Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоговая политика: понятие и сущностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Функции налогов реализуются государством посредством налоговой политики. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики.
Налоговая политика строится государством по определенному типу. Можно выделить три типа, успешно сочетающихся между собой:
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ, является Минфин РФ, а за ее выработку и осуществление – Министерство по налогам и сборам РФ (далее МНС РФ). Можно выделить следующие основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу: · снижение налогового бремени посредством отмены неэффективных налогов; · выравнивание условий налогообложения посредством отмены всех необоснованных льгот, устранения деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам; · упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов. Следует учесть, что налоговая политика будет изменяться вслед за изменением государственных приоритетов стимулирования отдельных видов деятельности, производства, экспорта и импорта продукции.
Вопросы для самопроверки
1. Кто осуществляет налоговую политику? 2. Что относится к задачам налоговой политики? 3. Перечислите основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу. 4. Объясните какие виды налоговой политики существуют? Тесты 1. Налоговая политика государства – это: а) комплекс правовых действий органов власти и управления по наделению налогоплательщиков кругом прав и обязанностей б) комплекс мероприятий государства в области налогообложения
2. Частью какой политики является налоговая политика? а) бюджетной б) таможенной в) валютной г) финансовой Элементы налогообложения Налоги (сборы, пошлины) считаются установленными лишь в том случае, когда определены следующие обязательныеэлементы обложения: · объект налогообложения · налоговая база · налоговый период · налоговая ставка · порядок исчисления налога · порядок и сроки уплаты налога В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налогоплательщики не отнесены НК РФ к "элементам налогообложения", но они, так же как и обязательные элементы налогообложения, должны быть определены в актах законодательства о налоге для того, чтобы налог считался установленным. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Налоговое законодательство на различных этапах своего развития предусматривало и другие элементы налога, при наличии которых налог считался законно установленным. Так, в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» устанавливались элементы налога, не предусмотренные законодательством в настоящее время, такие как: источник налога, единица налогообложения, налоговый оклад, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. В то же время в соответствии с п.2 ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» отсутствовали такие элементы, как: налоговый период, порядок исчисления налога и порядок уплаты налога. Следовательно, перечень элементов налога не ограничивается составляющими, указанными в ст. 17 НК РФ. Но вместе с тем там определено, какие элементы налога являются обязательными для его установления.
Ø Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг) имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборов связывает возникновение обязанностей по уплате налога. Название налога может вытекать из объекта (подоходный налог, налог на прибыль (доход) организаций). Под стоимостной характеристикой понимается оценка объекта в деньгах. Под количественной - внешняя определенность объекта: его величина, число, объем. К физическим характеристикам могут быть отнесены особенности, свойства (плотность, вязкость, показатель преломления света), а также технические характеристики объекта (мощность двигателя). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 НК РФ. Данная норма трактуется как провозглашение принципа однократности налогообложения, не позволяющего двум налогам использовать тождественные объекты налогообложения.
Ø Налоговая база - этостоимостная, физическая, или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета или на основе иных подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде производится перерасчет налоговых обязательств за период совершения ошибок. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов в хозяйственных ситуациях в порядке, определенном Минфином РФ и МНС РФ. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе данных об облагаемых доходах, получаемых в установленных случаях от организаций, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого в произвольной форме. Ø Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки. · Твердые ставки определяются в абсолютной сумме (акциз на дизельное топливо 1000 р. за 1т.) · Долевые ставки (процентные) выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на пропорциональные, регрессивные, прогрессивные. Пропорциональные - это ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения (налоговой базе). П рогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения (налоговой базы), при этом действует шкала ставок. До 2001г. подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 12 до 30% дохода плательщика. Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии - простую и сложную. При использовании простой шкалы возросшая ставка налога применяется ко всему объекту обложения (всей налоговой базе), - в настоящее время применяется крайне редко. При сложной шкале объект обложения (налоговая база) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку она обеспечивает ему более низкое обложение, чем простая, когда весь доход подлежит обложению высокой ставкой. Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога (налоговой базы ). Налоговые ставки и порядок их определения по федеральным налогам устанавливаются НК РФ. В отдельных случаях, указанных в нем, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.
Ø Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. (Например, налог на прибыль организаций имеет налоговый период календарный год, отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев, год.) Ø Порядок исчисления налога Согласно НК РФ устанавливается порядок исчисления налога, при котором налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Ø Установление и использование льгот по налогам и сборам Льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. То есть это вычеты, скидки при определении налогооблагаемой базы, по существу - определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Они имеют большое социально-экономическое значение. Возможно полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с законодательством. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц. Для предпринимателей они стимулируют процесс производства. Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства. Кроме того, льготный налоговый режим воздействует на отраслевую структуру хозяйства. Налоговые льготы способствуют развитию наиболее важных отраслей хозяйства, от которых зависит технический прогресс и которые стимулируют техническое перевооружение медленно развивающихся отраслей. Для решения вопросов регионального развития страны также привлекаются налоговые льготы, создающие приток дополнительного капитала в экономически относительно отсталые районы. На практике в зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы: · общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога · специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков Именно специальные льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. При этом оно должно предвидеть изменения экономических процессов и оперативно менять налогообложение, и в первую очередь налоговые льготы. Налоговые льготы подразделяются в зависимости от органа, который предоставляет их: · льготы, предоставляемые центральной властью - преследуют общенациональные цели; · льготы, предоставляемые местными органами самоуправления - имеют узкое значение. Часто на практике налоговые льготы классифицируются по получателям: · льготы хозяйствующим субъектам; · льготы гражданам Юридические лица получают в результате официального освобождения части прибыли от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогообложения в результате налоговых скидок с физических лиц позволяет им расширить потребительские расходы или сбережения. Дополнительные потребительские расходы и сбережения через кредитную систему также могут стимулировать рост производства. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Ø Порядок и сроки уплаты налогов и сборов Срок уплаты налогов (сборов) определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Срок уплаты налога (сбора) может быть изменен путем переноса установленного срока уплаты на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога (сбора) допускается в исключительных случаях в формах: · отсрочки, · рассрочки, · налогового кредита, · инвестиционного налогового кредита Важное значение для налогоплательщика имеет отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора. Отсрочка (рассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Предоставляться может по одному или нескольким налогам при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийных бедствий, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. 2) Задержка лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа. 3) Угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога 4) Невозможность единовременной уплаты налога вследствие имущественного положения физического лица 5) Если производство и (или) реализация товаров, работ, услуг лицом носит сезонный характер. 6) При иных основаниях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (далее ТК) в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по оплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К нему прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований. Копия заявления направляется заинтересованным лицом в 10-ти дневный срок в налоговый орган по месту его учета. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. Налоговый кредит - изменение срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных выше в подпунктах 1-3. Он может быть предоставлен по одному или нескольким налогам. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога от 1 до 5 лет, когда организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица, претендующего на такое изменение: 1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах 2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах 3) имеются основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительство. Органы, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты: Минфин РФ может принять решение об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований - по региональным и местным налогам соответственно. Государственный таможенный комитет (далее ГТК) или уполномоченные таможенные органы решают вопрос об изменении срока уплаты по налогам и сборам, взимаемым с товаров, пересекающих таможенную границу РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, изложенных в НК РФ. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налогов возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в наличной или безналичной форме в установленные сроки. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Федеральных налогов – НК РФ, региональных и местных налогов - соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Те же правила установлены для порядка уплаты сборов. Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей банки несут ответственность в соответствии с НК РФ. Таким образом, только при установлении описанных выше элементов налогообложения возможно правильное и своевременное исчисление и уплата налогов (сборов).
Вопросы для самоконтроля
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.61.243 (0.011 с.) |