СМИ и интернет, как современный фактор социализации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СМИ и интернет, как современный фактор социализации.



(СМИ) - технические средст­ва (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распро­странение информации (знаний, духовных цен­ностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Рассматривая СМИ как фактор социализа­ции, надо учесть, что непосредствен­ным объектом воздействия потока их сооб­щений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного СМИ - читателей одной газеты, слушателей определенной ра­диостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей.

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудито­рией является вся страна, можно отнести к мак­рофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабель­ного телевидения, многочисленных сельских и районных радиосту­дий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т.п. - все это позволяет рассматривать СМи как микрофактор социализации.

СМК и стихийная социализация. Влияние СМИ на стихийную социализацию определяется:

1) выполняют рекреа­тивную роль, т.к. определяют досуговое время­препровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отн-ию ко всем людям т.к. отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

2)релаксационная роль СМИ. Телесмотрение, про­слушивание муз. записей, работа с компьютером, чтение становятся своеобразной компенсацией де­фицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками.

3)СМИ играет бол. роль в развитии человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кино­фильмы и телепередачи огромные массы людей, кот. совсем не обязательно стали бы читателями. Исследования показ., что влияние СМИ на развитие чел. неоднозначно, но в це­лом позитивно. Так, амер. ученые. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет разви­тие ребенка почти на целый год, особенно, когда он идет в школу, учит его рассуждать, дает знания, расш. кругозор. Влияет на кругозор. Особую роль в стихийной социализации играют компьютерные сети. Работа с компьютером, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализа­ции новых форм символического опыта, развитию процессов во­ображения, интенсификации изучения ин. языков и ряду др. позитивных эффектов. Но, с др.стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, ослаблению эмо­циональных реакций и др.-м негат. эффектам

СМИ и относительно направляемая социализация. СМИ, будучи одним из социальных институ­тов, выполняют заказ общ-ва и отдельных соц. групп (в основном обладающих полит.-ой или экон.-ой властью) на определенное влияние на население и на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМИ оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь 2 аспекта этого влияния.

1) СМИ влияют на усвоение людь­ми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на форми­рование у них ценностных ориентации в сфере политики, эконо­мики, идеологии,права и пр.

2) СМИ- пред­ставляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. СМИ (TV, радио, конкретные газеты и т.д.), кот. пользуется чел., соз­дает специфический для него информ.-ный мир.

СМИ и самоизменение человека. Самоизменение человека в процессе социали­зации под влиянием СМИ имеет как положительный, так и отрицательный вектор.

В последнее вре­мя набирает силу тенденция превращения СМИ в сферу самореа­лизации человека. К давно существующей переписке читателей с газетами и журналами добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и само­реализации - взаимодействие человека с определенными интере­сующими его партнерами, кот. позволяет ему найти единомышленников.Н-р, сегодня к сети Internet подключе­ны миллионы абонентов - от ученых до кинофанатов. У чел., находящегося в компьютерной вирту­альной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий.

СМИ и социально контролируемая социализация. Аспектами социального воспитания становится так называемое медиаобразование, харак­теристику которого в отечественной науке дал А.В. Шариков.

Медиаобразование (от лат. media - средства) - изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подго­товить подрастающие поколения к жизни в современных инфор­мационных условиях, к восприятию информации (научить чело­века понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оце­нивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Медиаобразование осущ.-ся как в школе, так и в других воспитательных организациях.В школе медиаобразование осуществляется как в рамках тра­диционных предметов (родного языка, изобразительного искусст­ва, истории, социальных наук, экологии и др.), так и с помощью введения специального предмета. В по­следнее время появилась тенденция включать в медиаобразование обучение компьютерной грамотности.

Создание системы медиаобразования - процесс длительный и дорогостоящий. Но имеющиеся сегодня возможности позволяют приступить к реш. этой задачи и в первую очередь - в школе.

 

 

20. Мегафакторы социализации: космос, планета, мир. Глобальные проблемы современного общества.

Космос-Выделение его в один из основных факторов социализации основано на том, что человек не только член общ-ва, часть социума, включающего в себя семью, народ и все человечество, он еще и часть вселенной, космоса, включающего в себя все существующие создания, стоящие на различных ступенях развития. На протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь че­ловеческого общества и отдельного человека. Биофизик А.Л. Чижев­ский в 1 четверти 20 в. выявил, что эпохи концентраций исторических событий (та­ких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и Рос­сии и др.) совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности. Столь же явную зависимость он обнаружил и в жизни выдающихся исторических деятелей.

Планета.Планета - понятие астрономическое, обозна­чающее небесное тело, по форме близкое к ша­ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Органичная взаимосвязь и взаимозависимость между планетой и миром очевидна: сначала условия на планете породили жизнь и человеческое общество, а теперь в процессе развития мир оказывает влияние на состояние планеты. Это влия­ние стало наиболее очевидным вXX столетии, породив так назы­ваемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономи­ческие (увеличение разрыва в уровне развития стран и конти­нентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфлик­тов, распространение ядерного оружия, политическая нестабиль­ность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жиз­ненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потреб­ности, желания, стремления, на ценность жизни «здесь и теперь» (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогич­ное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг.

Опосредствованное влияние глобальных процессов и про­блем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определя­ют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на рас­пределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку «не сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым «раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого яви­лись изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подрост­ков, юношей в модернизированных обществах стали формировать­ся, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

 

 

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические уста­новки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и пове­дение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

осознавал себя гражданином Вселенной;

понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человече­ских сообществ;

имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, ра­зумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизво­дящего ее.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.01 с.)