Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: здоровье и факторы, его определяющие.

Поиск

Имени Гагарина Ю.А.»

 

Методические рекомендации по выполнению ПРАКТИЧЕСКИХ рАбот

по дисциплине Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

 

Для специальности

Пожарная безопасность

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

_________Л.И. Рожкова

«___»_______2015 г.

 

 

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования далее (СПО) для специальности

20.02.04 Пожарная безопасность

 

 

Разработчик: Корнеева И.В., преподаватель ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А.

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник НМО ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А. ___________________Н.М. Лисицкая

Председатель МКС Пожарная безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях

________ __ Э.А.Попова

Протокол № ___ от «____» ___________2015 г.

 

 

 

Содержание

 

   
Пояснительная записка  
Перечень практических работ  
Практическая работа № 1  
Практическая работа № 2  
Практическая работа №3  
Практическая работа №4  
Практическая работа №5  
Практическая работа №6  
Практическая работа №7  
Практическая работа №8  
Практическая работа №9  
Практическая работа №10  

 

 

Пояснительная записка

Практические занятия по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» состоят из обязательных аудиторных занятий по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность в количестве 24 часов.

Данные работы дают возможность студентам приобрести навыки оказания помощи пострадавшим, получившим травмы, или находящимся в терминальных состояниях.

Тематика и содержание практических занятий соответствуют рабочей программе, разработанной в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.

Практические занятия по своему содержанию включают в себя: решение ситуационных задач, составление алгоритмов по оказанию первой помощи пострадавшим, получившим травмы или находящимся в терминальных состояниях.

Навыки, приобретенные при выполнении практических занятий, необходимы студенту для его профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья человека;

- применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим;

- оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы или находящимся в терминальных состояниях;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- характеристики поражающих факторов;

- механизм воздействия на организм человека высоких и низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха;

- предельные значения опасных факторов, влияющих на организм человека;

- особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками, в условиях воздействия опасных факторов;

- признаки травм и терминальных состояний;

- способы оказания помощи пострадавшим.

 

Перечень практических работ

Тема Часы Задание Вид деятельности Формируемые компетенции
Тема 1.1. Здоровье и факторы, его определяющие   Проанализировать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья человека. Выполнение практической работы ОК 2-3, ОК -6, ПК 1-5
Тема 2.3. Решение ситуационных задач по определению вредного производственного фактора на организм и проведению профилактических мероприятий   Решить ситуационные задачи Выполнение практической работы ОК 1-4, ОК-6, ПК 1-5
Тема 2.4. Выполнение комплекса сердечно-лёгочной реанимации. Схема оказания помощи в случае клинической смерти.   Отработать умения по оказанию первой помощи в случае клинической смерти Выполнение практической работы ОК 1-3, ПК1-5
Тема 2.4. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.   Составить алгоритм оказания первой помощи при поражении электрическим током, решить ситуационные задачи. Выполнение практической работы ОК 1-4, ПК1-5
Тема 2.4. Оказание первой медицинской помощи при ожогах.     Составить алгоритм по оказанию первой помощи при ожогах, решить ситуационную задачу Выполнение практической работы ОК 1-4, ПК1-5
Тема 2.4. Способы остановки кровотечения   Отработать умения по остановке кровотечения Выполнение практической работы ОК 1-4, ОК-6, ПК1-5
Тема 2.4. Первая медицинская помощь при ранениях Наложение повязок     Отработать практические умения по наложению повязок Выполнение практической работы ОК 1-3, ОК-6, ПК1-5
Тема 2.4. Состояния, требующие неотложной медицинской помощи. Тактика оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях     Сформировать умения по оказанию неотложной медицинской помощи. Решить ситуационные задачи. Выполнение практической работы ОК 1-4, ОК-6, ПК1-5
Тема 2.4. Оказание первой помощи при переломах   Отработка умений по транспортной иммобилизации конечностей Выполнение практической работы ОК 1-4, ОК-6, ПК1-5
Тема 2.4. Оказание первой помощи при синдроме длительного сдавливания   Решение ситуационных задач Выполнение практической работы ОК 1-3, ОК-6, ПК1-5
Итого        
               

 

Практическая работа №1

Тема: Здоровье и факторы, его определяющие.

Цель: Сформировать представление о параметрах индивидуального и общественного здоровья и факторах, его определяющих.

Пояснения

Существует несколько понятий здоровья: популяционное (здоровье населения, популяции), индивидуальное. Популяционное здоровье характеризуется комплексом демографических показателей, уровнем физического развития, заболеваемостью, инвалидностью некоторой группы населения.

Таблица 1

Общая заболеваемость населения по классам болезней

в Российской Федерации в 2008-2013 гг. (на 100 тыс. населения)

Классы болезней   2012 г. 2013 г.
     
Всего 161 415,1 161 241,5
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 4 761,5 4579,0
Новообразования 4 292,9 4350,9
Болезни крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 1 209,4 1196,7
Болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ 6 413,8 6640,6
Психические расстройства и расстройства поведения 4 852,7 4792,3
Болезни нервной системы 5 815,9 5903,2
Болезни глаза и его придаточного аппарата 1 1286,3 11119,5
Болезни уха и сосцевидного отростка 4 170,2 4098,8
Болезни системы кровообращения 22 732,0 22916,1
Болезни органов дыхания (включая грипп, ОРВИ) 38 164,0 38945,2
Болезни органов пищеварения 11 359,9 11425,2
Болезни кожи и подкожной клетчатки 6 206,7 6145,0
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 13 340,0 13315,9
Болезни мочеполовой системы 11 557,4 11734,6
Врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 712,0 719,3
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 9 383,4 9300,2

Оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики:

Интернет-ресурсы, сайт Министерства здравоохранения РФ

Порядок выполнения работы:

Студенты работают самостоятельно и отвечают на поставленные вопросы, используя Интернет-ресурсы, данные сайта Министерства здравоохранения РФ

Задание 1. Изучение параметров индивидуального здоровья и факторов, влияющих на него.

1.1.Дать определение понятиям «здоровье» и «болезнь»

1.2.Состояние здоровья населения на современном этапе. Проанализировать таблицу 1 «Общая заболеваемость населения по классам болезней в Российской Федерации в 2008-2013 гг. (на 100 тыс. населения)» и отметить наиболее часто встречаемые среди населения.

1.3.Факторы, формирующие здоровье.

1.4. Показатели индивидуального здоровья.

1.5. Экологические факторы и состояние здоровья человека.

1.6.Особенности заболеваемости населения в экологически неблагоприятных районах. Привести примеры экологических заболеваний. Для этого воспользуйтесь учебником: Занько Н.Г., Ретнёв В.М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: учебник - М.: «Академия», 2009. С.181, Приложение 1, с. 261

Задание 2. Изучение состояния популяционного (общественного) здоровья.

1.Познакомиться с документацией, содержащей комплекс медико- демографических показателей, показателей заболеваемости, инвалидности, уровня физического развития за 2013 год по РФ и Саратовской области.

Медико-демографические показатели по Саратовской области за 2013 год:

Среднегодовая численность населения Саратовской области: 2500000чел.

Количество детей, рождённых за год: 28250

Количество людей, умерших за год: 35500

Количество детей, умерших в возрасте до 1 года: 203

Средняя продолжительность жизни в области составила 70,2 лет.

Медико-демографические показатели по Российской Федерации за 2013 год:

За 2013 год число родившихся превысило число умерших в 1,28 раза; коэффициент естественного прироста населения составил – 0,2%

В 2013 году общероссийский уровень рождаемости впервые с начала девяностых годов превысил уровень смертности и составил 13,2 на 1000 населения (рис. 1.1.). Показатель младенческой смертности снизился на 4,7% – с 8,6 до 8,2 на 1000 родившихся живыми. Темп прироста заболеваемости с 2003 по 2013 гг. в целом по Российской Федерации составил 15,0%.

Показатель младенческой смертности снизился на 4,7% – с 8,6 до
8,2 на 1000 родившихся живыми. Темп прироста заболеваемости с 2003 по 2013 гг. в целом по Российской Федерации составил 15,0%.

В 2013 году в целом по Российской Федерации было зарегистрировано 161 241,5 случаев заболеваний на 100 тыс. населения.

 

Рис. 1.1. Динамика рождаемости и смертности (на 1000 человек)

2. Ответить на вопрос:в какие годы, согласно рис 1.1. в РФ наблюдалась «демографическая яма»? Объясните причины.

3. Рассчитать показатель рождаемости в Саратовской области за 2013 год по формуле:

(число детей, родившихся живыми за год x 1000) / среднегодовая численность населения

Средний показатель рождаемости 20-30- детей на 1000 человек

4. Рассчитать показатель смертности в Саратовской области за 2013 по формуле:

(число людей, умерших за год x 1000) / среднегодовая численность населения

Средний показатель смертности 13-16 умерших на 1000 человек.

5. Рассчитать показатели младенческой смертности по формуле:

Количество детей, умерших в возрасте до 1 года x 1000/ количество детей, рождённых живыми в течение одного года. Низкий показатель младенческой смертности составляет 5-15 детей на 1000 человек населения, средний 1 – 16…30, высокий – 30-60 и более

6. Естественный прирост населения – это разность между рождаемостью и смертностью населения из расчёта на 1000 человек населения

7. Средняя продолжительность жизни. В настоящее время высоким показателем считается 65-75 лет и более, средним 50-65 лет и низким 40-50 лет.

8. Сравнить показатели рождаемости, смертности, естественного прироста населения, средней продолжительности жизни с показателями по Российской Федерации (используя рис.1.1.)

9. Показатели заболеваемости. Показатели заболеваемости определяются на 1000, 10000, 100000 чел. Виды заболеваемости следующие: общая, заболеваемость с временной утратой работоспособности, инфекционная заболеваемость и т.д. Рассчитайте показатель заболеваемости студентов вашей группы за год по формуле:

(число вновь выявленных больных студентов за год x 1000) / количество студентов в группе

10. Какие заболевания занимают ведущие позиции в причинах смерти?

11. Показатели инвалидности. В РФ число впервые признанных инвалидов превышает 1 млн. ежегодно по следующим классам заболеваний: органов кровообращения, психические расстройства, травмы, отравления, онкология.

Форма отчёта. Отчёт о проделанной работе (оформляется в тетради и представляется для оценки)

Выводы: В развитии нарушений состояния здоровья населения существенную роль играют факторы окружающей среды. По данным учёных на состояние здоровья населения влияют:

образ жизни (курение и другие вредные привычки, питание, условия труда, гиподинамия, материально-бытовые условия) – на 50-53%,

генетические и биологические факторы;

состояние здравоохранения – на 8-10%;

окружающая среда (природно-климатические факторы, качество объектов окружающей среды) – на 17-20%. Вместе с тем фактор окружающей среды может стать решающим фактором в развитии заболевания. Например, болезнь Минамата, связанная с загрязнением ртутьсодержащими промышленными стоками морской и речной воды и т.д.

Контрольные вопросы:

Назовите факторы (факторы риска), определяющие здоровье.

Какой из факторов, определяющих здоровье, наиболее значим?

Назовите основные демографические показатели.

Назовите основные тенденции демографических процессов в Российской Федерации в современный период.

Учебная и специальная литература:

1. Интернет-ресурсы. Сайт Министерства здравоохранения РФ и Саратовской области

2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник, М., «Академия», 2012

 

 

Практическая работа №2

Пояснение

Профессиональные заболевания – это такие заболевания, причинами которых являются вредные и опасные производственные факторы – физически, химические, биологические, психофизиологические.

Работодатели для выполнения требований по охране среды обитания и здоровья должны осуществлять необходимые оздоровительные мероприятия.

Их алгоритм:

1. Технические и технологические мероприятия (автоматизация и механизация производства)

2. Санитарно-технические и организационные мероприятия (изоляция, экранирование, вентиляция и т.д.)

3. Индивидуальные средства защиты

4. Медико-профилактические мероприятия

Основным звеном проведения медико-профилактических мероприятий являются лечебно-профилактические учреждения: поликлиники, больницы и т.д. Работа лечебно-профилактических учреждений проводится совместно с учреждениями Федеральной службы по надзору прав потребителей (Роспотребнадзора), Министерства здравоохранения РФ, работодателями на основании ежегодного плана лечебно-оздоровительных мероприятий.

Основания: приказы Министерства здравоохранения РФ «Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных производствах» от 16.08.2004 №83

Указанные осмотры имеют законодательную основу в виде статьи 213 Трудового кодекса РФ №193-ФЗ.

Предварительные медицинские осмотры проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника условиям производства, а периодические - в целях своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, проведения профилактических мероприятий.

Оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики:

Порядок выполнения работы. Решить ситуационные задачи.

Решение ситуационных задач заключается в определении основного вредного фактора, действующего на работника на его рабочем месте; указании примерного срока проведения периодического медицинского осмотра, определении состава врачебной комиссии и необходимые лабораторные исследования, приведении перечня противопоказаний для работы на данном производстве.

 

Пример решения

Ситуационная задача 1.

На тепловозостроительном заводе процесс обрубки – завершающий этап обработки литейных отливок – включает удаление остатков пригара формовочных смесей, вырубку дефектов отливок. Эти операции работники-обрубщики выполняют рубильно-чеканным пневматическим молотком (массой 5 кг при числе ударов в 1мин 1500-2000). Обрубщик работает стоя, правой рукой держит молоток, левой – удерживает вставной инструмент. Усилие нажима 180,2 кН. Время работы с рубильно-чеканным молотком составляет 60%.

Решение.

Основным вредным фактором является локальная вибрация. Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от16.03.1996 №9 рекомендуемая периодичность медицинских осмотров – 1 раз в 12 месяцев. Медицинская комиссия в составе: невропатолог, терапевт, отоларинголог; необходимы следующие исследования: холодовая проба, на вибрационную чувствительность, динамометрия.

Противопоказания для работы с производственной вибрацией (местной и общей): выраженная вегетативно- сенсорная дистония, облитерирующий эндартериит, полиневропатия, заболевания опорно- двигательного аппарата с нарушениями двигательной функции, нарушения вестибулярного аппарата, высокая близорукость, шизофрения и т.д.

 

Задача 2. Температура воздуха в кабине машиниста разливочного крана мартеновского цеха 38-40°С (t наружного воздуха 23-25°С), относительная влажность 40-45%, скорость движения воздуха 0,1-0,3м/с, интенсивность инфракрасного излучения во время разливки металла до 200 ккал/м2, температура внутренних поверхностей ограждения -40-50°С

 

Задача 3. Работа грузчиков, занятых укладкой продуктов в холодильных камерах, механизирована. Продукты доставляются в холодильнике и на самоходных тележках. Занятость работников в холодильных камерах (50% рабочего времени) чередуется с работой на открытых платформах холодильников. Температура воздуха в холодильных камерах от -18 до -20°С, температура стен и пола -20-22°С, относительная влажность 80-96%.

 

Задача 4. На заводе медицинского оборудования изготавливаются пакеты для упаковки перевязочного материала из ПВХ пластика. Сварка плёнки осуществляется энергией электромагнитного поля диапазона частот 30-40МГц. Оборудование имеет большое число неэкранированных высокочастотных элементов: пластины конденсатора и т.д.

Задача 5. На заводе пластмасс в цехе полимеризации на разделке гетинакса циркуляторными пилами концентрация пыли гетинакса составила 0,5 – 0,89 ПДК. Уровни шума превышают ПДУ на 18-20 дБ на всех частотах. Группа работниц обратилась с жалобами на плохой сон, утомляемость, раздражительность, плаксивость, боли в области сердца, неустойчивость артериального давления.

 

Задача 6. На машиностроительном заводе в цехе сборки проводятся сварочные работы. На рабочем месте определили запылённость воздушной среды. Концентрация пыли составила 5 мг/м 3. Пыль содержит 6,5% оксида марганца, 12% диоксида кремния. (Для кремнесодержащей пыли при содержании в ней свободного кремния от 10% установлена ПДК, равная 1-4 мг/м 3)

Форма отчёта. Отчёт о проделанной работе (оформляется в тетради и представляется для оценки)

Выводы: Основными мерами предупреждения производственных

заболеваний является первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная профилактика направлена на предупреждение того или иного заболевания. Вторичная профилактика направлена на раннее выявление заболеваний, тщательное медицинское обследование внешне здоровых людей. Третичная профилактика (реабилитация) – это комплекс мер по предотвращению осложнений, которые могут возникнуть в ходе уже развившихся заболеваний

Контрольные вопросы:

Как влияют на организм виброакустические факторы?

Как влияют на организм метеорологические условия: охлаждающий и нагревающий микроклимат?

Учебная и специальная литература:

1. Интернет-ресурсы. Сайт Министерства здравоохранения РФ и Саратовской области

2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник, М., «Академия», 2012

 

Практическая работа №3.

Пояснения

Клиническая смерть – пограничное состояние между жизнью и смертью, когда прекратились функции дыхания и кровообращения, но при этом в тканях не произошли необратимые изменения. Признаками клинической смерти являются потеря сознания, отсутствие реакции зрачков на свет, отсутствие пульса на сонной артерии. Продолжительность клинической смерти -4-5 минут. При обнаружении признаков клинической смерти необходимо повернуть пострадавшего на спину, обеспечить проходимость дыхательных путей. Для этого максимально запрокинуть голову назад, выдвинуть верхнюю челюсть вперёд и вверх (тройной приём Сафара). Затем нанести прекардиальный удар. Перед нанесением прекардиального удара освободить грудную клетку от одежды, украшений. Удар наносится ребром сжатой в кулак ладони, придерживая пальцами левой руки мечевидный отросток грудины. При этом локоть наносящей удар руки должен быть направлен вдоль тела пострадавшего. После удара необходимо проконтролировать пульс на сонной артерии. Если после удара оживления не произошло, необходимо приступить к комплексу сердечно-лёгочной реанимации.

Выполнение комплекса сердечно-лёгочной реанимации.

 

Рис.1

Непрямой массаж сердца.

Для проведения непрямого массажа сердца необходимо расположиться сбоку от больного, лучше справа. Надавливать на грудину можно только на 2-3 см выше мечевидного отростка. Давить на грудину только выпрямленными в локтевых суставах руками. Проводить не менее 20-30 минут, до приезда «Скорой помощи». Использовать не столько силу рук, сколько усилия всего плечевого пояса и спины.

Начинают, как правило, с искусственного дыхания.

Если помощь оказывается одним спасателем, то на 15 надавливаний непрямого массажа сердца – 2 вдоха искусственной вентиляции лёгких. Если помощь оказывается с помощниками, то на 5 надавливаний непрямого массажа сердца – 1 вдох искусственной вентиляции лёгких.

Порядок выполнения работы

Задание 1

Овладеть навыками определения пульса на сонной артерии

Задание 2

Составьте схему оказания помощи (алгоритм) в случае клинической смерти.

Задание 3. Отработать приёмы по выполнению искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца на муляже.

Задание 4. Решить ситуационную задачу.

На автобусной остановке стоящий рядом мужчина побледнел и упал. Он - без сознания, кожные покровы бледные, зрачки широкие, на свет не реагируют.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения.

 

1. Вызвать «Скорую помощь»

2. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет.

3. Позвать окружающих на помощь

4. Определить признаки дыхания с помощью зеркальца

5. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно-лёгочной реанимации.

6. Попытаться добиться от мужчины, на что он жалуется.

7. Подробно расспросить окружающих, что предшествовало потере сознания.

8. Повернуть пострадавшего на живот.

9. Приложить к голове холод.

10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.

 

Форма отчёта. Отчёт о проделанной работе (оформляется в тетради и представляется для оценки)

Выводы: Реанимация человека в состоянии клинической смерти наиболее эффективно, когда проведение прямого массажа сердца чередуется со вдохами искусственного дыхания. Оптимальное соотношение 15 надавливаний на грудину и 2 вдоха ИВЛ.

Контрольные вопросы:

1 Что означает понятие «клиническая смерть»?

2. Что означает понятие «биологическая смерть»?

3. Какие мероприятия относятся к реанимационным?

4. Как определить наличие дыхания?

5. Как определить наличие кровообращения?

6. Как провести непрямой массаж сердца?

Учебная и специальная литература:

1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник, М., «Академия», 2012

 

 

Практическая работа №4

Пояснение

Воздействие электрического тока на человека

Электрический ток оказывает на человека термическое, электролитическое, биологическое воздействие.

Термическое воздействие тока проявляется ожогами отдельных участков тела, нагревом до высокой температуры органов.

Электролитическое воздействие проявляется в разложении жидкостей организма (воды, крови, лимфы) до ионов.

Биологическое действие тока проявляется в виде раздражения и возбуждения тканей организма.

Электрические травмы разделяются на общие (электрические удары) и местные.

Электрический удар – это возбуждение живых тканей проходящим через человека электрическим током, сопровождающееся судорожным сокращением мышц.

Последствия электрического удара могут быть следующими:

1. Остановка сердца и прекращение дыхания. Начиная с величины тока 100 мА, проходящего через человека, он вызывает фибрилляцию сердца – судорожные неритмичные сокращения сердца; сердце перестаёт работать как насос, перекачивающий кровь. Такой ток называется пороговым фибрилляционным током.

2. Судорожное сокращение мышц с потерей сознания, но с сохранившимися дыханием и кровообращением.

К местным электротравмам относятся:

- электрический ожог;

- электрические знаки;

- металлизация кожи;

- электроофтальмия;

- механические повреждения.

Общие поражения электрическим током могут привести к остановке дыхания и сердца. Оказывая первую помощь, необходимо: прекратить действие тока на пострадавшего, т.е. выключить источник тока (вынуть вилку из розетки, погасить свет, выключить рубильник), отбросить провод от пострадавшего сухой палкой, стоя на сухом месте. Если невозможно отбросить провод, то нужно перерубить его, воспользовавшись предметом с изолированной ручкой и стоя на изолирующей поверхности (куске резины, сухой доске, свёртке одежды и т.д.)

Далее следует оттащить пострадавшего от источника тока, используя сухие предметы и изолирующую поверхность, помня при этом, что нельзя касаться голыми руками обнажённых частей тела пострадавшего, находящегося под током.

Если пульс и дыхание сохранены, но нет сознания, надо проверить, не западает ли язык, и предотвратить удушение. После чего надо вызвать скорую помощь и до её приезда внимательно следить за дыханием и пульсом, если они прекратятся – приступать к реанимации. На «метки» тока надо наложить стерильную повязку.

При поражении молнией первая помощь аналогична описанной выше.

Категорически недопустимо поражённых молнией закапывать в землю.

Оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики:

Мультимедийное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», презентации

Порядок выполнения работы

Задание 1. Составьте алгоритм оказания первой помощи при поражении электрическим током, если у пострадавшего нет признаков жизни.

 

Задание 2. Составьте алгоритм оказания первой помощи при поражении электрическим током, если у пострадавшего нет сознания, но есть пульс на сонной артерии

Задание 3. Решить ситуационную задачу

Во время ремонта телевизора произошёл сильный разряд электрического тока. Мастер потерял сознание и упал возле своего стола. Его рука продолжает крепко сжимать пучок проводов с деталями. Лицо искажено судорогой.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения.

1. вызвать «Скорую помощь»

2. Позвать кого-нибудь на помощь

3. Как можно скорее нанести прекардиальный удар и приступить к непрямому массажу сердца

4. Перебить провода ножом или топором одним ударом.

5. Перерезать каждый провод по отдельности на разных уровнях.

6. Подложить под голову подушку.

7. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и повернуть пострадавшего на живот

8. Убедиться в наличии пульса на сонной артерии, ударить пострадавшего по грудине и приступить к непрямому массажу сердца. Если нет реакции, приступить к искусственной вентиляции лёгких.

9. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и после прекардиального удара начать сердечно-лёгочную реанимацию

10. Убедиться в отсутствии пульса и повернуть пострадавшего на бок.

 

Форма отчёта. Отчёт о проделанной работе (оформляется в тетради и представляется для оценки)

Выводы: Основными мероприятиями при поражении электрическим током являются обесточивание пострадавшего, проведение комплекса сердечно – лёгочной реанимации

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины смерти при поражении электрическим током?

2.Как оказать первую помощь пострадавшему при поражении электрическим током?

Учебная и специальная литература:

1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник, М., «Академия», 2012

 

Практическая работа №5

Пояснение

Ожоги - это повреждения, вызванные термическим действием высокой температуры (пламя, горячий пар, кипяток) или едких химических веществ (кислот, щелочей).

В зависимости от глубины поражения тканей различают ожоги:

1 степень ожога – покраснение кожи, боль

2 степень - появление пузырей, заполненных прозрачной жидкостью

3 и 4 степени – полное разрушение кожи и нижележащего мышечного слоя

Если площадь ожога превышает 10% всей поверхности тела, то развитие ожогового шока и ожоговой болезни неизбежно. Определить площадь ожога можно с помощью «правила девяток»: когда кожная поверхность руки составляет – 9%, головы и шеи – 9%, ноги – 18%, груди и живота 18%, спины – 18%, промежности -1%.

Причинами смерти от обширных ожогов являются обезвоживание, интоксикация, острая почечная недостаточность, сепсис (заражение крови).

При ожогах 1 степени приложить на место ожога холод или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут. Обработать обожжённую поверхность спиртом, одеколоном, водкой.

При ожогах 2-4 степени обожжённую поверхность накрыть стерильной

простынёй, положить поверх неё пузыри со льдом или пакеты со снегом или холодной водой. Для предотвращения развития шока необходимо быстрее обезболить пострадавшего – дать ему 2-3 таблетки анальгина (при условии, что он в сознании). При длительном ожидании скорой помощи дать обильное тёплое питьё.

Недопустимо

- отдирать с кожи остатки одежды и грязь, пепел, сажу;

- смазывать ожоговую поверхность жиром, посыпать крахмалом или мукой;

- вскрывать пузыри;

- бинтовать обожжённую поверхность.

Первая помощь при обморожении заключается в скорейшем восстановлении кровообращения на участке поражения. Отмороженные руки и ноги отогревают в тёплой воде. При обморожениях 1-2 степени повреждённое место обнажают, чтобы не повредить примёрзшую к одежде кожу. Поражённую часть тела погружают в тазик с водой 18-20 град и проводят лёгкий массаж. Медленно в течение 20-30 минут температуру воды доводят до 37 град. Затем обмороженное место вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.

При обморожениях 3 и 4 степени поражённое место закрывают стерильной салфеткой, затем забинтовывают, транспортируют в хирургическое отделение.

Оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики:

Мультимедийное пособие «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», презентации

Порядок выполнения работы

Задание 1.

Составить алгоритм оказания первой помощи при ожоге 1 степени.

Задание 2.

Составить алгоритм оказания первой помощи при ожогах 2-4 степени.

Задание 3.

Выполнить тестовые задания:

1. Какое из перечисленных мероприятий входит в алгоритм оказания первой медицинской помощи при ожогах:

А. обезболивание;

Б. накладывание повязки из стерильного бинта, салфеток, прокалывание и удаление пузырей;

В. накладывание на ожоговую рану мази, засыпание порошком;

Г. удаление прилипших к области ожога частей одежды

 

2. При ожогах передней поверхности груди и живота, а также промежности общая площадь ожога составит:

а) 9 %;

б) 18 %;

в) 19 %;

г) 36 %.

Задание 4. Решить ситуационную задачу

Ситуационная задача №1

Из окна второго этажа горящего дома выпрыгнул человек. Он катается по снегу, пытаясь сбить пламя. Его рубашка на спине уже перестала тлеть, под остатками ткани видна чёрная кожа со множеством влажных трещин и пузырей.

 

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения:

1. Снять с пострадавшего рубашку.

2. Положить его на спину.

3. Перевернуть на живот.

4. Набрать как можно больше пакетов со снегом и положить их на спину.

5. Удалить остатки одежды и промыть кожу чистой водой.

6. Обработать обожжённую поверхность спиртом, одеколоном или водкой.

7. Удалить остатки одежды и пузыри.

8. Наложить на места ожогов стерильные повязки.

9. Накрыть спину чистой простынёй.

10. Предложить пострадавшему 2-3 таблетки анальгина.

11. Оросить ожог растительным маслом.

12. Густо посыпать место ожога мукой.

13. Присыпать обожжённую поверхность содой.

14. Предложить пострадавшему обильное питьё.

Ситуационная задача №2

После удара молнии в одиноко стоящее дерево один из укрывающихся под ним от дождя путников упал замертво.

У поражённого левая рука чёрная, обожжённая по локоть; зрачки широкие, не реагирующие на свет; пульса на сонной артерии нет.

Выбери правильные ответы и расположи их в порядке очерёдности выполнения.

1. Закопать поражённого молнией в землю.

2. Нанести прекардиальный удар и приступить к сердечно- лёгочной реанимации.

3. Накрыть обожжённую поверхность чистой тканью.

4. Поручить кому-нибудь вызвать «Скорую помощь».

5. Повернуть пострадавшего на живот и ждать прибытия врачей.

6. Убедиться в отсутствии реакции зрачков на свет и пульса на сонной артерии.

7. Поднести ко рту зеркальце, ватку или пёрышко и по запотеванию стекла и движению ворсинок определить наличие дыхания.

8. Положить холод на голову.

9. Положить холод на место ожога.

10. Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом.

 

 

Форма отчёта. Отчёт о проделанной работе (оформляется в тетради и представляется для оценки)

Выводы: Своевременное применение холода позволит не только избежать образование пузырей и уменьшить боль – но и в большинстве случаев избежать развитие ожогового шока.

Контрольные вопросы:

1. Как определить площадь ожога?

1. Что такое ожоговая болезнь?

2. Как оказать первую помощь при ожогах?

Учебная и специальная литература:

1.Косолап



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.012 с.)