Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология как наука. Объект, предмет, уровни социологического знания.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социология как наука. Объект, предмет, уровни социологического знания. Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе. Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (19 в.). Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом. Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения. Сегодня можно выделить след.-щие подходы к определению предмета социологии: 1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт); 2) социальные факты, которые не сводятся к другим сферам (Э. Дюркгейм); 3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер); 4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм). Более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание. Итак, учитывая все особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества. Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие: 1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни; 2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия; 3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества; 4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля; 5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий; 6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции; 7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений. В структуре социологии принято выделять три уровня: Фундаментальная социология: 1) верхний уровень социологического знания(частные, или специальные, теории), который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими. 2) средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.). Это эмпирические исследования. На эмпирическом уровне осуществляются операции с фактами: сбор, систематизация, анализ и т.д Прикладная социология:3) нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований В социологии встречается и определение уровней социологического знания в виде 5 этажей: верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки- универсальные для всех наук); четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня; третий — частные, или специальные, теории; второй этаж представлен эмпирическими исследованиями; нижний этаж — прикладные исследования Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям.
Понятие «идеального типа» Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон». М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент. М. Вебер предполагал, что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой скорее гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений и имеющие объяснительную ценность. М. Вебер, с одной стороны, предполагал, что выявляемые расхождения между реальностью и идеальным типом должны вести к переопределению типа, а с другой стороны, он также утверждал, что идеальные типы являются моделями, не подлежащими проверке.
Социальная группа, как фактор социализации. Виды социальных групп. Специфика толпы. Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и челов. общ-во представляет собой множество социальных общностей и групп. Социальная мобильность: определение и виды. Уровень жизни и идеология, как факторы социализации. Уровень экономического развития общ-ва влияет на социализацию его членов, т.к. определяет уровень жизни той или иной страты, конкретной семьи. Уровень жизни- понятие характерезующее степень удовлетворённости материальных и культурных потребностей человека, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения и т.д На стихийную социолизацию и самоизменение чел. экономическое развитие влияет не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоёв, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (экономический рост, стагнация экон-го положения, его ухудшения) влияет на ожидания, настроение, поведение. Так в стабильном, экономически высокоразвитом общ-ве США 85% опрошенных в 1994 г. полагали, что они будут жить ещё лучше. Российское общ-во, переживающее переходный периодв соц. И экон. Развитии, характеризуется экон. Нестабильностью. Поэтому ожидания россиян пессимистичны. Подобная атмосфера не лучшим образом влияет на социализацию. В то же время в дек 2005 гю опрос показал, что несмотря на высокую неудовлетворённость россиян собственным достатком (65%) возможности социальной мобильности (49%), обстановкой в стране в целом (62%), относительное большинство ощущают себя в полнее счастливо. В аспекте социализации, значимо то, что возникла структурная бедность, характерная для значительной части населения.. Это социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями человека Все это во многом определяет устремления как конкретных членов общ-ва, так и целых групп населения, стимулируя либо улучшить своё положение, либо фрустрацию, и как следствие- антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение – алкоголизм, наркомания) Уровень жизни влияет и на социально контролируемую социализацию (воспитание) – определяет востребованность определённого количества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки, уровень экономического развития определяет возможности создания благоприятных условий для человека. Чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для чел. (н-р, цена ребёнка от рождения до 25 лет в 1985 г в США была 600 тыс. долларов, в России – 66 тыс. долларов- это качество питания, условия проживания и т.д)) Идеология и социолизация. Социализация в России изменилась в связи с политико идеологическими процессами, происходящими в обществе, когда на смену тоталитаризму пришёл плюрализм. Исследования социологов (Гудков) показывают, что в российском общ-ве 4 типа идеологической ориентации 1) Либерально- прозападная – крупные города, среди людей высшего образования, людей зрелого и молодого возраста 2) Ориентация на реставрацию плановой экономики и старых порядков – пожилые люди, низкообразованные 3) Ориентация на идею Великой России – разделяемая людьми среднего и высшего образования, среди них больше инженеров, работников аппарата управления. 4) Ориентация, характеризующаяся ксенофобическим ущемлено-агрессивным популизмом, соединяющий радикализм имперского сознания с русским изоляционизмом. – жители средних и малых городов. Эти данные начала 1990 г. В 2000 г.- данные изменились. Опрос старшеклассников, выросших в Новое время показал, что основные идеологические ориентации воспроизводятся. За модель общ-ва равных стартовых возможностей)общество либерального типа) выступает 36%, Идея эгалитарного гос-ва (по сути возврат к плановой экономике) 39,8% сельских и 14% городских старшеклассников, *% - за идеи Великой России. Названные 4 типа массовых идеологических ориентаций не исчерпывают их многообразие, характеризуются переливами из одной группы в другую. Идеологический плюрализм создал на новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека.Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеолгических ориентиров. Свобода убивает не только препятствия на пути человека, но и его подпорки (Мудрик) Это порождает неопределённость ситуации. А она в свою очередь депрессию, тревогу или агрессию.
Идеологическая неопределённость, социально- политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общ-ва влияют на воспитание. Задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют отличия.
Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Составляющие управления: 1. деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации; 2. взаимодействие: формирование и поддержание контактов; 3. восприятие, фильтрование и распространение информации; 4. распределение ресурсов; 5. предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих; 6. ведение переговоров; проведение инноваций; 7. планирование; контроль и направление действий подчиненных.
Социология как наука. Объект, предмет, уровни социологического знания. Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе. Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (19 в.). Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом. Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. Предметом именуют совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения. Сегодня можно выделить след.-щие подходы к определению предмета социологии: 1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт); 2) социальные факты, которые не сводятся к другим сферам (Э. Дюркгейм); 3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер); 4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм). Более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание. Итак, учитывая все особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества. Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие: 1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни; 2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия; 3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества; 4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля; 5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий; 6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции; 7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений. В структуре социологии принято выделять три уровня: Фундаментальная социология: 1) верхний уровень социологического знания(частные, или специальные, теории), который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими. 2) средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.). Это эмпирические исследования. На эмпирическом уровне осуществляются операции с фактами: сбор, систематизация, анализ и т.д Прикладная социология:3) нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований В социологии встречается и определение уровней социологического знания в виде 5 этажей: верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки- универсальные для всех наук); четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня; третий — частные, или специальные, теории; второй этаж представлен эмпирическими исследованиями; нижний этаж — прикладные исследования Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.013 с.) |