Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды контроля при занятиях физической культурой

Поиск

В практике физической культуры осуществляется контроль за занимающимися. Контроль – это определенные формы проверки подготовленности занимающихся (Демин Д.Ф., 2003). Он классифицируется на врачебный и педагогический контроль.

Врачебный – систематические медицинские обследования (ежегодно, и по состоянию здоровья). Регулярные врачебные наблюдения за огромным количеством людей, зани­мающихся физической культурой и спортом предполагают решение следующих ос­новных задач (Дембо А.Г.,1980):

1. Содействие правильному проведению занятий физической культурой и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с различным со­стоянием здоровья; обеспечение высокой оздоровительной эффективности всей ра­боты по физической культуре и спорту.

2. Определение состояния здоровья, физического развития и в соответствии с этим разработать рекомендации рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки; содействие спортивному совершенствованию.

3. Определение наиболее рациональных гигиенических условий физического воспитания, предупреждение и лечение предпатологических состояний и травм за­нимающихся физической культурой и спортом.

В обязательный комплекс врачебных обследований входят: выяснение меди­цинского и спортивного анамнеза, исследование физического развития, определение состояния сердечно-сосудистой и нервной системы, органов дыхания, пищеварения и других, а также проведение функциональных проб сердечно-сосудистой системы. При этом используются: клинические, антропометрические, функциональные, инст­рументальные и лабораторные методы исследования. Более углубленные обследо­вания включают биохимические, рентгенологические, электрокардиографические и другие специальные исследования. При необходимости проводятся консультаций специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога (лор-врача) и др.

Исходя из результатов обследования врач, составляет заключение, в котором дает оценку физическому развитию, состоянию здоровья, функциональному состоянию и степени тренированности занимающегося; дает рекомендации относительно характера и режима тренировок; указывает на те или иные ограничения в занятиях, лечебно- профилактические мероприятия, срок повторного обследования. Все дан­ные, полученные при обследовании, и свое заключение врач записывает во «Врачебно-контрольную карту физкультурника».

Наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физкультурой и спортом проводят путем систематических врачебных обследований, которые состоят из первичных обследований до начала заня­тий физическими упражнениями, повторных обследований для контроля за состоя­нием здоровья и дополнительных обследований перед спортивными соревнования­ми, после перенесенных заболеваний или травм, длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями.

Цель врачебных обследований - изучение состояния здоровья для решения во­проса о допуске к занятиям физической культурой и спортом и к участию в соревнованиях.

Повторные медицинские обследования, кроме того, должны выявлять эффек­тивность воздействия физических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся и при необходимости вносить коррективы в занятия физическими упражнениями.

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям:

- степень усвоения техники двигательных действий; - уровень развития физических качеств.

Содержание педагогического контроля: контроль за посещаемостью занятий; контроль за тренировочными нагрузками; контроль за состоянием занимающихся; контроль за техникой упражнений; учет спортивных результатов; контроль за поведением во время соревнований. Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением занятий по физическому воспитанию являются:

1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии; 2) определение физической нагрузки во время занятия; 3) контрольные испытания; 4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом. Хронометрирование занятия. Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия. Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности. Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть полностью или частично целесообразными. В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными.

Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и физического воспитания занимающихся. При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80%, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50%.

После упразднения государственной системы контроля за физической подготовленностью (системы ГТО) отсутствует механизм, позволяющий осуществлять мероприятия по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья, физической подготовленности студентов. В связи с этим у преподавателя физической культуры нет полной и объективной информации, позволяющей анализировать и контролировать процесс физического воспитания, определять неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий учебного процесса на физическое состояние обучающихся. Выход из создавшейся проблемы видится в организации и проведении мониторинга физического развития и физической подготовленности студентов высших учебных заведений.

В настоящее время мониторинг как определенный вид научного исследования охватил различные сферы деятельности людей: экологию, социологию, психологию, политику, экономику, образование. Основная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности (Изаак С.И., 2005; Лебединский В.Ю. и соавт., 2008). Сегодня можно говорить об определенном уровне совершенства в решении проблем мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях в сфере физического воспитания и спорта. В этом случае понятие «мониторинг» принимается большинством научного сообщества, а статус его закреплен на законодательном уровне (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи»).

Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее - мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

Показатели физического развития и физической подготовленности, полученные при обследовании однородных групп молодежи необходимы для построения региональных нормативов их физического развития, физической подготовленности и для совершенствования системы здоровьесберегающих технологий при занятиях физической культурой. Изучение динамики показателей физического здоровья студентов позволяет внести корректировку в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию молодежи в вузах (Колокольцев М.М. и соавт., 2011).

В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002−2005 гг.) (подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002−2005 гг.)) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре физической культуры НИ ИрГТУ организована лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи. Мониторинг в вузе проводится с 2008 года 2 раза в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету, в частности:

1) оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся;

2) внести коррективы в построение учебного и учебно-тренировочного процессов;

3) оценить успешность овладения студентами двигательными навыками;

4) провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет);

5) выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от разных медицинских групп здоровья;

6) дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи;

7) провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».

8) В тоже время при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья, что объединяется понятием – самоконтроль.

12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий

Самостоятельное систематическое использование средств физической культуры в повседневной жизни может привести организм к перегрузке (перетренировке). Нередко бывает, что молодые люди начинают усиленно наращивать двигательную активность, при этом забыв об основном принципе спортивной тренировки - постепенности (Тимушкин А.В.и соавт. 2003).

Форсирование физической нагрузки без соблюдения методических приемов в ее наращивании может привести к срыву адаптационных процессов, нарушению функций и структуры ряда органов, в частности, сердечно-сосудистой системы. Чтобы избежать столь неприятных последствий каждый занимающийся должен вести самоконтроль.

Самоконтроль - это самостоятельные регулярные наблюдения занимающихся с помощью простых, доступных приемов за состоянием своего здоровья, физическим развитием, влиянием на организм занятий физическими упражнениями. Самоконтроль легко осуществляется в домашних условиях, и является существенным дополнением к врачебному контролю, но ни в коем случае не может его заменить. Данные правильно проведенного самоконтроля, могут оказать большую помощь в коррекции физических нагрузок и в своевременном выявлении отклонений в состоянии здоровья, особенно при неправильной методике оздоровительной тренировки, нарушениях режима и неблагоприятных воздействий факторов внешней среды и др.

Показатели самоконтроля принято делить на субъективные и объективные.

Ведение дневника является субъективным показателем и обязательным условием самоконтроля. Для ведения дневника самоконтроля достаточно подготовить небольшую тетрадь, и разграфить ее по показателям самоконтроля и датам. Одинаково важно для всех правильно оценивать отдельные показатели, лаконично фиксировать их в дневнике (Готовцев П.И., Дубровский В.Н., 2000).

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, важным показателем влияния физических упражнений и спортивных тренировок. Самочувствие отмечается отличное, хорошее, удовлетворительное или плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон. Отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессоница).

Аппетит отмечается хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.

Большое значение имеет умение самостоятельно контролировать и правильно оценивать свое состояние. Все оценки желательно проводить по пятибальной системе.

К объективным показателям самоконтроля относятся параметры, которые имеют количественную оценку и позволяют осуществлять контроль за различными функциональными системами, уровнем работоспособности и подготовленности занимающихся физической культурой и спортом (Дембо А.Г., 1980).

Пульс является важным, простым и информативным показателем состояния организма. Частота пульса – интегральный показатель сдвигов в организме, он довольно точно представляет уровень физической нагрузки. Необходимо периодически проверять пульс во время или после определенных физических нагрузок. Для этого делают паузу, и в первые 10 сек. подсчитывают частоту пульса. Считается, что частота пульса в первые 10 сек. отдыха мало отличается от той, которой она была во время нагрузки, такая остановка при выполнении упражнений не вредна.

Динамика частоты пульса позволяет судить об адекватности тренировочной нагрузки, уровне физических возможностей организма. При адаптации к физическим нагрузкам происходит благоприятная тенденция к снижению ЧСС, за счет развития брадикардии. Если же обнаруживается тенденция к увеличению ЧСС, как в условиях покоя, то и во время выполнения двигательных действий необходимо снизить уровень тренировочной нагрузки и обратиться за консультацией к специалистам (Тимушкин А.В.и соавт. 2003).

Каждый должен знать не только, какая частота пульса бывает у него после типичных упражнений, но и какова длительность восстановления его после нагрузки. Если, например, восстановление пульса до 120 ударов в минуту после определенного упражнения раньше происходило обычно за 1,5 мин., а потом удлинилось до 2-3 мин., то это должно насторожить. Необходимо выяснить у врача причину такого состояния сердечно-сосудистой системы (ССС).

Время же восстановления пульса является одним из показателей тренированности человека, занимающегося физической культурой или спортом.

Для определения уровня функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются также различные функциональные пробы (нагрузочные тесты). Остановимся лишь на наиболее приемлемой пробе - с 20 приседаний за 30 с., часто применяемой в практике физического воспитания.

Методика применения указанной пробы заключается в следующем. В состоянии покоя, в положении сидя, подсчитывается пульс в течении 10 с. Затем проделывается 20 приседаний за 30 с. (приседания глубокие, ритмичные, руки поднимаются до уровня плеч). После приседания сразу, в положении сидя, подсчитывается частота пульса в первые 10 с. Следует считать, что реакция подъема пульса на мышечную нагрузку (20 приседаний) в пределах до 12-14 ударов за 10 с. будет малой, т.е. хорошей, на 16-18 – средней (удовлетворительной) и выше 22-24 – большой (неудовлетворительной) - неблагоприятный признак.

Также регистрируется время восстановления пульса до исходного уровня. Если он восстановился быстрее 1 мин. – оценка “отлично”, до 2 мин. – “хорошо”, свыше 3 мин. – “плохо”, т.е. восстановление пульса должно произойти в течение 1-3 мин. Чем быстрее это произойдет, тем лучше функции ССС.

Ортостатическая проба. При изменении положения тела с горизонтального до вертикального, изменяются условия циркуляции крови, на которые сердечно-сосудистая система реагирует учащением пульса, что служит для оценки её адаптационной реакции. У обследуемого в положении лежа измеряется ЧСС (уд./мин.), после чего он спокойно встает. В первые 15 с. после вставания снова измеряется ЧСС. По разнице между ЧСС лежа и стоя судят о реакции сердечно-сосудистой системы на небольшую нагрузку при изменении положения тела. Если разница полученных результатов меньше 12 уд./мин. – реакция нормальная, если больше 18 уд./мин. – неудовлетворительная. Так, разница до 10 уд./мин. свидетельствует о хорошем физическом состоянии и тренированности. А разница более 20 уд./мин. свидетельствует о переутомлении или заболевании.

Важным показателем, характеризующим функцию ССС, является артериальное давление (АД), которое определяется с помощью мембранного или электронного тонометра.

АД колеблется в зависимости от фаз сердечного цикла. В период систолы оно повышается (СД – систолическое или максимальное), в период диастолы – снижается (ДД – дисатолическое или минимальное). Разность между СД и ДД составляет пульсовое давление (ПД).

АД изменяется при физической работе неоднозначно. После умеренной работы оно практически не изменяется, после напряженной – может быть либо повышенным, либо пониженным. При утомлении может быть снижено на 10-30 мм. рт. ст., что свидетельствует о недостаточной адаптации ССС к мышечной работе.

Резко выраженные изменения его также свидетельствуют о недостаточной адаптации к физической нагрузке.

Оценка функций органов дыхания. В связи с занятиями физической культурой повышаются функциональные возможности дыхательной системы. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

ЖЕЛ - это объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью водяного или воздушного спирометра. Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела, состояния здоровья, физической подготовленности, вида спорта и курения. У мужчин в среднем она равна 3500-5000 мл, у женщин – 2500-4000 мл.

Частота дыхания. Возникающие в дыхательном центре нервные импульсы (один раз в 4 с.) вызывают сокращения дыхательных мышц – диафрагмы и межреберной мускулатуры. Вдох-выдох – есть дыхательный цикл.

Взрослый человек делает 16-18 дыханий в мин. У регулярно тренирующегося частота дыхания в покое снижается. Так, у спортсменов оно колеблется в пределах 10-16 в мин. При физической нагрузке частота дыхания увеличивается тем больше, чем выше ее мощность, и может достигать 60 и более циклов в мин. Для подсчета частоты дыхания нужно положить ладонь так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дышать равномерно.

Для самоконтроля за функциональными возможностями дыхательной системы можно использовать следующие пробы:

Проба Штанге. В положении сидя делается полный вдох и выдох, затем снова вдох и задержка дыхания. Фиксируется время задержки дыхания. При задержке на 60 с. и более – оценка для мужчин “отлично”, менее 40 с. – “плохо” (для женщин на 10 с. меньше). С нарастанием тренированности время задержки дыхания растет, а при утомлении – снижается. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40-55 с., а спортсмены – на 60-90 с. и более. Чем лучше подготовлен человек, тем дольше он может задерживать дыхание.

Проба Генче. Заключается в задержке дыхания после выдоха. Если она проводится вслед за пробой Штанге, то необходим отдых 5-7 мин. Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание 25-30 с., спортсмены 60 с. и больше. Задержка дыхания 50-60 с. оцениваются как отлично, 35с. и больше – хорошо, 34-20 с. – удовлетворительно, 10-19 с. – плохо, до 10 с. – очень плохо.

Исследование состояния вегетативной нервной системы.

Проба Ашнера – глазо-сердечный рефлекс.

После подсчета пульса, обследуемый в положении лежа надавливает через закрытые веки на глаза достаточно сильно, но не до боли; спустя 10 с. от начала надавливания подсчитывают пульс в течении 20 с.; полученную цифру утраивают, чтобы получить количество ударов за 1 мин. При нормальной возбудимости парасимпатической иннервации сердца замедление пульса не превышает 4-12 уд./мин.; замедление, превышающее 12-15 уд./мин., указывает на повышение возбудимости блуждающего нерва. Тренированные люди обычно имеют нерезко выраженный рефлекс.

Ортостатическая проба дает возможность судить о нормальной воз-будимости симпатической иннервации ССС и основана на изменении реактивности организма при переходе из горизонтального положения в вертикальное.

Контроль за уровнем развития сенсомоторного потенциала (СМП).

Теппинг-тест позволяет судить о функциональном состоянии нервно-мышечной системы. Для этого берут лист бумаги, разделенный карандашом на 4 равных квадрата размером 6х10 см. Сидя за столом, по команде начинают с максимальной частотой ставить точки на бумаге в течение 10 с. После паузы 20 с. руку переносят на следующий квадрат, продолжают выполнять движения с максимальной частотой. После четырехкратного повторения по команде “стоп” работа прекращается. При подсчете точек карандаш ведут от точки к точке, не отрывая от бумаги.

Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы является максимальная частота за первые 10 с. и ее изменение в течение остальных трех 10-с. периодов. Нормальная максимальная частота движения кисти у тренированных молодых людей равна примерно 70 точкам за 10 с., что указывает на хорошее функциональное состояние двигательных зон ЦНС. Постепенно снижающаяся частота движений кисти указывает на недостаточную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Статическое равновесие можно оценить при помощи следующего упражнения: встать на брусок, 5 см. шириной, на правую ногу, левая – согнута, поднята коленом вперед, руки – на поясе. Фиксируется время по секундомеру до потери равновесия.

Можно осуществлять контроль за массой тела с помощью расчета весо-ростовых индексов (ВРИ) по формуле:

Если ВРИ находится в пределах 2,8 – 3,1 то вес недостаточный; 3,2 – 4,3 – нормальный; 4,4 – 5,3 – чрезмерный (тучность).

Наиболее удобен и прост весо-ростовой индекс Брока:

Если ВРИ до 0,8 – низкий; 0,8- 0,9 – стройность; 1 – средний; 1,1 – угроза тучности; больше 1,1 – тучность.

Другим индексом является индекс Кетле 2 = P:L² (г/см), где Р –масса тела, L-длина тела.

Менее 18,5 – дефицит массы тела,

18,5 - 24,9 – норма,

25,0 - 29,9 – избыточная масса тела,

30,0 - 34,9 - ожирение 1 степени,

35,0 и более - ожирение 2 степени.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) - это разница между окружностью грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Если разница равна 5-8 см для мужчин и 3-4 см для женщин или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки.

Жизненный индекс-

ЖЕЛ/P = (мл/кг)

ЖЕЛ – жизненная ёмкость легких, Р – вес.

Для мужчин индекс равен 65 - 70 мл/кг, для женщин 55 - 60 мл/кг.

Индекс Пинье.

L - (P+T)

L - рост в см

P - вес в кг

T - окружность грудной клетки на выдохе в см

Если индекс равен 10, то телосложение крепкое,

11-15 – хорошее, 16-20 – среднее,

21-25 – слабое, 26 и > - очень слабое.

Для расчета должных величин массы тела, можно пользоваться следующими формулами:

у мужчин: ;

у женщин: .

Оценка адаптационного потенциала и состояния здоровья.

В оценке уровня здоровья используется индекс функциональных изменений (ИФИ) системы кровообращения, или адаптационный потенциал (АП). АП рассчитывается без проведения нагрузочных тестов и позволяет давать предварительную количественную оценку уровня здоровья обследуемых.

АП системы кровообращения определяется по формуле:

 

где ЧСС – частота сердечных сокращений в относительном покое (количество ударов за 1 минуту); САД – систолическое артериальное давление (мм рт. ст.); ДАД – диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.); МТ – масса тела (кг); Р – рост (см); В – возраст (лет).

Далее по таблице 18 можно оценить адаптационный потенциал и состояние здоровья обследуемых людей.

Таблица 18.

Оценка адаптационного потенциала и состояния здоровья

Примерная схема самоконтроля в дневнике

Ведение дневника самоконтроля предусматривает следующие записи:

- утренняя проба: ЧСС 72 уд./мин., 20 приседаний за 30 с., ЧСС стоя 132 уд./мин., отдых сидя 1 мин., ЧСС 72-78 уд./мин., самочувствие – 5, настроение – 5, аппетит – 4;

- ортостатическая проба: ЧСС 82 уд./мин. – 4;

оценка проведенной тренировки:

состояние: самочувствие – 4, настроение – 5, аппетит – 4, засыпание – 4, сон – 8 час., пульс перед сном (сидя) – 72 уд./мин.

Все показатели необходимо оценивать в сравнении с предыдущими. Оценки 2 и 3 должны настораживать, и являться сигналом для обращения за консультацией к преподавателю физической культуры, врачу, тренеру. Дневник самоконтроля имеет произвольную форму (табл. 19).

Таблица 19

Примерная форма дневника самоконтроля

Дата Регистрационный показатель Выполненная по виду работы, спорта
субъективный объективный кол-во под-нят. кг (км) лучший рез-т, км
сон аппе-тит самочувс-твие жела ние тренироваться пульс в покое орто-проба масса, кг
утром перед сном
3.06               66,5    
4.06                    

 

Анализируя динамику двух дней, можно сделать вывод о том, что физическая нагрузка предыдущего дня была чрезмерной. За время сна организм не восстановился. Частота пульса является интегральным показателем сдвигов в организме. Увеличение ЧСС в покое – показатель утомления. Кроме того, отмечается ослабление процесса торможения со стороны вегетативной нервной системы, о чем подтверждают результаты проведения ортопробы и субъективная оценка сна, самочувствия, отсутствие желания тренироваться. Особенно важно анализировать сопоставимые показатели (количество поднятых килограммов, количество километров, которые пробежали или проплыли за неделю, месяц, год: динамику результатов, динамику контрольных тестов).

Таким образом, самоконтроль позволяет своевременно предупредить возможные негативные влияния при нерациональном тренировочном режиме, заметить признаки переутомления, скорректировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок с состоянием здоровья, степени адаптированности и существенно повысить эффективность оздоровительной тренировки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 5581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.012 с.)