Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социологических наук

Поиск

СОЦИОЛОГИЯ

 

Для специальности 03.10.01 – «Филология»

 

 

Кемерово


 

 

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета политических наук и социологии Ф.И.О. _________________________ «_____»__________________ 200__г. Первый проректор КемГУ Б. П. Невзоров _______________________ «_____»__________________ 200__г.
УМК обсужден и одобрен Советом факультета политических наук и социологии Протокол №___ от «___»_________200__г. Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии Ф.И.О. _____________________ «_____»__________________ 200__г. УМК обсужден и одобрен Научно-методическим советом КемГУ Протокол №___ от «___»_________200__г. Председатель НМС, первый проректор КемГУ Б. П. Невзоров ______________________ «_____» ___________________ 200 __г.

 

ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав.кафедрой социологических наук Шпак Л. Л. _________________________ «_____»__________________ 200__г. Председатель методической комиссии Ф.И.О_______________________________ «_____»__________________ 200__г.
УМК обсужден и одобрен На заседании кафедры социологических наук Протокол №___ от «___»_________200__г. Зав. кафедрой социологических наук Шпак Л. Л. __________________________ «_____»__________________ 200__г. УМК обсужден и одобрен Методической комиссией факультета политических наук и социологии Протокол №___ от «___»_________200__г.  

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Рабочая программа курса ………………………………………………………. 4

 

Учебно-методические материалы ……………………………………………… 17

 

Контрольно-измерительные материалы ………………………………………. 18

 

Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и

внеаудиторной самостоятельной работы студентов …………………………. 18

 

Глоссарий ……………….……………………………………………………….. 18


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра социологических наук

 

«Утверждаю»

Декан факультета ПНиС

______________ В. В. Желтов

«__» ________ 2007 г.

 

 

Рабочая программа

По Социологии

 

 

для специальности 031001 Филология, ГСЭ (Дисциплина по выбору)

 

форма обучения: очная

факультет романо-германской филологии

курс__ 4 _______

семестр ____ 8 __________________ зачет ____ 8 _ __

лекции ____ 12_______( часов) (семестр)

семинарские занятия __ 12_ (часов)

самостоятельные занятия___ 38 _ (часов)

Всего часов ___________ 62_ ___________

 

Составитель: канд. социол. наук,

старший преподаватель

Орлова А. В.

 

Кемерово 2007


Рабочая программа дисциплины «Социология» федерального компонента цикла «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (дисциплины по выбору) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031001 Филология.

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № __ от «__» _______ 2007 г.

 

Зав. кафедрой

социологических наук

д-р социол. наук, профессор__________________ Л. Л. Шпак

(подпись)

Одобрено методической комиссией ФПНиС

Протокол № _________ от «_____»__________ 200__ г.

Председатель __________________________ О. В. Омеличкин

(подпись)

 


Пояснительная записка

Студенты специальности «Филология» факультета романо-германской филологии изучают социологию на 4 курсе в программе социально-гуманитарного цикла. Содержательно курс «Социология» связан с такими учебными дисциплинами, как «Философия», «Психология», «Культурология», «Экономика», «Политология».

· Цель дисциплины: формирование представлений об основных социологических понятиях, объясняющих происхождение, развитие и функционирование общества; овладение понятийно-категориальным аппаратом социологической науки.

Задачи дисциплины:

· дать представление о специфике социологического познания социальной реальности;

· рассмотреть социальные связи и организации;

· повысить уровень знаний студентов в общественных дисциплинах.

Обязательный минимум содержания: Понятие социологии. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Культура как фактор социальных изменений. Социальные изменения. Методы социологического исследования.

Программа спецкурса включает в себя лекционные и семинарские занятия. Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, сообщений, работу с учебным материалом.

Изучив курс, студенты должны:

· владеть понятийно-категориальным аппаратом социологии;

· знать основные социальные группы и общности;

· иметь представление о социальном неравенстве и социальной мобильности и стратификации;

· иметь представление об основных видах социального взаимодействия;

· обладать практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества, применять полученные знания при разборе реальных ситуаций.

Контроль знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях при устном опросе студентов, проверке конспектов. Изучение курса на очном отделении проходит в восьмом семестре, в объёме – 62 часов; из них: 12 часов – лекции; 12 часов – семинары. 38 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Итоговая форма контроля зачёт.

Критерии оценки знаний: для успешного прохождения курса необходимо: более 51 % посещений, активная работа на семинарских занятиях (устные дополнения, ответы с места, использование периодической литературы из списка рекомендованной литературы), не менее двух подготовленных сообщений.

 

2. Тематический план прохождения курса “Социология”

 

Темы курса Всего часов аудит. В том числе Самост. работа (объем часов, виды заданий) Формы контроля
лекц. семин
1. Социология как наука         проверка конспекта
2. Социальные связи, системы и изменения         опрос
3. Социальные институты и организации     -   проверка конспекта
4. Социальная стратификация     -   опрос
5. Социальный статус и мобильность   -     опрос
6. Личность и общество   -     опрос
7. Социальное поведение: нормы и отклонения     -   проверка конспекта
8. Культура общества         проверка конспекта
9. Социологическое исследование: программа, методы, организация.   -     проверка конспекта
  Итого:         зачёт

Программа курса «Социология»

 

Социология как наука

Понятие социологии. Объект и предмет социологического знания. Функции социологии как научной и учебной дисциплины. Общенаучные методы познания: абстрактно-теоретические и эмпирические. Контовский проект науки об обществе. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Социология как объективный анализ «социальных фактов» (Э. Дюркгейм). «Понимающая социология» М. Вебера.Основные научные направления и школы в социологии. Структурализм. Функционализм. Символический интеракционизм. Марксистская традиция. Феноменология. Основные направления российской социологии 19 века и начала 20 века: субъективистское (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), историко-генетическое, марксистское, психологическое и др. Интегральная социология П. Сорокина. Современная социология. Заслуги Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Маркса, Г. Зиммеля.

Социологические традиции, школы и научные направления в России. Достижения и трудности современной социологии. Организация исследований в России сегодня.

 

Социальные связи, системы и изменения

Понятие социальных связей. Сущностные признаки социальных связей. Функции социальных связей. Типология социальных связей по различным критериям.

Социальные общности и группы. Типология групп. Семья, нации, классы, трудовые объединения, народности как социальные общности. Объединения людей по социальному назначению.

Понятие социальной системы. Функции социальных систем. Системообразующие признаки (цель, иерархия, управляемость и т. д.). Открытые и закрытые системы. Подсистемы: экономика, культура, политика, быт и др.

Теории социальных изменений: циклические, эволюционные, функциональные, конфликтные. Понятие социального прогресса.

 

Социальные институты и организации

Понятие социального института. Назначение институтов в обществе. Распределение функций между институтами. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Межинституциональные связи.

Социальная организация как объединение людей. Признаки и функции организаций. Типология организаций. Сложные социальные организации. Бюрократические организации. Критерии эффективности организаций. Организация общества как социальный порядок. Дезорганизущие факторы. Способы поддержания порядка. Дезорганизация, аномия.

 

Социальная стратификация

Понятие социальной структуры. Социальная неоднородность общества: природные, экономические и социокультурные детерминанты.

Понятие классов и страт в классической социологии. Основные научные концепции стратификации (функционализм, марксизм, концепции П. Сорокина и М. Вебера). Престиж, образование, богатство, власть как основания для выделения страт. Теории неравенства. Национальное, возрастное, половое, религиозное неравенство в современном обществе.

Понятие среднего класса. Влияние среднего класса на социальную систему. Маргинальные слои и группы общества. Последствия маргинализации.

Социальная стратификация современного российского общества.

 

Культура общества

Понятие культуры. Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих.

Структура культуры: формы, технология деятельности, знаковая система, нормативно-ценностная система, адаптирующая система, информационный потенциал, социальные коммуникации.

Наука и культура. Идеология и культура. Типология культур. Виды культуры (элитарная, народная, массовая).

Функции культуры в обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведение, взаимодействие, познание и т.д.) как функция культуры.

Нормативно-ценностная система общества. Понятие базовых норм и ценностей. Типология и взаимодействие норм и ценностей. Жизненные ценности.

Проблемы культуры в переходном обществе.

Социокультурные различия в обществе. Молодёжная субкультура. Проблемы культурного неравенства.

 

Темы семинарских занятий

 

Семинар 1

Тема: Социология как наука (2 часа)

1. Понятие социологии: объект и предмет.

2. Понятие социальной реальности. Социальный факт.

3. Социологические школы и направления.

Рефераты:

Функции социологии

Этапы развития социологии

Выдающиеся отечественные и зарубежные социологи (на выбор)

 

Семинар 2

Тема: Социальные связи, системы и изменения (2 часа)

1. Понятие социальных связей.

2. Социологические трактовки общества.

3. Типология объединений людей.

4. Понятие социальной системы. Общество как социальная система.

5. Стабильность социальных систем. Уровни развития социальных систем.

6. Понятие социальных изменений. Виды социальных изменений. Нововведения.

 

Рефераты:

Общественные союзы

Устойчивые объединения людей

Социальные группы

Циклические изменения в обществе

Сущность социального прогресса

Роль нововведений в общественном развитии

 

Семинар 3

Тема: Социальный статус и мобильность (2 часа)

1. Понятие социального статуса. Виды социальных статусов.

2. Социальные различия: их символика и критерии.

3. Понятие социальной мобильности. Виды социальной мобильности.

4. Социальная мобильность в современной России.

 

Рефераты:

Социальная дистанция

Социальное продвижение

Социальный статус и образование

Семинар 4

Тема: Личность и общество (2 часа)

1. Понятие личности в социологии.

2. Типология личностей.

3. Процесс социализации: этапы, признаки, результаты. Агенты социализации.

 

Рефераты:

Выдающиеся личности

Личный успех

Самореализация личности

Поздняя социализация

 

Семинар 5

Тема: Культура общества (2 часа)

1. Понятие культуры: противоречия, социальная структура и функции.

2. Виды культуры.

3. Показатели культуры общества.

4. Социокультурные различия в обществе.

 

Рефераты:

Молодежная субкультура

Роль образования в социокультурных процессах

Нормы и ценности в современной России

Кросскультурный обмен в современной России

Профессиональная и обыденная культура: критерии различий

 

Семинар 6

Тема: Организация и методы социологических исследований (2 час)

1. Программа социологического исследования.

2. Виды социологических исследований. Этапы прикладного социологического исследования.

3. Методы социологического исследования. Возможные сочетания методов.

4. Виды социологических программ. Структура социологической программы.

 

Рефераты:

Количественные методы в социологии

Качественные методы в социологии

Социометрический метод в социологии

Метод социологических исследований (на выбор)

 


 

Литература по курсу «Социология»

 

1. Андреев, Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю. П. Андреев. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 84 с.

2. Ахиезер, А. С. Как «открыть» закрытое общество / А. С. Ахиезер. – М.: Магистр, 1992. – 40 с.

3. Бельский, В. Ю. Социология: учебник для вузов / В. Ю. Бельский, А. А. Беляев, Д. Г. Лощаков. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 303 с.

4. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум, 1995. – 322 с.

5. Борцов, Ю. С. Социология: учеб. пособие для вузов / Ю. С. Борцов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 350 c.

6. Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического исследования: учеб. пособие / И. А. Бутенко. – М.: Тривола, 1998. – 226 c.

7. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Наука, 1990. – 860 с.

8. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социс – 1994. – № 5. – С. 41-60.

9. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990. – С. 601-628.

10. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М.: Гардарика, 1999. – 428 c.

11. Волкова, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волкова, И. В. Мостовая. – М., 1998. – С. 183-227.

12. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс // Социс. – 1992. – № 9, 11.

13. Гидденс, Э. Социология: перевод / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 c

14. Глиденко, П. П. Проблемы бюрократии у Макса Вебера / П. П. Глиденко, Ю. Н. Давыдов // Вопросы философии. – 1991. – № 3. – С. 24-34.

15. Голенкова, З. Т. Становление гражданского общества и социальная стратификация / З. Т. Голенкова // Социс. – 1995. – № 6. – С. 14-23.

16. Голубева, Г. А. Социология: учеб. пособие для вузов / Г. А. Голубева, А. В. Дмитриев. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.

17. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие / А. Б. Гофман. – М., 1999. – 208 с.

18. Григорьев, С. И. Основы современной социологии: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов. – М., 2002. – 256 с.

19. Дахин, А. Проблема региональной стратификации в современной России / А. Дахин, Н. Распонов // Полис. – 1998. – № 4. – С. 132-144.

20. Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебное пособие / А. В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 318 с.

21. Дмитриев, А. В. Насилие: социально-политический анализ / А. В. Дмитриев, И. Ю. Залысин. – М.: РОССПЭН, 2000. – 325 с.

22. Добреньков, В. И. Социология: краткий курс / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 232 с.

23. Дьячук, И. А. Социальная коммуникация // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 1. – С. 288-300.

24. Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1991. – С. 391-566.

25. Ерасов, Б. В. Социальная культурология / Б. В. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 591 с.

26. Зборовский, Г. Е. Социология: учебник для гуманит. вузов / Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов. – М.: Интерпракс, 1995. – 318 c.

27. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 317 с.

28. Ионин, Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000. – С. 422-428.

29. Коваленко, С. В. Человек в толпе / С. В. Коваленко // Вестник МГУ. Серия 12. – 1992. – № 3.

30. Козлова, О. Н. Социология: учеб. пособие для вузов / О. Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2004. – 318 с.

31. Конарова, Э. И. Личность как субъект и объект социального развития / Э. И. Конарова // Социально-политические науки. – 1992. – № 4, 5.

32. Кончанин, Т. Л. Социология: учеб. пособие для вузов / Т. Л. Кончанин, С. Я. Подопригора, С. Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 479 с.

33. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 534 с.

34. Кравченко, А. И. Социология: хрестоматия / А. И. Кравченко. – 2-е изд. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004. – 735 с.

35. Кравченко, К. А. Исследование организаций за рубежом / К. А. Кравченко // Социс. – 1994. – № 8-9. – С. 198-205.

36. Культура: теории и проблемы. – М.: Наука, 1995. – 275 с.

37. Кушкова, А. Н. Деревенская сплетня: некоторые особенности бытования и функционирования / А. Н. Кушкова // [Электрон.ресурс] – 2003. – Режим доступа: www.ruthenia.ru/folklore/kushkova1.htm

38. Лебедева, М. М. Политическое урегулирование конфликтов / М. М. Лебедева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 272 с.

39. Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р. Левонтин. – М.: Прогресс, 1993. – 208 с.

40. Матовская, А. В. Использование невербальной информации в личном интервью // Социс. – 2006. – № 3. – С. 104-112.

41. Мендра, А. Основы социологии / А. Мендра. – М.: NOTA BENE, 2000. – 342 с.

42. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2 кн. – М.: Наука, 1990.

43. Миллс, Ч. Социологическое воображение: пер. с англ. / Ч. Миллс. – М., 1998. – 264 с.

44. Основы прикладной социологии: у чеб. для вузов / ред. М. К. Горшков, Ф. Э. Шерега. – М.: Интерпракс, 1996. – 179 с.

45. Потемкин, В. К. Социальные резервы человека: процессы формирования и реализации / В. К. Потемкин // Гуманитарные науки. – 1997. – № 4. – С. 44-48.

46. Практикум по социологии: учеб. пособие / ред. И. М. Слепенков. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 192 с.

47. Пригожин, А. И. Организации: системы и люди / А. И. Пригожин. – М.: Политиздат, 1983. – 176 с.

48. Пригожин, А. И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин. – М., 1995. – 295 с.

49. Радугин, А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, А. А. Радугин, К. А. Радугин. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Центр, 2003. – 223 c.

50. Реутов, Е. В. Территориально-поселенческая структура региона и итоги выборов в Государственную Думу // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18: Социология и политология. – 2006. − № 1. – С. 150-160.

51. Риггз, Ф. В. Бюрократия и конституция / Ф. В. Риггз // Социс. – 1994. – № 4. – С. 88-97.

52. Русский гуманитарный Интернет-университет // [Электрон. ресурс]. – 2007. – Режим доступа: www.i-u.ru

53. Руткевич, Е. Д. Феноменологическая социология знания / Е. Д. Руткевич. – М.: Наука, 1993. – 270 с.

54. Сатаров, Г. А. Как возможны социальные изменения. Обсуждение одной гипотезы // Общест. науки и современность. – 2006. – № 3. – С. 23-29.

55. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 687 с.

56. Смешанное общество: российский вариант. – М.: Наука, 1999. – 326 с.

57. Сорокин, П. А. Система социологии / П. А. Сорокин. – В 2 т. – М.: Наука, 1993. – Т. 1. – 447 с.; Т. 2. – 688 с.

58. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992.

59. Социология: учебник для вузов / ред. Д. В. Иванов. – М.: Высшее образование, 2005. – 326 с.

60. Социология. Основы общей теории: учебное пособие. – М., 1996. – 260 с.

61. Социология: наука об обществе: у чеб. пособие для вузов / В. П. Андрущенко, В. И. Волович, Г. Т. Головченко; ред. В. П. Андрущенко, ред. Н. И. Горлач. – Харьков, 1996. – 686 c.

62. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж Тернер. – М.: Прогресс, 1996. – 472 с.

63. Тощенко, Ж. Т. О понятийном аппарате социологии / Ж. Т. Тощенко // Социс. – 2002. – № 9. – С. 3-16.

64. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс: учеб. поcобие для вузов / Ж. Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт, 1999. – 510 с.

65. Трансформация социальной структуры и стратификация Российского общества. – 3-е изд. – М., 2000. – 480 с.

66. Тулеев, А. М. На изломах жизни (Публичные лекции по социологии) / А. М. Тулеев, Л. Л. Шпак. – Новосибирск: АО ОФСЕТ, 1994. – 186 с.

67. Туров, И. С. Общество как социальная система / И. С. Туров // Социально-политический журнал. – 1994. – № 7-8. – С. 25-36.

68. Университетский гуманитарный интернет портал // [Электрон. ресурс]. – 2007. – Режим доступа: www.auditorium.ru

69. Усманов, Б. Ф. Социальная инноватика: учеб. пособие / Б. Ф. Усманов. – М., 2000. – 334 с.

70. Федеральный образовательный портал: экономика, социология, менеджмент // [Электрон. ресурс]. – 2007. – Режим доступа: www.escoman.edu.ru

71. Фролов, С. С. Социология: учебник для вузов / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004. – 343 с.

72. Хлопьев, А. Т. Трансформация социальной структуры российского общества / А. Т. Хлопьев // Социально-политический журнал. – 1995. – № 3. – С. 24-36.

73. Чикин, Б. Н. Толпа / Б. Н. Чикин // Вестник МГУ. Серия 12. – 1990. – № 6. – С. 29-43.

74. Шпак, Л. Л. Социология: учеб. пособие / Л. Л. Шпак. – 2-е изд., перераб. и доп. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 213 с.

75. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 416 с.

76. Ядов, В. А. Личность в условиях модернизации / В. А. Ядов // Человек. – 1991. – № 3. – С. 510.

77. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы: монография / В. А. Ядов. – доп. и испр. изд. – Самара: Самар. ун-т, 1995. – 331 c.

 


Глоссарий

 

Бедность – постоянный дефицит средств к существованию при систематическом самоограничении жизненно необходимых потребностей.

Дискриминация – это умышленное лишение или ущемление, ограничение прав и свобод граждан, данного человека или объединения людей, по сравнению с общепринятыми правилами и другими субъектами совместной жизни в обществе. Дискриминация может быть не на официальном, а на бытовом уровнях, существовать как предрассудок, предубеждение, неправовая практика взаимодействия с «иными». Различают расовую, национально-этническую, политическую, религиозную, гендерную (в отношении социального пола), возрастную (чаще всего – в отношении беззащитных детей, подростков, стариков), экономическую и др. виды дискриминации.

Дистанция социальная – это степень близости или отдаленности социально организованных субъектов друг от друга, расстояние между статусами в иерархии общества. Дистанция может быть между властвующей элитой и народом (признак – глухота по отношению к требованиям, просьбам, мольбам, призывам о помощи, невнимание к нуждам народа), между управленческим персоналом администраций и «линейными» работниками учреждений, созданных в данном социальном институте.

Институт социальный – это (по М. Веберу) порождение общества как целевого союза», установление (правил поведения, порядка, мер ответственности и т. д.). Институт предлагает обществу взаимосвязанную систему социально ориентированных стандартов и образцов поведения, соответствующие технологии взаимодействия, социальные проекты преобразующей деятельности, возможности совместного использования ресурсов друг друга. Институты формируют в своем пространстве влияния определенные отношения и связи, помогающие поддерживать историческую преемственность устоев жизни, поддерживать равновесие. Институты семьи, быта, труда, государства, брака, политики, власти, образования, науки и т. д. имеют свои учреждения, определенную материальную базу, пространственное размещение, специализированные функции, востребованные в обществе. Институты обеспечивают сходное и предсказуемое поведение, направляют деятельность людей.

Личность – «) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. отличают также от понятий «индивид» и «индивидуальность». Л. формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловоена также биологическими особенностями» (Краткий энц. словарь. А-М. – М.: Изд-во «РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – С. 648).

Нищета – полное отсутствие средств к существованию, невозможность выжить без поддержки со стороны.

Норма социальная – социокультурный регулятор, устанавливающий правила-стандарты и другие ограничения во взаимодействии человека с обществом и его институтами. Норма Обусловлена конкретно-исторической практикой и контекстом социальных изменений. Она может выступать в смягченном варианте, как норматив – ориентир поведения и взаимодействия с другими людьми. Регулятивное воздействие норм зависит от таких свойств, как превентивность, устойчивость, непротиворечивость, доступность, четкая обязательность-адресность, способность к обновлению, перекодификации.

Общество характеризуется важными чертами: это взаимодействие социально организованных индивидов и объединений людей; их социальные связи и отношения направляются институтами для поддержания целостности общества и достаточного системного разнообразия жизни.

Общество (по Г. Спенсеру) – органическая взаимосвязь частей целостности, подчиненной четырем основным природным законам: приспособления, роста, соответствия (пропорциональности), равной свободы для каждого члена общества.

Община – исконное объединение людей, может быть крестьянской, сельской, земляческой, религиозной. Это социально однородная совокупность людей, совместно проживающих на определенной территории, ведущих общее хозяйственное землепользование и опирающихся на нормативно-ценностные устои, выработанные в длительном взаимодействии с обществом и природой.

Операционализация в социологии – это поиск, раскрытие и измерение тех наблюдаемых объектов, которые служат доказательствами наличия других объектов, недоступных прямому наблюдению. Социолог-исследователь находит эквиваленты того или иного понятия, «заземляет» это понятие, чтобы изучить его содержание в процедурах, операциях определенного исследования.

Организация социальная – это устойчивое объединение людей, реализующих общую цель на основе определенных правил и процедур, разделения обязанностей и ответственности в соответствии со статусной иерархией и при сохранении группового единства. Опора формальных организаций – власть и бюрократия. Организации классифицируются по таким критериям, как характер отношений, виды деятельности, степень иерархичности, соподчиненность, социальное назначение, доминирующая функция, степень сложности конечной продукции и т. д. Традиционно в социологии выделяют «штабные» организации (обслуживают первых должностных лиц в иерархии), функциональные, линейные (непосредственные контакты с потребителями услуг).

Отношения социальные – устойчивая система нормированных взаимодействий (норм, требований, долженствований, функций), построенных на взаимозависимостях людей, институтов. Взаимозависимости могут быть структурно-функциональными (по «принадлежности» к тем или иным элементам структуры, дополнительности в деятельности, обмене недостающими формами и видами деятельности) или интенциональными, внутренне присущими общественной жизни (из норм морали, обычного права). Главный двигатель отношений и укрепления социальных связей – нужда в ресурсах друг друга, взаимных услугах (См. Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 305). Однако закон разделения труда не всегда способствует доброжелательным, солидаризирующим общество отношениям. Не только отношения собственности (по Марксу), но и разделение труда порождает отчуждение, неприязнь, утрату идентичности. Философы связывают отношения с законом, трактуют отношения как проявления свойств вещей и процессов, делят отношения на причинно-следственные, пространственные и временные.

Повседневная жизнь – это упорядоченная совокупность привычных взаимодействий, укладов жизни и правил обихода, сложившихся естественно исторически и регулируемых социальными институтами и самоорганизующимися субъектами в условиях существования сосуществования.

Политика социальная – система целенаправленных действий государства и всего общества по защите слабых категорий и групп населения, поддержке активного самообеспечения динамичной части общества и реабилитации лиц, испытавших лишения, дезинтегрированных из социально организованной среды. Принципами социальной политики являются объективность, конкретность, адресность, справедливость, подконтрольность обществу, систематичность, надежность и др. Особое внимание в социальной политике уделяется выживанию обездоленных людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Социальная политика способствует повышению качества жизни, благополучию общества, солидаризации людей. Одновременно социальная политика имеет и побочные смысловые и функциональные нагрузки – продвижение к власти и удержание власти, создание благоприятного имиджа, облика Человека власти.

Порядок социальный – упорядоченная совокупность мер и правил, обеспечивающих безопасность людей, выполнение ими своих обязанностей и осуществление прав и свобод. Порядок устанавливается путем согласования интересов, притязаний и ожиданий или силовым путем (в условиях дезорганизации, массовых нарушений противоправного и аморального характера), особенно при возникновении угрозы жизни и здоровью людей.

Продвижение социальное – приобретение более прочных и высоких социальных позиций: упрочение статуса, усложнение ответственности и полномочий, обладание компетенциями с признанным профессиональным влиянием, занятие должностей с более высокими требованиями к квалификации, получение престижных назначений и соответствующего приобретения (в доходах, бытовом благополучии, условиях труда, привилегиях).

Программа исследования – это документ, регламентирующий последовательность, технологию исследовательской деятельности, ее объемы и смысловое наполнение, правила информационного обмена, специфику познавательных процедур.

Равенство социальное – в век Просвещения под равенством понимали предпосылку свободы, позднее стали более осмотрительно относиться к идеалу равенства. Набравший силу новый класс (буржуазии) в своих революционных выступлениях отстаивал равенство как ликвидацию феодальных привилегий, как необходимость формализовать институты и правила, чтобы все были равны перед законом. В современной социологии равенство связывают с формально равным доступом к благам, услугам, ресурсам общества, а не как уравниловку. Равенству на «старте жизни» способствует повышение качества жизни, солидарность в обществе, преодоление грубых и несправедливых различий между слоями общества. Это касается, например, доступа к образованию выходцев из малоимущих семей, детей-сирот, инвалидов и т. д. Эффективная социальная политика сглаживает кричащие противоречия в обществе, частично выравнивает возможности разных социальных кругов и категорий населения, дает шансы для развития личностей.

Роль социальная – совокупность требований общества к данному субъекту деятельности, это особый тип поведения, оценка исполнения, санкции. Это ожидаемое поведение в зависимости от статуса, например, должностного положения. Выполнение статусных предписаний и их оценка осуществляются в широком контексте общественной жизни или ситуационно, что зависит от уровня статусной иерархии и от роли субъекта деятельности. Сегодня отмечается влияние на ролевое исполнение со стороны локальных культур, местных сообществ.

Связь социальная – это факторы, технологии и результаты совместной деятельности. Термин введен в научный оборот классиком французской и мировой социологии Э. Дюркгеймом для обозначения взаимодействия, ценного для участников. Польский ученый с мировым именем Ян Щепаньский считает существенными чертами социальной связи соприкосновение в пространстве, взаимное наблюдение, готовность к взаимодействию, взаимоконтроль.

Система социальная – это целостное единство, упорядоченное множество элементов, находящихся во во взаимосвязях и отношениях друг с другом и сохраняющих инвариантную основу целостности. Система стремится сохранить равновесие в столкновении с внешней средой и «откликнуться» на воздействие извне и внутрисистемные изменения. По Толкотту Парсонсу, общество предстает как система действия, состоящая из подсистем: личности с функцией целедостижения, поведенческой подсистемы с функцией адаптации (с помощью ресурсов), социальной с функцией интеграции, культуры – с функцией создания и хранения образцов, т. е. действий, смыслов, символических средств, ценностей, информационных обменов.

Социализация – процесс воспроизводства состава общества, интеграция людей в социальные структуры, связи и отношения с помощью социализирующих институтов и механизмов. Это гражданское становление человека, усвоение личностью социально значимых и востребованных качеств и одновременная самореализация индивидуальности во взаимодействии с обществом.

Социология – это наука о взаимодействии институтов, объединений людей, отдельных личностей по поводу реализации жизненно важных интересов в условиях совместного существования. Эти интересы могут быть общими или дифференцированными. Социология исследует общественную жизнь и систематизирует знания о ней в аспекте социальной интеграции и дезинтеграции, учитывая «принадлежность» человека к различным слоям, группам, категориям людей. Социологические законы отражают социальную реальность и представления о ней в мире, обществе и различных сообществах.

Статус социальный – положение людей и/или групп в системе общественных отношений разного уровня. Различают статус прирожденный, приписанный, предписанный (по семейному происхождению, пол, возраст, раса, национальность) и достигаемый. В концепции стратификации основанием для определения статуса являются профессиональные различия, образование, богатство, близость к власти или обладание властью, степень обладания ресурсами, степень влияния, престиж. В последние годы в социологическом анализе статусов, ролей и социальных дистанций стали употреблять экономическую терминологию: актуализировались оценки людей с позиций накопленного и используемо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.013 с.)