Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, цель и задачи гигиены детей и подростков
Гигиена детей и подростков — отрасль профилактической медицины, которая разрабатывает и обосновывает нормативы гигиенически полноценной среды обитания растущего организма для обеспечения формирования и сохранения здоровья детей и подростков. Целью гигиены является нормирование факторов среды учреждений воспитания и образования. Детство — оптимальный период онтогенеза для профилактической работы с получением хороших результатов. К категории детей и подростков относят лиц в возрасте от рождения до 18 лет. Гигиену детства выделяют в самостоятельную научную дисциплину по следующим причинам. Интенсивный рост и развитие в первые два десятилетия онтогенеза формируют специфические особенности организма ребенка и подростка. Детский контингент имеет высокую социальную значимость, поскольку дети и подростки составляют значительную часть населения любой страны. В любом государстве существует система обучения и воспитания детей и подростков, для чего создается сеть образовательных учреждений. Их деятельность нуждается в гигиенической регламентации и медицинском обеспечении. Это связано, во-первых, с тем, что на каждом этапе развития дети имеют морфологические и функциональные свойства организма, которые не только количественно, но и качественно отличают их от взрослого человека. Рост — это увеличение продольных, поперечных, объемных размеров тела и отдельных его частей. Развитие — постепенное усложнение и дифференцировка морфологического строения, а также функций органов и систем ребенка. Незавершенность и напряженность процессов роста и развития обусловливают высокую пластичность детского организма и его уязвимость даже к минимальным неблагоприятным факторам окружающей среды, которые снижают способность к обучению, могут вызвать нарушения в здоровье и заболевания. Нарушения питания, экологическая интоксикация, дефекты воспитания повышают риск заболеваний в дальнейшей их жизни, снижения трудоспособности и появления различных жизненных проблем. Во-вторых, мировая демографическая статистика расценивает численность детей младше 15 лет как показатель «молодости» страны, ее будущий трудовой и репродуктивный потенциал. В России и многих европейских странах численность детей постоянно уменьшается из-за снижения рождаемости. В 2001 г. Россия занимала одно из последних мест по мировой статистике: доля детей младше 15 лет в общей структуре населения нашей страны составляет только 18 % при мировом показателе 30 %. Для сравнения приведем коэффициент «молодости» (%) в разных странах (2001 г.): США — 21; Англия, Швеция, Франция, Канада — 19; Германия — 16; Уганда — 51; Индия — 36; Индонезия — 31.
Структура непрерывности и преемственности уровней образования в России представлена дошкольным, общим средним (начальным, основным, полным), начальным профессиональным, средним профессиональным, высшим профессиональным и постдипломным образованием. Одной из важнейших задач системы образования является формирование и сохранение здоровья детей и подростков. Таким образом, рост и развитие определяют специфичность гигиены детей и подростков, поэтому ее называют возрастной гигиеной; на особенностях роста и развития базируются принципы нормирования в гигиене детей и подростков. Гигиеническая регламентация в образовательных учреждениях основана на следующих принципах: • гигиенические нормы факторов окружающей среды должны соответствовать уровню зрелости организма; • гигиенические нормы меняются на разных возрастных этапах развития, смена норм для разных факторов происходит неодновременно; • нормирование должно не только обеспечивать сохранение и укрепление здоровья, но и создавать возможности для будущих этапов онтогенеза. Тренирующий и стимулирующий эффект нормативов благоприятен для дальнейшего здоровья человека. Гигиена детей и подростков как наука изучает следующие проблемы: мониторинг здоровья детей в организованных коллективах; гигиена деятельности, отдыха детей и подростков; гигиена строительства и оборудования детских учреждений; гигиена питания детей и подростков; гигиена работающего подростка; формирование здорового образа жизни (гигиеническое воспитание). Гигиена детей и подростков связана со многими другими науками, прежде всего с отраслями гигиены (гигиена питания, труда, коммунальная гигиена и др.), возрастной морфологией и физиологией, педиатрией, педагогикой и психологией, эпидемиологией, архитектурой, строительством и другими техническими дисциплинами.
Немаловажное значение имеет изучение факторов риска здоровья детей и подростков. Применительно к состоянию здоровья риск — это совокупность условий, которые допускают вероятность утраты здоровья, формирований хронической патологии, прогрессирования болезни, инвалидизации и преждевременной смерти человека. Выделяют медико-социальные, биологические и экологические факторы риска роста и развития детей. К группе медико-социальных факторов относятся неудовлетворительное качество питания, рост распространенности вредных привычек и асоциальных форм поведения, рост числа лиц с болезнями, передающимися половым путем, высокая гинекологическая заболеваемость девочек и женщин, рост числа юных матерей, неудовлетворительный уровень санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений и семейного воспитания, некачественные стандарты медицинского обеспечения. Среди биологических факторов наиболее тревожными являются неудовлетворительное состояние здоровья родителей, особенно женщин, а также увеличение числа новорожденных с патологией. Факторы, ухудшающие качество окружающей среды, относятся к группе экологических. Выделяют также позитивные факторы окружающей среды, или протектор-факторы, оказывающие благоприятное влияние на рост и развитие детей: достаточное материальное обеспечение роста и развития, в том числе хорошие жилищные условия; любовь, психологическая поддержка и уважение к ребенку; комплекс мер защиты (ненавязчивое наблюдение взрослых, обучение безопасному поведению, приемам доврачебной помощи и самопомощи); стимуляция физиологического развития: умственные и физические нагрузки в системе образовательных учреждений и семейного воспитания. Внутренняя среда образовательных учреждений играет важную роль в формировании здоровья подрастающего поколения, поэтому для этих учреждений создана система медицинской охраны здоровья детей и подростков. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением гигиенических нормативов, условий и режима дня обеспечивают специалисты центров Госсанэпиднадзора: санитарный врач и его помощники по гигиене детей и подростков, а также эпидемиологи. Они работают в соответствии с требованиями Федерального закона России «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.). Закон обязывает в образовательных учреждениях осуществлять меры по профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей. Конкретизируют законодательство санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Приоритетными уровнями образования на основе бюджетного финансирования являются дошкольное образование, начальное, основное и полное общее образование. Выделяют два основных типа образовательных учреждений: дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы. Дошкольные образовательные учреждения строятся на 190...350 мест в городе и на 50...140 мест в селе. Их могут посещать дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В одной группе должно быть не более: 10 детей на первом году жизни, 15 детей до 3 лет, 20 детей (лучше 15) до 7 лет.
Вместимость школ должна составлять не более 1100 учащихся в городе и 500 на селе. В классе должно быть не более 25 учеников. В школу принимают детей с 6,5...7 лет. Наблюдения за состоянием здоровья и выполнением гигиенических регламентов ведут школьные врачи — педиатры, фельдшеры и медицинские сестры. Они работают в отделениях медицинской помощи детям в образовательных учреждениях территориальных детских поликлиник.
За каждым дошкольным учреждением и школой закрепляют педиатров и медицинских сестер соответственно численности детей и подростков (школьный врач — на 1200 школьников; врач детского дошкольного учреждения — на 600 детей 4...7 лет; медицинская сестра — на 600 школьников; медицинская сестра — на 100 дошкольников). В функциональные обязанности медицинского персонала школы входят первичная профилактика, вторичная профилактика и лечебная работа, амбулаторный прием. Первичная профилактика включает: • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием земельного участка и здания; • контроль за санитарно-противоэпидемическим режимом; • специфическую профилактику — вакцинацию; • контроль за состоянием учебной мебели и рассаживанием учащихся; • контроль за учебно-воспитательным режимом; • контроль за питанием; • контроль физического воспитания; • контроль за трудовым обучением; • медицинскую профессиональную ориентацию учащихся; • гигиеническое воспитание. К мероприятиям вторичной профилактики и лечебной работе относятся: диспансеризация, организация и проведение скрининг-тестов, углубленных медицинских осмотров со специалистами; флюорографическое обследование; оздоровление. Важная роль в сохранении здоровья детей и подростков принадлежит воспитателям и педагогам. Медицинский и педагогический персонал по вопросам здоровья детей должен тесно общаться с семьей. Родители должны знать и соблюдать гигиенические нормативы по организации режима дня, питания, созданию условий для игр детей, приготовления домашних заданий, сна и пр. Только совместные квалифицированные действия врачей, педагогов и родителей обеспечивают формирование здоровья детей и подростков.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.01 с.) |