Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология распределения в условиях переходного периода

Поиск

Современное российское общество не может избежать социальных проблем распределения и последствий, которые с этим связаны. Реформы в намеченном виде практически неизбежно приведут к сильному социальному расслоению общества. В то же время при сильном влиянии психологических стереотипов уравнительного распределения можно прогнозировать большое общественное противостояние, социальные катаклизмы.

О состоянии отечественной сферы распределения говорят тревожные факты. Децильный коэффициент (даже по официальным данным) колеблется на отметке 12-13 (в СССР он не превышал 5, в Швеции — 6). Это наглядно свидетельствует о колоссальном и углубляющемся разрыве между тонким слоем богатых и нищающим большинством общества. Приведем официальные данные. По сводке Госкомстата Российской Федерации за 1996 год, душевой доход менее 800 тыс. руб. в месяц имели 53,3 % населения (при тогдашнем уровне цен ниже этой черты царит бедность, поскольку о приобретении предметов длительного пользования говорить не приходится) и 20,4 % имели доход на душу населения до 400 тыс., то есть находились за чертой нищеты. Официальная статистика склонна преуменьшать масштабы того и другого. Согласно данным обследования бюджетов домохозяйств, названные цифры возрастают соответственно до 89,9 % и 29,0 %. Это означает, что 9 из 10-ти бедные и нищие, а 1 из 4-х пребывает в нищете.

Физиологическая деградация большинства населения страны находит концентрированное выражение в ухудшении состояния здоровья. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин опустилась ниже возраста выхода на пенсию (60 лет), а в ряде исконно русских областей — до 55-57 лет. Каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья, до 15% призывников имеют дефицит массы тела. За бедностью и нищетой большинства — вымирание населения России. По данным социологического исследования, шанс "опуститься на дно" среди разных слоев населения равнялся: у одиноких пожилых людей — 72%, инвалидов — 63 %, многодетных семей — 54 %, безработных — 53 %, матерей одиночек — 49 %, беженцев — 44% и т. д. Особенно тревожит возрастающее число детей и подростков, которые не работают и не учатся: их более двух миллионов. Реформа школы 1992 года способствовала этому, поскольку ограничила обязательное обучение в школе "основным" — девятиклассным — образованием, то есть 15-летним возрастом. Одновременно снизилась ответственность школы и местных органов власти за отсев из начальных классов, а материальное положение многих семей не позволяет содержать детей и подростков и тем более обеспечивать их учебниками и наглядными пособиями, которые неотвратимо становятся платными.

В стране беспрецедентными в истории темпами проведена чековая приватизация. В собственность частных лиц передано 74 процента объектов малой приватизации. Около 40 млн. россиян стали акционерами. Зарегистрировано около 1 млн. малых предприятий с 9 млн. работающих. Акционирована 21 тыс. крупных и средних предприятий. Призрачная возможность повысить свое благосостояние путем выгодного обмена своих ваучеров на акции прибыльных предприятий у большей части россиян не реализовалась. Зато проведенная приватизация оправдала политические ожидания реформаторов вполне легальным, законным путем осуществить перевод государственной собственности в частные руки и ее накопление у ответственных или стратегических собственников.

Вместе с этим произошло стремительное разделение общества на богатых и бедных, сформировалось устойчивое негативное отношение к "новым русским". Общественное мнение о том, что основной способ разбогатеть связан с деятельностью, противоречащей закону и морали, стало устойчивым стереотипом массового

сознания. По данным аналитического центра ИСПИ РАН, в 1994 г. ответы на вопрос о факторах обогащения распределились следующим образом: склонность к коммерции — 10, наличие деловых связей — 13, спекуляция — 39, умение организовать дело — 16, отмывание мафиозных денег — 17, разворовывание общенародной собственности — 34, талант и работоспособность — 6 процентов опрошенных.

У нас в течение нескольких лет не публикуется необходимая статистика, отсутствует общепринятая методика расчета прожиточного минимума и его связи с минимальной зарплатой и пенсией. По логике, минимальная зарплата, пенсия должны быть на уровне прожиточного минимума. По оценкам экспертов, до 40 процентов российского населения живут за чертой бедности. К "новым русским" относится примерно 7-10 процентов населения, хватает только на питание и одежду у 29 процентов населения, только на питание — у 45 процентов населения и 20 процентов вообще не могут себя прокормить. По данным тюменских социологов, материальное положение ухудшилось с началом экономических реформ у 42,7 процента тюменцев; осталось на прежнем уровне -20,9; несколько улучшилось — 14,7; значительно улучшилось — 5,1; затруднялись ответить 16,6 процента.

В результате проведения экономических реформ идет стремительная социальная поляризация, практически исчез средний класс, деньги концентрируются на одном полюсе, бедность — на другом. Для характеристики степени социального расслоения социологи и экономисты используют такой показатель, как соотношение уровня доходов 10 процентов людей с максимальными доходами и 10 процентов людей с минимальными доходами. Эти данные выглядят следующим образом: в 1991 г. — 1:5, в 1992 г. — 1:16, в 1994 г. — 1:27. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 23,8 % от общей численности населения.

Таким образом, в результате реформирования отношений распределения в обществе произошел, по сути, раскол на две части. Одна, меньшая по численности, выступает за полную капитализацию страны, а вторая, большая, за создание социально ориентированной экономики со смешанными формами собственности, регулируемой государством, сильной системой социальной зашиты населения.

Основа экономического поведения людей в условиях рыночных преобразований заключается в том, что люди более предприимчивые, инициативные хотят, чтобы их труд оплачивался достойно, возможно, в соответствии со стандартами развитых стран. Но надо иметь в виду, что, чем сложнее человеку, социальной или этнической группе утвердиться, разбогатеть, тем больше вероятность, что часть ее представителей будет использовать для этого противоправные пути и методы. Этот тезис действует на уровне социологического закона. Результаты переходного периода всегда и везде одни и те же: криминализация бизнеса, рост преступности, социальная дезинтеграция общества.

Основные социологические подходы

к исследованию механизмов распределения

Особый интерес представляют социологические аспекты заработной платы, пенсий, пособий, всевозможных материальных льгот за стаж работы, за квалификацию, за работу в экстремальных условиях, скажем, Крайнего Севера. Например, в городах Ямало-Ненецкого автономного округа уровень заработной платы 3-4 раза выше, чем в городах юга Тюменской области. Такая зарплата привлечь может, но закрепить — нет. Человек приезжает сюда, чтобы заработать средства для обустройства в обжитых, более благоприятных районах. Возможно, следует не столько поддерживать рост зарплаты, а компенсировать неблагоприятные природно-климатические условия жилищно-бытовым комфортом, более высоким качеством жизни. Подобные рекомендации можно разработать только на основе социологических исследований.

При изучении социальных проблем крестьянства следует учитывать специфику отношений распределения на селе, формы собственности на основное средство производства — землю. В каждой стране вопрос о форме собственности на землю решается, в первую очередь, на основе исторических традиций, специфики национального развития. В России крестьяне упорно держатся за коллективные формы. В чем здесь дело? Известно, что у нас не было глубоких традиций частного владения землей, кроме крупного помещичьего землевладения, отрубов и сибирских заимок, появившихся _ результате столыпинской реформы.

Кроме того, следует определиться, о какой земле идет речь. Участки, отданные под строительство промышленных предприятий,

индивидуального жилья, дач, гаражей, для организации крестьянских хозяйств, уже находятся в частной собственности, приватизированы. Следовательно, речь идет о сельскохозяйственных угодьях, о праве частной собственности на эти земли. Возможны государственная, коллективная и частная формы собственности.

Для нашей страны наиболее подходящей является такая форма частной собственности на сельскохозяйственные земли, которая позволяла бы покупать их у государства, но без права изменения целевого использования. Пока, в условиях экономической нестабильности, коррумпированности российского чиновничества, разрешение свободной купли-продажи земли может привести только к спекуляции, к тому, что земля станет формой хранения накопленных денег и т. п.

Вопросы распределительных отношений традиционно присутствуют практически во всех анкетах: средняя зарплата, средний доход на члена семьи, удовлетворенность получаемой зарплатой, источники доходов и т. п. Есть тонкости, связанные с традициями, психологией. Например, премирование в трудовом коллективе. Традиционно все привыкли, что премия — это постоянная надбавка к зарплате и практически одинаковая для всех. Но вклад людей в общее дело всегда разный, надо иметь большое мужество, чтобы сказать эту правду и разделить премию по реальному вкладу. Особенно трудна эта задача в коллективе работников, занятых интеллектуальным трудом, где затруднена оценка индивидуального вклада. Важно выяснить индивидуальное отношение работников к различным формам материального и морального стимулирования. Например, женщины предпочитают ценный подарок, бесплатную путевку, а мужчины — деньги.

Подходы к зарплате в нашем обществе сложились в 30-е гг., когда приоритет был отдан накоплению. Если •• для нормального развития фонд накопления должен быть в пределах 10-20 процентов, то у нас он достигал 40-45 процентов национального дохода. Зарплата в этих условиях была ориентирована на Обеспечение прожиточного минимума. Что же касается оплаты труда в сельском хозяйстве, то она здесь десятилетиями не достигала даже прожиточного минимума. При этом стоит подчеркнуть, что некоторые пытаются выдавать за социальные завоевания то, что на самом деле было изобретением командно-административной системы управления. Дешевое жилье — но при этом происходила привязка к месту жительства и работы. Льготная путевка — но ее получение требовало послушания, исполнительности и членства в профсоюзе.

Известно, что сильное перераспределение бюджета, фондов в пользу столичных городов, закрытых городов военно-промышленного комплекса вело к сильным социальным различиям, усиливало миграцию населения. Для регулирования миграции, ограничения роста населения столиц потребовалось ввести специальный институт прописки.

Все это и многое другое следует отнести к нашим национальным особенностям, которые объясняются деформированием распределительных отношений в стране.

Специфическими исследованиями социологии потребления являются отбор респондентов, которые по заданию статистических организаций ведут полный учет своих доходов и расходов, определение параметров рациональной потребительской корзины промышленных и продовольственных товаров.

В новых социально-экономических условиях возникли новые вопросы для социологических исследований, например, индексация зарплаты и других выплат населению, компенсационные выплаты для социальной защиты малообеспеченных групп населения, налоговая политика и т. д. Многие из них находятся на стыке социологии, экономики и социальной психологии, хотя социологическое исследование проблем распределительных отношений, как мы отметили, имеет свою специфику.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Каков основной показатель экономического, социального и политического положения социального субъекта?

2. В чем специфика распределительных отношений при социализме?

3. Как формируются общественные фонды потребления?

4. В чем специфика распределительных отношений в условиях рыночной экономики?

5. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы распределительных отношений, существующих в современном обществе.

6. Каковы основные особенности распределительных отношений в условиях переходного периода?

7. Охарактеризуйте механизм распределения.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Показатели уровня и стандарта жизни, методика их расчета.

2. Динамика уровня жизни населения России и Тюменской области.

3. Социологический анализ маргинальности.

4. Критерии социального равенства и справедливости стабильно функционирующего общества.

5. Земельная реформа в России — основа дальнейшего развития страны.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Воронкова В. М., Фомин Э. А. Типологические критерии бедности // СоцИС. № 2. 1995.

2. Голенкова 3. Г., Игитханян Е. Д., Казаринова И. В. Маргинальный слой: феномены социальной самоидентификации// СоцИС. № 8. 1996.

3. Кинсбурский А. В. Социальное недовольство и потенциал протеста //СоцИС. № 10. 1998.

4. Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретический аспект исследования) // СоцИС. № 7. 1999.

5. Римашевская Н. Социальная стратификация и проблемы бедности: история вопроса // СоцИС. № 3. 1996.

6. Сигарева Е. П. Безработные в структуре общества // СоцИС. № 7. 1998.

7. Сорокин П. Проблема социального неравенства. М., 1992.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Во-вторых, обгцество всегда имгет определенную гпгу дарственную, политическую организацию, а значит, появляются лидеры, государственные менеджеры, чиновники, которые объгктшшо должны иметь больше прав, иначе они просто не смогут выполнять функции государственного управления. Практически в любом обществе такие социальные группы занимают определенный статус, который объективно порождает социальное неравенство.

Письменная история человечества пока не знает ни одного о<:

щества без социального неравенства. Ол1иал1>ног '[сравгттс-то) мнп голико, оно проявляется в самых различных формах и на разнь ступенях социальной организации. Опросы показывают: люди до статочно хорошо представляют свое место в с/.;.^1Ы!.у.\ иерархии остро ощущают и болезненно реагируют на социальное неравен ство, что нередко выражается в социальных конфликтах.

В-третьих, есть основания полагать, что в природе человека заложено генетически стремление к доминированию вад другими людьми. Это стремление в разной степевя выражено у отдельны \ лиц. Человек или социальная группа, получии влс.гть. зсегда стараются открыто или замаскированно ее использовать. Эти процессы можно регулировать (представительная демократия, разделение властей, ротация государственных чиновников), ио устранить полностью нельзя.

В-четвертых, общество объективно заинтересовано пыл.нигать для управления, на вершины власти, сачым •.••.•.ocn^'.y.', одаренных и тем самым вынуждено создавать такие условия, чтобы люди стремились, имели желание занимать эти места. Социальное неравенство — это своего рода инструмент самосохранения общества, с n.OMO!T;!>i<J KO'iupnrc "но f(i.iHaii;;)b]'i) обссие1-;'"^^ ^м^и^тте наиоо-лее важных постов способными и квалифицированными людьми, своего рода элитой — политической, экономической, научной, военной и т. п. Ошибки таких людей или их некомпетентность могут обходиться обществу слишком дорого. Поэтому нужно создавать некоторые преимущества в общественном статусе, остальном положении, стимулируя выдвижение самых способных людей.

Фундаментальной теоретической основой социалького неравенства, стратификации является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней — более и меяее пенные виды деятельности. Люди

не равны по своим способностям, воспитанию и образованию. Вот объективная основа стратификации.

Социальная структура общества

В социальной структуре общества принято выделять следующие подструктуры: социально-поселенческую, социально-классовую, социально-этническую, социально-демографическую. Каждая подструктура характеризуется своим набором социальных организаций и учреждений, своей системой социальных ролей, социальных ценностей и норм.

Основным элементом социальной структуры являются:

— Социальные общности (большие и малые группы).

— Профессиональные группы.

— Социально-демографические группы.

— Социально-территориальные общности.

Самая крупная единица в социальном структурировании общества — класс. В социологии имеются различные определения этого понятия. В. Ленин дал лучшую дефиницию классов, показав, что классы — это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Социально-классовая структура общества всегда подвижна. Исчезают одни классы и социальные группы, появляются новые, а иногда, как это происходит сегодня в нашей стране, — классы и социальные группы возрождаются. Например, крестьяне-единоличники, предприниматели.

Довольно длительное время отечественные социологи, исходя из марксовой схемы, видели в социальной структуре нашего общества два дружественных класса: рабочий класс и колхозное крестьянство, добавляя социальную группу интеллигенции. Формально каждая из этих групп обладает необходимыми для социального структурирования признаками. Но это слишком плоская фотография, и она не дает ответа на многие вопросы. Например, куда по этой классификации следовало относить партийную и хозяйственную номенклатуру, которая также, по ленинскому определению, обладала всеми необходимыми классообразующими признаками. Скорее всего, она являлась не просто самостоятельным классом, а в

силу ее возможностей распоряжаться собственностью, иметь значительную долю общественного богатства, играть определенную роль в организации труда — главным, основным классом общества. Тогда становится понятным определение "августовская революция 1991 года" — устранение от власти класса номенклатуры. В западной социологии, подчеркивая роль современных менеджеров в экономической и государственной жизни, пишут о революции управляющих.

В обществе всегда имеется класс, который выполняет функции ведущего. В условиях научно-технической и информационной революции, наметившегося перехода к постиндустриальному обществу таковыми становятся те социальные группы, в которых накапливается потенциал для качественного прорыва в развитии общества. К ним относятся инженерная интеллигенция, носители высокотехнологического, наукоемкого производства, создатели программных продуктов — то есть инженеры, конструкторы, управляющие, высококвалифицированные рабочие. Сюда же примыкают представители гуманитарной интеллигенции, которые обеспечивают вложения в человека, его индивидуальное развитие, — ученые, учителя, работники высшей школы и т. п. Именно эти социальные группы, возможно, создают основу нового среднего класса нашего общества, обеспечивая его прогресс, стабильность, и являются по-настоящему ведущим классом.

Наряду с горизонтальной расшифровкой социально-классовой структуры можно осуществить и вертикальную, по уровню образованности, профессиональной квалификации. Например, среди рабочих выделить группы низкой, средней и высокой квалификации. Соотношение примерно 25: 50:25. Исследования показывают, что деление на три группы вполне достаточно.

Сложнее осуществить вертикальную i оцифровку интеллигенции. Традиционно к ней относятся люди, 'ятые профессионально умственным трудом, требующим специальной подготовки. В социологии эту группу часто делят на собственно интеллигенцию и служащих. К интеллигенции причисляют работников, профессионально занятых квалифицированным умственным, как правило, творческим трудом, требующим высшего и среднего специального образования, хотя это могут быть и практики. К служащим-неспециалистам относятся работники умственного труда, где не требуется обязательно научное образование, хотя оно и может быть; рядовой милиционер, кассир, секретарь, учетчик и т. д. Не следует относить к интеллигенции всех людей, которые закончили вузы. Среди рабочих до 10 процентов имеют высшее и среднее специальное образование. Определяющим в этом плане является характер труда. В отечественной социологии попробовали найти выход, введя понятие рабочий-интеллигент. Это группа рабочих, занятых квалифицированным трудом, где требуется хорошая профессиональная подготовка, специальное образование. Например, рабочие-испытатели, летчики, операторы сложных станков и установок и т. п.

Можно определенно говорить, что с развитием общества его социальная структура все более усложняется и отдельные группы людей находятся как бы на стыках разных классов и социальных групп.

Специфика структуры российского общества

Специфика российской действительности заключается в том, что в условиях переходного состояния общества групп, находящихся на стыках различных социальных классов, появляется все больше. Сама социальная структура становится аморфной, идет интенсивный процесс люмпенизации части населения.

Российское общество отличается еще и тем, что в его формировании большую роль занимают идеолого-политические факторы. Не секрет, что радикальные демократы проводили политику быстрого перераспределения собственности и создания новых социальных групп, обеспечивающих им политическую поддержку. Для обозначения этих новых для России социальных групп используется такое выражение, как "новые русские". В совокупности это неоднородная социальная группа, имеющая свою внутреннюю дифференциацию.

В настоящее время в России формируются два основных класса: собственники и наемные работники. Разумеется, каждый из этих классов имеет свою внутреннюю дифференциацию. Нарождающийся класс собственников, использующий наемный труд, скорее всего, можно разделить на крупных собственников, средних и мел-^х. Если рассматривать работников наемного труда, то их дифференциацию можно провести в зависимости от формы собственнос-ти! с которой связан их труд: занятые на предприятиях с государ-^венной формой собственности, смешанной и частной.

Третья достаточно крупная социальная группа — лица ненаемного труда, которые составляют до 10 процентов занятых в народном хозяйстве. Это фермеры, владельцы и совладельцы частных предприятий, работающие на индивидуальной основе, на семейном предприятии. Указанная социальная группа достаточно быстро увеличивается.

Некоторые социологи предлагают делить все экономически активное население на три класса: высший, средний и низший. В мае 1994 г. к высшему классу причислил себя 1 процент опрошенного населения, к среднему — 39 процентов и к низшему — 44 процента. Таким образом, россияне научились себя идентифицировать, реально представляют свое место в социальной иерархии.

В работах современных российских социологов серьезное внимание уделяется исследованию проблем социальной стратификации. Особенно тщательно изучаются вопросы формирования среднего класса в современной России. Отмечаются, с одной стороны, трудности его становления, с другой — сложности его теоретического определения, поиск критерия отношения людей к среднему классу.

По результатам исследования Л. А. Беляевой, в насте тее время в России средний класс неоднороден и составляет в;'еднем до 20 % населения. М. Н. Руткевич, анализируя трансе чацию социальной структуры российского общества, называет;едую-щие основные социальные группы: "верхи" — компрадорская буржуазия и новая буржуазия, "низы" — мелкая и средняя буржуазия, работники наемного труда, криминальные слои, маргинальные слои.

Т. И. Заславская и Р. Г. Громова выделяют верхний, средний и базовый слой. По их оценкам, верхний слой образуют крупные и средние предприниматели, бизнес-слой, руководители производства, высокооплачиваемые специалисты, бюрократия, высшие офицеры армии, силовых структур. В средний слой входят мелкие предприниматели, высококвалифицированные специалисты, лица, занятые в управленческих структурах, военные. Базовый слой образуют массовая интеллигенция, служащие, лица массовых профессий, индустриальные рабочие, крестьяне и фермеры.

Неформальность классовой структуры, отсутствие стабильных, устойчивых классов способствует дальнейшему усугублению неконтролируемых деструктивных социальных конфликтов.

Социологи активно занимаются процессами развития социальной структуры, ее динамики в стране, по отдельным регионам и городам, участвуют в анализе данных переписи населения, разработке социальных паспортов городов и регионов.

Социальная мобильность населения

Важное место в изучении социальной структуры занимают вопросы социальной мобильности населения, то есть перехода человека из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, социальные перемещения между поколениями. Социальные перемещения носят массовый характер и по мере развития общества становятся все более интенсивными. Социологи изучают характер социальных перемещений, их направленность, интенсивность; перемещения между классами, поколениями, городами и регионами. Они могут носить позитивный и негативный характер, поощряться или, наоборот, сдерживаться.

В социологии социальных перемещений изучаются основные этапы профессиональной карьеры, сравнивается социальное положение родителей и детей. Причем возникает такая сложность:

родителей два и они могут принадлежать к разным социально-классовым группам, то есть семьи бывают социально-гомогенными, или социально-однородными, и социально-гетерогенными. В разнородных семьях, как правило, социальные перемещения просматриваются по схеме: мать — дочь, отец — сын. Сравнивается социальное положение детей и родителей в самом начале карьеры молодого поколения. При этом приходится учитывать, что данная проблема была всегда излишне политизирована, идеологизирована. В нашей стране десятилетиями на первый план в характеристике, биографии ставилось социальное происхождение, и преимущество получали люди с рабоче-крестьянскими корнями. Например, молодые люди из интеллигентных семей, чтобы поступить в вуз, первоначально шли на год—другой поработать, получить трудовой стаж, Женить социальное положение. Таким образом, получив новый социальный статус рабочего, они как бы очищались от своего "ущербного" социального происхождения. Кроме того, абитуриенты, имеющие трудовой стаж, получали льготы при поступлении, зачисляюсь на самые престижные специальности практически без ^нкурса.

Основная направленность межпоколецяых социальных перемещений — от физического к умственному труду/из села в город. Социологические исследования показали, что в гетепогенны?; семьях чаше наследуется социальная группа матери. Она воспитатель, специалист по профориеятации. По данным исследований, из семей, где отец был занят физическим трудом, а мать — умственным, в состав интеллигенции приходило более 40 процентов детей: а в обратной ситуации — 15 процентов. Может быть, дело еще и в том, что социальное происхождение обозначалось преимущественно по социальному положению отца.

Социальная биография выходцев из рабочих семей характеризуется тем, что подавляющая часть начинает труд,'" ю деятельность с малоквалифицированного физического труда — более ВО процентов. Лишь десятая часть переходит в группу интеллигенции. Только 70 процентов выходцев из гетерогенных семей начинают с неквалифицированного физического труда я примерно пятая часть из них переходит в группу интеллигенция. Среди выходцев ия интеллигентных семей начинали трудовую биографию с физического труда две трети, а треть — с умственного труда, при том; что существовали механизмы регуляции этого процесса

В западной социологии также очень широко исследуется проблема социальной мобильности- Строго говоря, социальная мобильность — это изменение социального статуса. Есть статус — реальный и мнимый, приписываемый. Любой человек получает определенный статус уже при рождении в зависимости от принадлежности к определенной расе, полу, места рождения, положения родителей.

Во всех общественных системах действуют принципы как мнимых, так и реальных заслуг. Чем больше при определении социального статуса преобладают мнимые заслуги, чем жестче общество, меньше социальная мобильность (средневековая Европа, касты а Индии). Такое положение может сохраняться только в предельно простом обществе и то до определенного уровня. Дальше оно просто тормозит общественное развитие. Дело в том, что по всем законам генетики талантливые и одаренные молодые люди встречаются одинаково равномерно во всех социальных группах населения.

Чем более развито общество, чем оно динамичней, тем больше в его системе работают принципы реального статуса, реальных яас луг. Общество в этом заинтересовано.

Социологи не ограничиваются описанием объективных процессов, а стремятся влиять на социальную ориентацию молодежи, выбор профессии с учетом общественных потребностей.

Вслед за П. Сорокиным мы будем различать два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой на том же уровне. Но наиболее важной представляется вертикальная мобильность, например, служебное повышение, существенное повышение материального благополучия, переход на другой уровень власти и т. п.

Общество может повышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с более высоких статусных позиций индивидов, не обладающих этими качествами. Таким образом, можно выделить восходящую и нисходящую социальную мобильность. Конечно, с выходом человека на пенсию статус его практически всегда понижается.

В социальных перемещениях выделяются групповая и индивидуальная социальная мобильность. Групповая мобильность наблюдается тогда, когда в силу крупных изменений в обществе, часто в условиях нестабильности, большие социальные группы быстро перемещаются, меняется политическая и экономическая элита. Типичный пример, когда к государственному рулю в нашей стране была поставлена команда Е. Гайдара. Точно так же ситуация, связанная с Е. Гайдаром, может служить примером снижения социального статуса, нисходящей социальной мобильности.

Конечно, групповая социальная мобильность состоит из индивидуальных перемещений, но последняя всегда имеет свои особенности. Эти перемещения регулируют социальные институты, устанавливая определенные правила игры. Например, система образования в лице престижных университетов, политические партии выполняют роль социальных лифтов для формирования управленческой и политической элиты.

В представлении многих жизненный успех связывается с достижением определенных высот в социальной иерархии, то есть восходящей социальной мобильности. Но прежде всего надо уяснить правила игры: т. е. в каком обществе вы живете и на каких принципах строится его стратификационная структура. Понятно, что если в основе жизненного успеха лежит титул, происхождение или высокое положение ваших родителей, а у вас нет "голубых кровей", влиятельных родственников, то ваши шансы на продвижение в жизни невысоки.

Если в обществе высоко ценится денежный потенциал человека, необходимо оценить свои предпринимательские способности, если власть — то надо заниматься политической деятельностью. Но при этом следует учитывать, что в конкретном обществе все взаимосвязано: политическую власть, влияние проще заполучить, имея деньги. "Новые русские" — Мавроди, Березовский, Гусинский и многие другие, — заполучив неважно каким путем большие деньги, прорываются к политической власти. Могут оаоотать и такие социальные лифты, как удачный и выгодный брак, участие в мафиозных группировках, религиозных общинах и т. п.

В результате социального перемещения человек попадает в новую социальную группу, что часто означает и новую социально-культурную среду, адаптироваться к которой он не всегда сможет. Полбеды, если он не сумел адаптироваться в более высокой по статусу социальной группе, а если он переместился по каким-то причинам вниз? Не случайно, распространенное слово "бич" расшифровывается как "бывший интеллигентный человек" Именно в результате неспособности адаптироваться к новой социально-культурной среде образуются маргинальные группы.

Таким образом, изучение социально-классовой структуры общества, процессов, связанных с ее изменением, занимает важное место в социологической практике. Причем не только отечественные социологи анализируют стратификационные процессы в обществе, но и западные ученые уделяют большое внимание этому вопросу.

Теория стратификации в западной социблогии

Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации (страты — пласты).

Стратификация, по их мнению, такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имеют больше, вторые — меньше, а третьи могут не иметь совсем ничего. Разрешить этот конфликт, утверждают социологи, практически невозможно. Он основывается на двух несовместимых абсолютных истинах. С одной стороны, стратификация общества чревата многими негативными последствиями, в том числе и социальными конф

ликтами, вплоть до революций. Люди, которые находятся на дне стратификационной системы, ущемлены и физически, и морально. Можно представить себе социальное самочувствие и настроение, отношение к реальному обществу люмпена, безработного, бездомного, голодного человека. С другой стороны, стратификация заставляет людей, социальные группы проявлять инициативу, предприимчивость, обеспечивать прогресс общества.

Основоположником теории стратификации является Макс Вебер. В отличие от К. Маркса он считал, что общественное положение не всегда сводится лишь к владению собственностью. Могут быть люди, например, обедневшие аристократы, генералы, которые, не имея большой собственности, обладают большим политическим весом. Или, например, крупные промышленники в Германии, обладая громадным состоянием, не имели достойного социального статуса только потому, что не были немцами по национальности. М. Вебер считал, что марксова схема излишне упрощена, поэтому стоит определять стратификацию по трем параметрам: собственность, престиж, власть. Именно они создают статус любого человека или социальной группы. По ним можно выделить три группы: низшую, среднюю и высшую. Социальная структура как бы растягивается, особенно по материальному богатству. Основной показатель стратификации общества по материальному положению: уровень материального положения 10-ти процентов населения, находящихся на верху социальной лестницы и внизу. Их соотношение может точно показывать степень конфликтности, антагонизированности конкретного общества. Между этими двумя социальными группами должен находиться средний класс: мелкие и средние предприниматели, квалифицированные рабочие, интеллигенция, государственные чиновники, банковские служащие. Чем многочисленней средний класс, чем лучше его социальное самочувствие, тем стабильней развивается общество, тем в большей мере оно застраховано от социальных конфликтов.

М. Вебер не придавал особого значения владению собственностью. Человек или социальная группа, не располагая значительной с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.013 с.)