Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специ- альную. Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незна- чительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без су- щественных функциональных нарушений), а так же недостаточную физиче- скую подготовленность. Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащими- ся этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связан- ных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Мате- риал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упраж- нения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклоне- ния в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышен- ной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимо- сти от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: – укрепление здоровья, содействие правильному физическому разви- тию и закаливанию организма; – повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; – повышение физической и умственной работоспособности; – повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости ор- ганизма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции; – формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррек- ция; – обучение рациональному дыханию; – освоение основных двигательных умений и навыков; – воспитание морально-волевых качеств; – воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся; – создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятель- ности учащихся. Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем фи- зической культуры совместно с лечащим врачом. В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к спе- циальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с бо- лезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефрак- ции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключи- тельной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выпол- няются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), че- редуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются та- кие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20 – 22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простей- шими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занима- ющихся) основных двигательных способностей. Наиболее широко использу- ются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую на- грузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акроба- тические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжи- тельными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3 – 5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения. Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем ре- комендуется выполнять при ЧСС 120 – 130 уд./мин, с постепенным увеличе- нием интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140 – 150 уд./мин. Двигательные режимы при ЧСС 130 – 150 уд./мин являются оптималь- ными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыха- нию и внешним признакам утомления детей. Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоя- нии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультур- ные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры не- большой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др. 44. Содержание программы по дисциплине «физическая культура» в вузе. 3.3.3. Содержание программы по дисциплине ォфизическая культураサ в вузе Государственными образовательными стандартами предусмотрено в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образова- ния в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин вы- деление 408 часов на дисциплину ≪Физическая культура≫. Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1 – 2 часа- ми в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Учебная программа для высших учебных заведений по предмету ≪Фи- зическая культура≫, определяет требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предус- матривает формирование устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физической культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовлен- ности на высоком уровне. Характерными особенностями содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие мето- дико-практических занятий и итоговой аттестации. Во всех разделах програм- мы отражена профессионально-прикладная направленность образовательно- воспитательного процесса. Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основ- ных раздела: теоретический, практический, контрольный. Теоретический раздел (26 ч). Материал раздела предусматривает овла- дение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функцио- нирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивно- го, творческого использования для личностного и профессионального разви- тия, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполне- нии учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теорети- ческий раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре. Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций. Лекционный курс читается по следующим темам: ≪Физическая культу- ра в общекультурной и профессиональной подготовке студентов≫, ≪Социаль- но-биологические основы физической культуры≫, ≪Основы здорового образа жизни студента≫, ≪Психофизиологические основы учебного труда и интел- лектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности≫, ≪Общая и спортивная подготовка в системе физическо- го воспитания≫, ≪Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями≫, ≪Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздорови- тельных систем физических упражнений≫, ≪Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений≫, ≪Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом≫, ≪Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов≫. Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы. Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на фор- мирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправ- ленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта. Практический раздел программы реализуется на методико-практиче- ских (36 ч) и учебно-тренировочных (290 ч) занятиях. Методико-практиче- ские занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта. Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результа- тов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой. Программой предусматривается следующий перечень обязательных ме- тодико-практических занятий, связанных с лекционным курсом: — методики эффективных и экономичных способов овладения жизнен- но важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание); — простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции; — методика составления индивидуальных программ физического вос- питания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.); — основы методики самомассажа; — методика коррегирующей гимнастики для глаз; — методика составления и проведения самостоятельных занятий физи- ческими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности; — методы оценки и коррекции осанки и телосложения; — методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.); — методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы); — методика проведения учебно-тренировочного занятия; — методы самооценки специальной физической и спортивной подго- товленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания); — методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных двигательных способностей; — основы методики организации судейства соревнований по избранно- му виду спорта; — методы регулирования психоэмоционального состояния, при- меняемые при занятиях физической культурой и спортом; — средства и методы мышечной релаксации в спорте; — методика самостоятельного освоения отдельных элементов профес- сионально-прикладной физической подготовки; — методика проведения производственной гимнастики с учетом задан- ных условий и характера труда. Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физи- ческого совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности. Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в пе- риод обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности. Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся но- вым двигательным действиям, так и развитие двигательных способностей. Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференциро- ванный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и ито- говую информацию об уровне освоения теоретических, практических и мето- дических знаний и умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого сту- дента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных заня- тий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также до- полнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведе- нии. Обязательными тестами, определяющими физическую подго- товленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед) и опус- кание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (жен- щины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины). Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, харак- теризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце — как опре- деляющие сдвиг за прошедший учебный период. 46. Профессионально-прикладная физическая подготовка. С завершением общего и профессионального образования люди присту- пают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культу- ра является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве. Связи физической культуры с трудовой деятельностью прослеживаются во многих аспектах. 1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения рабо- тоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатывае- мость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии. 2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышеч- ной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные ча- сти тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда. 3. В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм. 4. Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и мето- дами физической подготовки. 5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрес- сом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями. Таким образом, физическая культура является фактором, оказывающим значительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве и её включение в научную организацию труда (НОТ) становит- ся существенной необходимостью. НОТ предусматривает оптимальное взаи- модействие людей и техники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в об- ществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармонического физического развития трудящихся. Данная цель конкретизируется в следующих задачах. 1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального об- разования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессио- нально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой дея- тельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии двигательных способностей и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки). 2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатыва- ния, поддержанию высокой работоспособности и замедлению темпов ее сни- жения). 3. В послерабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устране- нию негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных не- благоприятными условиями труда. От успешного решения перечисленных задач в немалой степени зависят здоровье человека, его творческое долголетие и общественно полезная актив- ность. Решая эти задачи следует учитывать: — содержания и характера труда (умственный или физический, напря- женность и длительность рабочих усилий и т.д.); — особенностей производственных условий (технологических, гигие- нических и др.); — особенностей реакции организма на требования, предъявляемые тру- довой деятельностью и ее условиями (характер функциональных сдвигов в основных системах организма, степень утомления и т.д.). — индивидуальные особенности трудящихся (возрастные, половые, уровень физической подготовленности, состояние здоровья). В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает произво- дительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается тру- довое долголетие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.143 (0.01 с.) |