Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система физического воспитания, ее основы

Поиск

 

Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей. Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

В программно-нормативных основах находят конкретное воплощение основные принципы физического воспитания (принципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направленности).

4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.

 

 

4.Место и значение дисциплины «Теория и методика физического воспитания и спорта» в системе профессионального физкультурного образования.

http://fizkultura.kpnu.edu.ua/wp-content/uploads/sites/13/2013/11/Holodov-J.K.-Kuznecov-V.S.-Teoriya-i-metodika-fizicheskoho-vospitaniya-i-sporta.pdf

5.Основные документы планирования деятельности учителя физической культуры

http://opace.ru/a/harakteristika_osnovnyh_dokumentov_planirovaniya_v_fizicheskom_vospitanii_i_sporte

http://festival.1september.ru/articles/511352/

 

6. Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта, представленные в школьной программе по физической культуре.

Глава 11. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста Значение физической культуры в школьный период жизни че- ловека заключается в создании фундамента для всестороннего фи- зического развития, укрепления здоровья, формирования разно- образных двигательных умений и навыков. Вое это приводит к воз- никновению объективных предпосылок для гармонического разви- тия личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Вы- явлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физичес- кие способности и функциональные возможности можно эффек- тивно повысить именно в школьном возрасте. Этот период явля- ется сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благопри- ятным для обучения разнообразным двигательным умениям и на- 169 выкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее при- спосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности. В школьном возрасте достигается определенный уровень физи- ческой и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учеб- ных дисциплин и физкультурных программ обучения. Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негатив- ные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.). И наконец, физкультурная активность в период бурного раз- вития организма существенно облегчает решение общевоспита- тельных задач (нравственных, трудовых, эстетических). Направленное использование физической культуры в воспита- нии детей и молодежи школьного возраста предусматривает ре- шение следующих задач. Оздоровительные задачи \. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическо- му развитию: формирование правильной осанки, развитие раз- личных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной систе- мы, активизация обменных процессов. 2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее разви тие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В сред нем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными на пряжениями силового компонента. В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-сило- вых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной _ выносливости. ■ 3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным т воздействиям внешней среды. При любой возможности физкуль турные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообраз но проводить на свежем воздухе, а не в за!е. 4. Повышение общей работоспособности и привитие гигие нических навыков. Эти задачи требуют, чтобы школьники еже дневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания. Особенно это относится к младшему и среднему школьному возрасту, так как именно в этот 170 период осуществляется наиболее интенсивное развитие всех сис- тем и функций организма. Образовательные задачи 1. Формирование и совершенствование жизненно важных дви гательных умений и навыков. У школьников необходимо форми ровать следующие пять групп двигательных умений и навыков (З.И.Кузнецова, 1968): 1) умения и навыки, с помощью кото рых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, пла вание, ходьба на лыжах); 2) навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исход ные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.); 3) умения и навыки выполнять различные движения с предме тами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки уп равления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упо ры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опор ные, лазание, прыжки в длину и высоту). 2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения физических упражнений; 2) влияние занятий физичес кими упражнениями на основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; 4) основ ные приемы самоконтроля во время занятий физическими упраж нениями; 5) роль физической культуры в семье и т.д. Воспитательные задачи 1. Воспитание потребности и умений самостоятельно занимать ся физическими упражнениями, сознательно применять их в це лях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укреп ления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание не обходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным за нятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: повыше ния физкультурной грамотности школьников; стимулирования по ложительной мотивации к физической культуре; формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двига тельных умений и навыков; формирования организационно-ме тодических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д. 2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравствен ных и т.д.), содействие развитию психических процессов. Перечисленные задачи представлены в официальных докумен- тах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразова- 171 тельных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон на- правленного использования физической культуры в период школь- ного возраста. Однако для разных учебных заведений в зависимо- сти от возраста и форм использования физической культуры они должны быть конкретизированы. Такая конкретизация частично представлена в официальных документах, в программах обязатель- ных курсов, программах секционных занятий коллективов физи- ческой культуры и ДЮСШ. 11.2. Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6—7 до 17— 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физичес- кого развития, формируются тип телосложения, осанка, разно- образные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья де- тей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-соци- альными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружаю- щей среды на организм ребенка. На основании научных исследований было выявлено, что дли- на тела, значительно превышающая средневозрастные показате- ли, может служить своебразным тестом для отбора подростков, нуждающихся в тщательном медицинском наблюдении и контро- ле за переносимостью нагрузки. У детей, имеющих значительное превышение (по отношению к средневозрастному) массы тела, возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, ее функциональные нарушения. Об этом следует помнить при увели- ченных физических нагрузках. Дети и подростки с увеличенными размерами тела (по сравне- нию со средними для данного возраста) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением. На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, учителю следует предусматривать для них бо- лее длительные паузы отдыха. Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулату- ры, для увеличения спирометрии. Основываясь на данных Ю.П.Лисицина (1996) и Н.Н. Алфи- мова (1981, 1985), Ю.В.Высочинин и В.И.Шапошникова (1999) составили сводную таблицу, по которой можно определить ан- тропометрический статус ребенка (табл. 9, 10). 172 i Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической под- готовленности. В таблицах 11, 12, 13 приведены показатели, ха- рактеризующие низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности учащихся 7—17 лет [6]. Специалистами в области физической культуры и спорта (Л.Б.Кофман, В.А.Кабачков, А.Н.Тяпин, Л.А.Захаров, Ю.П.Пу- зырь) разработана тест-программа, которая предусматривает пе- риодическое (сентябрь, май каждого учебного года) тестовое обследование уровня физической подготовленности учащихся 6— 17 лет и последующее (с учетом выявленных данных) корректи- рование работы с ними по развитию двигательных качеств. Программа базируется на стандартных тестах, которые просты в выполнении и информативны. 1. Бег 1000 м. Тест предназначен для определения выносли вости. 2. Челночный бег 10x5 м. Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и че редованием ускорения и торможения. 3. Подтягивания на перекладине (мальчики). Тест позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса. 4. Вис на перекладине (девочки). Тест позволяет оценить стати ческую силовую выносливость мышц и плечевого пояса. 5. Подъем туловища за 30 с. Тест предназначен для оценки силы мышц-сгибателей туловища. 6. Наклон вперед из положения сидя. Тест предназначен для изме рения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов. Сводная таблица (табл. 14) нормативных оценок уровня физи- ческой подготовленности учащихся I—XI классов приводится ниже (по материалам МГФСО, 1996). Процесс физического воспитания подлежит корректировке, если в классе или параллели классов выявлено свыше 15% уча- щихся с низким уровнем развития одного или нескольких физи- ческих качеств. При высоком уровне развития физических качеств применяются учебно-тренировочные модели по их дальнейшему развитию. 11.3. Средства физического воспитания детей школьного возраста Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с уче- том тех основных положений, которые отражены в общих прин- ципах отечественной системы физического воспитания.

Принцип всестороннего развития личности предусматривает применение таких средств, которые обеспечивают эффект наи- большего всестороннего физического развития (пропорциональ- ное развитие всех частей тела, основных мышечных групп и фи- зических качеств). Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной прак- тикой ориентирует на использование в физическом воспитании детей школьного возраста таких средств, которые наиболее эф- фективно готовят их к предстоящей трудовой и военной деятель- ности. К ним относятся прежде всего жизненно важные, в осо- бенности прикладные упражнения. Принцип оздоровительной направленности предусматривает применение средств, обладающих наибольшей оздоровительной, гигиенической и профилактической полезностью, т.е. эффектив- ных для укрепления здоровья и обеспечения нормального функ- ционирования всех систем организма. Такими средствами являют- ся прежде всего циклические упражнения, а также оздоровитель- ные силы природы и гигиенические факторы. Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические спо- собности, повышать адаптивные свойства организма, восстанав- ливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из сле- дующих разделов школьной программы. 1. Гимнастика. Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей спо собность управлять своими движениями координирование, точ но, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образователь ные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражне ние гимнастики можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями. 2. Легкая атлетика. Арсенал основных средств из раздела лег кой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Сред ства легкой атлетики являются великолепным, всесторонне раз вивающим фактором, так как с их помощью можно совершен ствовать все физические качества, многие функции организма, Прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кро- А-ге того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной Дозировке нагрузки. 3. Ходьба на лыжах. Этот вид двигательной деятельности явля ется очень эффективным прикладным, развивающим и оздорови- Т средством физического воспитания. При ходьбе на лы- 185 Окончание таблицы 1 2 3 4 5 6 7 ю 21 и выше Л- 2 0 10 и ниже 1 8 и выше 9-17 8 и ниже 11 22 и выше 11-21 10 и ниже 19 и выше 10-18

жах работают буквально все мышечные группы и системы орга- низма — функционируют сердце, кровообращение, дыхание. Фи- зическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности. Поэтому не случайно лыжная подготовка включена в программы физического воспитания образовательных учреждений. 4. Плавание. Одним из видов физических упражнений, имею щих широкое воздействие на организм человека благодаря нео бычной внешней среде — воде, является плавание. Во время пла вания человек находится в горизонтальном положении и в состо янии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, рас слабить многие мышцы и ощутить легкость движений. Одновре менно в непрерывно чередующиеся гребковые движения вовлека ются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обыч ных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мы шечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных ор ганов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания. Во время плавания поток необычных раздражителей устремля- ется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способ- ствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии. Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм. 5. Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, пе редач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препят ствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д. Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духов- ные функции человека одновременно. Недостаток игры как средства и метода физического воспита- ния состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не под- дается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры должны под- бираться с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся. -- Важными средствами физического воспитания, позволяющи- ми оптимизировать воздействия физических упражнений на орга- низм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями. Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприят- ное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работо- способность растущего организма. 186 Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организ- ма, выделяют: оптимальное чередование различных видов дея- тельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режи- мов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состоя- ние мест занятий, инвентаря и т.д.).

 

7.Социальная значимость, гуманистическая природа и специфика педагогической профессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.016 с.)