Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общ-ва, изменение их статуса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существуют несколько видов социальной мобильности. 1) Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность, н-р учитель стал директором) или вниз- (нисходящая мобильность(учитель- стал рабочим) по социально-экономической шкале, связанное с изменением в социальной иерархии. индивидуальный подъем, или инфильтрация 2) Горизонтальная – Географическое перемещение м\ду районами, городами и т.д или смена позиций на одном соц.-экономическом уровне, т.е. без изменения статуса (н-р рабочий завода перешел на другой завод – рабочим) 3) Индивидуальная – Перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от другиз 4) Групповая – Перемещение происходит коллективно (н-р, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу) 5) Межпоколенная - Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (н-р, сын рабочего становиться инженером) 6) Внутрипоколенная - Изменение статуса в рамках одного поколения (люди как правило, достигают статуса благодаря собственным усилиям) 7) Организованная – перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей или без их согласия. 8) Структурная – Вызванная изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (н-р, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается "вертикальная социальная дистанция или число страт -экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени". Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно. Эмиграция –выезд за пределы страны. Иммиграция - въезд встрану на пост место жит-ва. Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе. Пути по которым происходит перемещение людей из одних соц групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. Это армия, церковь, школа, собственность, семья и брак.
Стиль жизни как фактор социализации. Еще одно ключевое понятие стратификации (особенно в американских исследованиях) – это стиль жизни. Это понятие, впервые введенное Вебером, относится к общей культуре или к способу жизни различных групп в обществе. Некоторые американские социологи делали акцент на стиле жизни вместо экономических факторов, и думали посредством этого обеспечить недвусмысленно немарксистский способ исследования стратификации. Стиль жизни – это очень широкое понятие, которое включает в себя субъективный и объективный факторы. Первый означает субъективные потребности человека, второй – специфику труда, быта и досуга. Стиль жизни состоит из нескольких составляющих – это и способ производства материальных благ, и среда обитания, политическая система общества, быт, традиции, привычки.
Стиль жизни – характер поведения человека в повседневной жизни в конкретной ситуации. Включает:регулярно воспроизводимые черты, манеру поведения, склонности, привычки, вкусы, социально психологическая сторона поведения личности. Показатели оценки: 1) устройство быта 2) режим труда и отдыха 3) организация рабочего и свободного времени 4) трата денег 5) увлечения. 2) Влияет, поскольку кажый социальный строй, вырабатывает свой стиль жизни. Стиль жизни- определённый тип жизнедеятельности человека, реальной или номинальной группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, традиции и обычаи. О стиле жизни судят по внешним формам бытия: организации рабочего и свободного времени, любимым занятиям вне трудовой сферы, устройству быта, манерам поведения, ценностным предподчтениям. Понятие смысл жизни акцентирует внимание на индивидуальных и групповых социально-психологических особенностях. Стиль жизни каждого социального слоя влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, стариков. Ценности и стиль жизни представителей тех или иных слоёв и групп могут становиться для людей, к ним не принадлежащим, своеобразным эталоном, кот. могут влиять на них даже больше, чем ценности групп и слоёв, к которым они принадлежат. .
Уровень жизни и идеология, как факторы социализации. Уровень экономического развития общ-ва влияет на социализацию его членов, т.к. определяет уровень жизни той или иной страты, конкретной семьи. Уровень жизни- понятие характерезующее степень удовлетворённости материальных и культурных потребностей человека, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения и т.д На стихийную социолизацию и самоизменение чел. экономическое развитие влияет не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоёв, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (экономический рост, стагнация экон-го положения, его ухудшения) влияет на ожидания, настроение, поведение. Так в стабильном, экономически высокоразвитом общ-ве США 85% опрошенных в 1994 г. полагали, что они будут жить ещё лучше. Российское общ-во, переживающее переходный периодв соц. И экон. Развитии, характеризуется экон. Нестабильностью. Поэтому ожидания россиян пессимистичны. Подобная атмосфера не лучшим образом влияет на социализацию. В то же время в дек 2005 гю опрос показал, что несмотря на высокую неудовлетворённость россиян собственным достатком (65%) возможности социальной мобильности (49%), обстановкой в стране в целом (62%), относительное большинство ощущают себя в полнее счастливо. В аспекте социализации, значимо то, что возникла структурная бедность, характерная для значительной части населения.. Это социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями человека Все это во многом определяет устремления как конкретных членов общ-ва, так и целых групп населения, стимулируя либо улучшить своё положение, либо фрустрацию, и как следствие- антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение – алкоголизм, наркомания) Уровень жизни влияет и на социально контролируемую социализацию (воспитание) – определяет востребованность определённого количества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки, уровень экономического развития определяет возможности создания благоприятных условий для человека. Чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для чел. (н-р, цена ребёнка от рождения до 25 лет в 1985 г в США была 600 тыс. долларов, в России – 66 тыс. долларов- это качество питания, условия проживания и т.д)) Идеология и социолизация. Социализация в России изменилась в связи с политико идеологическими процессами, происходящими в обществе, когда на смену тоталитаризму пришёл плюрализм. Исследования социологов (Гудков) показывают, что в российском общ-ве 4 типа идеологической ориентации 1) Либерально- прозападная – крупные города, среди людей высшего образования, людей зрелого и молодого возраста 2) Ориентация на реставрацию плановой экономики и старых порядков – пожилые люди, низкообразованные 3) Ориентация на идею Великой России – разделяемая людьми среднего и высшего образования, среди них больше инженеров, работников аппарата управления. 4) Ориентация, характеризующаяся ксенофобическим ущемлено-агрессивным популизмом, соединяющий радикализм имперского сознания с русским изоляционизмом. – жители средних и малых городов. Эти данные начала 1990 г. В 2000 г.- данные изменились. Опрос старшеклассников, выросших в Новое время показал, что основные идеологические ориентации воспроизводятся. За модель общ-ва равных стартовых возможностей)общество либерального типа) выступает 36%, Идея эгалитарного гос-ва (по сути возврат к плановой экономике) 39,8% сельских и 14% городских старшеклассников, *% - за идеи Великой России. Названные 4 типа массовых идеологических ориентаций не исчерпывают их многообразие, характеризуются переливами из одной группы в другую. Идеологический плюрализм создал на новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека.Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеолгических ориентиров. Свобода убивает не только препятствия на пути человека, но и его подпорки (Мудрик) Это порождает неопределённость ситуации. А она в свою очередь депрессию, тревогу или агрессию.
Идеологическая неопределённость, социально- политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общ-ва влияют на воспитание. Задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют отличия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.007 с.) |