к общественным благам, - это: а) социальное неравенство;б) социальная мобильность;в) социальная стратификация. 18) Социализация личности – это: а) развитие личности;б) воспитание личности;в) постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения.

19) Назовите какая форма социализации присуща только раннему развитию личности?

а) социализация, направленная на будущее индивида и ориентированная на ожидание будущих социальных ролей;

б) социализация, связанная с радикальным пересмотром индивидом существующих норм и ценностей;

в) социализация, связанная с приспособлением индивида к тому, что уже есть в обществе;

г) социализация, связанная с различными формами миграции.

20) Процесс социализации завершается: а) в юношеском возрасте;б) в зрелом возрасте;в) продолжается всю жизнь.

21) Укажите соответствие между понятием и определением:

Понятия:

1. институты социализации;

2. ресоциализация;

3. первичная социализация;

4. десоциализация.

Определения:

а) процесс разрушения или преобразования имеющейся совокупности ценностей, символов и норм, является необходимой стороной изменения статуса и совокуп­ности ролей личности;

б) формирование новой, более высо­кой интегрирующей системы ценностей, норм и символов;

в) учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие ее;

г) непосредственное, илиближайшее окружение человека, стоит на первом месте по степени значимости его социализации.

22) Определите вид социализации:

а) первичная; 1) пенсионер;

б) вторичная; 2) студент;

в) дотрудовая; 3) слесарь;

г) трудовая; 4) ребенок 2-х лет;

д) послетрудовая; 5) школьник.

23) Расположите потребности человека (по пирамиде А.Маслоу) начиная от низших к высшим (так, 1-а, 2-б и т.д.):

а) престиж (уважение, карьера, высокая оценка и т.д.);

б) самовыражение (творчество и т.п.);

в) социальные потребности (принадлежность к коллективу, привязанности, забота о других, трудовая деятельность и т.п.);

г) безопасность и качество жизни (стабильность условий существования, гарантированная занятость и т.п.);

д) физиологические потребности (пища, отдых и т.д.).

24) Определите, какие из указанных видов поведения относятся к негативному и какие к позитивному девиантному поведению:

а) научное творчество;

б) самоубийство;

в) наркомания;

г) преступность;

д) изобретательство;

е) героизм.

25) Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) личность; ж) ресоциализация;

б) диспозиция; з) статус предписанный;

в) социализация первичная; и) социальная роль;

г) социальный статус; к) агенты социализации;

д) ролевой конфликт; л) статус достигнутый;

е) зеркальное “Я”; м) ролевая дистанция.

Определения:

1. положение, приобретаемое индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям;

2. прирожденный, унаследованный статус;

3. система социально значимых черт, характеризующих индивида и делающих его уникальным;

4. процесс усвоения новых ролей, ценностей на каждом этапе жизни;

5. предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях;

6. позиция, занимаемая индивидом в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями;

7. формирование у ребенка речи, мышления, сознания, усвоение социальных норм и ценностей;

8. переживаемые индивидом противоречивые чувства, связанные с одновременным выполнением нескольких ролей;

9. поведение, предписанное в определенных обстоятельствах и ожидаемое другими участниками взаимодействия;

10. термин И. Гофмана для обозначения способности человека отличать свои разные роли от себя самого;

11. концепция Ч. Кули, утверждающая, что человек познает себя, представляя, что о нем думают другие;

12. люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности.

26) Какое из приведенных ниже суждений о личности можно считать корректным с социологической точки зрения:

а) у личности есть тело и душа;

б) личность существует с момента рождения;

в) ценности определяют поведение личности;

г) инстинкты полностью определяют поведение личности?

27) Как называется ситуация, когда семнадцатилетнего сына одновременно ждут родители, чтобы отметить семейный праздник, и друзья, чтобы пойти на дискотеку:

а) культурный конфликт; в) ролевой конфликт;

б) конфликт поколений; г) статусный конфликт?

28) Интегрированный показатель положения в обществе, в системе общественных связей и отношений - это:

а) социальный престиж; в) ранг;

б) социальный статус; г) социальная роль?

29) К модальной личности можно отнести: а) идеальный тип личности;б) наиболее распространенный тип личности в обществе;в) нормативный тип личности. 30) К нормативной личности можно отнести: а) принятый культурой данного общества тип личности, наиболееотражающий особенности культуры;б) наиболее распространенный в обществе тип личности;в) идеальный тип личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.138 с.)