Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическое развитие детей и подростковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение физического развития проводится с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития, степени его гармоничности, оценки состояния здоровья, изучения влияния факторов окружающей среды, оценки эффективности профилактических мероприятий. Физическое развитие - это комплекс морфофункциональных показателей, характеризующих крепость, дееспособность, процесс роста и созревания. Для исследования физического развития выделяют три группы признаков: 1. Соматометрические (антропометрические) - рост, масса тела, окружность грудной клетки и размеры отдельных частей тела. 2. Физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти, становая сила. 3. Соматоскопические (описательные) - форма головы, позвоночника, ног, стопы; развитие подкожно-жировой клетчатки, мускулатуры; крепость костяка; вторичные половые признаки (оволосение, развитие молочных желез у девочек, наступление менструаций, у мальчиков развитие кадыка, мутация голоса). Для оценки физического развития используют местные или региональные стандарты. Стандарты бывают построены по принципу сигмальных отклонений или по принципу шкал регрессий, центильных таблиц. Более прогрессивным считается использование шкал регрессий, т. к. при этом оценивается и пропорциональность развития (например, масса тела и окружность грудной клетки оцениваются в соответствии с ростом). Итоговая оценка физического развития включает оценку морфофункционального состояния (гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное) и биологического уровня (соответствует, отстает или опережает возраст). Акцелерация - ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (увеличение массы тела, длины тела, раннее половое созревание). Проблема акцелерации состоит в том, что нет полного параллелизма между ускоренным соматическим развитием и психическим развитием, биологической и социальной зрелостью. Выдвинуто много теорий, которые пытаются объяснить явление акцелерации: гелиогенная (увеличение инсоляции в связи с изменением образа жизни), алиментарная (увеличение потребления белков и жиров животного происхождения), радиоволновая теория (нарастание искусственного радиофона), урбанизации (жизнь в городах), генетическая гипотеза (гетеролокальные браки). 5.3. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных учреждений Основной принцип планировки - принцип групповой изоляции. Суть его заключается в том, что для каждой группы выделяется свой участок, свой набор помещений в здании. На участке, кроме групповых площадок, должна быть общегрупповая площадка (для занятий физической культурой), хозяйственный двор. Вокруг участка (по периметру) должна быть полоса зеленых насаждений. Групповая площадка оборудуется теневым навесом (защита от ветра, осадков, прямых солнечных лучей), сооружениями для игр, скамейками со спинками. Ячейку детских яслей составляют помещения: приемная-раздевальная, групповая - игральная - столовая, горшечная, спальная-веранда, буфетная. Ячейку детского сада составляют помещения: раздевалка, групповая-столовая-спальная-игральная, туалет-умывальная, буфетная. Мебель в детском дошкольном учреждении должна соответствовать антропометрическим данным детей (росту и пропорциям тела). При правильном подборе мебели ребенок сохраняет правильную позу. В детском дошкольном учреждении выделено шесть групп роста и шесть групп мебели. Мебель должна иметь маркировку. Например, рост до 80 см -группа А. цвет маркировки белый. Материал, из которого сделана мебель, не должен разрушаться при длительной эксплуатации от мытья теплой водой (до 60 °С) с применением моющих и дезинфецирующих средств. Игрушки должны соответствовать возрастным особенностями детей, гигиеническим и эстетическим требованиям; обладать безопасностью и удобством при использовании. Оценивается уровень запаха, стойкость к действию слюны, пота и влажной уборке. Определяется возможное выделение вредных веществ. В детском дошкольном учреждении не должны использоваться игрушки, которые кладутся в рот (губные гармошки, дудки и т. д.) и которые трудно подвергать обработке (матерчатые). 5.4. Гигиенические требования к планировке и оборудованию школ Пришкольный участок образно называют «школой без крыши». Планировке и оборудованию пришкольного участка должно быть уделено такое же внимание, как и к зданию. На пришкольном участке выделяют следующие зоны: учебно-опытную, спортивную, отдыха и хозяйственный двор. Зоны должны быть соответствующим образом оборудованы. Площадь озеленения должна составлять не менее 40 %. Типы школьных зданий: централизованный, павильонный и блочный. Более рациональное размещение школьных помещений по классам (младшие, старшие), по функциональному назначению (мастерские, физкультурный зал, столовая) возможно при использовании блочного типа застройки. Во всех школьных помещениях должно быть как естественное, так и искусственное освещение. В зимнее время днем при недостатке естественного света используется одновременно естественное и искусственное освещение (совмещенное освещение). Показатели достаточности естественного освещения в классе: угол падения света - не менее 27°, угол отверстия - не менее 6°, световой коэффициент - 1/4, коэффициент естественного освещения - не менее 1,5 %. Уровень искусственного освещения на уровне рабочей поверхности при использовании ламп накаливания - не менее 150 лк, при использовании люминесцентного освещения - не менее 300 лк. Для отопления школьных помещений используется система центрального водяного отопления (конвекционное или панельно-лучистое). Во всех классных помещениях должна быть естественная вентиляция (аэрация) и искусственная общеобменная приточно-вытяжная вентиляция. Оптимальное количество подаваемого воздуха в час на одного учащегося должно составлять не менее 40 м3 для младших школьников и 60 м3 для старших школьников. Для естественного проветривания классов должны использоваться фрамуги. Площадь отверстий фрамуг и форточек должна составлять не менее 1/50 площади пола. При составлении графика проветривания необходимо учитывать температуру наружного воздуха (значение теплового напора). 5.5. Основные гигиенические требования к режиму дня школьника. Гигиенические требования к организации учебного процесса в школах Режим дня школьников должен строиться с учетом следующих требований: 1. Поддержание оптимальной работоспособности на протяжении всего периода бодрствования, особенно во время учебных занятий. 2. Достаточная двигательная активность. 3. Развитие индивидуальных способностей и отдых по интересам. 4. Формирование положительного эмоционального настроения. Суточный режим должен основываться на общих гигиенических принципах. При этом важными и трудоемкими элементами в режиме дня школьника являются учебные занятия в школе и приготовление домашних заданий. Продуктивность этого труда обеспечивается достаточным и полноценным сном, своевременным подъемом (не раньше 7 ч), физической зарядкой с водными процедурами, горячим завтраком, кратковременной активной прогулкой перед началом занятий. Должна учитываться кривая изменений суточной работоспособности: первый подъем работоспособности -8-12 ч, второй - 16-20 ч. Регламентируется продолжительность домашних занятий (от 1 ч в первом классе и до 4 ч в 10-11 классах). Вторым не менее важным элементом в режиме дня является активный отдых на свежем воздухе (утренний -20-30 мин до занятий, «спортивный час» - после занятий до обеда, вторая дневная прогулка - после обеда 1-1,5 ч, вечерняя прогулка после ужина, перед сном - 20-30 мин). Выделяют отдых по собственному выбору - до двух раз в неделю. Сон обеспечивает восстановление оптимального уровня физиологических функций, продолжительность его зависит от возраста: 6-7 лет - не менее 11-12 ч (10 ч ночью и 1-2 ч днем); 8-10 лет-10 ч; 11-14 лет-9 ч; 15-17 лет - 8-9 ч. Учебный процесс в школе регламентируется расписанием. Расписание занятий составляется с учетом изменения работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели (выделяют период врабатывания, максимально высокой работоспособности и ее снижения). Все уроки по трудности делятся на 3 группы: легкие, средней тяжести и тяжелые. В период врабатывания назначают уроки средней тяжести. Следует чередовать уроки разной трудности; не рекомендуется сдваивать уроки, кроме уроков труда; использовать уроки труда и физкультуры как периоды активного отдыха (нельзя в расписании их ставить в начале и в конце рабочего дня, а где-нибудь ближе к концу); должна быть достаточная продолжительность перемен. Причины переутомления школьников: 1. Неправильная организация труда и учебного процесса в целом. 2. Несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям. 3. Невыполнение гигиенических рекомендаций к режиму и условиям обучения. 5.6. Гигиенические и социальные аспекты подростков. Специальные вопросы регламентации труда подростков Реакция подростков на работу характеризуется рядом особенностей: меньшая выносливость (75-80 % от выносливости взрослых); более выраженные энерготраты, чем у взрослых; у подростков длительнее проходит восстановительный период; более интенсивно нарастает мышечная сила, что может привести к переоценке своих возможностей; отсутствие жизненного опыта порождает недооценку факторов внешней среды (чаще наблюдаются травмы); характерно несовершенство координации движений (меньшая биологическая надежность); меньше адаптационные возможности к физическим и химическим факторам внешней среды (чем моложе организм, тем более выражены функциональные изменения под влиянием факторов внешней среды). В связи с этим законодательно труд подростков соответствующим образом регламентирован: ■ определен перечень профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применять труд лиц моложе 18 лет; производственное обучение этим профессиям не должно превышать 4 ч в день; ■ продолжительность смены подростков должна быть не более 4 ч до 16 лет, не более 6 ч для возрастной группы 16-18 лет; ■ обязательное прохождение медицинских осмотров; ■ строгое знание и выполнение правил техники безопасности; ■ ограничен перенос тяжести: возраст юноши (кг) девушки (кг) 14 лет не более 6,0 не более 6,0 15 лет 8,2 6,8 16 лет 12,0 8,0 17 лет 16,0 9,0 длительность работы по переносу тяжести не более 1/3 рабочего времени; ■ работа с сельскохозяйственными механизмами допускается с 17 лет; ■ запрещается работа с ядохимикатами; ■ не разрешаются сверхурочные работы, перенос отпуска на зимнее время или на другой год, суммирование двух отпусков, замена отпуска денежной компенсацией. В школе предусматриваются занятия в мастерских по обработке дерева (столярная) и по обработке металла (слесарная), которые оборудуются верстаками разной высоты. Каждое рабочее место должно быть оборудовано сидением на кронштейне. Рабочее место должно обеспечивать правильную осанку, полную безопасность в отношении травматизма. Для создания лучшей освещенности рабочего места верстаки должны устанавливаться перпендикулярно или под углом 45° к светонесущей стене. Инструмент должен соответствовать возрастным особенностям учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.245 (0.012 с.) |