Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем



В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем

физической подготовленности все школьники распределяются (на основании

углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную

(не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специ-

альную.

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незна-

чительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без су-

щественных функциональных нарушений), а так же недостаточную физиче-

скую подготовленность.

Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащими-

ся этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического

развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связан-

ных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Мате-

риал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением

длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упраж-

нения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается

нагрузка в беге прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением

препятствий, в эстафетах.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как

групповыми, так и индивидуальными.

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклоне-

ния в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышен-

ной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую

группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимо-

сти от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных

по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

– укрепление здоровья, содействие правильному физическому разви-

тию и закаливанию организма;

– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных

болезнью;

– повышение физической и умственной работоспособности;

– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости ор-

ганизма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными

заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

– формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррек-

ция;

– обучение рациональному дыханию;

– освоение основных двигательных умений и навыков;

– воспитание морально-волевых качеств;

– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической

культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятель-

ности учащихся.

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической

культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем фи-

зической культуры совместно с лечащим

врачом.

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к спе-

циальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с бо-

лезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефрак-

ции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в

состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме:

подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных

уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В

отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключи-

тельной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выпол-

няются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), че-

редуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются та-

кие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к

выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части

урока (20 – 22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простей-

шими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занима-

ющихся) основных двигательных способностей. Наиболее широко использу-

ются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую на-

грузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные

группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных

игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акроба-

тические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжи-

тельными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3 – 5

мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном

темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем ре-

комендуется выполнять при ЧСС 120 – 130 уд./мин, с постепенным увеличе-

нием интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты

пульса до 140 – 150 уд./мин.

Двигательные режимы при ЧСС 130 – 150 уд./мин являются оптималь-

ными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и

дают хороший тренирующий эффект.

Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыха-

нию и внешним признакам утомления детей. Кроме уроков используются и

другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоя-

нии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков,

физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультур-

ные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры не-

большой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на

свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.

44. Содержание программы по дисциплине «физическая культура» в вузе.

3.3.3. Содержание программы по дисциплине

ォфизическая культураサ в вузе

Государственными образовательными стандартами предусмотрено в

учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образова-

ния в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин вы-

деление 408 часов на дисциплину ≪Физическая культура≫. Распределение

учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором

курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа.

При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1 – 2 часа-

ми в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических

упражнений.

Учебная программа для высших учебных заведений по предмету ≪Фи-

зическая культура≫, определяет требования, предъявляемые к обязательному

минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предус-

матривает формирование устойчивой мотивации и потребности в здоровом

образе жизни, личного опыта использования средств и методов физической

культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовлен-

ности на высоком уровне. Характерными особенностями содержания учебной

программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие мето-

дико-практических занятий и итоговой аттестации. Во всех разделах програм-

мы отражена профессионально-прикладная направленность образовательно-

воспитательного процесса.

Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основ-

ных раздела: теоретический, практический, контрольный.

Теоретический раздел (26 ч). Материал раздела предусматривает овла-

дение студентами системой научно-практических и специальных знаний,

необходимых для понимания природных и социальных процессов функцио-

нирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивно-

го, творческого использования для личностного и профессионального разви-

тия, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполне-

нии учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теорети-

ческий раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических

знаний и отношение к физической культуре.

Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания

в форме поточных лекций.

Лекционный курс читается по следующим темам: ≪Физическая культу-

ра в общекультурной и профессиональной подготовке студентов≫, ≪Социаль-

но-биологические основы физической культуры≫, ≪Основы здорового образа

жизни студента≫, ≪Психофизиологические основы учебного труда и интел-

лектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании

работоспособности≫, ≪Общая и спортивная подготовка в системе физическо-

го воспитания≫, ≪Основы методики самостоятельных занятий физическими

упражнениями≫, ≪Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздорови-

тельных систем физических упражнений≫, ≪Особенности занятий избранным

видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений≫,

≪Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом≫,

≪Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов≫.

Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических

занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.

Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на

повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на фор-

мирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами

и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней

личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправ-

ленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практиче-

ских (36 ч) и учебно-тренировочных (290 ч) занятиях. Методико-практиче-

ские занятия предусматривают освоение студентами основных методов и

способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и

навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое

овладение методами, обеспечивающими достижение практических результа-

тов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей

теоретической темой.

Программой предусматривается следующий перечень обязательных ме-

тодико-практических занятий, связанных с лекционным курсом:

— методики эффективных и экономичных способов овладения жизнен-

но важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах,

плавание);

— простейшие методики самооценки работоспособности, усталости,

утомления и применения средств физической культуры для их направленной

коррекции;

— методика составления индивидуальных программ физического вос-

питания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной

направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);

— основы методики самомассажа;

— методика коррегирующей гимнастики для глаз;

— методика составления и проведения самостоятельных занятий физи-

ческими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;

— методы оценки и коррекции осанки и телосложения;

— методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития

(стандарты, программы, формулы и др.);

— методы самоконтроля за функциональным состоянием организма

(функциональные пробы);

— методика проведения учебно-тренировочного занятия;

— методы самооценки специальной физической и спортивной подго-

товленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);

— методика индивидуального подхода и применения средств для

направленного развития отдельных двигательных способностей;

— основы методики организации судейства соревнований по избранно-

му виду спорта;

— методы регулирования психоэмоционального состояния, при-

меняемые при занятиях физической культурой и спортом;

— средства и методы мышечной релаксации в спорте;

— методика самостоятельного освоения отдельных элементов профес-

сионально-прикладной физической подготовки;

— методика проведения производственной гимнастики с учетом задан-

ных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта

творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в

избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физи-

ческого совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных

способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического раздела, направленными на обеспечение

необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание

оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в пе-

риод обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном

беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм,

упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой

направленности.

Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся но-

вым двигательным действиям, так и развитие двигательных способностей.

Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференциро-

ванный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности

студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и ито-

говую информацию об уровне освоения теоретических, практических и мето-

дических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития,

физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого сту-

дента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных заня-

тий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные

в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также до-

полнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания

вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведе-

нии.

Обязательными тестами, определяющими физическую подго-

товленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед) и опус-

кание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (жен-

щины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины)

и 3000 м (мужчины).

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, харак-

теризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце — как опре-

деляющие сдвиг за прошедший учебный период.

46. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

С завершением общего и профессионального образования люди присту-

пают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культу-

ра является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на

трудовую деятельность человека в современном производстве.

Связи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются

во многих аспектах.

1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его

большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения рабо-

тоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатывае-

мость, замедляют падение работоспособности и производительности труда,

способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда

нервно-психической и мышечной энергии.

2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышеч-

ной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные ча-

сти тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания

позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии,

возникающие в силу специфики данного труда.

3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и

условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства

физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую

функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

4. Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности,

которая может быть обеспечена только специфическими средствами и мето-

дами физической подготовки.

5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрес-

сом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая

физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей

адаптации и овладения новыми профессиями.

Таким образом, физическая культура является фактором, оказывающим

значительное влияние на трудовую деятельность человека в современном

производстве и её включение в научную организацию труда (НОТ) становит-

ся существенной необходимостью. НОТ предусматривает оптимальное взаи-

модействие людей и техники в едином производственном процессе с целью

повышения производительности труда.

Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в об-

ществе является содействие повышению производительности труда на базе

укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития

трудящихся.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах.

1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального об-

разования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессио-

нально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой дея-

тельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии

двигательных способностей и сформировать необходимые профессиональные

двигательные умения и навыки).

2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение

рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатыва-

ния, поддержанию высокой работоспособности и замедлению темпов ее сни-

жения).

3. В послерабочее время путем специально направленного активного

отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устране-

нию негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных не-

благоприятными условиями труда.

От успешного решения перечисленных задач в немалой степени зависят

здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная актив-

ность.

Решая эти задачи следует учитывать:

— содержания и характера труда (умственный или физический, напря-

женность и длительность рабочих усилий и т.д.);

— особенностей производственных условий (технологических, гигие-

нических и др.);

— особенностей реакции организма на требования, предъявляемые тру-

довой деятельностью и ее условиями (характер функциональных сдвигов в

основных системах организма, степень утомления и т.д.).

— индивидуальные особенности трудящихся (возрастные, половые,

уровень физической подготовленности, состояние здоровья).

В результате организованного включения физической культуры в НОТ,

как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает произво-

дительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается тру-

довое долголетие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.1 с.)