Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое развитие детей и подростков

Поиск

Изучение физического развития проводится с целью вы­явления закономерностей роста и развития, индивидуаль­ной оценки достигнутого уровня физического развития, сте­пени его гармоничности, оценки состояния здоровья, изу­чения влияния факторов окружающей среды, оценки эф­фективности профилактических мероприятий.

Физическое развитие - это комплекс морфофункциональных показателей, характеризующих крепость, дееспо­собность, процесс роста и созревания. Для исследования физического развития выделяют три группы признаков:

1. Соматометрические (антропометрические) - рост, мас­са тела, окружность грудной клетки и размеры отдельных частей тела.

2. Физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти, становая сила.

3. Соматоскопические (описательные) - форма головы, позвоночника, ног, стопы; развитие подкожно-жировой клет­чатки, мускулатуры; крепость костяка; вторичные половые признаки (оволосение, развитие молочных желез у девочек, наступление менструаций, у мальчиков развитие кадыка, му­тация голоса).

Для оценки физического развития используют местные или региональные стандарты. Стандарты бывают построены по принципу сигмальных отклонений или по принципу шкал регрессий, центильных таблиц. Более прогрессивным счита­ется использование шкал

регрессий, т. к. при этом оценивается и пропорциональность развития (например, масса тела и окружность грудной клетки оцениваются в соответствии с ростом). Итоговая оценка физического развития включает оценку морфофункционального состояния (гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное) и биологиче­ского уровня (соответствует, отстает или опережает возраст).

Акцелерация - ускорение темпа роста и развития орга­низма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (увеличение массы тела, длины тела, раннее поло­вое созревание). Проблема акцелерации состоит в том, что нет полного параллелизма между ускоренным соматическим развитием и психическим развитием, биологической и соци­альной зрелостью. Выдвинуто много теорий, которые пыта­ются объяснить явление акцелерации: гелиогенная (увеличе­ние инсоляции в связи с изменением образа жизни), алимен­тарная (увеличение потребления белков и жиров животного происхождения), радиоволновая теория (нарастание искус­ственного радиофона), урбанизации (жизнь в городах), ге­нетическая гипотеза (гетеролокальные браки).

5.3. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию

детских дошкольных учреждений

Основной принцип планировки - принцип групповой изоляции. Суть его заключается в том, что для каждой груп­пы выделяется свой участок, свой набор помещений в зда­нии. На участке, кроме групповых площадок, должна быть общегрупповая площадка (для занятий физической куль­турой), хозяйственный двор. Вокруг участка (по периметру) должна быть полоса зеленых насаждений. Групповая пло­щадка оборудуется теневым навесом (защита от ветра, осад­ков, прямых солнечных лучей), сооружениями для игр, ска­мейками со спинками.

Ячейку детских яслей составляют помещения: приемная-раздевальная, групповая - игральная - столовая, горшечная, спальная-веранда, буфетная.

Ячейку детского сада составляют помещения: раздевал­ка, групповая-столовая-спальная-игральная, туалет-умываль­ная, буфетная.

Мебель в детском дошкольном учреждении должна со­ответствовать антропометрическим данным детей (росту и пропорциям тела). При правильном подборе мебели ребенок сохраняет правильную позу. В детском дошкольном учреж­дении выделено шесть групп роста и шесть групп мебели. Мебель должна иметь маркировку. Например, рост до 80 см -группа А. цвет маркировки белый. Материал, из которого сделана мебель, не должен разрушаться при длительной эксплуатации от мытья теплой водой (до 60 °С) с примене­нием моющих и дезинфецирующих средств.

Игрушки должны соответствовать возрастным особенно­стями детей, гигиеническим и эстетическим требованиям; обладать безопасностью и удобством при использовании. Оценивается уровень запаха, стойкость к действию слюны, пота и влажной уборке. Определяется возможное выделение вредных веществ. В детском дошкольном учреждении не должны использоваться игрушки, которые кладутся в рот (губные гармошки, дудки и т. д.) и которые трудно подвер­гать обработке (матерчатые).

5.4. Гигиенические требования к планировке и оборудованию школ

Пришкольный участок образно называют «школой без крыши». Планировке и оборудованию пришкольного участ­ка должно быть уделено такое же внимание, как и к зданию. На пришкольном участке выделяют следующие зоны: учебно-опытную, спортивную, отдыха и хозяйственный двор. Зо­ны должны быть соответствующим образом оборудованы. Площадь озеленения должна составлять не менее 40 %. Типы школьных зданий: централизованный, павильонный и блоч­ный. Более рациональное размещение школьных помещений по классам (младшие, старшие), по функциональному назна­чению (мастерские, физкультурный зал, столовая) возможно при использовании блочного типа застройки.

Во всех школьных помещениях должно быть как естест­венное, так и искусственное освещение. В зимнее время днем при недостатке естественного света используется одно­временно естественное и искусственное освещение (совме­щенное освещение). Показатели достаточности естественно­го освещения в классе: угол падения света - не менее 27°, угол отверстия - не менее 6°, световой коэффициент - 1/4, коэффициент естественного освещения - не менее 1,5 %. Уровень искусственного освещения на уровне рабочей по­верхности при использовании ламп накаливания - не менее 150 лк, при использовании люминесцентного освещения - не менее 300 лк.

Для отопления школьных помещений используется си­стема центрального водяного отопления (конвекционное или панельно-лучистое). Во всех классных помещениях должна быть естественная вентиляция (аэрация) и искусственная об­щеобменная приточно-вытяжная вентиляция. Оптимальное количество подаваемого воздуха в час на одного учащегося должно составлять не менее 40 м3 для младших школьников и 60 м3 для старших школьников. Для естественного провет­ривания классов должны использоваться фрамуги. Площадь отверстий фрамуг и форточек должна составлять не менее 1/50 площади пола. При составлении графика проветривания необходимо учитывать температуру наружного воздуха (значение теплового напора).

5.5. Основные гигиенические требования к режиму дня школьника. Гигиенические требования к организации учебного процесса в школах

Режим дня школьников должен строиться с учетом сле­дующих требований:

1. Поддержание оптимальной работоспособности на протя­жении всего периода бодрствования, особенно во время учебных занятий.

2. Достаточная двигательная активность.

3. Развитие индивидуальных способностей и отдых по ин­тересам.

4. Формирование положительного эмоционального настрое­ния.

Суточный режим должен основываться на общих гигие­нических принципах. При этом важными и трудоемкими элементами в режиме дня школьника являются учебные заня­тия в школе и приготовление домашних заданий. Продуктив­ность этого труда обеспечивается достаточным и полноцен­ным сном, своевременным подъемом (не раньше 7 ч), физи­ческой зарядкой с водными процедурами, горячим завтра­ком, кратковременной активной прогулкой перед началом занятий. Должна учитываться кривая изменений суточной работоспособности: первый подъем работоспособности -8-12 ч, второй - 16-20 ч. Регламентируется продолжитель­ность домашних занятий (от 1 ч в первом классе и до 4 ч в 10-11 классах).

Вторым не менее важным элементом в режиме дня является активный отдых на свежем воздухе (утренний -20-30 мин до занятий, «спортивный час» - после занятий до обеда, вторая дневная прогулка - после обеда 1-1,5 ч, вечер­няя прогулка после ужина, перед сном - 20-30 мин).

Выделяют отдых по собственному выбору - до двух раз в неделю. Сон обеспечивает восстановление оптимального уровня физиологических функций, продолжительность его зависит от возраста: 6-7 лет - не менее 11-12 ч (10 ч ночью и 1-2 ч днем); 8-10 лет-10 ч; 11-14 лет-9 ч; 15-17 лет - 8-9 ч.

Учебный процесс в школе регламентируется расписани­ем. Расписание занятий составляется с учетом изменения ра­ботоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели (выделяют период врабатывания, максимально высокой рабо­тоспособности и ее снижения). Все уроки по трудности де­лятся на 3 группы: легкие, средней тяжести и тяжелые. В пе­риод врабатывания назначают уроки средней тяжести. Следу­ет чередовать уроки разной трудности; не рекомендуется сдваивать уроки, кроме уроков труда; использовать уроки труда и физкультуры как периоды активного отдыха (нельзя в расписании их ставить в начале и в конце рабочего дня, а где-нибудь ближе к концу); должна быть достаточная про­должительность перемен.

Причины переутомления школьников:

1. Неправильная организация труда и учебного процесса в целом.

2. Несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивиду­альным особенностям.

3. Невыполнение гигиенических рекомендаций к режиму и условиям обучения.

5.6. Гигиенические и социальные аспекты подростков. Специальные вопросы регламентации труда подростков

Реакция подростков на работу характеризуется рядом особенностей: меньшая выносливость (75-80 % от выносли­вости взрослых); более выраженные энерготраты, чем у взрослых; у подростков длительнее проходит восстанови­тельный период; более интенсивно нарастает мышечная сила, что может привести к переоценке своих возможностей; отсутствие жизненного опыта порождает недооценку факто­ров внешней среды (чаще наблюдаются травмы); характерно несовершенство координации движений (меньшая биологи­ческая надежность); меньше адаптационные возможности к физическим и химическим факторам внешней среды (чем моложе организм, тем более выражены функциональные из­менения под влиянием факторов внешней среды).

В связи с этим законодательно труд подростков соответ­ствующим образом регламентирован:

■ определен перечень профессий и работ с тяжелыми и вред­ными условиями труда, на которых запрещается приме­нять труд лиц моложе 18 лет; производственное обучение этим профессиям не должно превышать 4 ч в день;

■ продолжительность смены подростков должна быть не более 4 ч до 16 лет, не более 6 ч для возрастной группы 16-18 лет;

■ обязательное прохождение медицинских осмотров;

■ строгое знание и выполнение правил техники безопас­ности;

■ ограничен перенос тяжести:

возраст юноши (кг) девушки (кг)

14 лет не более 6,0 не более 6,0

15 лет 8,2 6,8

16 лет 12,0 8,0

17 лет 16,0 9,0

длительность работы по переносу тяжести не более 1/3 рабочего времени;

■ работа с сельскохозяйственными механизмами допускает­ся с 17 лет;

■ запрещается работа с ядохимикатами;

■ не разрешаются сверхурочные работы, перенос отпуска на зимнее время или на другой год, суммирование двух от­пусков, замена отпуска денежной компенсацией.

В школе предусматриваются занятия в мастерских по об­работке дерева (столярная) и по обработке металла (слесар­ная), которые оборудуются верстаками разной высоты. Каж­дое рабочее место должно быть оборудовано сидением на кронштейне. Рабочее место должно обеспечивать правиль­ную осанку, полную безопасность в отношении травматиз­ма. Для создания лучшей освещенности рабочего места вер­стаки должны устанавливаться перпендикулярно или под углом 45° к светонесущей стене. Инструмент должен соот­ветствовать возрастным особенностям учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.01 с.)