Экономическая сущность налогов и основы налогообложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность налогов и основы налогообложения.



Содержание

Введение. 4

1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения. 5

1.1 Понятие и сущность налога. 5

1.2 Принципы налогообложения. 11

1.3 Классификация и функции налогов. 14

1.4 Правовое регулирование налогов и налогообложения в Российской Федерации 20

2. Налоговая система Российской Федерации.. 25

2.1 Понятие, структура и принципы налоговой системы.. 25

2.2 Система, виды налогов и сборов Российской Федерации.. 29

2.3 Элементы и методы налогообложения. 38

3. Роль учетной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения 51

Литература. 63


Введение

 

Среди экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Владение основами и особенностями теории и практики современного российского налогообложения, умение ориентироваться в сложном и, зачастую, противоречивом налоговом законодательстве, является принципиально важным для эффективной и качественной работы будущих менеджеров, финансистов, экономистов, бухгалтеров, аудиторов, а также всех.

Совершенствование налоговых систем определяется объективными факторами, такими как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений, и социально-экономическими границами налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании налоговых систем.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день остается одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, так как каждому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он планирует заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.


Экономическая сущность налогов и основы налогообложения.

Понятие и сущность налога

 

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента его возникновения. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного платежа составляет сущность налогов. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

- работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие доход;

- хозяйствующие субъекты, собственники капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства.

С философской позиции налог — это общественно необходи­мое явление, а стало быть, общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, кор­поративными и личными экономическими интересами и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи [6].

За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков. До настоящего времени не выработано единого толкования по­нятия налога независимо от политического и экономического строя общества, от природы и задач государства. Приводимое в боль­шинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога представляется как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государс­твом», — экономически верное, но не достаточно полное, поскольку [6]:

1. Это понятие не устанавливает безвозмездность дан­ного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмез­дно и не являющихся поэтому налогом (налоги в отличие от заемных средств взимаются с налогоплательщика го­сударством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, а потому носят принудительный и безвозмездный характер). В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами, а также штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства.

2. Приведенное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей.

3. Не установлена индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Наиболее полное определение налога дано в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно НК РФ организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налог не возникает сам собой из условий хозяйствования, он всегда принудительно навязывается производству, обмену и пот­реблению извне, являясь принудительным элементом процесса ценообразования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направле­ния налоговым или таможенным органом требования налогопла­тельщику об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплатель­щика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ, а с физического лица — в судебном порядке. В качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов предусмотрено применение налоговых санкций (ст. 114 НК РФ).

Налог всегда имеет форму денежного платежа, кроме случаев, прямо указанных в законе. Например, в главе 26.4 НК РФ «Согла­шения о разделе продукции», действие которой предусмотрено в отношении добывающих предприятий ТЭКа. Применявшиеся в 1990-х годах зачеты, взаимозачеты, уплата налогов продукцией, ус­лугами и работами в настоящее время исключены (ст. 8,45 НК РФ). Денежная форма уплаты налога предопределена самой сутью нало­га, который является, как установлено ст. 8 НК РФ, платежом.

Слово «платеж» в русском языке означает денежные средства, кото­рые надлежит уплачивать в порядке оплаты приобретенных товаров, за используемые ресурсы, за предоставленный кредит в виде установ­ленных законом взносов, в форме расчетов по обязательствам.

По своей правовой природе налог имеет форму отчуждения части имущества собственника либо имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении в унитарных государственных или муниципальных предприятиях.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмот­рению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов об­щества. С публичным характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Существенным признаком налогов является их индивиду­альная безвозмездность. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к налогоплательщику, который не вправе рассчитывать на услуги и какие-либо встречные юридически значимые действия государства в его пользу. Вместе с тем налог, выступая общественно необходимым имущественным платежом в бюджет, возвращается налогоплательщикам в виде индивидуально неопределенных благ, таких, как укрепление пра­вопорядка, благоустройство муниципальных образований, дорог, развитие образования, здравоохранения, социальная поддержка малообеспеченных граждан и т. д.

В налоговую систему России, кроме налогов как таковых, входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо­ченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и налогов, включен в НК РФ, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, уста­новленные налоговым законодательством России.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическими значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор всегда связан с определенной специальной целью (за что конкретно уплачивается), которая достигается в результате его уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Например, в случае таможенного сбора налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован в ввозе товара, государство же выдвигает условия ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора.

В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующие в характеристике налога:

1) Индивидуальной безвозмездности.

2) Уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора.

Важным является признак обязательности. В соответствии с законным определением сбора в отличие от налога обязанность по уплате возникает в результате свободного выбора плательщика, однако на самом деле обязательность (принудительность) сборов имеет точно такой же характер, как и обязательность косвенных налогов.

Плательщик может избежать уплаты косвенных налогов, отказавшись от потребления обложенными этими налогами товаров (работ, услуг); может он избежать и уплаты сборов, не обращаясь за соответствующими услугами государства. Однако неизвестно, как будет обеспечивать свою жизнедеятельность индивид, если практически все товары и услуги содержат в себе косвенные налоги.

Сбор по своей сути является взносом.

Слово «взнос» в русском языке означает «внесение за что-либо денег».

Понятие «пошлина» НК РФ не выделяет как самостоятельное, однако оно тесно связано с понятием «сбор», поскольку исторически пошлины и сборы возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляли собой плату за оказание определенного круга услуг. В данном случае с помощью пошлин ставилась задача компенсировать фактически осуществленные расходы —покрыть издержки и бесприбыльность.

Пошлина — денежные средства, которые надлежит уплачивать в порядке оплаты приобретенных товаров, за используемые ресурсы, за предоставленный кредит в виде установленных законом взносов, в форме расчетов по обязательствам.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Таким образом, в налоговой системе можно выделить:

1) налоговые обязательные платежи — налоги и сборы, непосредственно входящие в налоговую систему государства и регулируемые налоговым законодательством;

2) неналоговые обязательные платежи (квазиналоги) — непосредственно не входящие в налоговую систему государства и регулируемые не налоговым, а иным законодательством;

3) разовые изъятия налогового характера — платежи, взимаемые в качестве наказания за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика и регулируемые налоговым законодательством.

 

Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения.

Основные (классические) принципы налогообложения в XVIII в. определил Адам Смит. К их числу относятся: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках нало­гообложения.

Принцип справедливости: справедливые такие налоги, которые являются всеобщими и учитывают платежеспособность налогоплательщиков. Это означает, что все подданные государства должны участвовать в содержании правительства. Участие подданных должно соответствовать их доходу, "...коим они пользуются под покровительством и защитой государства".

Принцип определенности: "Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица".

Принцип удобства означает, что налог должен взиматься так (тем способом) и тогда, как и когда плательщику удобнее всего его платить.

Принцип экономии. "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству". Современная трактовка данного принципа: расходы по взиманию налога должны быть минимальны по сравнению с доходом бюджета, который приносит данный налог.

Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в., были расширены и систематизированы немецким уче­ным-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы.

Адольф Вагнер (1835—1917) — немецкий экономист и политический деятель. С 23 лет — профессор политической экономии и финансов. Возглавлял кафедры в университетах Фрейбурга, Берлина и других городов. Под влиянием исторической школы подчеркивал зависимость хозяйственной жизни от правовых условий, например от института частной собственности. Выступал с требованием усиления государс­твенной хозяйственной активности. Один из основателей «Союза социальной политики» (1872), созданного для разработки законодательных мер по улучшению положения рабочих.

Первая группа - финансовые принципы организации налогообложения, включающие принцип достаточности и принцип эластичности.

Принцип достаточности означает, что налоговая система должна строиться таким образом, чтобы обеспечить достаточность поступления средств для бюджета. Этот принцип был поставлен А. Вагнером во главу всех принципов налогообложения, т.к. он считал, что общественно-хозяйственная система необходима для всех людей, налоги же должны обеспечивать достаточные средства для ее функционирования.

Принцип эластичности (подвижности) налогообложения означает, что налогообложения должно быть способно к адаптации к финансовым нуждам государства. Налоговая система должна включать такие налоги, которые при необходимости позволяют быстро увеличить поступления в бюджет.

Вторая группа включает два народнохозяйственных принципа: надлежащий выбор источника обложения и правильная комбинация различных налогов с учетом последствий их переложения.

Третья группа объединяет принципы справедливости (этические принципы):принцип всеобщности налогообложения и принцип равномерности.

Четвертая группа - административно-хозяйственные принципы налогового управления: определенность, удобство уплаты налогов, минимизация издержек по взиманию налогов.

На современном этапе к основным (базовым) относятся следующие принципы налогообложения:

- законности налогообложения;

- всеобщности и равенства налогообложения;

- справедливости налогообложения;

- взимания налогов в публичных целях;

- установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;

- экономического основания налогов (сборов);

- презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;

- определенности налоговой обязанности;

- единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики;

- единства системы налогов и сборов.

В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.

В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости:

1. Обеспечение выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.

2. Способность налогоплательщика платить налоги (подход не привязан к структуре расходов бюджета, каждый платит свою долю в зависимости от платежес­пособности).

В построении налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа налогообложения.

Кроме того, в литературе выделяются и другие принципы, например: принцип равной защиты; принцип недопустимости налогов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав; принцип приоритета финансовой цели взимания налога; принцип ограничения специализации налогов и сборов; принцип ограничения форм налогового законодательства; принцип разделения налоговых полномочий, принцип нейтральности налогообложения, принцип наличия всех элементов в налоговом законе, принцип сочетания интересов при налогообложении и ряд других.

Финансовые вложения

В учетной политике фирме необходимо описать способ списания финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (табл. 3.4)[8].

Таблица 3.4

Варианты списания финансовых вложений по бухгалтерскому и налоговому законодательству

Бухгалтерский учет Налоговый учет
Согласно пункту 26 ПБУ 19/02 финансовые вложения списывать следующими способами: •по стоимости единицы; •по средней первоначальной стоимости; •по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (метод ФИФО) Согласно п. 9 ст. 280 НК РФ можно применять способы: •по стоимости единицы; •по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (метод ФИФО)
Рекомендации: закрепить в учетной политике единый для двух видов учета способ списания стоимости финансовых вложений. Тогда всю необходимую информацию для налогового учета можно взять из данных бухгалтерского учета.

 

 

Если организация намерена создавать в бухучете резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, то это также нужно закрепить в учетной политике. В налоговом учете формировать резерв под обесценение вложений в ценные бумаги могут лишь профессиональные участники рынка ценных бумаг (ст. 300 НК РФ).

 

Налог на прибыль

В учетной политике фирма также должна прописать способ, которым она будет рассчитывать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. При этом возможны два варианта (ст. 286 НК РФ):

• считать исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца;

• исчислять исходя из фактически уплаченного авансового платежа по налогу на прибыль за прошлый квартал.

Первый вариант выгоднее. Он напрямую привязывает ежемесячный платеж к финансовому результату в текущем периоде. При втором же варианте компании в течение квартала придется платить авансы в бюджет, даже если во всех месяцах этого квартала она получает убыток. Минус первого способа — необходимость сдавать отчетность ежемесячно. Кроме того, не стоит его применять, если налогооблагаемая прибыль компании растет от месяца к месяцу.

Организации, у которых есть обособленные подразделения, должны выбрать показатель для расчета налога, подлежащего уплате по месту их нахождения (ст. 288 НК РФ). Это может быть:

• среднесписочная численность работников;

• сумма расходов на оплату труда.

Показатель, который выберет организация, также надо указать в учетной политике.

 

Содержание

Введение. 4

1. Экономическая сущность налогов и основы налогообложения. 5

1.1 Понятие и сущность налога. 5

1.2 Принципы налогообложения. 11

1.3 Классификация и функции налогов. 14

1.4 Правовое регулирование налогов и налогообложения в Российской Федерации 20

2. Налоговая система Российской Федерации.. 25

2.1 Понятие, структура и принципы налоговой системы.. 25

2.2 Система, виды налогов и сборов Российской Федерации.. 29

2.3 Элементы и методы налогообложения. 38

3. Роль учетной политики предприятия в целях оптимизации налогообложения 51

Литература. 63


Введение

 

Среди экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Владение основами и особенностями теории и практики современного российского налогообложения, умение ориентироваться в сложном и, зачастую, противоречивом налоговом законодательстве, является принципиально важным для эффективной и качественной работы будущих менеджеров, финансистов, экономистов, бухгалтеров, аудиторов, а также всех.

Совершенствование налоговых систем определяется объективными факторами, такими как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений, и социально-экономическими границами налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании налоговых систем.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день остается одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, так как каждому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он планирует заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.


Экономическая сущность налогов и основы налогообложения.

Понятие и сущность налога

 

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента его возникновения. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного платежа составляет сущность налогов. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

- работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие доход;

- хозяйствующие субъекты, собственники капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства.

С философской позиции налог — это общественно необходи­мое явление, а стало быть, общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, кор­поративными и личными экономическими интересами и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи [6].

За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков. До настоящего времени не выработано единого толкования по­нятия налога независимо от политического и экономического строя общества, от природы и задач государства. Приводимое в боль­шинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога представляется как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государс­твом», — экономически верное, но не достаточно полное, поскольку [6]:

1. Это понятие не устанавливает безвозмездность дан­ного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмез­дно и не являющихся поэтому налогом (налоги в отличие от заемных средств взимаются с налогоплательщика го­сударством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, а потому носят принудительный и безвозмездный характер). В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами, а также штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства.

2. Приведенное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей.

3. Не установлена индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Наиболее полное определение налога дано в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно НК РФ организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налог не возникает сам собой из условий хозяйствования, он всегда принудительно навязывается производству, обмену и пот­реблению извне, являясь принудительным элементом процесса ценообразования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направле­ния налоговым или таможенным органом требования налогопла­тельщику об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплатель­щика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ, а с физического лица — в судебном порядке. В качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов предусмотрено применение налоговых санкций (ст. 114 НК РФ).

Налог всегда имеет форму денежного платежа, кроме случаев, прямо указанных в законе. Например, в главе 26.4 НК РФ «Согла­шения о разделе продукции», действие которой предусмотрено в отношении добывающих предприятий ТЭКа. Применявшиеся в 1990-х годах зачеты, взаимозачеты, уплата налогов продукцией, ус­лугами и работами в настоящее время исключены (ст. 8,45 НК РФ). Денежная форма уплаты налога предопределена самой сутью нало­га, который является, как установлено ст. 8 НК РФ, платежом.

Слово «платеж» в русском языке означает денежные средства, кото­рые надлежит уплачивать в порядке оплаты приобретенных товаров, за используемые ресурсы, за предоставленный кредит в виде установ­ленных законом взносов, в форме расчетов по обязательствам.

По своей правовой природе налог имеет форму отчуждения части имущества собственника либо имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении в унитарных государственных или муниципальных предприятиях.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмот­рению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов об­щества. С публичным характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Существенным признаком налогов является их индивиду­альная безвозмездность. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к налогоплательщику, который не вправе рассчитывать на услуги и какие-либо встречные юридически значимые действия государства в его пользу. Вместе с тем налог, выступая общественно необходимым имущественным платежом в бюджет, возвращается налогоплательщикам в виде индивидуально неопределенных благ, таких, как укрепление пра­вопорядка, благоустройство муниципальных образований, дорог, развитие образования, здравоохранения, социальная поддержка малообеспеченных граждан и т. д.

В налоговую систему России, кроме налогов как таковых, входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо­ченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и налогов, включен в НК РФ, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, уста­новленные налоговым законодательством России.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическими значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор всегда связан с определенной специальной целью (за что конкретно уплачивается), которая достигается в результате его уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Например, в случае таможенного сбора налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован в ввозе товара, государство же выдвигает условия ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора.

В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующие в характеристике налога:

1) Индивидуальной безвозмездности.

2) Уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора.

Важным является признак обязательности. В соответствии с законным определением сбора в отличие от налога обязанность по уплате возникает в результате свободного выбора плательщика, однако на самом деле обязательность (принудительность) сборов имеет точно такой же характер, как и обязательность косвенных налогов.

Плательщик может избежать уплаты косвенных налого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.141.122 (0.091 с.)