Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общ-ва, изменение их статуса.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общ-ва, изменение их статуса.



Существуют несколько видов социальной мобильности.

1) Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность, н-р учитель стал директором) или вниз- (нисходящая мобильность(учитель- стал рабочим) по социально-экономической шкале, связанное с изменением в социальной иерархии. индивидуальный подъем, или инфильтрация

2) Горизонтальная– Географическое перемещение м\ду районами, городами и т.д или смена позиций на одном соц.-экономическом уровне, т.е. без изменения статуса ( н-р рабочий завода перешел на другой завод – рабочим)

3) Индивидуальная– Перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от другиз

4) Групповая– Перемещение происходит коллективно (н-р, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу)

5) Межпоколенная- Сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (н-р, сын рабочего становиться инженером)

6) Внутрипоколенная- Изменение статуса в рамках одного поколения ( люди как правило, достигают статуса благодаря собственным усилиям)

7) Организованная– перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей или без их согласия.

8) Структурная– Вызванная изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (н-р, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается "вертикальная социальная дистанция или число страт -экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени" . Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной

Миграцияпредставляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно. Эмиграция –выезд за пределы страны. Иммиграция- въезд встрану на пост место жит-ва.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе.

Пути по которым происходит перемещение людей из одних соц групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. Это армия, церковь, школа, собственность, семья и брак .

 

Стиль жизни как фактор социализации.

Еще одно ключевое понятие стратификации (особенно в американских исследованиях) – это стиль жизни. Это понятие, впервые введенное Вебером, относится к общей культуре или к способу жизни различных групп в обществе. Некоторые американские социологи делали акцент на стиле жизни вместо экономических факторов, и думали посредством этого обеспечить недвусмысленно немарксистский способ исследования стратификации.

Стиль жизни – это очень широкое понятие, которое включает в себя субъективный и объективный факторы. Первый означает субъективные потребности человека, второй – специфику труда, быта и досуга. Стиль жизни состоит из нескольких составляющих – это и способ производства материальных благ, и среда обитания, политическая система общества, быт, традиции, привычки.

 

Стиль жизни – характер поведения человека в повседневной жизни в конкретной ситуации. Включает:регулярно воспроизводимые черты, манеру поведения, склонности, привычки, вкусы, социально психологическая сторона поведения личности.
Типы стиля жизни: 1) активно деятельный 2) творческий 3) потребительский.
Факторы, влияющие на стиль: знания, опыт, убеждения, ценностные ориентиры.

Показатели оценки: 1) устройство быта 2) режим труда и отдыха 3) организация рабочего и свободного времени 4) трата денег 5) увлечения.
На стихийную социализацию и самоизменение человека социальная структура:

2) Влияет, поскольку кажый социальный строй, вырабатывает свой стиль жизни.

Стиль жизни- определённый тип жизнедеятельности человека, реальной или номинальной группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, традиции и обычаи. О стиле жизни судят по внешним формам бытия: организации рабочего и свободного времени, любимым занятиям вне трудовой сферы, устройству быта, манерам поведения, ценностным предподчтениям. Понятие смысл жизни акцентирует внимание на индивидуальных и групповых социально-психологических особенностях.

Стиль жизни каждого социального слоя влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей, девушек, взрослых, стариков. Ценности и стиль жизни представителей тех или иных слоёв и групп могут становиться для людей, к ним не принадлежащим, своеобразным эталоном, кот. могут влиять на них даже больше, чем ценности групп и слоёв, к которым они принадлежат.

.

 

Уровень жизни и идеология, как факторы социализации.

Уровень экономического развития общ-ва влияет на социализацию его членов, т.к. определяет уровень жизни той или иной страты, конкретной семьи.

Уровень жизни- понятие характерезующее степень удовлетворённости материальных и культурных потребностей человека, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения и т.д

На стихийную социолизацию и самоизменение чел. экономическое развитие влияет не только определяя уровень жизни различных профессиональных и социальных групп и слоёв, а также конкретных людей, но и благодаря тому, что его вектор (экономический рост, стагнация экон-го положения, его ухудшения) влияет на ожидания, настроение, поведение. Так в стабильном, экономически высокоразвитом общ-ве США 85% опрошенных в 1994 г. полагали, что они будут жить ещё лучше. Российское общ-во, переживающее переходный периодв соц. И экон. Развитии, характеризуется экон. Нестабильностью. Поэтому ожидания россиян пессимистичны. Подобная атмосфера не лучшим образом влияет на социализацию. В то же время в дек 2005 гю опрос показал, что несмотря на высокую неудовлетворённость россиян собственным достатком (65%) возможности социальной мобильности (49%), обстановкой в стране в целом (62%), относительное большинство ощущают себя в полнее счастливо.

В аспекте социализации, значимо то, что возникла структурная бедность, характерная для значительной части населения.. Это социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями человека

Все это во многом определяет устремления как конкретных членов общ-ва, так и целых групп населения, стимулируя либо улучшить своё положение, либо фрустрацию, и как следствие- антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение – алкоголизм, наркомания)

Уровень жизни влияет и на социально контролируемую социализацию (воспитание) – определяет востребованность определённого количества людей тех или иных профессий и качественный уровень их подготовки, уровень экономического развития определяет возможности создания благоприятных условий для человека. Чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для чел. (н-р, цена ребёнка от рождения до 25 лет в 1985 г в США была 600 тыс. долларов, в России – 66 тыс. долларов- это качество питания, условия проживания и т.д))

Идеология и социолизация. Социализация в России изменилась в связи с политико идеологическими процессами, происходящими в обществе, когда на смену тоталитаризму пришёл плюрализм.

Исследования социологов (Гудков) показывают, что в российском общ-ве 4 типа идеологической ориентации

1) Либерально- прозападная – крупные города, среди людей высшего образования, людей зрелого и молодого возраста

2) Ориентация на реставрацию плановой экономики и старых порядков – пожилые люди, низкообразованные

3) Ориентация на идею Великой России – разделяемая людьми среднего и высшего образования, среди них больше инженеров, работников аппарата управления.

4) Ориентация, характеризующаяся ксенофобическим ущемлено-агрессивным популизмом, соединяющий радикализм имперского сознания с русским изоляционизмом. – жители средних и малых городов. Эти данные начала 1990 г.

В 2000 г.- данные изменились. Опрос старшеклассников, выросших в Новое время показал, что основные идеологические ориентации воспроизводятся. За модель общ-ва равных стартовых возможностей )общество либерального типа) выступает 36%, Идея эгалитарного гос-ва (по сути возврат к плановой экономике) 39,8% сельских и 14% городских старшеклассников, *% - за идеи Великой России.

Названные 4 типа массовых идеологических ориентаций не исчерпывают их многообразие, характеризуются переливами из одной группы в другую.

Идеологический плюрализм создал на новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека.Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеолгических ориентиров. Свобода убивает не только препятствия на пути человека, но и его подпорки (Мудрик) Это порождает неопределённость ситуации. А она в свою очередь депрессию, тревогу или агрессию.

 

Идеологическая неопределённость, социально- политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общ-ва влияют на воспитание. Задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют отличия.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.013 с.)