ТОП 10:

Глава 1. Историческое развитие генеалогической науки.



Введение.

На сегодняшний день возросший интерес к генеалогии не случаен. Он обусловлен сложными процессами, происходящими в обществе, такими как: деидеологизация исторической науки, повышение интереса к семейной и родовой истории, открытие доступа ко многим ранее недоступным архивным документам и генеалогическим трудам, усиление внимания ученых к роли личности и отдельных родов в историческом процессе.

Вопрос о возможности использования генеалогии в социологических исследованиях мало изучен, хотя является актуальным и практически существенным в социологии семьи. В последнее время «можно, по-видимому, даже говорить о генеалогической социологии, поскольку вместе с расширением объектов генеалогии хлынул поток социальных проблем, связанных с анализом социальной стуктуры»[1].

Для генеалогии характерно тесное взаимодействие с другими дисциплинами и даже науками. Генеалогия находит широкое применение в исторической демографии. Применительно ко многим историческим эпохам не осталось надежных статистических данных о динамике народонаселения и знание генеалогических законов позволяет заполнить эти пробелы. Также она тесно связана с ономастикой, ведь знание процесса особенностей возникновения фамилий помогает избежать путаницы при составлении родословных росписей. Сведения нумизматики и сфрагистики также взаимно дополняют генеалогические знания. С другой стороны, законы генеалогии уточняются с помощью сведений медицины, биологии и, особенно, генетики. Генеалогия играет важную роль в архивном деле. Литературоведы и искусствоведы часто прибегают к генеалогическим исследованиям при составлении комментариев и примечаний к различным трудам.

Мы рассматриваем генеалогический метод как метод фамилистических исследований. Изучив соответствующую литературу, можно сделать вывод о том, что генеалогия играет важную роль в изучении народонаселения, даёт представление о степени родства между людьми, она же изучает историю отдельных родов, которые сыграли видную роль в жизни общества.

Таким образом, цель исследования – дать представление о развитии генеалогии как науки, выявить место, роль и значение генеалогии в социологических и фамилистических исследованиях.

Задачи исследования:

1. Изучить зарубежный и российский опыт генеалогических исследований.

2. Рассмотреть, какие методы существуют в генеалогическом исследовании.

3. Выявить, какова роль генеалогических исследований для социологии семьи и демографии.

Объект исследования – генеалогические исследования.

Предмет исследования – использование генеалогического метода в фамилистических исследованиях.

 

Глава 1. Историческое развитие генеалогической науки.

Среди ученых нет единства мнений о предмете и задачах генеалогической науки. Все чаще генеалогию рассматривают не как вспомогательную, а как самостоятельную специальную историческую дисциплину. Наиболее содержательно определение В.Б.Кобрина: «Генеалогия - историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их тесных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц»[2].

Этапы развития генеалогии

В нашей стране генеалогия прошла длительный путь развития. А.И.Аксенов, написавший подробный «Очерк истории генеалогии в России», выделяет два основных этапа:
- XVIII в. - 30-е годы XIX в. - складывание генеалогии во вспомогательную историческую дисциплину и
- с 40-х годов Х1Хв. до 1917 г. - дальнейшее развитие генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины[3].

Первоначально родословные записи, составляли дьяки Разрядного приказа, затем учредили Палату родословных дел. При Петре I появилось специальное учреждение - Герольдия. Департамент Герольдии просуществовал до Октябрьской революции 1917 г. Он вел дела о дворянстве, выдавал подтверждающие документы, следил за продвижением дворян по службе. При Екатерине II в ходе губернской реформы в каждой губернии было создано дворянское собрание. Сама по себе «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. - важный генеалогический источник. Вводившиеся по ней губернские дворянские собрания записывали всех имевших на это право в родословные книги, выдавали специальные свидетельства дворянским детям и выполняли другие подобные функции. Практическая генеалогия, таким образом, создала базу для генеалогии как науки в подлинном смысле этого слова. Цели, которые ученые ставили перед собой в генеалогических исследованиях, были разными — изучение политической деятельности отдельных личностей, разработка новых научных методик, составление новых родословных таблиц и росписей и систематизация огромного количества имеющихся.[4]

В XVIII в., в период бурного развития исторической науки, закономерный интерес к генеалогии проявили историки. Рассуждения о целях этой науки и генеалогические данные содержатся в трудах В.Р.Татищева, Н.М.Карамзина, М.М.Щербатова и др.[5] Они первыми осознали возможности, которые генеалогия открывала для изучения истории отдельных родов и в целом. В XVIII веке появились специальные генеалогические труды — «Известия о дворянах российских...» Г.Ф.Миллера и частично опубликованный «Родословный российский словарь» М.Г.Спиридова.

Интерес Савелова к генеалогии начался, как у многих, с занятий по истории своей семьи. В 90-е годы XIX века он покинул Москву, чтобы заняться генеалогией воронежского, тульского и донского дворянства. По возвращении его признали одним из ведущих генеалогов своего времени. Вклад Савелова в развитие генеалогии велик еще тем, что он стал одним из организаторов Московского историко-родословного общества в 1905 году. После Октябрьской революции ученый эмигрировал из России, но вплоть до своей смерти продолжал заниматься генеалогическими изысканиями, издавал генеалогический журнал «Новик»[6]. Заслуга Л.М.Савелова состоит в том, что он изложил свое понимание целей и задач генеалогии, дал классификацию источников по генеалогии русского дворянства, использовал западноевропейские методики. Вместе с тем, Савелов оставался дворянским генеалогом, отсюда проистекают многие генеалогические неточности в его трудах. При всем этом вклад Савелова в отечественную генеалогию трудно переоценить. Важным событием последних лет стало появление репринтного издания его «Лекций по русской генеалогии».

Новым этапом развития отечественной генеалогии стало возникновение генеалогических обществ. Выше было названо Московское историко-родословное общество. Еще раньше - в январе 1908 г. — появилось Русское генеалогическое общество в Петербурге. Его организатором и деятельным членом стал Н.П.Лихачев. Оба общества издавали свои печатные органы: «Летописи историко-родословного общества» в Москве и «Известия Русского генеалогического общества» в Петербурге.

Монархическая идеология наложила отпечаток на деятельность первых генеалогических обществ, особенно на издаваемые ими труды. После Октябрьской революции 1917 г. в развитии генеалогии произошли большие изменения. Прежде всего, в корне изменились методологические основы науки. В сферу внимания исследователей вошли, наконец, и недворянские фамилии. Шире стала источниковая база генеалогии, например, стал доступен актовый материал. Многие крупные историки наряду с историческими занимались и генеалогическими проблемами.[7]

Многие ученые затрагивают отдельные вопросы генеалогии дворянства. Так, В.Т.Пашуто изучил историю родословия великих князей литовских в Русском государстве в XV — начале XVI века, В.Б.Кобрин исследовал состав опричного двора Ивана Грозного, М.В.Нечкина изучила родственные связи декабристов. Значительно менее разработана недворянская генеалогия. Это объясняется рядом причин. Прежде всего отсутствием таких традиций в дореволюционной науке и недостатками источниковедческой базы. Известным и признанным автором работ по генеалогии купечества является А.И.Аксенов. Причем он исследовал генеалогию не только московского, но и уездного купечества, и сделал это очень серьезно, показав взаимосвязь брачной политики с экономическими процессами.

В области отечественной генеалогии сделано немало. Эта наука имеет свою сложную историю, разработанную методологию и методики исследования. Но, как и в любой другой науке, в ней еще немало проблем, которые ждут своего решения.

Термины генеалогии.

На протяжении многих веков складывалась терминология родства. Она имеет важное значение для всякой работы по генеалогии. Некоторые из терминов, определяющих степень родства, например распространенное слово «предок», имеют общее значение: предком может быть любой человек из родословной начиная с деда. Но есть термины, четко определяющие степень родства между лицами, и они должны употребляться лишь в своем значении.[18]

Генеалогические исследования невозможно проводить без знания всех терминов родства, то есть отношений по крови, и свойства - отношений по бракам, а также близких, или духовных, неродственных связей.
Все эти термины имеют, как правило, многовековую историю. Ученые считают, что первые термины родства возникли из детского лепета. Слово «отец», по-видимому, когда-то означало «старец». Многие термины родства к нашему времени исчезли. Не было в древнерусском языке слов «папа» и «дядя».

Долго формировались и термины свойства. Слово «невеста» некоторые ученые переводят как «неведомая, неизвестная», так как часто жених видел невесту впервые на свадьбе. Слова «муж» и «жена» первоначально обозначали мужчину и женщину. Считается, что слово «муж» образовалось от «мнить», то есть думать, а «жена» означает «рождающая» (от корня «ген»).[19]

«Супруги» означает «впряженные вместе» (от слова «запрягать»). Происхождение многих слов остается неясным (деверь, свекровь и т. д.).
Ключевые термины родства:

Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.

Брат — каждый из сыновей одних родителей.
Брата, братаник, братеня, братеник, брательник - двоюродный брат.

Братанна — дочь брата, племянница по брату.

Брательница - родственница вообще, двоюродная или дальняя.

Братыч - сын брата, племянник по брату.
Внук - сын дочери, сына; а также сыновья племенника или племянницы. Внука, внучка - дочь сына, дочери; а также дочери племянника или племянницы.
Дед - отец матери или отца.

Дедина, дедка - тетка по дяде.

Дедич - прямой наследник по деду.
Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дщерич - племянник по тетке.

Дщерша - племянница по тетке.

Дядя — брат отца или матери.
Мать - лицо женского пола по отношению к своим детям.

Отец — лицо мужского пола по отношению к своим детям.

Отценачальник - старший в поколении.

Отчинник, отчич — сын, наследник.

Племянник - сын брата или сестры.

Племянница - дочь брата или сестры.

Племяш - родич, родственник.
Прародители - первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

Пращур - родитель прапрадеда, прапрабабки.
Родоначальник - первый известный представитель рода, от которого ведется родословие.
Сестра - дочь одних родителей.
Сестренница, сестренка, сестрина, сестричка — двоюродная сестра, дочь
сестры матери или отца.
Сестренич, сестрич - сын сестры матери или отца, племянник по сестре.
Сын -лицо мужского пола по отношению к своим родителям.
Тетка, тетя - сестра отца или матери.
Степени родства определяются словами родной, двоюродный, троюродный, внучатый, сводный, кровный и др.

 

Обычно наибольшее затруднение вызывают термины свойства:


Братаниха - жена двоюродного брата.
Братова - жена брата.
Вдова - женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа.
Вдовец — мужчина, не вступивший в другой брак после смерти жены.
Деверь - брат мужа.
Жена - замужняя женщина по отношению к мужу.
Женима, женища, женище — невенчанная, четвертая жена.
Жених — сговоривший себе невесту.
Золовица, золовка, золова — сестра мужа, иногда жена брата, невестка.
Зять - муж дочери, сестры, золовки.
Муж - женатый мужчина по отношению к жене.
Невестка - жена сына.
Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.
Свекор — отец мужа.
Свекровь — мать мужа.
Свойственник - лицо, состоящее в родственных отношениях по мужу, жене.
Свояки - лица, женатые на двух сестрах.
Свояки двоюродные - лица, женатые на двоюродных сестрах.
Сноха, сыноха — жена сына, невестка.
Сношенница - жена деверя, жены двух братьев по отношению друг к другу, невестки.
Супруг-муж.
Супруга - жена.
Тесть — отец жены.
Теща - мать жены.
Шурин - родной брат жены. [20]

Имеется также особая группа терминов близких неродственных отношений: крестные мать и отец, молочная мать, названные, то есть приемные родители, сводные братья и сестры, падчерица, пасынок и др.
Некоторые из вышеперечисленных терминов устарели или употребляются крайне редко. Но для того чтобы ориентироваться в генеалогических исследованиях или просто составить качественную родословную, нужно хорошо разбираться во всех этих группах терминов.

Заключение.

Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:

Генеалогия - одна из древнейших исторических дисциплин, зарождение которой связано с появлением самого человеческого общества.

На всем протяжении своего развития генеалогия прошла путь от простого инструмента закрепления юридического и социального статуса человека до полноценной научной дисциплины, обладающей собственной теоретической и методологической базой.

При этом формирование европейской научной генеалогии, пришедшееся на XVI—XVIII вв., шло более быстрыми темпами, нежели российской, которая, частично ориентируясь на зарубежный опыт, окончательно оформилась в научном отношении только к началу XX в.

Начавшийся в это время расцвет русской научной генеалогии выразился как в появлении большого количества генеалогической литературы, так и в дифференциации генеалогического знания. Этот процесс был прерван в 20-е -30-е гг. XX в. в связи с политическими изменениями в стране и сменой парадигм развития исторической науки. Генеалогические исследования ушли в узкую сферу евгеники, литературоведения, музееведения, однако научно-генеалогическое знание сохранилось на периферии исторической науки и получило новый импульс развития лишь в самом конце 1980-х гг. — с началом деи-деологизации общественно-политической ситуации в стране.

Среди современных российских ученых нет единства мнений о предмете и задачах генеалогической науки. Однако все чаще генеалогию рассматривают не как вспомогательную, а как самостоятельную специальную историческую дисциплину или даже науку. Основная задача генеалогии на данном этапе развития состоит в том, чтобы не отказываясь от фактографического и источниковедческого компонентов генеалогического знания, интегрировать уже имеющиеся теоретические наработки в единую генеалогическую теорию, что позволит вести конкретно-генеалогические исследования на более высоком научном уровне и получать новое историко-генеалогическое знание.

Изменения в генеалогии, происшедшие в конце XIX - начале XX вв., требовали новых теоретических обобщений, и, следовательно, появления работ по истории, теории и методики генеалогической науки в России. Определяющую роль в решении этих вопросов сыграли работы Л.М. Савелова, который помимо исследования практических вопросов генеалогии, разработал и ее теоретическое основание.

«Лекции по генеалогии», опубликованные Л.М. Савеловым считаются первым учебным изданием по генеалогии в России. В них автор впервые дал научную классификацию источников по генеалогии русского дворянства, усовершенствовал методику составления родословных таблиц и росписей, дал обобщенное изложение целей и задач генеалогии как научной дисциплины.

Одно из объяснений массового интереса людей к своим социальным и историческим корням связано с резкой сменой социальных ориентиров, разрушением старой самоидентификации и мучительным поиском новой. Составление генеалогических деревьев – один из традиционных способов реконструкции важных элементов социального бытия, помогающих самоопределению человека.

Так, Ю. Ф. Миронов, замечает, что увлечение россиянами составлением родословных, помогает найти и восстановить прерванные лихолетьем XX века связи. Такое простое и приятное увлечение научит нас по-доброму, по-родственному относится друг к другу. Составление родословных книг – Главных книг семьи – окажет сильное влияние на формирование в обществе уважительного отношения к институту семьи, к непреходящим семейным ценностям[26].

Поддержка семьи и усиление её воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьёй, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней.

Понятие «генеалогия» определяется в словаре не только как «происхождение, история рода», но и как «раздел исторической науки, изучающей происхождение и родственные связи отдельных родов». Родословная обособленность заставляет фиксировать степень родства внутри каждой семьи. Родословные росписи позволяли официально утверждать происхождение семьи и оформлять генеалогические документы. Отсюда следует, что генеалогия являлась наукой прикладной - выполняла конкретную задачу в истории цивилизации.

По мнению отечественных ученых генеалогов, в обществе начинают составлять родословные в ответ на ту или иную историческую потребность. Если раньше была потребность в разделении людей на имущих и неимущих, то сегодня потребность всего нашего общества в единении нации, сохранении русского народа и страны в целом.

Терапевтический эффект пользы семейной генеалогии состоит не только в работе и реабилитации отдельно взятой семьи, следует намного шире смотреть на позитивные перспективы родословия. Применение методов составления родословных положительно отразится на самосознании человека и всего народа.

С одной стороны, генеалогия занимает уникальное место в системе человеческого знания, с другой - является превосходной информационной базой для проведения социологических исследований. Этому способствует, например, изучение семейных фотографий, как ретранслятора семейной идентичности, традиций родословия, как способа укрепления внутрисемейных, межпоколенных связей и т.д. Результаты генеалогических

исследований выступают как необходимые исходные данные для междисциплинарных исследований широкой тематики в политической истории, истории сословий, социальной психологии, краеведении, исторической демографии, биографике, просопографии, генетике.

Очевидно, что метод генеалогии возможно рассматривать не только в контексте изучения родственных связей, но как один из методов философского познания. В системе научного знания он может трактоваться как "процедура разоблачения исторического смысла ценностей". Именно в таком смысле использовал метод генеалогии Ф.Ницше в своем труде "К генеалогии морали"[27].

 

Сегодня синтез генеалогии и социологии становится все более востребовательным. Сейчас сложились хорошие перспективы не только для

сосуществования этих двух наук, но и взаимного использования их

методов для полноценного изучения закономерностей развития

общества, обогащения методологической базы в целом.

 

Список использованной литературы.

1. Аксёнов А.И. Генеалогия московского купечества XVIII в. М., 1988.

2. Аксёнов А.И. Очерки генеалогии уездного купечества XVIII в. М., 1993.

3. А.И.Аксёнов Очерк истории генеалогии в России. История и генеалогия. М.: Наука, 1977.

4. Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.1998.

5. Божков О.Б. Родословные (Генеалогические) деревья как объект социологического анализа. http://www.nir.ru/sj/sj/34-bozhkov.htm

6. Генеалогический вестник № 1 – 26. СПб.2001 – 2006.

7. Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. М. 1989.

8. Губастов К.А. Генеалогические сведения о русских дворянских родах, происшедших от внебрачных союзов / Публ. и коммент. Р.Г. Красюкова. СПб. 2003.

9. Дворянские родословные книги: История и современные проблемы. СПб. 2001.

10. Добреньков В.И., Кравченко А.И.. Фундаментальная социология. Т.10.М. 2006.

11. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине ХV первой трети ХVI в. М.1988.

12. Известия Русского Генеалогического общества. Вып. 1–4. СПб.1900–1911; Вып. 1–13. СПб. 1994–2003.

13. Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика М. РГГУ, 2008.

14. Конт О. Общий обзор позитивизма./под ред.Э.Л.Радлова.-2е изд. М. 2011.

15. Миронов Ю. Ф. Пишем Родословную книгу. – Спб. 2010.

16. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2 М.1990.

17. Петрова О.В. Генеалогия и поиск документов личного происхождения XIX начала XX века. Советские архивы. № 2, М.1973

18. Русская генеалогия. Энциклопедия. М.1999.

19. Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии. М.1994.

20. Сорокин П. Человек.Цивилизация.Общество /Общ.ред.сост и предисл. А.Ю.Согомонов. М.1992.

21. Чигрина А.И. Введение в генеалогию.У.2000.

22. Шпенглер О. Закат Европы. М.2007.

23. Шутценбергер А.А. Синдром предков. М.2001.

 


[1] Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.1998. С.196

[2] Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. — М.: РГГУ, 2008. С.68.

[3] Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России. История и генеалогия. М.: Наука, 1977. С. 31

[4] Генеалогический вестник № 16. СПб.2003.

[5]Губастов К.А. Генеалогические сведения о русских дворянских родах, происшедших от внебрачных союзов. СПб. 2003. С.16.

[6] Чигрина А.И. Введение в генеалогию. У.2000. С 32.

[7] Там же. С 38.

[8] Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.1998.С.197

[9] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.10. М. 2006 .С.1023

[10] Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии. М.1994.С.32

[11] Шутценбергер А.А. Синдром предков. М.2001. С.20

[12] Антонов А.И. Микросоциология семьи. М. 1998. С.201

[13] Шутценбергер А.А. Синдром предков. М.2001. С.21

[14] Шутценбергер А.А. Синдром предков. М.2001. С.30

[15] Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.1998. С.203

[16] Божков О.Б. Родословные (Генеалогические) деревья как объект социологического анализа. http://www.nir.ru/sj/sj/34-bozhkov.htm

[17] Божков О.Б. Родословные (Генеалогические) деревья как объект социологического анализа. http://www.nir.ru/sj/sj/34-bozhkov.htm

[18] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.10. М. 2006 .С.1010

[19] Там же. С.1011

[20] Частично используется таблица, приведенная в книге Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.10. М. 2006 . С. 1023

[21] Конт О. Общий обзор позитивизма./под ред.Э.Л.Радлова.-2-е изд. М. 2011.С.54

[22] Шпенглер О. Закат Европы. М.2007.

[23] Сорокин П. Человек.Цивилизация.Общество /Общ.ред.сост и предисл. А.Ю.Согомонов. М.1992.С.30

[24] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.10. М. 2006 .С.1030

[25] Конт О. Общий обзор позитивизма./под ред.Э.Л.Радлова.-2-е изд. М. 2011.С.114

[26] Миронов Ю. Ф. Пишем Родословную книгу. Спб. Родословная книга отечества, 2010.С.17

[27] Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2 М.1990 С. 829

Введение.

На сегодняшний день возросший интерес к генеалогии не случаен. Он обусловлен сложными процессами, происходящими в обществе, такими как: деидеологизация исторической науки, повышение интереса к семейной и родовой истории, открытие доступа ко многим ранее недоступным архивным документам и генеалогическим трудам, усиление внимания ученых к роли личности и отдельных родов в историческом процессе.

Вопрос о возможности использования генеалогии в социологических исследованиях мало изучен, хотя является актуальным и практически существенным в социологии семьи. В последнее время «можно, по-видимому, даже говорить о генеалогической социологии, поскольку вместе с расширением объектов генеалогии хлынул поток социальных проблем, связанных с анализом социальной стуктуры»[1].

Для генеалогии характерно тесное взаимодействие с другими дисциплинами и даже науками. Генеалогия находит широкое применение в исторической демографии. Применительно ко многим историческим эпохам не осталось надежных статистических данных о динамике народонаселения и знание генеалогических законов позволяет заполнить эти пробелы. Также она тесно связана с ономастикой, ведь знание процесса особенностей возникновения фамилий помогает избежать путаницы при составлении родословных росписей. Сведения нумизматики и сфрагистики также взаимно дополняют генеалогические знания. С другой стороны, законы генеалогии уточняются с помощью сведений медицины, биологии и, особенно, генетики. Генеалогия играет важную роль в архивном деле. Литературоведы и искусствоведы часто прибегают к генеалогическим исследованиям при составлении комментариев и примечаний к различным трудам.

Мы рассматриваем генеалогический метод как метод фамилистических исследований. Изучив соответствующую литературу, можно сделать вывод о том, что генеалогия играет важную роль в изучении народонаселения, даёт представление о степени родства между людьми, она же изучает историю отдельных родов, которые сыграли видную роль в жизни общества.

Таким образом, цель исследования – дать представление о развитии генеалогии как науки, выявить место, роль и значение генеалогии в социологических и фамилистических исследованиях.

Задачи исследования:

1. Изучить зарубежный и российский опыт генеалогических исследований.

2. Рассмотреть, какие методы существуют в генеалогическом исследовании.

3. Выявить, какова роль генеалогических исследований для социологии семьи и демографии.

Объект исследования – генеалогические исследования.

Предмет исследования – использование генеалогического метода в фамилистических исследованиях.

 

Глава 1. Историческое развитие генеалогической науки.

Среди ученых нет единства мнений о предмете и задачах генеалогической науки. Все чаще генеалогию рассматривают не как вспомогательную, а как самостоятельную специальную историческую дисциплину. Наиболее содержательно определение В.Б.Кобрина: «Генеалогия - историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их тесных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц»[2].

Этапы развития генеалогии

В нашей стране генеалогия прошла длительный путь развития. А.И.Аксенов, написавший подробный «Очерк истории генеалогии в России», выделяет два основных этапа:
- XVIII в. - 30-е годы XIX в. - складывание генеалогии во вспомогательную историческую дисциплину и
- с 40-х годов Х1Хв. до 1917 г. - дальнейшее развитие генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины[3].

Первоначально родословные записи, составляли дьяки Разрядного приказа, затем учредили Палату родословных дел. При Петре I появилось специальное учреждение - Герольдия. Департамент Герольдии просуществовал до Октябрьской революции 1917 г. Он вел дела о дворянстве, выдавал подтверждающие документы, следил за продвижением дворян по службе. При Екатерине II в ходе губернской реформы в каждой губернии было создано дворянское собрание. Сама по себе «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. - важный генеалогический источник. Вводившиеся по ней губернские дворянские собрания записывали всех имевших на это право в родословные книги, выдавали специальные свидетельства дворянским детям и выполняли другие подобные функции. Практическая генеалогия, таким образом, создала базу для генеалогии как науки в подлинном смысле этого слова. Цели, которые ученые ставили перед собой в генеалогических исследованиях, были разными — изучение политической деятельности отдельных личностей, разработка новых научных методик, составление новых родословных таблиц и росписей и систематизация огромного количества имеющихся.[4]

В XVIII в., в период бурного развития исторической науки, закономерный интерес к генеалогии проявили историки. Рассуждения о целях этой науки и генеалогические данные содержатся в трудах В.Р.Татищева, Н.М.Карамзина, М.М.Щербатова и др.[5] Они первыми осознали возможности, которые генеалогия открывала для изучения истории отдельных родов и в целом. В XVIII веке появились специальные генеалогические труды — «Известия о дворянах российских...» Г.Ф.Миллера и частично опубликованный «Родословный российский словарь» М.Г.Спиридова.

Интерес Савелова к генеалогии начался, как у многих, с занятий по истории своей семьи. В 90-е годы XIX века он покинул Москву, чтобы заняться генеалогией воронежского, тульского и донского дворянства. По возвращении его признали одним из ведущих генеалогов своего времени. Вклад Савелова в развитие генеалогии велик еще тем, что он стал одним из организаторов Московского историко-родословного общества в 1905 году. После Октябрьской революции ученый эмигрировал из России, но вплоть до своей смерти продолжал заниматься генеалогическими изысканиями, издавал генеалогический журнал «Новик»[6]. Заслуга Л.М.Савелова состоит в том, что он изложил свое понимание целей и задач генеалогии, дал классификацию источников по генеалогии русского дворянства, использовал западноевропейские методики. Вместе с тем, Савелов оставался дворянским генеалогом, отсюда проистекают многие генеалогические неточности в его трудах. При всем этом вклад Савелова в отечественную генеалогию трудно переоценить. Важным событием последних лет стало появление репринтного издания его «Лекций по русской генеалогии».

Новым этапом развития отечественной генеалогии стало возникновение генеалогических обществ. Выше было названо Московское историко-родословное общество. Еще раньше - в январе 1908 г. — появилось Русское генеалогическое общество в Петербурге. Его организатором и деятельным членом стал Н.П.Лихачев. Оба общества издавали свои печатные органы: «Летописи историко-родословного общества» в Москве и «Известия Русского генеалогического общества» в Петербурге.

Монархическая идеология наложила отпечаток на деятельность первых генеалогических обществ, особенно на издаваемые ими труды. После Октябрьской революции 1917 г. в развитии генеалогии произошли большие изменения. Прежде всего, в корне изменились методологические основы науки. В сферу внимания исследователей вошли, наконец, и недворянские фамилии. Шире стала источниковая база генеалогии, например, стал доступен актовый материал. Многие крупные историки наряду с историческими занимались и генеалогическими проблемами.[7]

Многие ученые затрагивают отдельные вопросы генеалогии дворянства. Так, В.Т.Пашуто изучил историю родословия великих князей литовских в Русском государстве в XV — начале XVI века, В.Б.Кобрин исследовал состав опричного двора Ивана Грозного, М.В.Нечкина изучила родственные связи декабристов. Значительно менее разработана недворянская генеалогия. Это объясняется рядом причин. Прежде всего отсутствием таких традиций в дореволюционной науке и недостатками источниковедческой базы. Известным и признанным автором работ по генеалогии купечества является А.И.Аксенов. Причем он исследовал генеалогию не только московского, но и уездного купечества, и сделал это очень серьезно, показав взаимосвязь брачной политики с экономическими процессами.

В области отечественной генеалогии сделано немало. Эта наука имеет свою сложную историю, разработанную методологию и методики исследования. Но, как и в любой другой науке, в ней еще немало проблем, которые ждут своего решения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.026 с.)