Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основатели социологической науки

Поиск

Определение социологии

В настоящее время социология — одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе — экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.

Что же такое социология? Уточним: любая наука сначала возникает, заявляет о себе, очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Обратимся к истории. Изначально философия была матерью практически любой науки. Потом от нее отпочковались другие. Дискуссии о месте социологии среди гуманитарных и социально-политических наук пока не завершились. Но уже определенно можно утверждать следующее.

Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология — способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т. п.

Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе.

В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей".

Что такое социальная общность? Это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии.

Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии. Объектом социологии являются:

· общество как целостная социальная реальность;

· социальные организации;

· социальные институты;

· социальные взаимодействия;

· социальные явления;

· социальные процессы;

· социальные отношения;

· социальные общности;

· социальные субъекты.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Типы структур социологии

В зависимости от критерия, положенного в основу, выделяются три типа структур социологии.

Первая структура — микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые, в свою очередь, определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения в обществе. На этом уровне есть и определенные теории. Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре, они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Действительно, часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле.

В отечественной социологии длительное время на микроуровне исходили из того, что все советские люди — коллективисты, интернационалисты, патриоты, для которых труд — радость, основная жизненная потребность. Вот почему в современном российском обществе наблюдается нравственная неопределенность, а значительная часть людей попала в другую крайность — махровый индивидуализм, национализм или космополитизм.

На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется моделям поведения — экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т.п. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Макросоциология чаще всего относится к фундаментальной науке.

Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода: функционализм Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других; теории конфликта К. Маркса, Р. Дарендорфа и других. При социологическом анализе общество делится на имущих и неимущих, правящих и подчиненных. Но сторонники одного подхода не могут объяснить, почему общество сохраняется при такой дифференциации, а другие не могут понять, почему общество изменяется, прогрессирует. Таким образом, даже на уровне макросоциологии пока нет однозначного ответа на самые принципиальные вопросы организации общества.

Вторая структура состоит из общесоциологических теорий, теорий среднего уровня и конкретных социологических исследований. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития.

Специальные социологические теории среднего уровня касаются одной отдельно взятой социальной общности, социальной группы. Существуют социологические теории семьи, студенчества, города, деревни, спорта, досуга и т. д. Такой термин введен в науку американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научного знания. Они довольно часто используют свою собственную систему понятий и определений.

Частные или специальные социологические теории среднего уровня опираются на общую теорию, но, в свою очередь, развиваясь, дополняют ее, прочно связывая общесоциологические теории и эмпирические социологические данные.

С одной стороны, идут активные процессы дифференциации социологического знания, возникают все новые и новые специальные социологические теории. Это вызвано тем, что общество — сложнейшая структурированная система, и она вряд ли упрощается по мере своего развития. В последнее время выделились социология гражданского общества, социология рынка, рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, политическая социология, экономическая социология, экологическая социология и т. п.

С другой стороны, социология все теснее переплетается с разными науками об обществе. Академик Т. И. Заславская предложила такое направление, как экономическая социология. Утверждается этносоциология, а также социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования и т. п.

Третья структура социологии: фундаментальная теоретическая и прикладная эмпирическая наука. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня.

Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления.

Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития: разработку концептуальной социологической модели исследования; познание социальной реальности; преобразование социальной действительности. В рамках теоретической социологии существуют различные социальные и частные социологические теории.

Прикладная социология предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, осуществление практической реализации теоретической социологии, осуществление социального управления; реализацию методов социального планирования и прогнозирования.

По аналогии можно добавить следующее. Есть фундаментальные науки: физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их часто называют инженерными науками. Точно так же в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование в практике, к чему применимо название социальная инженерия.

Познавательная функция

Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.

Прогностическая функция

На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т. п. Такие прогнозы — основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

Управленческая функция

Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели — как лучше, а получилось — как всегда.

В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.

Таким образом, социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры.

Есть сообщения, что методы социологии пытаются взять на вооружение мафиозные структуры. Газета "Известия" 19 января 1996 г. рассказала о таком эпизоде. В Москве в одном из элитарных домов некая женщина предложила всем жильцам заполнить анкеты. Был обещан приз — цветной телевизор. Общенациональное исследование проводилось Независимым центром изучения рыночных отношений, а цель его — проанализировать образ жизни российских граждан. Надо было ответить на 50 вопросов, в том числе: в каком конкретном магазине семья покупает товары и продовольствие, когда в этот магазин ходят и кто остается дома, хотят ли купить дачу, импортную машину, не коллекционируют ли монеты, приватизирована ли квартира, не собирается ли хозяин за границу, возьмет ли с собой семейство, есть ли мобильный телефон?

Хорошо, что в этом подъезде нашлась студентка, которая показала анкету специалистам. Те изумились: какое общенациональное исследование, если все респонденты живут в одном доме, такого не может быть. Начали искать Независимый центр изучения рыночных отношений — не нашли. Скорее всего, это был элементарный сбор информации для квартирных краж.

Идеологическая функция

Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т. п.

Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример — выборы.

Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

Российская беда заключается в том, что десятилетиями ученые-обществоведы не имели права на ошибку. Считалось, что любой вывод должен быть непогрешимым, абсолютно верным. Поэтому его могли высказывать только лидеры, а все остальные должны были комментировать, разъяснять либо находить дополнительные аргументы в пользу его истинности. Отсюда нетерпимость к общественным наукам. В естественных науках иная, более разумная, более обоснованная точка зрения органично заменяет свою предшественницу и ее авторам не выносится смертный приговор.

История русской социологии

В XIX веке бурно начинает развиваться русская социология.

Общая система социологии в России впервые представлена в трудах Б. Чичерина, который рассматривал ее как часть курса государственной науки. По его замыслу, данная наука включала в себя философское обоснование изучения общества и государства, собственно социологию как дисциплину, непосредственно изучающую общество, и, наконец, политику, ставящую своей задачей обоснование разумной политической деятельности. Б. Чичерин определяет государство и общество как два разных союза, "из которых один представляет общество как единое целое, а другой заключает в себе совокупность частных отношений".

Б. Чичерин подчеркивает необходимость четко различать сферу государства и общества, а предмет социологии видит в изучении общества, но в его многообразных отношениях и противоречиях с государством. В социологическом курсе Чичерин вычленяет специальные разделы: природа и люди, экономический быт, духовные интересы.

В творчестве А. Градовского можно выделить ряд ключевых моментов. Это прежде всего общество и государство — проблемы конституционализма и реформа 1861 г., история России в сопоставлении с историей стран Западной Европы. В его трудах мы находим идею правового государства, в котором закон, выражая отношение власти, вместе с тем является выражением народного сознания, опытом выработанных убеждений и общественных представлений о социальной справедливости.

Социологический подход к праву и государству позволил А. Градовскому рассмотреть социальные институты, учреждения, историю управления в качестве конкретно-исторических проявлений отношений собственности, власти и личности.

Идеи государственной школы имели важное значение для развития русской социологической мысли.

Переход от традиционной теории права к новому социологическому позитивному его пониманию наметился под влиянием идей О. Конта и был реализован в трудах С. А. Муромцева, Н. М. Коркунова, В. И. Сергеева и других. Это означало появление ряда новых теорий права — оно понималось теперь и как социальное (С. Муромцев), и как разграничение интересов (Н. Коркунов).

Отметим, что русские социологи критически воспринимали идеи О. Конта. Так, В. Н. Сергеевич подчеркивал спорность положения Конта о возможности сопоставления и сближения законов развития природы и общества. Он считал, что это положение вступает в противоречие с тезисом о свободе воли индивида. В. Н. Сергеевич отмежевался и от позиции органицистов, полагая, что применение приемов естествознания может принести определенную пользу политическим наукам, однако простой перенос законов механики, химии, физиологии в область государственных наук ничего не дает, оставаясь элементарным сопоставлением внешних сходных черт явлений.

Сергеевич разработал систему взглядов на статическое и динамическое состояние общества. Он выдвигал концепцию прогресса на позитивной основе, полагая, что главное достижение О. Конта состоит в выборке правильного метода наблюдения социальных явлений.

Развивая концепцию прогресса, Н. Михайловский в качестве главного критерия прогресса выдвинул степень социальной интеграции. Сходные идеи мы находим у М. М. Ковалевского.

Формирование социологической концепции М. Ковалевского происходило под влиянием идей О. Конта и достижений сравнительно-исторического метода, разработанного в юриспруденции. Социологическая теория М. Ковалевского включает в себя учение о солидарности, прогрессе, теории факторов, стадиях экономического роста; концепцию русского исторического процесса. По Ковалевскому, солидарность должна восторжествовать над антагонизмом. Ковалевский определил социологию как науку о порядке и прогрессе.

Взгляды Ковалевского взял за основу для своих размышлений П. Сорокин, от отдельных из них впоследствии отказался, другие развил.

П. Сорокин был крупнейшим социологом XX века. Его идеи оказали огромное влияние на всю современную социологическую науку. Главный труд П. Сорокина — "Система социологии". Социология, по Сорокину, представлена двумя частями: теоретической и практической.

Общее и систематическое изложение классификации всех общественных наук, определение места социологии среди них и обоснование ее специальных методов осуществлено русским социологом Н. Кареевым. В самом общем виде Кареев определял социологию как науку, изучающую законы общества, хотя и подчеркивал, что сами эти законы отнюдь не тождественны тем, с которыми имеют дело естественные науки, а представляют скорее общие, более или менее определенные тенденции развития социальных процессов.

Создателем социологии политических партий и учения об элите можно считать М. Я. Острогорского. Он первым поставил проблемы политической социологии в качестве предмета социального научного исследования, привлек для их решений большой эмпирический материал и сформулировал выводы, получившие характер парадигмы.

Философия истории

Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественного развития.

В этом направлении социологической мысли работали видные ученые: Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Николай Данилевский, Питирим Сорокин.

В основной своей работе "Закат Европы" немецкий социальный философ О. Шпенглер предрекал гибель европейской цивилизации. В известной мере он подготовил почву для национал-социалистического мировоззрения. Его философия истории строится, во-первых, на том, что нет единой общечеловеческой культуры. Она поделена на 8 основных типов: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, русско-сибирская культура.

Во-вторых, развитие культуры подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат. В пределах общего цикла выделяются два главных этапа: восхождение — собственно культура — и этапы ее нисхождения — цивилизация. По мере развития любой культуры происходит ее окостенение, омертвление творческих начал, что проявляется в процессах омассовления, символы которого — скопление людей в мегаполисах вместо деревень и небольших городов, глобализация всех форм жизни — хозяйства, политики, техники, науки. Свое концентрированное выражение эти процессы находят в мировых войнах, цель которых — господство государств, народов-победителей над миром, кроме того, в появлении фигуры фюрера, вождя, цезаря, что имело место во всех культурах на стадии цивилизации. Хотя бесконечная череда войн ведет к закату, гибели культур, О. Шпенглер относится к такой перспективе с мрачным воодушевлением. Нет более высокого смысла для человека, чем участие в таких войнах. Этот, по выражению Т. Манна, свинцовый фатализм и был в известной мере идеологическим обоснованием фашизма. Есть достаточно исторических фактов (культ личности и др.), позволяющих утверждать, что некоторые шпенглеровские идеи отразились и на нашей истории.

Близки к идеям О. Шпенглера взгляды русского социолога Н. Данилевского, который предложил теорию культурно-исторических типов. В ней упор делается на многолинейность развития цивилизации в отличие от европоцентристских представлений.

Н. Данилевский, а затем А. Тойнби выделили 13 типов. Добавились греческий, римский, еврейский, аравийский, славянский. Кроме того, русский философ, подчеркивая многолинейность развития культуры, цивилизации, отстаивал идею их обособленности, замкнутости.

Культурно-исторические типы он различал по своеобразию четырех основополагающих видов деятельности: религиозной — еврейский тип, культурной — греческий, политической — римский, экономической — романо-германский. Славянскому типу, по мнению Н. Данилевского, с его православием, крестьянской общиной, самобытной культурой, предначертано стать ведущим культурно-историческим типом.

Н. Данилевский выступал как идеолог самодержавия, защитник национальной вражды. Основная его работа — "Россия и Европа. Взгляд на культурное и политическое отношение Славянского мира к Германо-Романскому". Вот мнение об этой книге П. Сорокина: "Начатая как памфлет высочайшего уровня, она демонстрирует политическую дискуссию такой пробы, что превращается в выдающийся трактат по философии истории и социологии культуры и оканчивается как образец необычайно проницательного и верного по существу политического прогнозирования и проповеди". П. Сорокин считал, что Н. Данилевский на 50-70 лет раньше, чем западные ученые, пришел к положениям и выводам современной науки.

Но есть и другая сторона медали. В Н. Данилевском видели теоретика воинствующего и враждебного народам Европы панславизма, идеолога русского империализма и экспансии. Победа СССР над Германией, создание социалистического содружества подавались как реализация панславистских идей Данилевского, только вместо Константинополя и Босфора у России оказался Кенигсберг с Восточной Пруссией.

Н. Данилевский реализовал идею А. С. Пушкина, сформулированную в 1830-1831 гг.: "Россия никогда не имела ничего общего с остальной Европой... история ее требует другой мысли, другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории Христианского Запада".

Вглядываясь в трагедию последних лет — распад великой державы, — поневоле задумываешься: может, потому и возникли проблемы СССР, что различные культурно-исторические типы — славянский, еврейский, арабский, романо-германский — Россия попыталась соединить в едином государстве. Видимо, народы, представляющие различные культурно-исторические типы, могут сосуществовать вместе до известного предела. В нашем случае сосуществовали разные культурно-исторические типы. Исчезла внешняя угроза, и на определенном уровне национального самосознания стали разваливать общий дом. Белоруссия, Украина, Россия, если не считать вкраплений типа католической Западной Украины, — единый культурно-исторический тип.

Марксизм

В противовес функционалистским подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных групп и направлений.

Прежде всего, это марксистская традиция в социологии, подчеркивающая экономический детерминизм в социальном развитии, соперничество, антагонизм различных социальных групп. При этом надо иметь в виду, что марксизм широко используется и на Западе. Правда, здесь из него выбрасывается радикальное содержание, используются идеи раннего К. Маркса. В итоге марксизм носит фрагментарный характер.

В России в результате деятельности В. Ленина марксистская социология превратилась в основу политической практики и серьезно себя дискредитировала. Но, разумеется, не перестала существовать. Типичный пример — новая программа РКП Г. Зюганова.

Дж. Александер, автор книги "Социологическая теория после 1945 года", пишет: "Марксизм отличается от других форм современной социологии не столько своими теоретическими предпосылками, сколько своей идеологией. Речь идет о роли, которую играет эта идеология. Марксизм — единственная форма социологической теории, моральные установки которой сразу же бросаются в глаза". При этом Дж. Александер подчеркивает, что указанные обстоятельства не делают марксистскую социологию менее научной, чем другие направления социологической теории.

Методологической основой этого направления социологической мысли является исторический материализм. Основной вклад в социологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждения человека. Некоторые идеи марксистской социологии не выдержали испытания временем, например, идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мере развития капиталистического общества. Другие идеи — социального равенства, общенародного государства — были дискредитированы в политической практике реального социализма.

Неомарксизм

Другое заметное направление современной конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг. К ней относятся идеи: Макса Хоркхаймера, Теодора Адорно, Герберта Маркузе, Эриха Фромма, Юргена Хабермаса.

Иногда это направление называют неомарксизмом.

После прихода к власти Гитлера Франкфуртская школа была разгромлена. Основная часть сотрудников размещалась сначала в Женеве и Париже, а потом — в Колумбийском университете США.

Главная социологическая идея — отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном обществе. Характерна также жесткая и беспощадная критика современного общества — и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Теоретические истоки Франкфуртской школы — марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм. В обстановке марксистского ренессанса в западноевропейской общественной мысли сложилась леворадикальная, или так называемая критическая, социология.

Пожалуй, самая яркая и заметная фигура из вышеназванных — Г. Маркузе — идеолог новых левых, леворадикального молодежного движения в Западной Европе. Основные надежды он возлагал:

· на антропологическом уровне — на изначальные эротические влечения, подавленные индустриальным обществом, то есть на сексуальную революцию;

· на уровне культуры — на авангардистское искусство, прежде всего сюрреализм, — искусство, выражающее бунт против репрессивной культуры позднебуржуазного общества;

· на социальном уровне — на те социальные группы, которые еще не интегрировало индустриальное общество, — молодежь, люмпены, национальные меньшинства и т. п.

Комплекс этих идей обеспечил Г. Маркузе популярность среди леворадикальной молодежи. Однако, увидев к чему привели его идеи на практике, он отмежевался от них в работе "Контрреволюция и бунт" (1972).

В настоящее время влияние социологов Франкфурской школы сильно снизилось и находит свое отражение в идеях кризиса позднекапиталистического общества. Представители конфликтологической социологии считают, что главное — это соперничество различных групп за власть, перераспределение доходов, монополию на духовное лидерство, и устранить эти конфликты невозможно.

Задачи социологии труда

· Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).

· Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

· Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

· Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

· Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

· Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

По-другому можно сказать, что задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности.

В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.

Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальнуюорганизацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

К настоящему времени социология труда — самая развитая часть отечественной социологической науки. Это сказалось и на формировании определенных экономических специальностей. Например, в 1987 г. в вузах специальность "экономика труда" была преобразована в "экономику и социологию труда", что свидетельствовало о признании того факта, что без социального знания, без социологии уже немыслим эффективный процесс управления в трудовом коллективе.

Характер труда определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. Министр, академик, учитель, бухгалтер, рабочий, строитель, сельский механизатор, уборщица — в основе социально-профессиональных различий между представителями этих профессий лежит прежде всего характер труда.

Понятно, что при любом исследовании социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе в первую очередь учитывается характер труда, как совокупного, так и индивидуального.

Содержание труда определяет конкретную трудовую деятельность, функциональные обязанности, степень физического и интеллектуального напряжения, санитарно-гигиенические условия и многий другие характеристики. Труд рабочих на сборочном конвейере, железной дороге, в авиации, совхозе, строительстве имеет различное содержание. Содержание труда в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, личностными характеристиками конкретного работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

При проведении социологических исследований содержания труда можно использовать такие градации, как ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то выделяются: простой ручной и сложный ручной труд, основанный на длительной подготовке и мастерстве работника, простой механизированный и сложный механизированный труд, простой автоматизированный исложньгй автоматизированный труд.

Содержание труда в значительной мере предопределяет личностное отношение человека к выполняемой работе. Если среди рабочих, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность выполняемой работой до 100 процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах — только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезную социальную проблему.

Специфика нашей страны — большое число ремонтников. В промышленности для обслуживания оборудования, которое эксплуатируется десятилетиями и устаревает не только морально, но и физически, приходится держать миллионы ремонтников. Изготовлением запасных частей и ремонтом тракторов занято больше людей, и применяется в четыре раза больше производственных мощностей, чем для выпуска новых тракторов. Настоящей проблемой для России становится поддержание в рабочем^ состоянии сотен тысяч километров магистральных нефтегазопроводов.

Мы выделили только самые основные характеристики содержания труда, которые учитываются в социологическом исследовании социальных проблем труда, трудовой деятельности.

Конечно, приходится учитывать и несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации работников. Основная тенденция — это отставание уровня профессиональной квалификации, качества трудовых ресурсов от конкретного содержания труда. В реальных условиях уровень квалификации работников является завышенным. При нехватке кадров любой руководитель, желая удержать работников, завышает их реальную квалификацию, чтобы иметь основание платить более высокую зарплату. Эта проблема касается не только работников физического, но и умственного труда. Однако бывают и другие ситуации, когда в экстремальных условиях Севера уровень квалификации существенно выше, чем содержание выполняемой работы. Люди, владеющие несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, как правило, качественней выполняют порученную работу.

В современных условиях два основных фактора наиболее полно характеризуют содержание труда. Во-первых — соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда. Чем выше доля умственного труда, тем выше, богаче содержание труда, тем более он привлекателен для работника, тем большее удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях.

Во-вторых, соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше профессиональная квалификация, тем больше потребность участвовать в выработке управленческих решений. Искусство управления состоит в том, чтобы помочь исполнителям выбрать нужное решение. Особенно важно делегирование части управленческих функций. К примеру, в сельскохозяйственном производстве настолько разнообразен, динамичен и территориально рассредоточен объект труда, что управленческие решения лучше выбирать непосредственному исполнителю, например, механизатору.

Следующая категория, которой социологи уделяют большое внимание, — условия труда. Это комплекс социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов, в которых происходит трудовой процесс. Они влияют на здоровье и работоспособность человека, на его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, эффективность труда, текучесть кадров.

В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты:

· социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда |ot места жительства);

· социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);

· социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). Например, комфортабельность кабины трактора, автомобиля. Есть опасные условия труда, выживания — загрязненность, травматизм, профзаболевания;

· социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). Особенно чувствительны к морально-психологическому климату женщины.

Производственные конфликты приводят к большим потерям рабочего времени, снижению эффективности труда. Исследования показывают, что половина конфликтов вызывается издержками руководства, треть — психологической несовместимостью работников.

Следующее важнейшее обстоятельство, которое, как правило, всегда находится в центре внимания социологов, — это отношение к труду. Понятно, что отношение к труду, а точнее к выполняемой работе, определяется комплексом объективных и субъективных факторов и условий.

В теоретическом плане можно выделить следующие условия:

· отношение человека к труду как моральной ценности;

· отношение к определенному вид<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.014 с.)