Формирование и развитие социологической мысли в Украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие социологической мысли в Украине



История социологической мысли в Украине как целостный процесс до недавнего времени практически не исследовалась. В настоящее время в связи с процессами создания государства и национально-культурного возрождения потребность в научном знании эволюции отечественной социальной мысли, начиная от ее истоков к институциализации как академической науки, приобретает особое значение. Она воспроизводит ряд проблем, связанных со сложными процессами становления и развития Украины.

Протосоциологичний период ее развития охватывает хронологический промежуток от времен Киевской Руси до середины XIX века.

Истоки социального познания в Украине находятся в княжеских веках (IX - XIII в.), и тесно связаны с бытием украинского народа, формированием украинской государственности – Киевской Руси, которая возникла в результате объединения восточнославянских племен вокруг политического и культурно-экономического центра – Киева и Среднего Поднепровъя. Элементы социологической мысли содержат труды самых давних украинских мыслителей.

Киевский князь Владимир Мономах (правил в 1113-1125 гг.) в “Поучении детям…” дает установки на праведную жизнь, справедливый социальный уклад, призывает преодолевать междоусобицы ради единства земли русской, гражданского мира.

Разнообразным историко-социологическим материалом насыщены летописи Киевской Руси XI-XIII вв., самой заметной среди которых является “Повесть временных лет”, авторство которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору.

Позже историческая судьба украинского народа создала своеобразный социальный феномен – казачество – промежуточный слой между шляхтой и крестьянством, на который не распространялись ни крепостничество, ни барщина. Особенность его в том, что Украина, не будучи государством, фактически существовала как уникальная государственно-правовая система, субъектом которой было казачество. С ним связанны и первые переписи населения в Украине, формирование казацких реестров, создания войска реестровых казаков.

В середине XVI в. идеи естественного права, общественного договора разрабатывал Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566), которого современники называли украинским Демосфеном. Он обосновал положение, согласно которому королевская (государственная) власть дана не Богом, а возникла в результате договора между людьми, которые подчиняются королю добровольно. Перед законом как гарантией развития и существования государства равные все, даже короли. По мнению С.Ореховского, естественное право (закон) важнее законов, которые регулируют отношения в обществе и которые при необходимости можно изменить.

Возникновение государства вызвано двумя факторами: врожденным человеческим недостатком, который требует взаимной помощи, и врожденной склонностью людей к сближению, которая будто “клеит” их, вяжет одним узлом. Обязанность государства относительно гражданина – гарантировать каждому право на существование. Оно должно заботиться об образовании граждан, “ведь никто ничего не сделает полезного даже в самом незначительном искусстве, если не будет учиться”, способствовать строительству новых школ.

Обязанности индивида перед государством еще выше, его деятельность должна направляться, прежде всего, в русло интересов государства.

Общественные взгляды С.Ореховського сыграли важную роль в развитии учения о государстве от средневековых концепций к теориям государства и права XVII- XVIII в. По многим положениям он опередил таких мыслителей, как Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.Боден и др. В Украине и России его идеи развивали деятели Киево-Могилянской академии, в частности Феофан Прокопович (1681-1736).

В конце XVI - в начале XVII в. самой заметной фигурой в украинской духовной жизни был Иван Вышенский (между 1545(50) - после 1620), который в своих полемичных произведениях отстаивал идею свободы, равенства, справедливости.

В это время центр образовательной, интеллектуальной жизни перемещается с Острожской академии в Киево-Могилянскую, самые заметные деятели которой Петр Могила, Стефан Яворский, Павел Величковский, Юлиан Конисский, Феофан Прокопович, кроме собственно духовных литературных трудов, уделяли внимание отношениям церкви и государства, церковной и светской власти.

Существенный вклад в развитие социологических идей сделал выдающийся украинский философ, писатель Григорий Сковорода (1722-1794), который науку о человеке считал самой важной и наивысшей из всех наук. Не отрицая роли и значения технических достижений, самой главной он считал науку об условиях и способах обеспечения счастливой жизни, о человеке и его счастье.

Сковорода одним из первых из ученых нового времени выдвинул идею превращения труда из средства к жизни в самую первую жизненную потребность и наивысшее наслаждение. Смысл человеческого бытия он видел в труде, а настоящее счастье – в свободном труде по призванию. Мысль об определяющей роли труда в обеспечении счастливой жизни впервые приобрела черты общего принципа решения проблемы человеческого счастья и смысла человеческого бытия.

Непосредственным субъективным проявлением человеческого счастья Сковорода считал внутренний мир, доброе сердечное настроение, душевную мощь. Достичь этого можно, воплощая веления своей “внутренней натуры”, познанного в себе Бога. Этой “внутренней натурой” является родство с определенными видами труда. Люди должны познать сами себя, свои способности и вести адекватный своей природе образ жизни. Родство, призвание и является настоящим Богом в человеке.

В таком контексте рассматривает Сковорода и проблему социального неравенства, признавая только одно – неравенство талантов и призваний, то есть неравенство естественного происхождения. Большого значения в познании человеческой природы, в выборе человеком своего места в жизни Сковорода предоставлял практике, упражнениям, которые совершенствуют природные данные. Наука и привычки должны направить человека на путь родственного, полезного для общества труда, который является основной сферой проявления сущности человека в его высоких духовных стремлениях.

В творчестве Г.Сковороды положено начало и идеям экзистенциализма (философское течение, что на первом плане рассматривает человека и его переживание), которые в мировой науке стали разрабатывать только через сто лет. Его размышления преисполнены гуманизма, конструктивного содержания и достойны современного исследования.

Таким образом, общественные концепции, которые возникли в Украине в период с античности до XIX в., охватывали широкий круг социальных проблем и подходов к их решению.

В конце XVIII в. начинаются активные исследования фольклора, этнографии, истории украинского народа, достояние которых имеет большое значение и для социальных знаний. Труды этого периода, прежде всего “Описание свадебных обрядов” Григория Калиновского, “Землеописания о Малыя России” Г. Туранского, “Записки о Малороссии” Ярослава Маркевича, “История Малой России” Дмитрия Бантиш-Каменского, “История русов” неизвестного автора удостоверяют появление системных украиноведческих школ, в контексте которых исследовалась и социальная жизнь народа.

Последующее развитие и качественно новое состояние самоосознания украинского народа начинается с деятельности Кирило-Мефодиевского братства, идейное ядро которого образовывали Николай Костомаров, Михаил Гулак, Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Владимир Билозерский, Александр Маркевич. Своеобразным манифестом Братства стала “Книга бытия украинского народа” Г.Костомарова, в которой история Украины рассматривается в контексте мирового исторического процесса, а социософские рассуждения автора насыщены идеями всеславянского братства и возрождения Украины.

Начало украинской социологии. Второй период развития социологической мысли в Украине непосредственно связан с возникновением социологии как отдельной науки.

Принято считать, что украинская социология заявила о себе в 80-х годах XIX в. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, труды которых печатались в журнале “Община”.

Доминировало в социологической мысли того периода обращение к социально-культурным проблемам. В то же время она проявляла заметную заинтересованность социально-политическими, экономическими аспектами.

Следует выделить труды украинских социологов, публицистов, историков, экономистов Сергея Подолинского (1850-1891) Михаила Драгоманова (1841-1895), Максима Ковалевского (1851-1916), Владимира Антоновича (1834-1908), Михаила Грушевского (1866-1934), Михаила Туган-Барановского (1865-1919), Вячеслава Липинского (1882- 1931), Дмитрия Дорошенко (1882-1951).

Национальной социологии в период ее становления была присуща проблема определения своего предмета и места социологии в рамках других наук. Деятельность ученых работавших в этом направлении повлекла за собой быстрое распространение среди гуманитариев и общественных деятелей Украины интереса к идеям, взглядам и теориям ведущих социологов Европы, в первую очередь Э.Дюркгейма, М.Вебера, К. Маркса, В. Парето и других.

А диалектическое единство универсальных и национальных элементов, что сформировалась в эти времена, стало предпосылкой ее последующей научной деятельности.

Развитие отечественной социологии в XX веке. История мировой социологии в целом, как и история социологической мысли в Украине, свидетельствует, что для ее гармоничного развития необходимы определенные внутренние и внешние условия. Отсутствие государственности украинской нации, длительное пребывание украинских земель в составе разных империй, а в XX веке – в составе СССР, значительно деформировали процесс развития научной позиции отечественной социологии. Длительное время она не была идентифицированной наукой, структурно существовала лишь в системе советской социологии.

В первые десятилетия XX века в Украине происходил активный процесс институциализации социологической науки: создавались социологические учебные и научные заведения, осуществлялись теоретические и прикладные исследования, издавались научные труды. Своеобразным центром этой работы в 20-е годы была кафедра социологии, созданная в социально-экономическом отделе Всеукраинской Академии Наук (ВУАН). Возглавлял ее в 1918-1920 гг. Б.Костяковский, позже - марксист С.Семковский.

Значительные усилия по развитию отечественной социологии в этот период приложил М.Грушевский, который вернулся в 1924 г. в Украину с намерением создать здесь систему социологических знаний. Перед этим он учредил в Швейцарии Украинский социологический институт (1919 г.), который впоследствии переехал в Прагу, а в 1921 г. – в Вену. Но его намерения не были поддержаны, и М. Грушевский возглавил научно-исследовательскую кафедру по истории Украины, при которой и была открыта секция социологии.

В условиях командно-административной системы, сложившейся в 30-е годы, социология практически была “упразднена”. Для тоталитарного государства социология, ее принципы, методы, теория познания объективной реальности оказались не только излишними, но и опасными. Поэтому социологию объявили буржуазной лженаукой, а на фундаментальные и научно обоснованные прикладные исследования наложили запрет. Отставание в социологии, углубленное изоляцией от мирового опыта, не преодолено до сих пор. Это одна из причин того, что мы недостаточно знаем наше общество, у нас неадекватное представление об его социальной структуре, социальных отношениях и связях.

В 60-е годы социология начала возрождаться. В 1958 г. возникла Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. создается Институт конкретных социальных исследований. Но развитие социологии в 60-70-е годы было трудным и противоречивым. Конфликтные ситуации в социальной жизни в условиях нарастания застойных явлений замалчивались, эмпирические исследования, к которым часто сводилась суть социологии, нередко носили формальный апологетический характер, увеличивался разрыв между теоретической и прикладной социологией.

Решающий перелом в судьбе социологии произошел в конце 80-х годов, когда ясной стала гибельность пренебрежения социальной политикой, социальным управлением, социальной наукой. Социология становится предметом академического преподавания. В Америке она преподается более ста лет не только в высшей, но и в средней школе.

Пройдя сложный драматический путь, социология как общеобразовательная дисциплина получает в конце XX века “второе рождение”. Однако, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, “мода” на социологию растет, но с другой - снижается ее престиж, она как и прежде часто отождествляется с эмпирическими исследованиями, к чему в немалой степени причастны средства массовой информации. В газетах постоянно публикуются результаты опросов общественного мнения, появились рубрики “Глазами социолога”, “В зеркале социологии” и др. Использование социологических данных стало “козырной картой” в политических передачах по радио и телевидению. Такая информация о наблюдаемых в обществе воззрениях, оценках, предпочтениях используется как мощное средство формирования массового сознания нередко в определенном направлении. Что касается серьезных теоретических исследований, то они пока должного развития не получили.

В настоящее время отечественная социология, пытаясь выкристаллизовать свою теоретическую базу, предмет и методы исследований, активно интегрируется в мировую социологическую науку. Все активнее включается в методическое руководство научно-исследовательской деятельностью Социологическая Ассоциация Украины (САУ). С 1993 г. она является коллективным членом Международной социологической ассоциации.

В Украине в течение последнего десятилетия XX в. сформировались новые социальные группы, слои, новые социальные отношения. Процесс социальной дифференциации сопровождался социальными противостояниями, существенно повлиял на социальное самочувствие общества, особенности взаимодействия субъектов отечественного социума. Это существенно отразилось на росте роли социологии в исследовании и управлении общественными процессами.

Однако, чтобы социология заняла соответствующее место в научной и практической жизни, нужны время и преодоление социально-экономических трудностей, которые в начале XXI в. переживает украинское государство. Ряд разнообразных теоретических, методологических, организационных проблем выдвигает процесс гуманизации образования. Необходимо действительно научное применение социологии в разных отраслях общественной жизни, очищенное от попыток манипулировать общественным мнением под прикрытием так называемых “социологических исследований”. Этому должна способствовать реализация Указа Президента Украины от 25 апреля 2001 г. “О развитии социологической науки в Украине”, в котором предусмотрено учреждение государственных научных программ в отрасли социологии, создание банка социологических данных, развитие социологических и социально-психологических служб на предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, распространение социологических знаний среди населения.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состояла специфика первобытных представлений людей об обществе?

2. Раскройте особенности протосоциологических взглядов Платона и Аристотеля о развитии и функционировании общества.

3. Почему О.Конт и Г.Спенсер считаются основоположниками социологии?

4. Какое содержание О.Конт и Г.Спенсер вкладывают в определение понятия “социальное”?

5. Что для марксистской социологии является отправным пунктом в качестве метода анализа общества?

6. Какова суть марксистского понимания классов?

7. Как решает Э.Дюркгейм проблему соотношения личности и общества?

8. Какие легитимные типы господства выделяет М.Вебер?

9. Раскройте особенности психологического направления в социологии XIX - начала XX веков.

10. Охарактеризуйте основные современные западные социологические теории.

11.Охарактеризуйте этапы возникновения и развития социологической мысли в Украине.

12. В чем вы видите особенности развития отечественной социологии в XX веке?

 

Тема 3. Общество как социальная реальность и социокультурная систем а

 

3.1. Сущность и основные признаки общества как социальной реальности. Общество – целостная социокультурная система

3.2. Типология обществ в современной социологии. Цивилизационный подход к анализу общества

3.3. Динамика общества. Эволюция и революция. Прогресс и регресс

3.4. Понятие социальной жизни. Базисные компоненты социальной жизни

3.5. Социальная структура общества. Социальные группы и общности

3.6. Социальная стратификация и мобильность общества

3.7. Социальный контроль

 

Основные понятия: общество, система, социальная система, типология обществ, социальная динамика, эволюция, революция, социальный прогресс, социальный регресс, социальная жизнь, условия и своеобразие социальной жизни, социальное действие, социальная связь, социальные отношения, социальное взаимодействие, социальный контакт, социальная структура, социальная общность (группа), социальный институт, социальная организация, социальный класс, социальное неравенство, социальный статус, общественное разделение труда, социальная стратификация, социальная мобильность, маргинальность, социальные нормы, социальный контроль, девиантное поведение

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.20.123.227 (0.023 с.)