Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Характеристика налоговой системы↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ (образован в 1953 году) __________________________________________________________ Кафедра «Финансы и кредит»
Дистанционное обучение Фин.-24.22.0604.очн.плн. Фин.-24.22.0608.зчн.скр. Фнн.-24.22.0604.зчн.плн. Фин.-24.22.0608.вчн.плн. Фин.-24.22.0604.зчн.скр. Фин.-24.22.0608.вчн.скр. Фин.-24.22.0604.вчр.плн. Фин.-24.22.0611.очн.плн. Фин.-24.22.0604.вчр.скр. Фин.-24.22.0611.зчн.плн. Фин.-24.22.0605.очн.плн. Фин.-24.22.0611.зчн.скр. Фин.-24.22.0605.зчн.плн. Фнн.-24.22.0611.вчн.плн. Фин.-24.22.0605.зчн.скр. Фин.-24.22.0611.вчн.скр. Фин.-24.22.0605.вчн.плн. Фин.-24.22.3510.очн.плн. Фнн.-24.22.0605.вчн.скр. Фин.-24.22.3510.зчн.плн. Фин.-24.22.0606.очн.плн. Фин.-24.22.3510.зчн.скр. Фин.-24.22.0606.зчн.плн. Фин.-24.22.3510.вчн.плн. Фин.-24.22.0606.зчн.скр. Фин.-24.22.3510.вчн.скр. Фин.-24.22.0606.вчн.плн. Фин.-24.22.3513.очн.плн. Фин.-24.22.0606.вчн.скр. Фнн.-24.22.3513.зчн.плн. Фин.-24.22.0608.очн.плн Фин.-24.22.3513.зчн.скр. Фин.-24.22.0608.зчн.плн. Фин.-24.22.3513.вчн.плн. Фин.-24.22.3513.вчн.скр.
В.В. Осипов, М.П. Ярцева НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Учебно-практическое пособие для студентов специальностей 060400, 060500, 060600, 060800, 061100, 351000, 351300 всех форм обучения
www.msta.ru Москва – 2004 УДК 336.1
© Осипов В.В., Ярцева М.П. Налоги и налогообложение. Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004
В учебно-практическом пособии кандидата экономических наук, профессора В.В. Осипова и ассистента М.П. Ярцевой в кратком и систематическом виде изложено содержание курса «Налоги и налогообложение». Рассмотрены этапы становления развития налоговой системы России, сущность налоговой политики, классификации налогов и сборов, порядок регистрации налогоплательщиков и ответственности за нарушение налогового законодательства. После каждого раздела приводятся вопросы и тесты для самостоятельного контроля полученных знаний. В конце модуля имеется словарь основных терминов, наиболее часто встречающихся в налоговой системе.
Пособие предназначено для студентов: 3 курса специальностей 0604, 0605, 0606, 0608, 0611, 3510, 3513 очной формы обучения 3 курса специальностей 0604, 0605, 0606, 0608, 0611, 3510, 3513 заочной формы обучения 2 курса специальностей 0604, 0605, 0606, 0608, 0611, 3510, 3513 зчн. скр. формы обучения 3 курса специальностей 0604, 0605, 0608 очно-заочной формы обучения 2 курса специальности 0604, 0605,0608 очно-заочной сокращенной формы обучения
Автор: к.э.н., профессор Осипов Владимир Васильевич, ассистент Ярцева Марина Павловна
Рецензенты: д.э.н., профессор Денискин Виктор Васильевич декан МГУПП д.э.н., профессор Магомедов Магомед Даниялович, зав. каф. Экономики и финансов МГУПП
Редактор: Свешникова Н.И.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004 109004, Москва, Земляной вал, 73 СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Введение
В течение последних двух тысячелетий истории человечества налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, фирмы и индивидуальные предприниматели чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы и критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги –это: 1) вычеты из доходов налогоплательщиков 2) Основной источник доходов современного государства 3) Эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами). Налоги – одна из древнейших финансовых категорий. Первое упоминание о них относится к IV в. до н.э. Возникновение и развитие налогов связано с расколом общества на классы, а также появлением государства и его властных структур. Изначально это были бессистемные, обязательные сборы в виде податей, рентных платежей, уплачиваемых большей частью в натуральной форме (натуральные сборы и повинности) и служили дополнением к трудовым повинностям свободного населения (позже крепостных крестьян), а также дани с покоренных народов. По мере развития товарно-денежных отношений налог приобретает денежную форму. В период политической раздробленности налоги в форме различных поборов становятся доходами крупных землевладельцев-феодалов, а с образованием централизованного государства – казны государства. Считается, что одним из первых таких денежных налогов был трибут – поголовный налог на всех граждан Римской империи во II в. н.э. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто изменялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества. На Руси государственные сборы называли подати- то есть принудительный платеж и упоминание о налогах (тягостях) относится к XVII веку н.э. Постепенно налоги превращаются в постоянный источник обеспечения государства средствами для выполнения им своих общественных обязанностей. Налоги во всех странах составляют основу доходной части государственного бюджета и используются, главным образом, на содержание государственных структур и создание резервных и страховых запасов на непредвиденные обстоятельства. В рыночной экономике налоги являются наиболее ощутимым средством воздействия государства на экономику. Это не случайное явление и объясняется оно тем, что при частной собственности на средства производства государство не является собственником значительного количества предприятий. Поэтому изымает посредством налогов часть национального дохода у предпринимателей и предприятий всех организационно-правовых форм собственности. Налоги являются важным фактором перераспределения национального дохода, призванным сглаживать колебания в системе распределения, а также заинтересовывать развитие отдельных видов деятельности или территорий. Они также позволяют регулировать внешнеэкономическую деятельность предприятий, воздействуют на привлечение инвестиций, определяют размеры прибыли и финансовое состояние предприятий. В Конституции РФ отмечается, что обязанностью каждого налогоплательщика (юридического и физического лица) является платить законно установленные налоги и сборы. Поэтому перед каждым предприятием и гражданином встает вопрос об организации налогового планирования. Цель налогового планирования – уменьшение законными средствами налоговых платежей. Для этого следует использовать все пробелы и достоинства налогового законодательства, своевременно и полностью вести бухгалтерский учет, защищать свои права в налоговой инспекции и арбитражном суде. Важно также соблюдать налоговую дисциплину, представлять отчетность и уплачивать налоги своевременно во избежание предъявления санкций и ухудшения материального состояния. Предметом изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» является механизм расчета и уплаты налогов в бюджет, экономико-правовые вопросы налогообложения и многое другое. Цель данного пособия – дать в доступной форме представление о налогах, их видах и функциях, в целом - о современной налоговой системе РФ.
Российской Федерации Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков, порядок их установления, взимания и отмены на территории РФ, полномочия и ответственность субъектов налоговых отношений. Вопросы для самоконтроля
1. С чем было связано появление и развитие налогов? 2. Дайте определение налоговой системы. 3. На что была направлена новая налоговая система РФ? Тесты 1. В каком году в России появилась новая налоговая система? а) 1990 год б) 1991 год в) 1992 год
2. Введение в действие в 1999 году какого законодательного актасущественно повлияло на налоговую систему России? а) Бюджетный кодекс б) Конституция РФ в) Налоговый кодекс РФ (часть 1) г) Таможенный кодекс
3. Можно ли охарактеризовать налоговую систему РФ, как стабильную? а) да б) нет
4. Назовите примерное количество взимаемых на территории РФ обязательных платежей. а) около 60 б) около 10 в) около 30 5. Какое понятие применимо к принципам изменения налогообложения в России? а) эволюционные преобразования б) революционные преобразования
Понятие налогов и сборов
В соответствии с НК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Обязательность означает, что все юридические и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов. Индивидуальная безвозмездность предполагает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику, как члену общества. Денежные средства тратятся политической властью на управление, военные цели, финансирование народного образования, медицины, на содержание государственных структур, создание резервных и страховых запасов на непредвиденные обстоятельства и на другие непроизводственные мероприятия. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. Почему же сделана оговорка - "не носящий характер наказания или компенсации"? Это связано с тем, что не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозмездности и по принуждению государства являются налогами. Например, взимаемые по решению государственного органа либо по приговору суда штрафы и конфискации, хотя и отвечают этим характеристикам, к налогам не относятся. Различие состоит в цели применения, ведь главное назначение штрафов – наказание виновных за совершение правонарушения, цель взимания налогов- пополнение соответствующего бюджета. Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов и, как правило, взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Они имеют материальную основу, то есть представляют собой реальную суммы денежных средств общества (финансовые ресурсы), мобилизуемую государством. Источник налогов - новая стоимость, то есть национальный доход, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами. Налогообложение представляет собой ограничение права собственности лиц. Сбор - это обязательный целевой взнос, который уже не носит индивидуально безвозмездный характер. Он взимается с организаций или физических лиц и его уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Сборы по своему характеру различны. Одни имеют контрольное значение (сбор с граждан-владельцев транспортных средств), другие носят компенсационный характер (например, разовый сбор на рынках). В отдельных случаях сборы носят добровольный характер, они устанавливаются общим собранием граждан и имеют специальное значение (например, на ремонт какого-либо объекта, на установку домофона и т.д.) Примеры сборов - лицензионные, регистрационные, за использование символики. Пошлина – это один из видов сборов, который взимается органами государственного управления, а также судебными органами при выполнении ими соответствующих функций. Это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера. Ставки пошлины могут превышать стоимость действительной услуги, если она вообще оказывается (как, например, в случае регистрации перехода собственности, оказание услуг по охране наследственной массы). Отличительной чертой пошлин является то, что они взимаются не со всех граждан, а с тех, которые вступают в соприкосновение с органами государственной власти по поводу каких-либо особых отношений с ними или между собой. С точки зрения "фиска" (казны) эти поводы являются особенно удобными для выявления и обложения имущества или дохода, когда имущество или доход выявляются наиболее полно. Пошлины классифицируются на: таможенную, почтовую, нотариальную, наследственную, судебную, страховую и другие пошлины. К ним принято относить и таможенные налоги, обычно называемые пошлинами, поскольку когда-то взимание их сопровождалось оказанием той или иной услуги купцам со стороны властей (например, предоставление мест, портовых устройств для торговли ввозимыми товарами.) Таможенные пошлины взимаются либо при ввозе иностранных товаров, либо при вывозе отечественных. Именно частичная возмездность сборов и пошлин отличает их от налогов. Второе отличие налогов от сборов состоит в относительно регулярном характере налогов (периодической уплаты в установленные сроки) на основании длительно существующих обстоятельств (например, владение какой-либо вещью, осуществление той или иной деятельности). Сборы имеют преимущественно разовый характер и связаны с возникновением краткосрочных обстоятельств (например, обращение в суд, как правило, предполагает уплату государственной пошлины.) Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Они предназначены для частичного покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных своих функций. Вопросы для самоконтроля 1.Перечислите основные направления расходования налоговых поступлений? 2. Объясните разницу между сборами и налогами. 3. Приведите классификацию пошлин. Тесты 1. Что собой представляет налог? а) обязательный сбор государства б) добровольный взнос физических лиц и юридических лиц в казну государства в) обязательный индивидуальный, безвозмездный взнос государству физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения его экономических задач г) экономическое воплощение существования государства.
2. Какую роль выполняют налоги в государстве? а) формирование доходов бюджета б) формирование расходов бюджета
3. Налогообложение-это… а) наделение юридических и физических лиц определенным кругом обязанностей б) ограничение права собственности лиц в) предоставление налогоплательщикам определенных прав Вопросы для самоконтроля 1. Расскажите об особенностях налогов. 2. Чем определяются социально-экономическая роль, сущность и функции налогов? 3. Какие еще методы мобилизации доходов в казну, кроме налогов, существуют? 4. Каким образом определяется уровень собираемости налогов? 5. Перечислите факторы, которыми обусловлены налоги как форма изъятия государством части дохода общества.
Тесты 1. Какую долю занимают налоги в бюджетах развитых стран? а) 30-40% б) 80-90% в) 50-60% 2. По расчетам какого ведомства определяется уровень собираемости налогов? а) Министерство по налогам и сборам РФ б) Налоговые органы в) Минфин РФ г) Правительство РФ
Функции налогов В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи несколько функций, главными из которых являются фискальная и регулирующая. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию. Фискальная функцияналогов (фиск - государственная казна) выражается в использовании части налоговых поступлений на содержание: правоохранительных органов, государственного аппарата, поддержание обороноспособности РФ, обслуживание внешнего и внутреннего долга страны, выполнение природоохранных мероприятий, благоустройство территорий, удовлетворение социальных нужд населения и т.д. С помощью фискальной функции образуется центральный денежный фонд государства - государство обеспечивается денежными средствами. С развитием рыночных отношений ее значение возрастает. Фискальная функция налогов формирует государственные финансовые ресурсы государства, и этим создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и обуславливает регулирующую функцию налогов. Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации (изменении) условий налогообложения. Она проявляется в экономическом принуждении, когда маневрируя налоговыми ставками, штрафами, государство оказывает влияние на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц, а в целом – на инвестиционный процесс, темпы роста производства и т.д. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а также могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. От конкретных условий зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг. Регулирующая функция проявляется через: · изменение ставок конкретных налогов; · установление льгот для отдельных категорий налогоплательщиков; · создание условий для оптимального развития народного хозяйства РФ, развития малого и среднего предпринимательства, регулирования внешнеэкономической деятельности, сдерживания инфляции и т.д. Влияние условий налогообложения на различные сферы экономической и социальной жизни чрезвычайно разнообразны. Они традиционно используются как средство демографической политики. Различные государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения. Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и низкоразвитые регионы, а также для вытеснения промышленного производства из мегаполисов. В рыночной экономике должна проводится линия на создание равных условий деятельности для всех предприятий независимо от форм собственности. При обложении налогами такой подход обеспечивается единым объектом обложения, едиными принципами формирования налогооблагаемой базы, едиными ставками налога, а также общей системой налоговых льгот. Следует учитывать, что существует некоторый предельный уровень налогообложения (по некоторым оценкам не более 40% от дохода), превышение которого фактически подрывает производственно-хозяйственную деятельность предприятий, сужает налогооблагаемую базу бюджета. Попытки пополнения бюджета путем завышения налоговых ставок могут привести (и приводят) к обратному результату. Налог должен не только сохранять накопленные капиталы, но и оставлять источники для их быстрого накопления, то есть сохранять стимул для совершенствования производства и инвестиций. Уровень реального дохода, достаточный для стимулирования производства, оставляемый в распоряжении предприятий, различен по отдельным отраслям и сферам экономики, но он существует объективно, и пренебрежение им в налоговой политике государства ведет к замедлению экономического роста, снижению эффективности производства. Функции налогов могут быть успешно реализованы только при соответствующем построении налоговой системы. Вопросы для самопроверки 1. В чем выражается фискальная функция? 2. Каким образом условия налогообложения влияют на экономические процессы? 3. Какой уровень налогообложения считается экономически целесообразным? 4. Каким образом проявляется регулирующая функция? Тесты 1. Фискальная функция налогов направлена на: а) формирование дохода бюджета б) выдачу зарплаты служащим Вопросы для самопроверки
1. Кто осуществляет налоговую политику? 2. Что относится к задачам налоговой политики? 3. Перечислите основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу. 4. Объясните какие виды налоговой политики существуют? Тесты 1. Налоговая политика государства – это: а) комплекс правовых действий органов власти и управления по наделению налогоплательщиков кругом прав и обязанностей б) комплекс мероприятий государства в области налогообложения
2. Частью какой политики является налоговая политика? а) бюджетной б) таможенной в) валютной г) финансовой Элементы налогообложения Налоги (сборы, пошлины) считаются установленными лишь в том случае, когда определены следующие обязательныеэлементы обложения: · объект налогообложения · налоговая база · налоговый период · налоговая ставка · порядок исчисления налога · порядок и сроки уплаты налога В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налогоплательщики не отнесены НК РФ к "элементам налогообложения", но они, так же как и обязательные элементы налогообложения, должны быть определены в актах законодательства о налоге для того, чтобы налог считался установленным. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало и другие элементы налога, при наличии которых налог считался законно установленным. Так, в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» устанавливались элементы налога, не предусмотренные законодательством в настоящее время, такие как: источник налога, единица налогообложения, налоговый оклад, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. В то же время в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» отсутствовали такие элементы, как: налоговый период, порядок исчисления налога и порядок уплаты налога. Следовательно, перечень элементов налога не ограничивается составляющими, указанными в ст. 17 НК РФ. Но вместе с тем там определено, какие элементы налога являются обязательными для его установления.
Ø Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг) имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборов связывает возникновение обязанностей по уплате налога. Название налога может вытекать из объекта (подоходный налог, налог на прибыль (доход) организаций). Под стоимостной характеристикой понимается оценка объекта в деньгах. Под количественной - внешняя определенность объекта: его величина, число, объем. К физическим характеристикам могут быть отнесены особенности, свойства (плотность, вязкость, показатель преломления света), а также технические характеристики объекта (мощность двигателя). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 НК РФ. Данная норма трактуется как провозглашение принципа однократности налогообложения, не позволяющего двум налогам использовать тождественные объекты налогообложения.
Ø Налоговая база - этостоимостная, физическая, или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета или на основе иных подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде производится перерасчет налоговых обязательств за период совершения ошибок. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов в хозяйственных ситуациях в порядке, определенном Минфином РФ и МНС РФ. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе данных об облагаемых доходах, получаемых в установленных случаях от организаций, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого в произвольной форме. Ø Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки. · Твердые ставки определяются в абсолютной сумме (акциз на дизельное топливо 1000 р. за 1т.) · Долевые ставки (процентные) выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на пропорциональные, регрессивные, прогрессивные. Пропорциональные - это ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения (налоговой базе). П рогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения (налоговой базы), при этом действует шкала ставок. До 2001г. подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 12 до 30% дохода плательщика. Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии - простую и сложную. При использовании простой шкалы возросшая ставка налога применяется ко всему объекту обложения (всей налоговой базе), - в настоящее время применяется крайне редко. При сложной шкале объект обложения (налоговая база) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку она обеспечивает ему более низкое обложение, чем простая, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой. Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога (налоговой базы ). Налоговые ставки и порядок их определения по федеральным налогам устанавливаются НК РФ. В отдельных случаях, указанных в нем, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
Ø Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. (Например, налог на прибыль организаций имеет налоговый период календарный год, отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев, год.) Ø Порядок исчисления налога Согласно НК РФ устанавливается порядок исчисления налога, при котором налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Ø Установление и использование льгот по налогам и сборам Льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. То есть это вычеты, скидки при определении налогооблагаемой базы, по существу - определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Они имеют большое социально-экономическое значение. Возможно полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с законодательством. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц. Для предпринимателей они стимулируют процесс производства. Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства. Кроме того, льготный налоговый режим воздействует на отраслевую структуру хозяйства. Налоговые льготы способствуют развитию наиболее важных отраслей хозяйства, от которых зависит технический прогресс и которые стимулируют техническое перевооружение медленно развивающихся отраслей. Для решения вопросов регионального развития страны также привлекаются налоговые льготы, создающие приток дополнительного капитала в экономически относительно отсталые районы. На практике в зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы: · общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога · специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков Именно специальные льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. При этом оно должно предвидеть изменения экономических процессов и оперативно менять налогообложение, и в первую очередь налоговые льготы. Налоговые льготы подразделяются в зависимости от органа, который предоставляет их: · льготы, предоставляемые центральной властью - преследуют общенациональные цели; · льготы, предоставляемые местными органами самоуправления - имеют узкое значение. Часто на практике налоговые льготы классифицируются по получателям: · льготы хозяйствующим субъектам; · льготы гражданам Юридические лица получают в результате официального освобождения части прибыли от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогообложения в результате налоговых скидок с физических лиц позволяет им расширить потребительские расходы или сбережения. Дополнительные потребительские расходы и сбережения через кредитную систему также могут стимулировать рост производства. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Ø Порядок и сроки уплаты налогов и сборов Срок уплаты налогов (сборов) определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Срок уплаты налога (сбора) может быть изменен путем переноса установленного срока уплаты на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога (сбора) допускается в исключительных случаях в формах: · отсрочки, · рассрочки, · налогового кредита, · инвестиционного налогового кредита Важное значение для налогоплательщика имеет отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора. Отсрочка (рассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Предоставляться может по одному или нескольким налогам при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийных бедствий, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. 2) Задержка лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа. 3) Угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога 4) Невозможность единовременной уплаты налога вследствие имущественного положения физического лица 5) Если производство и (или) реализация товаров, работ, услуг лицом носит сезонный характер. 6) При иных основаниях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (далее ТК) в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.167.85 (0.015 с.) |