Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрольно-измерительные материалы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерные вопросы к зачету
1. Предмет и структура социологии 2. Общество как социальная система 3. Изменения в социальной системе 4. Концепция стратификация общества 5. Средний класс 6. Маргинальные группы в обществе 7. Социальный статус и социальная роль 8. Социальная мобильность 9. Социальные связи 10. Социальные институты: понятие, виды, функции 11. Семья как социальный институт 12. Социальные организации: понятие, виды 13. Сложные социальные организации 14. Социальная дезорганизация 15. Социальные нормы и отклонения 16. Охлократия как социальное явление 17. Проблемы личности в социологии 18. Социализация личности 19. Культура общества 20. Метод социологических исследований (на выбор)
Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Полноценное изучение курса «Социология» возможно при активной работе на семинарских занятиях и выполнении самостоятельной работы: 1. Подготовка устных докладов и рефератов, предложенных для каждых семинарских занятий. 2. Составление схемы «Типология социальных связей». 3. Составление примерного списка социальных институтов (по указанным критериям) и схемы «Структура социальных институтов». 4. Выписать из учебников и учеб. пособий разделы касающиеся социальной стратификации. 5. Привести примеры изменения социального статуса индивида. 6. Привести примеры социального отклонения. 7. Из учебников и учеб. пособий выписать понятия социальной культуры. 8. Рассмотреть сущность, достоинства и недостатки методов социологических исследований, используя учебную литературу.
Глоссарий
Бедность – постоянный дефицит средств к существованию при систематическом самоограничении жизненно необходимых потребностей. Дискриминация – это умышленное лишение или ущемление, ограничение прав и свобод граждан, данного человека или объединения людей, по сравнению с общепринятыми правилами и другими субъектами совместной жизни в обществе. Дискриминация может быть не на официальном, а на бытовом уровнях, существовать как предрассудок, предубеждение, неправовая практика взаимодействия с «иными». Различают расовую, национально-этническую, политическую, религиозную, гендерную (в отношении социального пола), возрастную (чаще всего – в отношении беззащитных детей, подростков, стариков), экономическую и др. виды дискриминации. Дистанция социальная – это степень близости или отдаленности социально организованных субъектов друг от друга, расстояние между статусами в иерархии общества. Дистанция может быть между властвующей элитой и народом (признак – глухота по отношению к требованиям, просьбам, мольбам, призывам о помощи, невнимание к нуждам народа), между управленческим персоналом администраций и «линейными» работниками учреждений, созданных в данном социальном институте. Институт социальный – это (по М. Веберу) порождение общества как целевого союза», установление (правил поведения, порядка, мер ответственности и т. д.). Институт предлагает обществу взаимосвязанную систему социально ориентированных стандартов и образцов поведения, соответствующие технологии взаимодействия, социальные проекты преобразующей деятельности, возможности совместного использования ресурсов друг друга. Институты формируют в своем пространстве влияния определенные отношения и связи, помогающие поддерживать историческую преемственность устоев жизни, поддерживать равновесие. Институты семьи, быта, труда, государства, брака, политики, власти, образования, науки и т. д. имеют свои учреждения, определенную материальную базу, пространственное размещение, специализированные функции, востребованные в обществе. Институты обеспечивают сходное и предсказуемое поведение, направляют деятельность людей. Личность – «) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. отличают также от понятий «индивид» и «индивидуальность». Л. формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловоена также биологическими особенностями» (Краткий энц. словарь. А-М. – М.: Изд-во «РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – С. 648). Нищета – полное отсутствие средств к существованию, невозможность выжить без поддержки со стороны. Норма социальная – социокультурный регулятор, устанавливающий правила-стандарты и другие ограничения во взаимодействии человека с обществом и его институтами. Норма Обусловлена конкретно-исторической практикой и контекстом социальных изменений. Она может выступать в смягченном варианте, как норматив – ориентир поведения и взаимодействия с другими людьми. Регулятивное воздействие норм зависит от таких свойств, как превентивность, устойчивость, непротиворечивость, доступность, четкая обязательность-адресность, способность к обновлению, перекодификации. Общество характеризуется важными чертами: это взаимодействие социально организованных индивидов и объединений людей; их социальные связи и отношения направляются институтами для поддержания целостности общества и достаточного системного разнообразия жизни. Общество (по Г. Спенсеру) – органическая взаимосвязь частей целостности, подчиненной четырем основным природным законам: приспособления, роста, соответствия (пропорциональности), равной свободы для каждого члена общества. Община – исконное объединение людей, может быть крестьянской, сельской, земляческой, религиозной. Это социально однородная совокупность людей, совместно проживающих на определенной территории, ведущих общее хозяйственное землепользование и опирающихся на нормативно-ценностные устои, выработанные в длительном взаимодействии с обществом и природой. Операционализация в социологии – это поиск, раскрытие и измерение тех наблюдаемых объектов, которые служат доказательствами наличия других объектов, недоступных прямому наблюдению. Социолог-исследователь находит эквиваленты того или иного понятия, «заземляет» это понятие, чтобы изучить его содержание в процедурах, операциях определенного исследования. Организация социальная – это устойчивое объединение людей, реализующих общую цель на основе определенных правил и процедур, разделения обязанностей и ответственности в соответствии со статусной иерархией и при сохранении группового единства. Опора формальных организаций – власть и бюрократия. Организации классифицируются по таким критериям, как характер отношений, виды деятельности, степень иерархичности, соподчиненность, социальное назначение, доминирующая функция, степень сложности конечной продукции и т. д. Традиционно в социологии выделяют «штабные» организации (обслуживают первых должностных лиц в иерархии), функциональные, линейные (непосредственные контакты с потребителями услуг). Отношения социальные – устойчивая система нормированных взаимодействий (норм, требований, долженствований, функций), построенных на взаимозависимостях людей, институтов. Взаимозависимости могут быть структурно-функциональными (по «принадлежности» к тем или иным элементам структуры, дополнительности в деятельности, обмене недостающими формами и видами деятельности) или интенциональными, внутренне присущими общественной жизни (из норм морали, обычного права). Главный двигатель отношений и укрепления социальных связей – нужда в ресурсах друг друга, взаимных услугах (См. Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 305). Однако закон разделения труда не всегда способствует доброжелательным, солидаризирующим общество отношениям. Не только отношения собственности (по Марксу), но и разделение труда порождает отчуждение, неприязнь, утрату идентичности. Философы связывают отношения с законом, трактуют отношения как проявления свойств вещей и процессов, делят отношения на причинно-следственные, пространственные и временные. Повседневная жизнь – это упорядоченная совокупность привычных взаимодействий, укладов жизни и правил обихода, сложившихся естественно исторически и регулируемых социальными институтами и самоорганизующимися субъектами в условиях существования сосуществования. Политика социальная – система целенаправленных действий государства и всего общества по защите слабых категорий и групп населения, поддержке активного самообеспечения динамичной части общества и реабилитации лиц, испытавших лишения, дезинтегрированных из социально организованной среды. Принципами социальной политики являются объективность, конкретность, адресность, справедливость, подконтрольность обществу, систематичность, надежность и др. Особое внимание в социальной политике уделяется выживанию обездоленных людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Социальная политика способствует повышению качества жизни, благополучию общества, солидаризации людей. Одновременно социальная политика имеет и побочные смысловые и функциональные нагрузки – продвижение к власти и удержание власти, создание благоприятного имиджа, облика Человека власти. Порядок социальный – упорядоченная совокупность мер и правил, обеспечивающих безопасность людей, выполнение ими своих обязанностей и осуществление прав и свобод. Порядок устанавливается путем согласования интересов, притязаний и ожиданий или силовым путем (в условиях дезорганизации, массовых нарушений противоправного и аморального характера), особенно при возникновении угрозы жизни и здоровью людей. Продвижение социальное – приобретение более прочных и высоких социальных позиций: упрочение статуса, усложнение ответственности и полномочий, обладание компетенциями с признанным профессиональным влиянием, занятие должностей с более высокими требованиями к квалификации, получение престижных назначений и соответствующего приобретения (в доходах, бытовом благополучии, условиях труда, привилегиях). Программа исследования – это документ, регламентирующий последовательность, технологию исследовательской деятельности, ее объемы и смысловое наполнение, правила информационного обмена, специфику познавательных процедур. Равенство социальное – в век Просвещения под равенством понимали предпосылку свободы, позднее стали более осмотрительно относиться к идеалу равенства. Набравший силу новый класс (буржуазии) в своих революционных выступлениях отстаивал равенство как ликвидацию феодальных привилегий, как необходимость формализовать институты и правила, чтобы все были равны перед законом. В современной социологии равенство связывают с формально равным доступом к благам, услугам, ресурсам общества, а не как уравниловку. Равенству на «старте жизни» способствует повышение качества жизни, солидарность в обществе, преодоление грубых и несправедливых различий между слоями общества. Это касается, например, доступа к образованию выходцев из малоимущих семей, детей-сирот, инвалидов и т. д. Эффективная социальная политика сглаживает кричащие противоречия в обществе, частично выравнивает возможности разных социальных кругов и категорий населения, дает шансы для развития личностей. Роль социальная – совокупность требований общества к данному субъекту деятельности, это особый тип поведения, оценка исполнения, санкции. Это ожидаемое поведение в зависимости от статуса, например, должностного положения. Выполнение статусных предписаний и их оценка осуществляются в широком контексте общественной жизни или ситуационно, что зависит от уровня статусной иерархии и от роли субъекта деятельности. Сегодня отмечается влияние на ролевое исполнение со стороны локальных культур, местных сообществ. Связь социальная – это факторы, технологии и результаты совместной деятельности. Термин введен в научный оборот классиком французской и мировой социологии Э. Дюркгеймом для обозначения взаимодействия, ценного для участников. Польский ученый с мировым именем Ян Щепаньский считает существенными чертами социальной связи соприкосновение в пространстве, взаимное наблюдение, готовность к взаимодействию, взаимоконтроль. Система социальная – это целостное единство, упорядоченное множество элементов, находящихся во во взаимосвязях и отношениях друг с другом и сохраняющих инвариантную основу целостности. Система стремится сохранить равновесие в столкновении с внешней средой и «откликнуться» на воздействие извне и внутрисистемные изменения. По Толкотту Парсонсу, общество предстает как система действия, состоящая из подсистем: личности с функцией целедостижения, поведенческой подсистемы с функцией адаптации (с помощью ресурсов), социальной с функцией интеграции, культуры – с функцией создания и хранения образцов, т. е. действий, смыслов, символических средств, ценностей, информационных обменов. Социализация – процесс воспроизводства состава общества, интеграция людей в социальные структуры, связи и отношения с помощью социализирующих институтов и механизмов. Это гражданское становление человека, усвоение личностью социально значимых и востребованных качеств и одновременная самореализация индивидуальности во взаимодействии с обществом. Социология – это наука о взаимодействии институтов, объединений людей, отдельных личностей по поводу реализации жизненно важных интересов в условиях совместного существования. Эти интересы могут быть общими или дифференцированными. Социология исследует общественную жизнь и систематизирует знания о ней в аспекте социальной интеграции и дезинтеграции, учитывая «принадлежность» человека к различным слоям, группам, категориям людей. Социологические законы отражают социальную реальность и представления о ней в мире, обществе и различных сообществах. Статус социальный – положение людей и/или групп в системе общественных отношений разного уровня. Различают статус прирожденный, приписанный, предписанный (по семейному происхождению, пол, возраст, раса, национальность) и достигаемый. В концепции стратификации основанием для определения статуса являются профессиональные различия, образование, богатство, близость к власти или обладание властью, степень обладания ресурсами, степень влияния, престиж. В последние годы в социологическом анализе статусов, ролей и социальных дистанций стали употреблять экономическую терминологию: актуализировались оценки людей с позиций накопленного и используемого капитала (экономического, социокультурного, политического, духовного и т. д.). Структура социальная – это группировка по значимым, системообразующим признакам, отражающая состав, соподчиненность, характер социальных связей. В позитивизме структурой считали совокупность причинных связей между социальными фактами, в марксизме – деление общества на классы, лиц умственного и физического труда, на городское и сельское население, а также по социально-демографическим признакам. Принципиально иное деление общества предлагается в концепциях стратификации, критериями такого деления становятся атрибуты достижения, личного успеха и общественного признания. Власть, богатство, привилегии, права, влияния, ценности (блага) и услуги по-разному распределяются между слоями (стратами) общества. Главными основаниями для подвижности, перехода из одной страты в другую становятся происхождение, власть и могущество, богатство, престиж профессии, образование, происхождение (родственные или этнические связи), длительное проживание в стране или данной местности, высоко ценимые в обществе индивидуально-личностные качества и заслуги. Факт социальный – это истинное знание, исходное положение для дальнейшего объяснения жизни. Эмиль Дюркгейм подчеркивал независимость факта от индивидуального сознания и его принудительную силу по отношению к индивиду, видел в этом объективность социально существующего факта. Факт наделяется такими чертами, как статистичность, интегративность, историчность, инвариантность, единичность. Научный социальный факт устанавливается на основе верификации отобранных и классифицированных по четким критериям фактов самой социальной реальности, а затем – выявлении причинно-следственных связей между преобразованными в системе знаний и интерпретированными фактами. Социальный факт – это элементарное обобщение конечного множества признаков тех или иных явлений. Современные трактовки отошли от позитивизма в понимании социального факта. Ценности – это значимые для личности, общества и отдельных его составляющих предметы или смыслы, символы, любые продукты исторического и ситуационного взаимодействия людей, это социальное наследие, утрата которого приносит чувства горя, боли, обиды, попранного достоинства и воспринимается как лишение. Люди не только оценивают что-то значимое, но и стараются сохранить и преумножить это для последующих поколений. Ценности входят в культуру общества и регулируют социальные связи и отношения, служат образцами. Ценностью может быть родина, сама жизнь, человек, труд, семья, честь, доброе имя в обществе и т. д. Наличные ценности (блага, смыслы жизни) и идеальные, воображаемые (идеалы, символы) соприкасаются и функционируют как звенья единого регулятивного и социализирующего механизма, связанного с нормами, традициями. Ценностные ориентации – элемент сознания человека, формируется как избирательное отношение к социальной практике и наличному арсеналу ценностей. Чтобы люди проявили ориентации на ценности, они должны иметь «набор» реальных или конструируемых воображением ценностей. Ценностные ориентации – еще не сами ценности, а продвижение к ним, некое направление к сложившейся нормативно-ценностной системе разных уровней (общества, непосредственного социального окружения, отдельной личности и т. д.). Среди привычных основных типов ценностных ориентаций, характерных для жизни человека, можно отметить ориентации на профессиональное продвижение (в том числе – на карьерный рост), на политическую известность, на укрепление семейной жизни, на обогащение и в целом – на достойное, респектабельное существование, на глубокие дружеские отношения, на самореализацию и разностороннее развитие личности (включая здоровый образ жизни). Люди имеют предпочтения, выстраивают иерархию ориентаций, при этом стремятся к достаточному разнообразию в наборе ценностей для выбора. Л. Л. Шпак
Дополнения и изменения к рабочей программе учебной дисциплины
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.015 с.) |