Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольно-измерительные материалы.

Поиск

 

Примерные вопросы к зачету

 

1. Предмет и структура социологии

2. Общество как социальная система

3. Изменения в социальной системе

4. Концепция стратификация общества

5. Средний класс

6. Маргинальные группы в обществе

7. Социальный статус и социальная роль

8. Социальная мобильность

9. Социальные связи

10. Социальные институты: понятие, виды, функции

11. Семья как социальный институт

12. Социальные организации: понятие, виды

13. Сложные социальные организации

14. Социальная дезорганизация

15. Социальные нормы и отклонения

16. Охлократия как социальное явление

17. Проблемы личности в социологии

18. Социализация личности

19. Культура общества

20. Метод социологических исследований (на выбор)

 


Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов

 

Полноценное изучение курса «Социология» возможно при активной работе на семинарских занятиях и выполнении самостоятельной работы:

1. Подготовка устных докладов и рефератов, предложенных для каждых семинарских занятий.

2. Составление схемы «Типология социальных связей».

3. Составление примерного списка социальных институтов (по указанным критериям) и схемы «Структура социальных институтов».

4. Выписать из учебников и учеб. пособий разделы касающиеся социальной стратификации.

5. Привести примеры изменения социального статуса индивида.

6. Привести примеры социального отклонения.

7. Из учебников и учеб. пособий выписать понятия социальной культуры.

8. Рассмотреть сущность, достоинства и недостатки методов социологических исследований, используя учебную литературу.

 

Глоссарий

 

Бедность – постоянный дефицит средств к существованию при систематическом самоограничении жизненно необходимых потребностей.

Дискриминация – это умышленное лишение или ущемление, ограничение прав и свобод граждан, данного человека или объединения людей, по сравнению с общепринятыми правилами и другими субъектами совместной жизни в обществе. Дискриминация может быть не на официальном, а на бытовом уровнях, существовать как предрассудок, предубеждение, неправовая практика взаимодействия с «иными». Различают расовую, национально-этническую, политическую, религиозную, гендерную (в отношении социального пола), возрастную (чаще всего – в отношении беззащитных детей, подростков, стариков), экономическую и др. виды дискриминации.

Дистанция социальная – это степень близости или отдаленности социально организованных субъектов друг от друга, расстояние между статусами в иерархии общества. Дистанция может быть между властвующей элитой и народом (признак – глухота по отношению к требованиям, просьбам, мольбам, призывам о помощи, невнимание к нуждам народа), между управленческим персоналом администраций и «линейными» работниками учреждений, созданных в данном социальном институте.

Институт социальный – это (по М. Веберу) порождение общества как целевого союза», установление (правил поведения, порядка, мер ответственности и т. д.). Институт предлагает обществу взаимосвязанную систему социально ориентированных стандартов и образцов поведения, соответствующие технологии взаимодействия, социальные проекты преобразующей деятельности, возможности совместного использования ресурсов друг друга. Институты формируют в своем пространстве влияния определенные отношения и связи, помогающие поддерживать историческую преемственность устоев жизни, поддерживать равновесие. Институты семьи, быта, труда, государства, брака, политики, власти, образования, науки и т. д. имеют свои учреждения, определенную материальную базу, пространственное размещение, специализированные функции, востребованные в обществе. Институты обеспечивают сходное и предсказуемое поведение, направляют деятельность людей.

Личность – «) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. отличают также от понятий «индивид» и «индивидуальность». Л. формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловоена также биологическими особенностями» (Краткий энц. словарь. А-М. – М.: Изд-во «РИПОЛ КЛАССИК, 2000. – С. 648).

Нищета – полное отсутствие средств к существованию, невозможность выжить без поддержки со стороны.

Норма социальная – социокультурный регулятор, устанавливающий правила-стандарты и другие ограничения во взаимодействии человека с обществом и его институтами. Норма Обусловлена конкретно-исторической практикой и контекстом социальных изменений. Она может выступать в смягченном варианте, как норматив – ориентир поведения и взаимодействия с другими людьми. Регулятивное воздействие норм зависит от таких свойств, как превентивность, устойчивость, непротиворечивость, доступность, четкая обязательность-адресность, способность к обновлению, перекодификации.

Общество характеризуется важными чертами: это взаимодействие социально организованных индивидов и объединений людей; их социальные связи и отношения направляются институтами для поддержания целостности общества и достаточного системного разнообразия жизни.

Общество (по Г. Спенсеру) – органическая взаимосвязь частей целостности, подчиненной четырем основным природным законам: приспособления, роста, соответствия (пропорциональности), равной свободы для каждого члена общества.

Община – исконное объединение людей, может быть крестьянской, сельской, земляческой, религиозной. Это социально однородная совокупность людей, совместно проживающих на определенной территории, ведущих общее хозяйственное землепользование и опирающихся на нормативно-ценностные устои, выработанные в длительном взаимодействии с обществом и природой.

Операционализация в социологии – это поиск, раскрытие и измерение тех наблюдаемых объектов, которые служат доказательствами наличия других объектов, недоступных прямому наблюдению. Социолог-исследователь находит эквиваленты того или иного понятия, «заземляет» это понятие, чтобы изучить его содержание в процедурах, операциях определенного исследования.

Организация социальная – это устойчивое объединение людей, реализующих общую цель на основе определенных правил и процедур, разделения обязанностей и ответственности в соответствии со статусной иерархией и при сохранении группового единства. Опора формальных организаций – власть и бюрократия. Организации классифицируются по таким критериям, как характер отношений, виды деятельности, степень иерархичности, соподчиненность, социальное назначение, доминирующая функция, степень сложности конечной продукции и т. д. Традиционно в социологии выделяют «штабные» организации (обслуживают первых должностных лиц в иерархии), функциональные, линейные (непосредственные контакты с потребителями услуг).

Отношения социальные – устойчивая система нормированных взаимодействий (норм, требований, долженствований, функций), построенных на взаимозависимостях людей, институтов. Взаимозависимости могут быть структурно-функциональными (по «принадлежности» к тем или иным элементам структуры, дополнительности в деятельности, обмене недостающими формами и видами деятельности) или интенциональными, внутренне присущими общественной жизни (из норм морали, обычного права). Главный двигатель отношений и укрепления социальных связей – нужда в ресурсах друг друга, взаимных услугах (См. Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 305). Однако закон разделения труда не всегда способствует доброжелательным, солидаризирующим общество отношениям. Не только отношения собственности (по Марксу), но и разделение труда порождает отчуждение, неприязнь, утрату идентичности. Философы связывают отношения с законом, трактуют отношения как проявления свойств вещей и процессов, делят отношения на причинно-следственные, пространственные и временные.

Повседневная жизнь – это упорядоченная совокупность привычных взаимодействий, укладов жизни и правил обихода, сложившихся естественно исторически и регулируемых социальными институтами и самоорганизующимися субъектами в условиях существования сосуществования.

Политика социальная – система целенаправленных действий государства и всего общества по защите слабых категорий и групп населения, поддержке активного самообеспечения динамичной части общества и реабилитации лиц, испытавших лишения, дезинтегрированных из социально организованной среды. Принципами социальной политики являются объективность, конкретность, адресность, справедливость, подконтрольность обществу, систематичность, надежность и др. Особое внимание в социальной политике уделяется выживанию обездоленных людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Социальная политика способствует повышению качества жизни, благополучию общества, солидаризации людей. Одновременно социальная политика имеет и побочные смысловые и функциональные нагрузки – продвижение к власти и удержание власти, создание благоприятного имиджа, облика Человека власти.

Порядок социальный – упорядоченная совокупность мер и правил, обеспечивающих безопасность людей, выполнение ими своих обязанностей и осуществление прав и свобод. Порядок устанавливается путем согласования интересов, притязаний и ожиданий или силовым путем (в условиях дезорганизации, массовых нарушений противоправного и аморального характера), особенно при возникновении угрозы жизни и здоровью людей.

Продвижение социальное – приобретение более прочных и высоких социальных позиций: упрочение статуса, усложнение ответственности и полномочий, обладание компетенциями с признанным профессиональным влиянием, занятие должностей с более высокими требованиями к квалификации, получение престижных назначений и соответствующего приобретения (в доходах, бытовом благополучии, условиях труда, привилегиях).

Программа исследования – это документ, регламентирующий последовательность, технологию исследовательской деятельности, ее объемы и смысловое наполнение, правила информационного обмена, специфику познавательных процедур.

Равенство социальное – в век Просвещения под равенством понимали предпосылку свободы, позднее стали более осмотрительно относиться к идеалу равенства. Набравший силу новый класс (буржуазии) в своих революционных выступлениях отстаивал равенство как ликвидацию феодальных привилегий, как необходимость формализовать институты и правила, чтобы все были равны перед законом. В современной социологии равенство связывают с формально равным доступом к благам, услугам, ресурсам общества, а не как уравниловку. Равенству на «старте жизни» способствует повышение качества жизни, солидарность в обществе, преодоление грубых и несправедливых различий между слоями общества. Это касается, например, доступа к образованию выходцев из малоимущих семей, детей-сирот, инвалидов и т. д. Эффективная социальная политика сглаживает кричащие противоречия в обществе, частично выравнивает возможности разных социальных кругов и категорий населения, дает шансы для развития личностей.

Роль социальная – совокупность требований общества к данному субъекту деятельности, это особый тип поведения, оценка исполнения, санкции. Это ожидаемое поведение в зависимости от статуса, например, должностного положения. Выполнение статусных предписаний и их оценка осуществляются в широком контексте общественной жизни или ситуационно, что зависит от уровня статусной иерархии и от роли субъекта деятельности. Сегодня отмечается влияние на ролевое исполнение со стороны локальных культур, местных сообществ.

Связь социальная – это факторы, технологии и результаты совместной деятельности. Термин введен в научный оборот классиком французской и мировой социологии Э. Дюркгеймом для обозначения взаимодействия, ценного для участников. Польский ученый с мировым именем Ян Щепаньский считает существенными чертами социальной связи соприкосновение в пространстве, взаимное наблюдение, готовность к взаимодействию, взаимоконтроль.

Система социальная – это целостное единство, упорядоченное множество элементов, находящихся во во взаимосвязях и отношениях друг с другом и сохраняющих инвариантную основу целостности. Система стремится сохранить равновесие в столкновении с внешней средой и «откликнуться» на воздействие извне и внутрисистемные изменения. По Толкотту Парсонсу, общество предстает как система действия, состоящая из подсистем: личности с функцией целедостижения, поведенческой подсистемы с функцией адаптации (с помощью ресурсов), социальной с функцией интеграции, культуры – с функцией создания и хранения образцов, т. е. действий, смыслов, символических средств, ценностей, информационных обменов.

Социализация – процесс воспроизводства состава общества, интеграция людей в социальные структуры, связи и отношения с помощью социализирующих институтов и механизмов. Это гражданское становление человека, усвоение личностью социально значимых и востребованных качеств и одновременная самореализация индивидуальности во взаимодействии с обществом.

Социология – это наука о взаимодействии институтов, объединений людей, отдельных личностей по поводу реализации жизненно важных интересов в условиях совместного существования. Эти интересы могут быть общими или дифференцированными. Социология исследует общественную жизнь и систематизирует знания о ней в аспекте социальной интеграции и дезинтеграции, учитывая «принадлежность» человека к различным слоям, группам, категориям людей. Социологические законы отражают социальную реальность и представления о ней в мире, обществе и различных сообществах.

Статус социальный – положение людей и/или групп в системе общественных отношений разного уровня. Различают статус прирожденный, приписанный, предписанный (по семейному происхождению, пол, возраст, раса, национальность) и достигаемый. В концепции стратификации основанием для определения статуса являются профессиональные различия, образование, богатство, близость к власти или обладание властью, степень обладания ресурсами, степень влияния, престиж. В последние годы в социологическом анализе статусов, ролей и социальных дистанций стали употреблять экономическую терминологию: актуализировались оценки людей с позиций накопленного и используемого капитала (экономического, социокультурного, политического, духовного и т. д.).

Структура социальная – это группировка по значимым, системообразующим признакам, отражающая состав, соподчиненность, характер социальных связей. В позитивизме структурой считали совокупность причинных связей между социальными фактами, в марксизме – деление общества на классы, лиц умственного и физического труда, на городское и сельское население, а также по социально-демографическим признакам. Принципиально иное деление общества предлагается в концепциях стратификации, критериями такого деления становятся атрибуты достижения, личного успеха и общественного признания. Власть, богатство, привилегии, права, влияния, ценности (блага) и услуги по-разному распределяются между слоями (стратами) общества. Главными основаниями для подвижности, перехода из одной страты в другую становятся происхождение, власть и могущество, богатство, престиж профессии, образование, происхождение (родственные или этнические связи), длительное проживание в стране или данной местности, высоко ценимые в обществе индивидуально-личностные качества и заслуги.

Факт социальный – это истинное знание, исходное положение для дальнейшего объяснения жизни. Эмиль Дюркгейм подчеркивал независимость факта от индивидуального сознания и его принудительную силу по отношению к индивиду, видел в этом объективность социально существующего факта. Факт наделяется такими чертами, как статистичность, интегративность, историчность, инвариантность, единичность. Научный социальный факт устанавливается на основе верификации отобранных и классифицированных по четким критериям фактов самой социальной реальности, а затем – выявлении причинно-следственных связей между преобразованными в системе знаний и интерпретированными фактами. Социальный факт – это элементарное обобщение конечного множества признаков тех или иных явлений. Современные трактовки отошли от позитивизма в понимании социального факта.

Ценности – это значимые для личности, общества и отдельных его составляющих предметы или смыслы, символы, любые продукты исторического и ситуационного взаимодействия людей, это социальное наследие, утрата которого приносит чувства горя, боли, обиды, попранного достоинства и воспринимается как лишение. Люди не только оценивают что-то значимое, но и стараются сохранить и преумножить это для последующих поколений. Ценности входят в культуру общества и регулируют социальные связи и отношения, служат образцами. Ценностью может быть родина, сама жизнь, человек, труд, семья, честь, доброе имя в обществе и т. д. Наличные ценности (блага, смыслы жизни) и идеальные, воображаемые (идеалы, символы) соприкасаются и функционируют как звенья единого регулятивного и социализирующего механизма, связанного с нормами, традициями.

Ценностные ориентации – элемент сознания человека, формируется как избирательное отношение к социальной практике и наличному арсеналу ценностей. Чтобы люди проявили ориентации на ценности, они должны иметь «набор» реальных или конструируемых воображением ценностей. Ценностные ориентации – еще не сами ценности, а продвижение к ним, некое направление к сложившейся нормативно-ценностной системе разных уровней (общества, непосредственного социального окружения, отдельной личности и т. д.). Среди привычных основных типов ценностных ориентаций, характерных для жизни человека, можно отметить ориентации на профессиональное продвижение (в том числе – на карьерный рост), на политическую известность, на укрепление семейной жизни, на обогащение и в целом – на достойное, респектабельное существование, на глубокие дружеские отношения, на самореализацию и разностороннее развитие личности (включая здоровый образ жизни). Люди имеют предпочтения, выстраивают иерархию ориентаций, при этом стремятся к достаточному разнообразию в наборе ценностей для выбора.

Л. Л. Шпак

 


Дополнения и изменения к рабочей программе учебной дисциплины

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.015 с.)