Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - приносящий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье людей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний». Предметом изучения гигиены являются: изучение природных и антропогенных факторов, социальных условий; · изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию; · научное обоснование нормативов, ПДК; · внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разработанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности; · прогнозирование санитарной ситуации. Методы исследования: 1. Эпидемиологический (совокупность методов, позволяющих изучить здоровье под влиянием разнообразных факторов). 2. Санитарное обследование (санитарное описание, углубленное санитарное обследование). 3. Метод натурного гигиенического эксперимента. 4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента. 5. Метод санитарной экспертизы. Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика. Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.
Развитие гигиены в России Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных наблюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, законов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (описательных) гигиенических знаний возникли на рубеже образования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбору и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия проводились на государственном уровне (XVII век - Аптекарский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую канцелярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиляции шахт). Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - «Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судебная медицина». Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые оригинальные учебники по гигиене. К основоположникам гигиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные исследования зрения у школьников и изучал причины близорукости. Известны его работы в области гигиены труда, социальной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881). Из проблем профилактической медицины на современном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-технического прогресса и здоровья подрастающего поколения. Решение этих вопросов возможно при использовании современных исследовательских и профилактических технологий. Экология. Эколого-гигиеническая диагностика Экология (греч. oikos - дом, жилище, местопребывание; logia - наука) - биологическая наука об отношениях живых существ между собой и окружающей средой. Современная экология изучает влияние человека на окружающую среду, пути охраны среды, способы оптимизации отношений человека, общества и природы. В этой науке выделяется несколько направлений. Среди них важное значение имеет экология человека, изучающая закономерности взаимоотношений человеческого общества с окружающей средой и проблемы ее охраны. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов, в которых протекают труди отдых людей. Окружающая среда включает в себя природную и социальную среду. При этом природная среда подразделяется на естественную и антропогенную. Под естественной средой понимается неизмененная среда, а под антропогенной - загрязненная и денатурированная природная среда. Основой природной среды является биосфера (греч. bios - жизнь, sparia - слой, оболочка) - нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы (твердь земли). По В. И. Вернадскому, биосфера - это «область живого вещества». Человеческая деятельность воздействует на биосферу и рассматривается как геохимический фактор. Преобразованную биосферу В. И. Вернадский называл ноосферой (сфера разума). Здоровье человека в значительной степени определяется совокупным влиянием природных и социально-экономических факторов на жизнь человека. Загадка гигиенической науки и практики состоит в изучении связи человека с факторами окружающей природы. С этих позиций рассматривается гигиеническое значение атмосферного воздуха, воды, почвы и других факторов. В настоящее время установлено, что если все экологические факторы неинфекционной природы принять за 100 %, то на долю влияния образа жизни приходится 49 - 53 %, на долю генетического фактора приходится 18-20 %, на фактор загрязнения внешней среды -17-20%, медицинский и экологический факторы - 8-10%. На основе осмысления возможности влияния факторов окружающей среды сформированы законы гигиены. Так, согласно первому закону гигиены нарушение уровня здоровья людей, вызванное этиологическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: источника вредности, механизма воздействия (передачи) и восприимчивого организма.
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ Питание как фактор здоровья Пища - важнейший элемент внешней среды, являющийся непременным условием существования людей. Состав пищи, ее свойства и количество определяют физическое и нервно-психическое состояние человека, состав его тела. Пища - единственный источник энергии. Питание включает в себя процесс приема пищи, ее переваривание, всасывание питательных веществ и их усвоение. Нарушения в организации питания приводят к различным проявлениям болезней питания: ухудшение показателей физического и умственного развития, снижение сопротивляемости к инфекциям и другим факторам внешней среды, увеличение общей заболеваемости, снижение работоспособности, преждевременное старение, сокращение продолжительности жизни. Гигиенические требования к питанию здорового человека определяются его сбалансированностью и адекватностью. Адекватность питания предусматривает необходимость: - поддержания молекулярного состава и возмещение энергетических и пластических расходов организма; - поступления не только нутриентов (питательных веществ), но и балластных веществ; - учета не только потоков нутриентов из желудочно-кишечного тракта, но и потоков нутритивных и регуляторных веществ (эндокринные элементы желудочно-кишечного тракта); - учета эндоэкологии (взаимодействие организма хозяина и микрофлоры). Кроме адекватности большое значение имеют такие требования, как рациональный режим питания (соблюдение времени приема пищи и интервалов между приемами, рациональная кратность приемов пищи, правильное количественное и качественное распределение пищи по приемам, условия приема пищи) и соблюдение санитарных правил при получении, транспортировке, хранении, кулинарной обработке пищи, выполнение принципа безопасности пищи в эпидемическом и токсическом отношении. Физиологические нормы питания регламентируют калорийность, поступление необходимого количества питательных веществ. Нормирование проводится с учетом возраста, пола, профессии, климатических условий, физиологических особенностей (беременные женщины). В настоящее время действующими являются нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения (1991). Спорные концепции питания Концепция рационального и сбалансированного питания разработана академиком А. А. Покровским. Сущность ее состоит в том, что нормальная деятельность человека возможна лишь при условии обеспечения его необходимой энергией и «строительным» материалом, а также соблюдения сложных отношений между многочисленными компонентами пищи, каждому из которых отведена определенная роль в обмене веществ. В сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные взаимосвязи белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Энергетическая ценность пищи должна быть сбалансирована с энергетическими тратами. Теория сбалансированного питания называется еще классической. На ее основе разрабатывались рационы, строились физиологические нормы питания, технология переработки пищевых продуктов. Однако практика идеальной пищи (использование парентерального питания) показала вред использования рафинированных продуктов (развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, ожирение). Эти ошибки пытается избежать теория адекватного питания. Наряду с этой теорией бытуют так называемые спорные концепции питания: индексы пищевой ценности (учитывается количественно ценность принимаемой пищи; белки, жиры и углеводы рассматриваются как взаимозаменяемые факторы); живая энергия лищевым продуктам приписывается роль носителей осо-ой энергии, предполагается утилизация всех отходов пищи);; пиление организма голоданием (очищение организма от -л-ь правильно построенных белков, которые становятся для -•его "вредными); мнимых лекарств (лакстрил - растительный. >7ь-моя, гидролизах АУ-8) и другие.
3.3. Физиолого-гигиенические требования к энергетической ценности пищевого рациона Пища является единственным источником энергии, расходуемой организмом на работу мышц, желез внутренней секреции, для синтеза различных химических соединений. Основная доля освобождающейся энергии в конечном счете трансформируется в механическую, тепловую и другие виды. Основным законом, определяющим адекватность питания, является закон соблюдения соответствия количества энергии, заключенной в питательных веществах, поступающих в организм, количеству энергии, расходуемой организмом. Энергия расходуется на поддержание основных функций жизнедеятельности организма (энергия основного обмена); на работу, связанную с процессом усвоения пищи и питательных веществ (специфическое динамическое действие пищи); на активную, главным образом мышечную, деятельность (работа, ведение домашнего хозяйства, активные формы отдыха). Расходы энергии устанавливаются методами прямой и непрямой калориметрии. Прямая калориметрия проводится в специальных теплоизоляционных изотермических камерах, в стенках которых циркулирует вода. Непрямая калориметрия - это газометрический метод, метод алиментарной калориметрии и хронометражно-табличный. Нарушение количественной адекватности питания происходит за счет внешних и внутренних причин. Внешние причины: недостаточное или избыточное поступление питательных веществ. Внутренние причины: нарушения в состоянии организма, препятствующие поступлению пищи или затрудненное ее усвоение. Например, снижение или повышение аппетита, механические препятствия (структуры пищевода), заболевания желудочно-кишечного тракта. Последствия недостаточного количественного питания: - снижение работоспособности; - падение веса; - увеличение катаболизма белков; - атрофия слизистых, истончение стенок пищеварительного тракта, снижение секреции пищеварительных желез; - психические расстройства. Последствия избыточного питания: - отложение жира, повышение веса (ожирение), переходит в теплонарушение деятельности сердечно-сосудистой системы; - атеросклеротические изменения стенок сосудов, изменения функции внешнего и внутреннего дыхания; - застойные изменения в желудочно-кишечном тракте; - изменения костно-суставной системы из-за увеличения нагрузки; - эндокринные расстройства; - нарушение углеводного, жирового, водно-солевого обменов; - функциональные нарушения коры головного мозга (заторможенность, инертность нервных процессов, нередко неустойчивость психики). Веществ Минеральные вещества не синтезируются организмом, а поэтому относятся к незаменимым компонентам питания. Их значение: ■ пластическая роль (входят в состав клеток и тканей организма); ■ участвуют в осуществлении физиологических функций и биохимических реакций - осмотическое давление, коллоидное состояние, рН, транспорт газов крови (Fe+2, Fe+3), свертываемость крови (Са+2), возбудимость нервной и мышечной ткани (Са+2, Na+, K+), перенос белков через мембраны (К+); входят в состав многих ферментов и гормонов (Fe+2 - в состав пероксидазы, каталазы, цитох-ромов; Са"2 в тирозиназе; марганец и кобальт в пептидазе, йод в тироксине и т. д.). Отсутствие того или иного микроэлемента приводит к возникновению различных расстройств в организме. Недостаток натрия, кальция, хрома ослабляет функции пищеварительных желез; железа, меди и кобальта приводит к замедлению кроветворения; недополучение йода снижает функцию щитовидной железы и ведет к возникновению зоба; дефицит цинка ведет к ухудшению синтеза белков, задержке роста и возникновению железодефицитной анемии; недостаток фтора способствует возникновению кариеса зубов. Имеет значение и избыток минеральных веществ, вызывающий нарушения обмена, хронические и острые отравления и заболевания: избыток фтора вызывает флюороз; железа - сидероз; кальция и фосфора - тугоподвижность суставов и отложение этих веществ в связочном аппарате; марганца - поражение нервной системы типа болезни Паркинсона. Содержание минеральных веществ в теле человека очень часто соответствует их содержанию в составе земной коры. В связи с этим можно говорить об эндемических заболеваниях и биогеохимических провинциях. Все микроэлементы условно делят на макро- и микроэлементы. К макроэлементам относят кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор; к микроэлементам - железо, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт. Гранью разделения минеральных веществ на макро- и микроэлементы является предел 0,05 мг/кг. При нормировании микроэлементов учитывают необходимость оптимального соотношения между различными веществами, в том числе жиров и витаминов. Минеральные вещества содержатся почти во всех, особенно нерафинированных, продуктах питания. Большим разнообразием отличается состав минеральных веществ рыбы, мяса, молока. В организме есть депо различных химических элементов. 3.10. Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов. Заболевания, передающиеся с рыбой, и их профилактика Рыба и рыбные продукты по питательным свойствам и биологической ценности не уступают мясу, а по некоторым показателям превосходят его. В рыбе содержится от 13 до 22 % белков, от 0,4 до 31 % жира, от 1 до 2,6 % минеральных веществ (около 60 элементов), жирорастворимые витамины (А, Е, Д), до 1 % углеводов, экстрактивных веществ (усиливают секрецию пищеварительных соков, тонизирую центральную нервную систему). Мясо рыбы хорошо усваивается, по скорости усвояемости приближается к молоку. При употреблении рыбы могут возникать желудочно-кишечные заболевания (при контакте с выловленной из загрязненных водоемов рыбой или в результате потребления рыбы, загрязненной в процессе приготовления патогенными микроорганизмами). Возможны пищевые отравления рыбой при загрязнении воды химическими веществами (болезнь Минаматы - при загрязнении воды и рыбы соединениями ртути, итай-итай - при загрязнении кадмием). Из гельминтозов, возникающих при употреблении рыбы, наибольшее значение имеют дифиллоботриоз и описторхоз. Возбудителями дифиллоботриоза являются различные виды лентецов, из которых чаще всего встречается широкий (Diphillobotrium latum). Половозрелая форма его паразитирует в кишечнике человека, собак, кошек, свиней. Заражение происходит в результате употребления рыбы, пораженной личинками лентеца - плероцеркоидами. Яйца паразита выделяются с фекалиями, попадают в открытые водоемы, где превращаются в личинки - корацидии. Затем заглатываются веслоногими рачками - циклопами и превращаются в про-церкоиды, а после заглатывания рачков рыбой - в плероцеркоиды. Если такая рыба используется в пищу без надлежащей термической обработки, то из плероцеркоида в кишечнике через 15-18 дней развивается половозрелая форма. Описторхоз вызывается паразитом Opistorchis felineus, паразитирующем в печени, желчном пузыре, в поджелудочной железе. Кроме человека, основным хозяином являются домашние животные (кошки, собаки). Цикл развития происходит через двух промежуточных хозяев - моллюска и пресноводных рыб (главным образом из семейства карповых), где в мышцах инцистируются личинки паразита. Профилактика: сбор и обезвреживание фекалий, дегельментация населения, санитарный надзор за качеством рыбы и рыбопродуктов, обработка рыбы перед употреблением (кипячение не менее 20 мин, длительное соление - 10-15 дней, замораживание - несколько дней). 3.11. Питательная ценность мяса и мясных продуктов. Заболевания, передающиеся с мясом, и их профилактика Мясо - один из важнейших продуктов питания. Источник полноценных белков, содержание которых находится в пределах от 12 до 18 %. Источник жира (от 1,5 до 40 %); минеральных солей (1,0-1,3 %): основная доля приходится на калий и натрий, имеются фосфат, медь, цинк, кальций, магний, железо, кобальт и другие. Мало углеводов и витаминов. Содержатся экстрактивные вещества (до 3,5 %) - креатин, креатинин, мочевая кислота, мочевина, холин, минеральные вещества. К болезням, которые могут передаваться человеку от убойных животных, относятся сибирская язва, сап, туберкулез, бруцеллез, сальмонеллез, глистные инвазии. Для выявления больных животных проводится ветеринарный осмотр. К числу глистных инвазий, передающихся человеку через мясо животных, относятся трихинеллез и тенниидоз. Заражение трихинеллезом происходит в основном при употреблении недостаточно проваренного мяса свиней, диких кабанов и медведей. В мышечной ткани этих животных могут находиться личинки трихинелл. При попадании в желудочно-кишечный тракт они через 2-3 дня превращаются в половозрелые формы, самки оплодотворяются и, проникнув головным концом в лимфатические сосуды кишечных ворсинок, начинают выделять личинки. Личинки разносятся током крови по всему организму и задерживаются в поперечнополосатой, активно работающей мускулатуре (диафрагма, межреберье, жевательные мышцы, мышцы языка). Здесь они скручиваются в виде спиралек, инкапсулируются. При интенсивном заражении заболевание протекает тяжело (лихорадка, отеки, мышечные боли). Профилактика: предупреждение заражения свиней (защита от грызунов как источников); ветеринарный надзор при убое (трихинеллоскопия). При обнаружении трихинелл мясо технически утилизируется или уничтожается. Тенниидоз (финноз) возникает при употреблении мяса, зараженного личинками (финнами) бычьего или свиного ленточных глистов. При попадании в желудочно-кишечный тракт из финн вырастает половозрелая форма. Яйца глистов с фекалиями могут попадать в корм для скота и заражать; в желудочно-кишечном тракте животных из яиц вырастают финны, которые активно проникают через стенку кишечника в кровь и с кровью - в мышцы, где образуются серо-белые прозрачные пузырьки, содержащие финны величиной с горошинки. Профилактика: обследование населения и его дегельминтизация, исключение загрязнения корма. Ветеринарный надзор над убоем. Если обнаруживаются 3 и более финны на площади 40 см^, то мясо подлежит технической утилизации или уничтожению. Если менее 3, то подлежит длительной тепловой обработке. Микотоксикозы Микотоксикозы - заболевания, возникающие в результате потребления пищевых продуктов, в которых размножились токсические грибки. Эрготизм - отравление рожками спорыньи, поражающих рожь и реже пшеницу. Две клинические формы: конвульсионная (парестезии, рвота, спазмы, контрактуры, подергивание в области лицевого нерва, парезы) и некротическая(симптомы отравления тканей в форме сухой гангрены). Профилактика: контроль за содержанием токсина в муке, проведение агротехнических мероприятий. Алиментарно-токсическая алейкия возникает при употреблении продуктов из зерна злаков, перезимовавших под снегом на корню. Характерны диспепсические расстройства, в последующем развивается лейкопения и различные ангины, в том числе некротическая. Профилактика: запрещение употребления перезимовавшего зерна. Афлатоксикозы. После короткого инкубационного периода (до 2 суток) развиваются явления нейротоксикоза (нарушение координации движений, судороги, парезы), геморрагический синдром и прогрессирующий цирроз печени (самый сильный гепатоканцероген). Профилактика: контроль за содержанием в продуктах плесневых грибков. БОЛЬНИЧНАЯ ГИГИЕНА ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА Методы обеззараживания воды Обеззараживание воды - это освобождение воды от патогенных микроорганизмов (полное удаление - стерилизация). Методы: 1. Физические: температурная обработка, использование лучистой энергии (ультрафиолетовые лучи), ультразвук, токи высокой частоты, у - лучи. 2. Химические (использование какого-либо химического соединения): хлорирование, озонирование, использование олигодинамического действия серебра и другие. В нашей стране широко используется хлорирование воды. Виды хлорирования: 1. Хлорирование обычными дозами (доза рассчитывается таким образом, что после фильтрации остаточный хлор составляет 0,3-0,5 мг/л). 2. Двойное хлорирование (дозу делят на две части: одна часть добавляется с коагулянтом, вторая часть - после фильтрации). 3. Хлорирование с преамонизацией: сначала к воде добавляют аммиак, а через 1-2 мин хлор. В результате в воде образуются хлорамины. Используется, когда в воде имеются фенолы (во избежание образования хлор-фенольного «аптечного» запаха). 4. Перехлорирование - больше дозы 10-20 мг/л - лучший бактерицидный эффект, даже мутная вода может быть обеззаражена. Гибнут туберкулезная палочка и вирусы. Механизм действия препарата: хлор инактивирует некоторые ферменты, в частности триозофосфорую дегидрогена-зу, что приводит к прекращению окисления углеводов в клетке и ее гибели. Препараты хлора: двуокись хлора, газообразный хлор, хлорная известь, хлорамины, гипохлорид кальция, натрия, калия, ДТСГК (двутретьеосновная соль гипохлорида кальция). Факторы, влияющие на эффективность хлорирования: 1. Доза хлора. 2. Наличие взвешенных веществ (мутность воды). 3. Время контакта - не менее 0,5 ч летом и 1 ч зимой. 4. рНводы. Оптимальная доза хлора - это количество хлора, необходимое для обеззараживания 1 л воды с учетом хлорпоглащае-мости и остаточным хлором в пределах 0,3-0,5 мг/л. ГИГИЕНА ТРУДА Гигиена умственного труда К умственному труду относят те виды деятельности, которые характеризуются приемом и переработкой информации, напряжением сенсорного аппарата (чувства, ощуния), напряжением внимания и памяти, активизацией процессов памяти и внимания, эмоциональной сферы. Классификация: - Операторский труд (управление машинами, оборудованием). - Управленческий труд (руководители, учителя, преподаватели). - Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, конструкторы). - Труд медицинских работников. - Труд учащихся и студентов. Кроме нервно-эмоционального напряжения сопутствующим фактором являются гипокинезия, наследственная предрасположенность к болезням, курение, избыток веса. У человека при умственном труде образуется стойкая «рабочая доминанта», которая не угасает сразу после работы. Профилактика: 1. Разработка и соблюдение рациональных режимов труда и отдыха на основании анализа работоспособности и психофизиологического состояния 2. Чередование умственного и физического труда (использование производственной гимнастики). 3. Психоэмоциональная разгрузка - аутогенная тренировка. 4. Создание благоприятного психологического климата. 5. Создание благоприятных условий микроклимата, отсутствие шума, рациональное освещение, рациональное оборудование рабочего места (с позиций эргономики). 6. Контроль за развитием утомления осуществляется по группам признаков: технико-экономические (рост брака, снижение выработки), физиологические (уменьшение выносливости, наличие лишних движений, тремор), психологические (чувство усталости, замедление психических процессов, ошибочные действия), медицинские заболевания. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - приносящий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье людей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний». Предметом изучения гигиены являются: изучение природных и антропогенных факторов, социальных условий; · изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию; · научное обоснование нормативов, ПДК; · внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разработанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности; · прогнозирование санитарной ситуации. Методы исследования: 1. Эпидемиологический (совокупность методов, позволяющих изучить здоровье под влиянием разнообразных факторов). 2. Санитарное обследование (санитарное описание, углубленное санитарное обследование). 3. Метод натурного гигиенического эксперимента. 4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента. 5. Метод санитарной экспертизы. Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика. Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.
Развитие гигиены в России Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных наблюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, законов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (описательных) гигиенических знаний возникли на рубеже образования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбору и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия проводились на государственном уровне (XVII век - Аптекарский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую канцелярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиляции шахт). Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - «Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судебная медицина». Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые оригинальные учебники по гигиене. К основоположникам гигиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные исследования зрения у школьников и изучал причины близорукости. Известны его работы в области гигиены труда, социальной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881). Из проблем профилактической медицины на современном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-технического прогресса и здоровья подрастающего поколения. Решение этих вопросов возможно при использовании современных исследовательских и профилактических технологий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.014 с.) |