Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одобрено методической комиссией ФПНиС

Поиск

Протокол № _________ от «_____»__________ 200__ г.

Председатель __________________________ О. В. Омеличкин

(подпись)

 


Пояснительная записка

Студенты специальности «Филология» факультета романо-германской филологии изучают социологию на 4 курсе в программе социально-гуманитарного цикла. Содержательно курс «Социология» связан с такими учебными дисциплинами, как «Философия», «Психология», «Культурология», «Экономика», «Политология».

· Цель дисциплины: формирование представлений об основных социологических понятиях, объясняющих происхождение, развитие и функционирование общества; овладение понятийно-категориальным аппаратом социологической науки.

Задачи дисциплины:

· дать представление о специфике социологического познания социальной реальности;

· рассмотреть социальные связи и организации;

· повысить уровень знаний студентов в общественных дисциплинах.

Обязательный минимум содержания: Понятие социологии. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Культура как фактор социальных изменений. Социальные изменения. Методы социологического исследования.

Программа спецкурса включает в себя лекционные и семинарские занятия. Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, сообщений, работу с учебным материалом.

Изучив курс, студенты должны:

· владеть понятийно-категориальным аппаратом социологии;

· знать основные социальные группы и общности;

· иметь представление о социальном неравенстве и социальной мобильности и стратификации;

· иметь представление об основных видах социального взаимодействия;

· обладать практическими навыками самостоятельного анализа современного состояния общества, применять полученные знания при разборе реальных ситуаций.

Контроль знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях при устном опросе студентов, проверке конспектов. Изучение курса на очном отделении проходит в восьмом семестре, в объёме – 62 часов; из них: 12 часов – лекции; 12 часов – семинары. 38 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Итоговая форма контроля зачёт.

Критерии оценки знаний: для успешного прохождения курса необходимо: более 51 % посещений, активная работа на семинарских занятиях (устные дополнения, ответы с места, использование периодической литературы из списка рекомендованной литературы), не менее двух подготовленных сообщений.

 

2. Тематический план прохождения курса “Социология”

 

Темы курса Всего часов аудит. В том числе Самост. работа (объем часов, виды заданий) Формы контроля
лекц. семин
1. Социология как наука         проверка конспекта
2. Социальные связи, системы и изменения         опрос
3. Социальные институты и организации     -   проверка конспекта
4. Социальная стратификация     -   опрос
5. Социальный статус и мобильность   -     опрос
6. Личность и общество   -     опрос
7. Социальное поведение: нормы и отклонения     -   проверка конспекта
8. Культура общества         проверка конспекта
9. Социологическое исследование: программа, методы, организация.   -     проверка конспекта
  Итого:         зачёт

Программа курса «Социология»

 

Социология как наука

Понятие социологии. Объект и предмет социологического знания. Функции социологии как научной и учебной дисциплины. Общенаучные методы познания: абстрактно-теоретические и эмпирические. Контовский проект науки об обществе. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Социология как объективный анализ «социальных фактов» (Э. Дюркгейм). «Понимающая социология» М. Вебера.Основные научные направления и школы в социологии. Структурализм. Функционализм. Символический интеракционизм. Марксистская традиция. Феноменология. Основные направления российской социологии 19 века и начала 20 века: субъективистское (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), историко-генетическое, марксистское, психологическое и др. Интегральная социология П. Сорокина. Современная социология. Заслуги Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Маркса, Г. Зиммеля.

Социологические традиции, школы и научные направления в России. Достижения и трудности современной социологии. Организация исследований в России сегодня.

 

Социальные связи, системы и изменения

Понятие социальных связей. Сущностные признаки социальных связей. Функции социальных связей. Типология социальных связей по различным критериям.

Социальные общности и группы. Типология групп. Семья, нации, классы, трудовые объединения, народности как социальные общности. Объединения людей по социальному назначению.

Понятие социальной системы. Функции социальных систем. Системообразующие признаки (цель, иерархия, управляемость и т. д.). Открытые и закрытые системы. Подсистемы: экономика, культура, политика, быт и др.

Теории социальных изменений: циклические, эволюционные, функциональные, конфликтные. Понятие социального прогресса.

 

Социальные институты и организации

Понятие социального института. Назначение институтов в обществе. Распределение функций между институтами. Роль институтов в воспроизводстве общественной жизни и поддержании социального порядка. Межинституциональные связи.

Социальная организация как объединение людей. Признаки и функции организаций. Типология организаций. Сложные социальные организации. Бюрократические организации. Критерии эффективности организаций. Организация общества как социальный порядок. Дезорганизущие факторы. Способы поддержания порядка. Дезорганизация, аномия.

 

Социальная стратификация

Понятие социальной структуры. Социальная неоднородность общества: природные, экономические и социокультурные детерминанты.

Понятие классов и страт в классической социологии. Основные научные концепции стратификации (функционализм, марксизм, концепции П. Сорокина и М. Вебера). Престиж, образование, богатство, власть как основания для выделения страт. Теории неравенства. Национальное, возрастное, половое, религиозное неравенство в современном обществе.

Понятие среднего класса. Влияние среднего класса на социальную систему. Маргинальные слои и группы общества. Последствия маргинализации.

Социальная стратификация современного российского общества.

 

Социальное поведение: нормы и отклонения

Понятие поведения. Массовое поведение: признаки, механизм, формы. Охлократическое поведение масс и его последствия.

Паника, слухи, бунты, массовая истерия, погромы как формы массового поведения. Публика и толпа. Типология толпы. Массовые беспорядки.

Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения. Типология форм девиантного поведения. Девиантное поведение в современной России.

Социальный контроль. Виды социальных норм. Виды социальных санкций. Проблема наказаний и поощрений. Свобода, ответственность и самоконтроль в социальном взаимодействии.

.

 

Культура общества

Понятие культуры. Культура как синтетическая качественная характеристика конкретно-исторического типа общества и его составляющих.

Структура культуры: формы, технология деятельности, знаковая система, нормативно-ценностная система, адаптирующая система, информационный потенциал, социальные коммуникации.

Наука и культура. Идеология и культура. Типология культур. Виды культуры (элитарная, народная, массовая).

Функции культуры в обществе. Регулятивная роль культуры. Отбор и демонстрация образцов (поведение, взаимодействие, познание и т.д.) как функция культуры.

Нормативно-ценностная система общества. Понятие базовых норм и ценностей. Типология и взаимодействие норм и ценностей. Жизненные ценности.

Проблемы культуры в переходном обществе.

Социокультурные различия в обществе. Молодёжная субкультура. Проблемы культурного неравенства.

 

Темы семинарских занятий

 

Семинар 1

Тема: Социология как наука (2 часа)

1. Понятие социологии: объект и предмет.

2. Понятие социальной реальности. Социальный факт.

3. Социологические школы и направления.

Рефераты:

Функции социологии

Этапы развития социологии

Выдающиеся отечественные и зарубежные социологи (на выбор)

 

Семинар 2

Тема: Социальные связи, системы и изменения (2 часа)

1. Понятие социальных связей.

2. Социологические трактовки общества.

3. Типология объединений людей.

4. Понятие социальной системы. Общество как социальная система.

5. Стабильность социальных систем. Уровни развития социальных систем.

6. Понятие социальных изменений. Виды социальных изменений. Нововведения.

 

Рефераты:

Общественные союзы

Устойчивые объединения людей

Социальные группы

Циклические изменения в обществе

Сущность социального прогресса

Роль нововведений в общественном развитии

 

Семинар 3

Тема: Социальный статус и мобильность (2 часа)

1. Понятие социального статуса. Виды социальных статусов.

2. Социальные различия: их символика и критерии.

3. Понятие социальной мобильности. Виды социальной мобильности.

4. Социальная мобильность в современной России.

 

Рефераты:

Социальная дистанция

Социальное продвижение

Социальный статус и образование

Семинар 4

Тема: Личность и общество (2 часа)

1. Понятие личности в социологии.

2. Типология личностей.

3. Процесс социализации: этапы, признаки, результаты. Агенты социализации.

 

Рефераты:

Выдающиеся личности

Личный успех

Самореализация личности

Поздняя социализация

 

Семинар 5

Тема: Культура общества (2 часа)

1. Понятие культуры: противоречия, социальная структура и функции.

2. Виды культуры.

3. Показатели культуры общества.

4. Социокультурные различия в обществе.

 

Рефераты:

Молодежная субкультура

Роль образования в социокультурных процессах

Нормы и ценности в современной России

Кросскультурный обмен в современной России

Профессиональная и обыденная культура: критерии различий

 

Семинар 6

Тема: Организация и методы социологических исследований (2 час)

1. Программа социологического исследования.

2. Виды социологических исследований. Этапы прикладного социологического исследования.

3. Методы социологического исследования. Возможные сочетания методов.

4. Виды социологических программ. Структура социологической программы.

 

Рефераты:

Количественные методы в социологии

Качественные методы в социологии

Социометрический метод в социологии

Метод социологических исследований (на выбор)

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.006 с.)