Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности



ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности

Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - принося­щий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древ­негреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога враче­вания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье лю­дей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм че­ловека и общественное здоровье с целью обоснования гигие­нических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний».

Предметом изучения гигиены являются:

изучение природных и антропогенных факторов, соци­альных условий;

· изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию;

· научное обоснование нормативов, ПДК;

· внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разра­ботанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности;

· прогнозирование санитарной ситуации.

Методы исследования:

1. Эпидемиологический (совокупность методов, позво­ляющих изучить здоровье под влиянием разнообраз­ных факторов).

2. Санитарное обследование (санитарное описание, уг­лубленное санитарное обследование).

3. Метод натурного гигиенического эксперимента.

4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента.

5. Метод санитарной экспертизы.

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика.

Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, ком­мунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.

 

Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных на­блюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, за­конов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (опи­сательных) гигиенических знаний возникли на рубеже обра­зования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбо­ру и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия про­водились на государственном уровне (XVII век - Аптекар­ский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую кан­целярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным со­стоянием городов (1737), о санитарных условиях на сукон­ных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае

заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиля­ции шахт).

Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судеб­ная медицина».

Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые ори­гинальные учебники по гигиене. К основоположникам ги­гиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные иссле­дования зрения у школьников и изучал причины близоруко­сти. Известны его работы в области гигиены труда, социаль­ной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).

Из проблем профилактической медицины на современ­ном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-техниче­ского прогресса и здоровья подрастающего поколения. Реше­ние этих вопросов возможно при использовании современ­ных исследовательских и профилактических технологий.

Экология. Эколого-гигиеническая диагностика

Экология (греч. oikos - дом, жилище, местопребыва­ние; logia - наука) - биологическая наука об отношениях живых существ между собой и окружающей средой. Совре­менная экология изучает влияние человека на окружающую среду, пути охраны среды, способы оптимизации отноше­ний человека, общества и природы. В этой науке выделяет­ся несколько направлений. Среди них важное значение имеет экология человека, изучающая закономерности взаи­моотношений человеческого общества с окружающей сре­дой и проблемы ее охраны.

Под окружающей средой принято понимать целост­ную систему взаимосвязанных природных и антропоген­ных объектов, в которых протекают труди отдых людей. Окружающая среда включает в себя природную и социаль­ную среду. При этом природная среда подразделяется на естественную и антропогенную. Под естественной средой понимается неизмененная среда, а под антропогенной - за­грязненная и денатурированная природная среда.

Основой природной среды является биосфера (греч. bios - жизнь, sparia - слой, оболочка) - нижняя часть атмо­сферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы (твердь земли). По В. И. Вернадскому, биосфера - это «область жи­вого вещества». Человеческая деятельность воздействует на биосферу и рассматривается как геохимический фактор. Преобразованную биосферу В. И. Вернадский называл ноо­сферой (сфера разума).

Здоровье человека в значительной степени определяет­ся совокупным влиянием природных и социально-экономи­ческих факторов на жизнь человека. Загадка гигиенической науки и практики состоит в изучении связи человека с факторами окружающей природы. С этих позиций рассматри­вается гигиеническое значение атмосферного воздуха, воды, почвы и других факторов. В настоящее время установлено, что если все экологические факторы неинфекционной при­роды принять за 100 %, то на долю влияния образа жизни приходится 49 - 53 %, на долю генетического фактора прихо­дится 18-20 %, на фактор загрязнения внешней среды -17-20%, медицинский и экологический факторы - 8-10%.

На основе осмысления возможности влияния факто­ров окружающей среды сформированы законы гигиены. Так, согласно первому закону гигиены нарушение уровня здоро­вья людей, вызванное этиологическими факторами, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: ис­точника вредности, механизма воздействия (передачи) и восприимчивого организма.

 

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Питание как фактор здоровья

Пища - важнейший элемент внешней среды, являю­щийся непременным условием существования людей. Со­став пищи, ее свойства и количество определяют физиче­ское и нервно-психическое состояние человека, состав его тела. Пища - единственный источник энергии. Питание включает в себя процесс приема пищи, ее переваривание, всасывание питательных веществ и их усвоение.

Нарушения в организации питания приводят к раз­личным проявлениям болезней питания: ухудшение показа­телей физического и умственного развития, снижение со­противляемости к инфекциям и другим факторам внешней среды, увеличение общей заболеваемости, снижение рабо­тоспособности, преждевременное старение, сокращение

продолжительности жизни.

Гигиенические требования к питанию здорового чело­века определяются его сбалансированностью и адекватно­стью. Адекватность питания предусматривает необходи­мость:

-поддержания молекулярного состава и возмещение энер­гетических и пластических расходов организма;

-поступления не только нутриентов (питательных ве­ществ), но и балластных веществ;

-учета не только потоков нутриентов из желудочно-кишечного тракта, но и потоков нутритивных и регуляторных веществ (эндокринные элементы желудочно-кишечного тракта);

-учета эндоэкологии (взаимодействие организма хозяина и микрофлоры).

Кроме адекватности большое значение имеют такие требования, как рациональный режим питания (соблюдение времени приема пищи и интервалов между приемами, ра­циональная кратность приемов пищи, правильное количе­ственное и качественное распределение пищи по приемам, условия приема пищи) и соблюдение санитарных правил при получении, транспортировке, хранении, кулинарной обра­ботке пищи, выполнение принципа безопасности пищи в эпидемическом и токсическом отношении.

Физиологические нормы питания регламентируют ка­лорийность, поступление необходимого количества пита­тельных веществ. Нормирование проводится с учетом воз­раста , пола, профессии, климатических условий, физиоло­гических особенностей (беременные женщины).

В настоящее время действующими являются нормы фи­зиологических потребностей в пищевых веществах и энер­гии для различных групп населения (1991).

Спорные концепции питания

Концепция рационального и сбалансированного питания разработана академиком А. А. Покровским. Сущность ее со­стоит в том, что нормальная деятельность человека возмож­на лишь при условии обеспечения его необходимой энергией и «строительным» материалом, а также соблюдения сложных отношений между многочисленными компонентами пищи, каждому из которых отведена определенная роль в обмене веществ. В сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные взаимосвязи белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных ве­ществ. Энергетическая ценность пищи должна быть сбалан­сирована с энергетическими тратами. Теория сбалансирован­ного питания называется еще классической. На ее основе разрабатывались рационы, строились физиологические нор­мы питания, технология переработки пищевых продуктов. Однако практика идеальной пищи (использование паренте­рального питания) показала вред использования рафиниро­ванных продуктов (развитие заболеваний желудочно-кишеч­ного тракта, печени, ожирение). Эти ошибки пытается из­бежать теория адекватного питания. Наряду с этой теорией бытуют так называемые спорные концепции питания: индек­сы пищевой ценности (учитывается количественно ценность принимаемой пищи; белки, жиры и углеводы рассматри­ваются как взаимозаменяемые факторы); живая энергия лищевым продуктам приписывается роль носителей осо-ой энергии, предполагается утилизация всех отходов пищи); ; пиление организма голоданием (очищение организма от -л-ь правильно построенных белков, которые становятся для -•его "вредными); мнимых лекарств (лакстрил - растительный . >7ь-моя, гидролизах АУ-8) и другие.

 

3.3. Физиолого-гигиенические требования к энергетической ценности пищевого рациона

Пища является единственным источником энергии, расходуемой организмом на работу мышц, желез внутрен­ней секреции, для синтеза различных химических соедине­ний. Основная доля освобождающейся энергии в конечном счете трансформируется в механическую, тепловую и другие виды.

Основным законом, определяющим адекватность пи­тания, является закон соблюдения соответствия количества энергии, заключенной в питательных веществах, поступаю­щих в организм, количеству энергии, расходуемой организ­мом.

Энергия расходуется на поддержание основных функ­ций жизнедеятельности организма (энергия основного обме­на); на работу, связанную с процессом усвоения пищи и пи­тательных веществ (специфическое динамическое действие пищи); на активную, главным образом мышечную, деятель­ность (работа, ведение домашнего хозяйства, активные фор­мы отдыха).

Расходы энергии устанавливаются методами прямой и непрямой калориметрии. Прямая калориметрия проводится в специальных теплоизоляционных изотермических каме­рах, в стенках которых циркулирует вода. Непрямая кало­риметрия - это газометрический метод, метод алиментарной калориметрии и хронометражно-табличный.

Нарушение количественной адекватности питания про­исходит за счет внешних и внутренних причин. Внешние причины: недостаточное или избыточное поступление пита­тельных веществ. Внутренние причины: нарушения в состоя­нии организма, препятствующие поступлению пищи или за­трудненное ее усвоение. Например, снижение или повышение аппетита, механические препятствия (структуры пище­вода), заболевания желудочно-кишечного тракта.

Последствия недостаточного количественного питания:

- снижение работоспособности;

- падение веса;

- увеличение катаболизма белков;

- атрофия слизистых, истончение стенок пищеварительно­го тракта, снижение секреции пищеварительных желез;

- психические расстройства.

Последствия избыточного питания:

- отложение жира, повышение веса (ожирение), переходит в теплонарушение деятельности сердечно-сосудистой системы;

- атеросклеротические изменения стенок сосудов, измене­ния функции внешнего и внутреннего дыхания;

- застойные изменения в желудочно-кишечном тракте;

- изменения костно-суставной системы из-за увеличения на­грузки;

- эндокринные расстройства;

- нарушение углеводного, жирового, водно-солевого обме­нов;

- функциональные нарушения коры головного мозга (затор­моженность, инертность нервных процессов, нередко не­устойчивость психики).

Веществ

Минеральные вещества не синтезируются организмом, а поэтому относятся к незаменимым компонентам питания. Их значение:

■ пластическая роль (входят в состав клеток и тканей орга­низма);

■ участвуют в осуществлении физиологических функций и биохимических реакций - осмотическое давление, колло­идное состояние, рН, транспорт газов крови (Fe+2, Fe+3), свертываемость крови (Са+2), возбудимость нервной и мышечной ткани (Са+2, Na+ , K+), перенос белков через мембраны (К+); входят в состав многих ферментов и гормонов (Fe+2 - в состав пероксидазы, каталазы, цитох-ромов; Са"2 в тирозиназе; марганец и кобальт в пептидазе, йод в тироксине и т. д.).

Отсутствие того или иного микроэлемента приводит к возникновению различных расстройств в организме.

Недостаток натрия, кальция, хрома ослабляет функции пищеварительных желез; железа, меди и кобальта приводит к замедлению кроветворения; недополучение йода снижает функцию щитовидной железы и ведет к возникновению зоба; дефицит цинка ведет к ухудшению синтеза белков, задержке роста и возникновению железодефицитной анемии; недоста­ток фтора способствует возникновению кариеса зубов.

Имеет значение и избыток минеральных веществ, вызы­вающий нарушения обмена, хронические и острые отравле­ния и заболевания: избыток фтора вызывает флюороз; желе­за - сидероз; кальция и фосфора - тугоподвижность суставов и отложение этих веществ в связочном аппарате; марган­ца - поражение нервной системы типа болезни Паркинсона. Содержание минеральных веществ в теле человека очень часто соответствует их содержанию в составе земной коры. В связи с этим можно говорить об эндемических заболевани­ях и биогеохимических провинциях. Все микроэлементы ус­ловно делят на макро- и микроэлементы. К макроэлементам относят кальций, фосфор, магний, калий, натрий, хлор; к микроэлементам - железо, медь, цинк, молибден, марганец, кобальт. Гранью разделения минеральных веществ на мак­ро- и микроэлементы является предел 0,05 мг/кг.

При нормировании микроэлементов учитывают необхо­димость оптимального соотношения между различными ве­ществами, в том числе жиров и витаминов.

Минеральные вещества содержатся почти во всех, осо­бенно нерафинированных, продуктах питания. Большим разнообразием отличается состав минеральных веществ рыбы, мяса, молока.

В организме есть депо различных химических элементов.

3.10. Пищевая ценность рыбы и рыбопродуктов. Заболевания, передающиеся с рыбой, и их профилактика

Рыба и рыбные продукты по питательным свойствам и биологической ценности не уступают мясу, а по некоторым показателям превосходят его. В рыбе содержится от 13 до 22 % белков, от 0,4 до 31 % жира, от 1 до 2,6 % минеральных веществ (около 60 элементов), жирорастворимые витамины (А, Е, Д), до 1 % углеводов, экстрактивных веществ (усили­вают секрецию пищеварительных соков, тонизирую цент­ральную нервную систему).

Мясо рыбы хорошо усваивается, по скорости усвояемо­сти приближается к молоку.

При употреблении рыбы могут возникать желудочно-кишечные заболевания (при контакте с выловленной из загрязненных водоемов рыбой или в результате потребления рыбы, загрязненной в процессе приготовления патогенными микроорганизмами). Возможны пищевые отравления рыбой при загрязнении воды химическими веществами (болезнь Минаматы - при загрязнении воды и рыбы соединениями ртути, итай-итай - при загрязнении кадмием).

Из гельминтозов, возникающих при употреблении ры­бы, наибольшее значение имеют дифиллоботриоз и описторхоз.

Возбудителями дифиллоботриоза являются различные виды лентецов, из которых чаще всего встречается широкий (Diphillobotrium latum). Половозрелая форма его паразити­рует в кишечнике человека, собак, кошек, свиней. Заражение происходит в результате употребления рыбы, пораженной личинками лентеца - плероцеркоидами. Яйца паразита выде­ляются с фекалиями, попадают в открытые водоемы, где превращаются в личинки - корацидии. Затем заглатываются веслоногими рачками - циклопами и превращаются в про-церкоиды, а после заглатывания рачков рыбой - в плероцеркоиды. Если такая рыба используется в пищу без надлежащей термической обработки, то из плероцеркоида в кишечнике через 15-18 дней развивается половозрелая форма.

Описторхоз вызывается паразитом Opistorchis felineus, паразитирующем в печени, желчном пузыре, в поджелудоч­ной железе. Кроме человека, основным хозяином являют­ся домашние животные (кошки, собаки). Цикл развития про­исходит через двух промежуточных хозяев - моллюска и пресноводных рыб (главным образом из семейства карпо­вых), где в мышцах инцистируются личинки паразита.

Профилактика: сбор и обезвреживание фекалий, дегельментация населения, санитарный надзор за качеством ры­бы и рыбопродуктов, обработка рыбы перед употреблени­ем (кипячение не менее 20 мин, длительное соление - 10-15 дней, замораживание - несколько дней).

3.11. Питательная ценность мяса и мясных продуктов. Заболевания, передающиеся с мясом, и их профилактика

Мясо - один из важнейших продуктов питания. Источ­ник полноценных белков, содержание которых находится в пределах от 12 до 18 %. Источник жира (от 1,5 до 40 %); минеральных солей (1,0-1,3 %): основная доля приходится на калий и натрий, имеются фосфат, медь, цинк, кальций, магний, железо, кобальт и другие. Мало углеводов и витами­нов. Содержатся экстрактивные вещества (до 3,5 %) - креа­тин, креатинин, мочевая кислота, мочевина, холин, мине­ральные вещества.

К болезням, которые могут передаваться человеку от убойных животных, относятся сибирская язва, сап, туберку­лез, бруцеллез, сальмонеллез, глистные инвазии. Для выяв­ления больных животных проводится ветеринарный осмотр. К числу глистных инвазий, передающихся человеку через мясо животных, относятся трихинеллез и тенниидоз.

Заражение трихинеллезом происходит в основном при употреблении недостаточно проваренного мяса свиней, ди­ких кабанов и медведей. В мышечной ткани этих животных могут находиться личинки трихинелл. При попадании в же­лудочно-кишечный тракт они через 2-3 дня превращаются в половозрелые формы, самки оплодотворяются и, проник­нув головным концом в лимфатические сосуды кишечных ворсинок, начинают выделять личинки. Личинки разносят­ся током крови по всему организму и задерживаются в по­перечнополосатой, активно работающей мускулатуре (диа­фрагма, межреберье, жевательные мышцы, мышцы языка). Здесь они скручиваются в виде спиралек, инкапсулируют­ся. При интенсивном заражении заболевание протекает тяже­ло (лихорадка, отеки, мышечные боли). Профилактика: предупреждение заражения свиней (защита от грызунов как источников); ветеринарный надзор при убое (трихинеллоскопия). При обнаружении трихинелл мясо технически ути­лизируется или уничтожается.

Тенниидоз (финноз) возникает при употреблении мяса, зараженного личинками (финнами) бычьего или свиного лен­точных глистов. При попадании в желудочно-кишечный тракт из финн вырастает половозрелая форма. Яйца глистов с фекалиями могут попадать в корм для скота и заражать; в желудочно-кишечном тракте животных из яиц вырастают финны, которые активно проникают через стенку кишечника в кровь и с кровью - в мышцы, где образуются серо-белые прозрачные пузырьки, содержащие финны величиной с горошинки. Профилактика: обследование населения и его де­гельминтизация, исключение загрязнения корма. Ветеринар­ный надзор над убоем. Если обнаруживаются 3 и более фин­ны на площади 40 см^, то мясо подлежит технической ути­лизации или уничтожению. Если менее 3, то подлежит дли­тельной тепловой обработке.

Микотоксикозы

Микотоксикозы - заболевания, возникающие в результа­те потребления пищевых продуктов, в которых размножи­лись токсические грибки.

Эрготизм - отравление рожками спорыньи, поражающих рожь и реже пшеницу. Две клинические формы: конвульсионная (парестезии, рвота, спазмы, контрактуры, подергива­ние в области лицевого нерва, парезы) и некротическая(симптомы отравления тканей в форме сухой гангрены). Профилактика: контроль за содержанием токсина в муке, проведение агротехнических мероприятий.

Алиментарно-токсическая алейкия возникает при упот­реблении продуктов из зерна злаков, перезимовавших под снегом на корню. Характерны диспепсические расстройства, в последующем развивается лейкопения и различные анги­ны, в том числе некротическая. Профилактика: запрещение употребления перезимовавшего зерна.

Афлатоксикозы. После короткого инкубационного пери­ода (до 2 суток) развиваются явления нейротоксикоза (на­рушение координации движений, судороги, парезы), гемор­рагический синдром и прогрессирующий цирроз печени (са­мый сильный гепатоканцероген). Профилактика: контроль за содержанием в продуктах плесневых грибков.

БОЛЬНИЧНАЯ ГИГИЕНА

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

Методы обеззараживания воды

Обеззараживание воды - это освобождение воды от пато­генных микроорганизмов (полное удаление - стерилизация).

Методы:

1. Физические: температурная обработка, использование лучистой энергии (ультрафиолетовые лучи), ультра­звук, токи высокой частоты, у - лучи.

2. Химические (использование какого-либо химического соединения): хлорирование, озонирование, использо­вание олигодинамического действия серебра и другие.

В нашей стране широко используется хлорирование воды.

Виды хлорирования:

1. Хлорирование обычными дозами (доза рассчитывается таким образом, что после фильтрации остаточный хлор составляет 0,3-0,5 мг/л).

2. Двойное хлорирование (дозу делят на две части: одна часть добавляется с коагулянтом, вторая часть - после фильтрации).

3. Хлорирование с преамонизацией: сначала к воде до­бавляют аммиак, а через 1-2 мин хлор. В результате в воде образуются хлорамины. Используется, когда в во­де имеются фенолы (во избежание образования хлор-фенольного «аптечного» запаха).

4. Перехлорирование - больше дозы 10-20 мг/л - лучший бактерицидный эффект, даже мутная вода может быть обеззаражена. Гибнут туберкулезная палочка и вирусы. Механизм действия препарата: хлор инактивирует неко­торые ферменты, в частности триозофосфорую дегидрогена-зу, что приводит к прекращению окисления углеводов в клет­ке и ее гибели.

Препараты хлора: двуокись хлора, газообразный хлор, хлорная известь, хлорамины, гипохлорид кальция, натрия, калия, ДТСГК (двутретьеосновная соль гипохлорида кальция). Факторы, влияющие на эффективность хлорирования:

1. Доза хлора.

2. Наличие взвешенных веществ (мутность воды).

3. Время контакта - не менее 0,5 ч летом и 1 ч зимой.

4. рНводы.

Оптимальная доза хлора - это количество хлора, необхо­димое для обеззараживания 1 л воды с учетом хлорпоглащае-мости и остаточным хлором в пределах 0,3-0,5 мг/л.

ГИГИЕНА ТРУДА

Гигиена умственного труда

К умственному труду относят те виды деятельности, ко­торые характеризуются приемом и переработкой информа­ции, напряжением сенсорного аппарата (чувства, ощуния), напряжением внимания и памяти, активизацией процессов памяти и внимания, эмоциональной сферы.

Классификация:

- Операторский труд (управление машинами, оборудова­нием).

- Управленческий труд (руководители, учителя, препода­ватели).

- Творческий труд (научные работники, писатели, компо­зиторы, конструкторы).

- Труд медицинских работников.

- Труд учащихся и студентов.

Кроме нервно-эмоционального напряжения сопутству­ющим фактором являются гипокинезия, наследственная предрасположенность к болезням, курение, избыток веса. У человека при умственном труде образуется стойкая «рабо­чая доминанта», которая не угасает сразу после работы.

Профилактика:

1. Разработка и соблюдение рациональных режимов труда и отдыха на основании анализа работоспособности и пси­хофизиологического состояния

2. Чередование умственного и физического труда (исполь­зование производственной гимнастики).

3. Психоэмоциональная разгрузка - аутогенная тренировка.

4. Создание благоприятного психологического климата.

5. Создание благоприятных условий микроклимата, отсут­ствие шума, рациональное освещение, рациональное обо­рудование рабочего места (с позиций эргономики).

6. Контроль за развитием утомления осуществляется по груп­пам признаков: технико-экономические (рост брака, сни­жение выработки), физиологические (уменьшение вынос­ливости, наличие лишних движений, тремор), психологи­ческие (чувство усталости, замедление психических про­цессов, ошибочные действия), медицинские заболевания.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности

Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - принося­щий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древ­негреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога враче­вания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье лю­дей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм че­ловека и общественное здоровье с целью обоснования гигие­нических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний».

Предметом изучения гигиены являются:

изучение природных и антропогенных факторов, соци­альных условий;

· изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию;

· научное обоснование нормативов, ПДК;

· внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разра­ботанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности;

· прогнозирование санитарной ситуации.

Методы исследования:

1. Эпидемиологический (совокупность методов, позво­ляющих изучить здоровье под влиянием разнообраз­ных факторов).

2. Санитарное обследование (санитарное описание, уг­лубленное санитарное обследование).

3. Метод натурного гигиенического эксперимента.

4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента.

5. Метод санитарной экспертизы.

Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика.

Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, ком­мунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.

 

Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных на­блюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, за­конов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (опи­сательных) гигиенических знаний возникли на рубеже обра­зования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбо­ру и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия про­водились на государственном уровне (XVII век - Аптекар­ский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую кан­целярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным со­стоянием городов (1737), о санитарных условиях на сукон­ных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае

заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиля­ции шахт).

Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судеб­ная медицина».

Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые ори­гинальные учебники по гигиене. К основоположникам ги­гиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные иссле­дования зрения у школьников и изучал причины близоруко­сти. Известны его работы в области гигиены труда, социаль­ной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).

Из проблем профилактической медицины на современ­ном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-техниче­ского прогресса и здоровья подрастающего поколения. Реше­ние этих вопросов возможно при использовании современ­ных исследовательских и профилактических технологий.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.024 с.)